Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Потестарная и политическая культура 4 страница




Зак. 829 145


Лиги разные племена и роды были представлены неравномерно, а права их сахемов были неодинаковы72.

Надо, впрочем, иметь в виду вовсе не универсальный харак­тер ирокезского образца военной демократии. В частности, у ирокезов не возникали личные дружины, а должностные лица типа «вождей Сосны» отнюдь не характерны для других об­ществ, с достаточными основаниями относимых к военно-демо­кратическим.

Еще одно свидетельство ограниченности военной демокра­тии— фактическое неравенство и в среде собственно воинов. Главная и самая ценная доля военной добычи в большинстве случаев теперь поступала в распоряжение военного вождя и его дружинников. Первоначальная идея равенства при дележе захваченного имущества перерождалась в нечто принципиально иное — в представление, что всякий воин, участвовавший в по­воде, имеет право на свою долю добычи. Но размеры и качест­во такой доли теперь уже зависят от его положения в военной иерархии. Такая трансформация отразилась в нормах раздела, сложившихся у самых разных народов, проходивших стадию военно-демократической организации или подходивших близко к ней. Так, привилегированное в этом отношении положение старших разрядов воинов было отмечено у ндебеле Юго-Восточ­ной и Южной Африки73, у некоторых народов древней Ев­ропы, у арабов доисламской эпохи. В последнем случае зафик­сированная сунной правовая норма, устанавливавшая, что конный воин получает три доли против одной у пешего, отра­жала, по существу, как раз уже сложившееся ко времени воз­никновения ислама разграничение между рядовыми соплеменни­ками и племенной аристократией.

Насколько можно судить, военная демократия была одной из довольно распространенных в общемировом масштабе форм институционализации власти в эпоху классообразования. Види­мо, именно поэтому в нашей науке довольно долго господство­вала тенденция рассматривать ее как явление универсальное, а также непосредственно предшествовавшее складыванию госу­дарства74. Однако сейчас накоплено достаточно фактического материала, и в первую очередь этнографического, чтобы не со­гласиться с такой точкой зрения. Прежде всего далеко не во всех доступных этнографическому изучению обществах оказа­лось возможно проследить сколько-нибудь доказуемые черты, которые можно было бы связать с военно-демократической орга­низацией. А в последние десятилетия стало очевидным, что военная демократия непосредственно не превращалась в поли­тическую, государственную организацию: такой переход проис­ходил практически всегда через иные общественные структуры, которые получили у многих авторов название «военно-иерархи-ческих»75.

Логично предполагать, что появление военно-иерархической организации в большинстве случаев было результатом коренно-


го перерождения военной демократии как формы организации власти: демократические элементы постепенно сходили на нет, реальная власть все больше сосредоточивалась в руках военно­го предводителя с его родней и приближенными, и в конечном счете на месте некогда существовавшего народовластия, пусть даже и неполного, вырастала авторитарная военно-иерархиче­ская система. Весь социальный смысл происходивших перемен заключался в том, что чем дальше, тем больше власть военного вождя отрывалась от авторитета традиции, находя свою опору в факторах реального могущества — в богатстве, в непрерывном расширении круга зависимых от него людей (разных и по сте­пени, и по характеру зависимости) и, наконец, в вооруженной силе, представленной дружиной. Дружине принадлежало здесь особое место, ибо чаще всего именно она поставляла кадры для зародышевого административного аппарата при вожде. В этом своем качестве она логически развивала тенденцию, наметив­шуюся ссамого начала появления в обществе независимой от ополчения военной силы.

С самого начала дружина создавалась вне рамок традиции, и объединяли ее членов не родственные и не общинные связи (хотя какую-то второстепенную роль они в отдельных случаях играть могли). Основой здесь служили профессиональная воен­ная деятельность, ориентация на военный грабеж как главный источник средств к существованию, дополнявшиеся личной пре­данностью удачливому военному предводителю. Именно эта личная преданность приобретала для последнего особую цен­ность, когда ему приходилось создавать какую-то только ему подчиненную организацию власти в обществе. В рамках дру­жины чаще всего не сохранялись те грани, которые за ее пре­делами достаточно жестко разделяли людей разного исходного социального статуса, прежде всего разного происхождения. В число дружинников мог войти любой чужак, им мог стать вольноотпущенник и даже раб. Все это как раз и обеспечивало преданность вождю, о которой шла речь выше. Отнюдь не слу­чайно множество предклассовых и раннеклассовых, да и доста­точно развитых классовых обществ знало постоянную «гвар­дию» правителя, чаще всего сформированную из чужаков, людей без сколько-нибудь прочных корней в данном обществе.

Используя такой инструмент, военный вождь не просто мог в принципе выдвинуться на первое место, превратившись в фактического руководителя всего общества. Он получал воз­можность основательно перераспределить влияние и богатство в пределах правящего слоя. Действительно, дружинники и про­чие приближенные вождя, используя свои независимые от традиционного производства материальные возможности и сто­явший за ними авторитет самостоятельной организации военной силы, могли успешно соперничать с родо-племенной аристокра­тией за власть и влияние. И в случае необходимости вождь ока­зывался в состоянии, опираясь на дружину, навязать этой

10* 147


аристократии свою волю. И наоборот, приближенные вождя могли прибегнуть к его авторитету в своем соперничестве с традиционной знатью.

По всей видимости, борьба между старой родо-племенной аристократией и новой знатью военного происхождения, кото­рая может быть обозначена, если иметь в виду общества ран­неклассовые, термином «царские люди» (понятно, достаточно условным), была в мировой истории явлением универсальным. Как общее правило, верх в этой борьбе одерживала новая аристократия, традиционная родо-племенная верхушка оттесня­лась на второй план. Конечно, эта верхушка сопротивлялась, и в отдельных конкретных случаях такое сопротивление могло быть и упорным и успешным (вероятно, именно так и обстояло дело в обществах, пошедших по аристократическому пути поли-тогенеза). Но в целом в той мере, в какой новая знать не пыта­лась покуситься на собственность, которой уже располагала старая аристократия, дело обычно завершалось компромиссом в той или иной его форме, тем более что именно военная аристо­кратия оказывалась еще и одним из самых надежных противо­весов возраставшему недовольству и сопротивлению рядовых соплеменников.

Понятно, все эти явления постепенно обретали и идеологиче­скую санкцию. Представления о закономерности и необходи­мости существования, а затем и привилегированного статуса самого вождя и его непосредственного окружения трансформи­ровались в перспективе в представление о вожде как олицетво­рении целостности и благополучия коллектива, представление, которое рассматривается в предыдущих главах. Отсюда недале­ко было и до идеи сакрального правителя, ставшей затем одной из основ идеологической санкции власти в раннеклассовых, ран-негосударственных обществах. Общая тенденция в развитии представлений о власти в эпоху классообразования, как уже говорилось, включала и движение от коллектива к индивиду в качестве символа общества и залога его благополучия. Речь шла, естественно, об авторитете сана, а не его конкретного но­сителя 76. Но такие изменения в идеологической сфере были не­обходимой частью процесса перехода от потестарной власти к политической.

Другим столь же необходимым аспектом такого перехода было постепенное ограничение круга лиц, имевших доступ к во­енной деятельности. Это было особенно важно в обществах, создавших военно-демократические и военно-иерархические фор­мы организации власти: любой свободный в них был по идее потенциальным воином. И поэтому одной из главных задач, которые решали военно-иерархические структуры в процессе становления политической власти, как раз и было постепенное лишение народа оружия посредством сугубой специализации и профессионализации военного аспекта жизни общества77.

В некоторых случаях институционализация власти происхо-


дила через складывание общественных структур, которые полу­чили в нашей литературе обозначения «общинно-кастовые»78 или «сословно-кастовые» 79. Речь идет об обществах с жесткой фиксацией форм общественного разделения труда, сложившихся на какой-то определенный момент их развития под воздействи­ем тех или иных конкретно-исторических условий. Такая фикса­ция осуществлялась на уровне целостных профессиональных групп, зачастую этнопрофессиональных. Конкретные пути скла­дывания таких вариантов организации не всегда можно просле­дить. Несомненно, иногда их появление бывало связано с завое­ванием, которое обращало побежденных в зависимое неполно­правное население, как это было, например, в ряде обществ во-сточноафриканского Межозерья80. Регион этот интересен еще и в том отношении, что в нем существование развитых систем общинно-кастового (сословно-кастового) типа сочеталось с ши­роким распространением отношений «патрон—клиент» и оба эти фактора успешно дополняли друг друга (хотя надо сказать, что в последнее время привычные представления о степени распро­странения и того и другого в доколониальном Межозерье нача­ли подвергаться критике81). Но известны и случаи складывания сословно-кастовых структур без всякого участия военного фак­тора 82.

По-видимому, в тех случаях, когда подобного рода структу­ры возникали мирным путем, их появление облегчалось и таки­ми обстоятельствами, как раннее сложение иерархии статусов общин и родов или ранняя узурпация социальной верхушкой основных средств производства; слабое развитие обмена тоже могло выступать в роли стимулятора такого развития83. Для шас, однако, важно в данном случае другое: сословно- или об-зщинно-кастовая организация, будучи эффективным механизмом институционализации власти, тем не менее могла серьезно за­медлять завершение процесса классо- и политогенеза, обнару­живая тенденцию к стабилизации общества на предклассовом, а его потестарной организации — на позднепотестарном уровне. В качестве примера можно назвать общества народа и, или носу, в высокогорном районе Ляншань китайской провинции Сычуань.

У и существовала весьма развитая социальная стратифика­ция. Само название народа есть одновременно название его «благородного» сословия, собственно и (носу). Остальные со­словия находились в разной степени зависимости от и — от по­лурабской до полукрепостной. Но, несмотря на это, у и так и не сформировалась единая политическая организация. При низ­ком уровне развития производительных сил роды, включавшие каждый только членов какого-то одного сословия, очень рано образовали иерархию, в которой аристократические роды, соб­ственно, и превратились в своего рода потестарнке структуры, закрыв путь к формированию политических отношений. Или, по выражению установивших это обстоятельство исследователей, «организация политической (точнее, потестарной.— Л. К.) вла-


сти на основе кровнородственного единства оказалась... не в состоянии преобразоваться в политическую власть, основанную на классовом единстве»84. Этот пример свидетельствует о том что сама по себе институционализация власти, даже зашедшая очень далеко, в условиях общинно- или сословно-кастовых структур могла оказаться тупиковым путем, если отсутствовали или не проявлялись в должной мере остальные факторы поли-тогенеза, прежде всего в сфере производственной.

6. Формы институционализации власти рассматривались вы­ше по преимуществу с точки зрения их социально-экономиче­ской обусловленности. Но с этим, так сказать, базовым уровнем потребности в институционализации взаимодействовал и дру­гой— назовем его организационно-функциональным. Дело в том, что для заключительного этапа эпохи классообразования характерно было укрупнение и усложнение социальных единиц надобщинного уровня. На первое место все более выходило пле­мя в его качестве социально-потестарного организма; этнокуль­турные функции племени во все возраставшей степени оказыва­лись второстепенными по сравнению с потестарной.

Место племени в общей последовательности эволюции форм общественной организации в наши дни оценивается неоднознач­но. В центре дебатов по этому поводу находится то бесспорное само по себе соображение, что представление о племени как общности одновременно и социально-потестарной и этнокультур­ной, длительное время считавшееся в науке аксиомой и восхо­дящее к Л. Г. Моргану, справедливо в основном в применении к племенам сравнительно позднего этапа существования перво­бытнообщинного строя. Действительно, именно таковы были ирокезы, на изучении племенной структуры которых и построил Л. Г. Морган свою концепцию85. Основываясь на этом, многие исследователи на Западе выдвинули тезис, будто племя как форма общественной организации вообще было явлением в об­щеисторическом плане вторичным, возникая под влиянием кон­такта с более развитыми обществами, прежде всего классовыми. Сторонники такой точки зрения—полнее и последовательнее всего ее аргументировал М. Фрид — подчеркивают, собственно, в первую очередь военную и потестарную функции племенной организации. Ведь в контакте с более развитыми соседями воен­ное давление и противодействие ему занимали одно из глав­ных мест86.

Первичность или вторичность племени сама по себе нас здесь интересует сравнительно мало. В общем в отечественной литературе последних лет преобладает мнение, что пока нет достаточных аргументов в пользу того, чтобы безоговорочно считать племенную форму организации вторичной и поздней87. Однако в любом случае несомненно, что племя превращается в важнейшую социально-потестарную общность именно в эпоху классообразования. И именно такое племя обычно предшество­вало последней стадии развития потестарной организации —


вождеству, которое уже непосредственно переходило в раннее государство, хотя, надо сказать, такая последовательность вов­се не была обязательна. Племя и вождество могли представлять и самостоятельные линии эволюции. Так, на Гавайях вождества возникали без прохождения обществом «предварительного» этапа этнопотестарного племени.

С племенем этого типа были органически связаны (вне пле­менной организации они вообще были бы немыслимы) военно-демократические и военно-иерархические формы институциона-лизации власти. И те и другие способствовали ускоренному социально-экономическому расслоению общества. Выделявшая­ся при этом общинно-родовая знать становилась одной из глав­ных фигур в процессе классогенеза, противопоставляя себя ря­довым соплеменникам. Эта же знать, в свою очередь, обнару­живала наибольшую заинтересованность в институционализа-ции власти, которая закрепила бы ее статус и привилегии. И в то же самое время превращение прежней общинно-родовой ари­стократии в племенную знать было непосредственно связано с возрастанием военной и потестарной ролей племени.

Все это прямо обусловливалось разрушением традиционной замкнутости общин, по мере того как расширялись производство и обмен: необходимость увеличения размеров социально-поте-старных единиц упорно пробивала себе дорогу. И в том же на­правлении действовала обстановка непрерывно расширявшихся по своим масштабам грабительских военных акций: выстоять в одиночку изолированные общины были бы не в состоянии, нуж­но было объединяться. Наконец, не последнее место занимало и стремление сформировавшейся уже в общинах общинно-родовой знати по возможности расширить зону своего непосредственного влияния, а в более отдаленной перспективе включить в нее и не­родственное первоначальной общности население. Такое расши­рение зоны влияния заметно увеличивало массу поступавшего в распоряжение этой знати и ею перераспределявшегося общест­венного продукта.

По-видимому, мы можем говорить о прямой зависимости между степенью развития племенной организации как поте-старного механизма и тем, насколько то или иное общество ока­зывалось продвинувшимся по пути классогенеза. Едва ли слу­чайно, например, что такая форма племени была почти неизве­стна у австралийских аборигенов и в то же время получала наибольшее распространение в обществах, которые в том или ином регионе земного шара олицетворяли самый высокий для него уровень социально-экономического развития.

Те же самые факторы, которые обусловливали и ускоряли превращение племен в преимущественно социально-потестарную общность, делали неизбежной и необходимой и дальнейшую ин­теграцию общества, на сей раз уже на надплеменном уровне. Формы такого рода интеграции прошли несколько этапов в сво­ем развитии. Более ранний из них представлен был прежде все-


го объединениями индейских племен Северной Америки, такими, как та же Лига ирокезов, Конфедерация криков, Союз дакота. В принципе в таких объединениях еще сохранялись более или менее равноправные отношения между входившими в них пле­менами. Притом и степень самостоятельности этих племен быва­ла достаточно велика. Но ход общественного развития толкал эти союзы в сторону превращения из союза равных в иерархиче­ски организованную структуру, в которую входили уже и племе­на, не связанные с основателями объединения никакими род­ственными узами. Скажем, в Лигу ирокезов такие чужаки инте- грировались в качестве «младших» членов — неполноправных и подвергавшихся эксплуатации; главной формой эксплуатации служила дань, но нередки были случаи сгона «младших» пле­мен с их земель 88. На таких правах включались в Лигу делава-ры, некоторые нейтральные племена, часть гуронов, шауни. Ха­рактерно при этом, что даже широко распространенная практи­ка адоптации (массовой!) чужаков не изменяла ведущей тенденции. «Усыновленные» оставались хотя и соплеменниками, но как бы второго сорта. Об этом свидетельствует, например распространенное использование их труда в земледелии — тра-диционно «женской», по ирокезским представлениям, отрасли производства, да еще совместно с женщинами89.

Иерархические союзы племен такого рода достаточно хорошо-известны и в евразийских степях, например у скифов или мас-сагетов, и в Юго-Восточной Европе у фракийцев, в разных райо­нах Африки — у туарегов Сахары, бантуязычных нгуни и шона Южной- и Центральной Африки. Все эти объединения племен характеризовались обязательным наличием зачаточных форм эксплуатации. Причем эксплуатации как коллективной «млад­ших» племен союза его полноправными, «благородными» члена­ми, так и индивидуальной, главным образом захваченных в составе полона иноплеменников и неполноправных адоптирован­ных чужаков. И почти всегда существовала еще и данническая эксплуатация соседей, не входивших в состав союза. Эта внеш­няя эксплуатация в сочетании с военным грабежом могла быть и очень интенсивной. В тот или иной период она вообще могла оказываться главным источником прибавочного продукта, кото­рый поступал в распоряжение племенной верхушки, образуя экономическую основу ее функционирования в качестве правя­щего слоя общества. Притом внешняя эксплуатация на какое-то время отодвигала на второй план попытки племенной знати пе­рейти к отчуждению продукта у соплеменников, порой вообще делала их ненужными. Понятно, что любые варианты внешней эксплуатации требовали особого внимания к военной органи­зации как единственной надежной гарантии ее сохранения. А эта организация составляла уже готовый аппарат власти в слу­чае ее обращения внутрь общества, против своего же народа, т. е. ради эксплуатации внутренней. Но такое обращение проис­ходило обычно у народов оседлых, ведших земледельческое или


комплексное хозяйство. У кочевников, если они рассматривают­ся сами по себе, до этого обычно не доходило: прикрытием и га­рантией внутренней эксплуатации служили в первую очередь традиции родовой взаимопомощи, приобретавшие с течением времени смысл, прямо противоположный первоначальному, но тем не менее оставшиеся весьма эффективным социально-психо­логическим фактором, умерявшим проявление протеста со сторо­ны эксплуатируемой кочевой бедноты. Впрочем, использование этих традиций никогда не было препятствием к применению си­лы, если оно оказывалось необходимым.

По-видимому, при современном уровне наших знаний можно утверждать, что окончательному оформлению государства даже в ранней его форме предшествует промежуточный тип поздне-потестарной надстройки — вождество. Само английское слово chiefdom, эквивалентом которого служит русское «вождество», было употреблено К. Обергом в 50-х годах поначалу для обо­значения социально-потестарных структур индейских племен бразильского штата Мату-Гросу 90. Однако как понятие, связан­ное с определенной стадией в эволюции социально-потестарной организации, оно было окончательно предложено в начале 60-х годов Э. Сервисом, который его рассматривает в качестве само­стоятельного уровня «социокультурной интеграции» в своей схе­ме91. С точки зрения экономической это понятие сопрягается со стратифицированным обществом, по М. Фриду, т. е. таким, в ко­тором дифференцированным статусам соответствует и неравен­ство в доступе к важнейшим ресурсам общества 92.

В нашей литературе подробное рассмотрение этой формы по­тестарной организации было проделано Л. С. Васильевым (хотя он и предпочел слову «вождество» просто транскрипцию англий ского «чифдом», что, однако, не меняет сколько-нибудь серьезна существа дела)93. Предложенная им дефиниция гласит: «Чиф­дом—. это основанная на нормах генеалогического родства, зна-комая с социальным и имущественным неравенством, разделе­нием труда и обменом деятельностью и возглавляемая сакрали-зованным лидером политическая структура, главной функцией которой является административно-экономическая, отражаю- щая объективные потребности усложняющегося коллектива. Чифдом являет собой как раз тот этап, на котором правитель из слуги общества начинает становиться, выражаясь словами Ф. Энгельса, господином над ним» 94.

С таким определением можно, однако, согласиться далеко не во всем. Это относится прежде всего к характеристике «поли­тическая»: в то время как Л. С. Васильев не считает разграниче­ние потестарного и политического необходимым и операцио­нальным 95, мне в существе вождества представляется главным как раз то, что оно еще не политическая, а именно позднепоте-старная, если угодно, предполитическая форма организации.

Сомнителен тезис о сакрализованном лидере как непремен­ной черте вождества; скорее на этом уровне эволюции поте-


старной культуры наблюдалось зарождение тенденции к сакра­лизации, делающейся действительно универсальной на следую­щем этапе — в раннем государстве (об этом см. выше, в гл. 3 настоящей книги).

Спорен, наконец, и вопрос о том, правомерно ли ставить знак равенства между вождеством и протогосударством, по выраже­нию Л. С. Васильева 96. Ведь протогосударство — это уже госу­дарство, пусть на самых ранних этапах своего существования, а отнюдь не предполитическая структура 97.

Тем не менее подробный анализ вождества именно как адми­нистративной структуры, выполненный Л. С. Васильевым, в ос­новном избавляет меня от необходимости всесторонне рассмат­ривать его с этой точки зрения. Хочу задержаться лишь на од­ном из аспектов становления вождества — закреплении наследственного характера власти за численно и социально ог­раниченной группой лиц, связанных родственными узами, в свя­зи с тезисом о нераздельности понятий собственности и власти в доклассовых обществах, в которых существовала единая систе­ма «власть —собственность» 98 (сам по себе тезис представля­ется мне логическим развитием мысли Ф. Энгельса о двух воз­можных путях классогенеза).

Если возвратиться к упоминавшемуся выше укрупнению мас­штаба социально-потестарных единиц как характерной черте за­вершающего этапа эпохи классообразования, то вполне очевид­но, что в принципе подобное укрупнение с необходимостью тре­бовало укрепления руководства такими увеличивавшимися единицами. Тем более важно здесь было не только само по себе увеличение размера общности, но и то, что оно сочеталось с уве­личением масштаба системы, в которой происходило перерас­пределение общественного продукта (редистрибуционной сети в западной экономантропологии): последнее могло быть результа­том как возрастания численности и плотности населения в рам­ках данного коллектива, так и возможного территориального расширения.

Естественно, и сами носители общественных должностных функций, и общество в целом были кровно заинтересованы в максимальной стабилизации руководства и обоснованности при­нимаемых управленческих решений. А это требовало налажен­ной и эффективной системы передачи накопленного управленче­ского опыта и его усвоения, иными словами, сохранения преем­ственности в руководстве. В обществе, не знавшем письменно­сти,— а таковы были все доклассовые общества — самым естественным и привычным, да и самым простым путем переда­чи и закрепления этого опыта могла быть только межпоколен­ная его трансмиссия в рамках семьи. Отсюда и начиналась тен­денция к закреплению организационно-административных функ­ций за теми семьями, члены которых их уже осуществляли. А это означало, что складывалась система наследственных (пони­мая это слово в широком смысле, необязательно связанном с


прямым наследованием от отца к сыну) носителей власти. И притом ввиду усложнения общественной структуры в целом про­исходило и уточнение контуров такой системы, и она мало-по­малу приобретала иерархический характер.

В сочетании со все расширявшейся тенденцией к использо­ванию формальными лидерами коллектива общественных фон­дов на личные нужды это совершенно неизбежно вело к возник­новению сначала наследственных статусов, а затем и наследст­венной аристократии, которая в конечном счете сосредоточивала в своих руках руководство всеми без исключения сферами обще­ственной жизни (что, кстати, предполагало в дальнейшем и не­минуемую специализацию в среде самой этой аристократии). Но это было равнозначно превращению к конечном счете и самого права доступа к руководству и к власти в любой из таких сфер в своего рода корпоративную сооственность сложившейся знати, т. е. именно власти-собственности в несколько отличном от пред­ложенного Л. С. Васильевым понимании. Причем аристократия очень рано стала обнаруживать склонность к последовательно­му сужению и ограничению состава самой корпорации имевших доступ к власти лиц. В крайнем своем выражении такая тенден­ция могла приобрести вид ограничения наследственной аристо-кратии одной только правящей родственной группой. Примером

такого развития может служить Буганда конца XVIII—XIX в. (но в подобных случаях почти неизбежно возникала аристокра­тия служилая, хотя и не наследственная).

Конечно, этнографические материалы засвидетельствовали наличие случаев власти, передаваемой по наследству, даже у народов, пребывающих и сегодня еще далеко от самых ранних этапов разложения первобытнообщинного строя. Так обстоит де­ло, например, с главарями бушменских локальных групп или в некоторых племенах австралийцев100. Параллельно с этим у многих примитивных земледельцев наблюдаются и определенные привилегии, предоставляемые главарям или лидерам: право на пользование лучшими земельными участками или, что. в таких обществах было особенно важно, право на несколько жен или на преимущественный выбор женщин в составе военной добычи. Такие привилегии прослеживаются у многих групп индейцев Южной Америки — боро, хиваро, чикито — или, скажем, у па-пуасов-кума. В таком смысле совершенно справедливо ут­верждение, что становление общественных должностей есть одновременно один из самых ранних шагов к институционализации имущественного неравенства, и именно здесь, пусть и в зачаточ­ной форме, проявляется та неразрывая связь между властью и привилегией, которая в дальнейшем становится характерна для всякого общества с антагонистическими классами 102. Тем не ме­нее справедливо будет утверждать и то, что как преобладающие тенденции и наследственный характер власти, и институциона-лизация связанных с нею привилегий приходятся именно на поздний этап политогенеза, а именно на тот, которому соответ-


ствует вождество в качестве основной формы потестарной орга­низации. Обоим процессам способствуют и усложнение обще­ственного производства и общественной структуры, и резко воз­росшая роль военной деятельности. Но даже конический клан приобретает структурообразующее значение в общественной ор­ганизации только тогда, когда в этом возникает объективная по­требность: как раз для закрепления, во-первых, наследственной власти в руках немногочисленной аристократической корпора­ции и, во-вторых, материальных и ритуальных привилегий за членами той же корпорации.

7. Понятно, что и в данном случае, так же, впрочем, как, ве­роятно, вообще в истории, едва ли возможно точно определить момент, когда на месте вождества появляется раннее государст­во как специфическая форма организации власти в обществе, хо­тя попытки такого рода и предпринимались. Мы имеем дело с процессом, причем отнюдь не однолинейным. Раннее государство отличает в качестве характерной черты нестабильность, больше того в не столь уж малом, по-видимому, числе случаев и обра­тимость. Если, например, взять некоторые полинезийские «слож­ные» вождества, то не так просто будет вполне однозначно отве­тить, с вождествами или все-таки с ранними государствами мы имеем дело. Именно поэтому представляется плодотворным предложенное X. Классеном и П. Скальником подразделение форм раннего государства на три последовательных этапа: за­рождающееся (inchoate), типическое, переходное105. При такой классификации критериями служат в конечном счете степень специализации административного аппарата и налогообложе­ния, соотношение между степенью сохранения в качестве струк­турообразующего принципа кровнородственных связей и ролью связей территориальных, наконец, степень перехода от отноше­ний реципрокации в процессе перераспределения продукта к господству частной собственности (а в конечном счете по завер­шении формирования предпосылок для развития «открыто анта­гонистических классов»).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 452 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.029 с.