Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Потестарная и политическая культура 1 страница




В РЕАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ

От природы никто не получал права повелевать другими.

Д. Дидро. Политическая власть («Энциклопедия»)

Собственность и должность были поч­вой, на которой выросла аристократия.

Л. Г. Морган. Древнее общество

1. Если исходить из предложенного в гл. 1 настоящей рабо­ты определения предметной зоны потестарной и политической (потестарно-политической) этнографии, то достаточно очевид­но, что исследователя-этнографа в случае его обращения к от­ношениям власти и властвования в том или ином конкретном доклассовом или раннеклассовом обществе должны занимать как сами эти отношения, так и связанные с ними организацион­ные и общественно-психологические структуры, в рамках кото­рых протекает и которыми в значительной мере определяется функционирование власти. Обоснование такого многостороннего подхода я также попытался дать в предшествующих главах. Стоит, видимо, только повторить: речь идет о потестарно-поли­тической культуре, рассматриваемой в качестве специфического способа деятельности социальной структуры в целом.

В то же время очевидно и то, что само понимание этого способа деятельности возможно лишь в более широкой истори­ческой перспективе. Иными словами, он должен быть включен в контекст общих закономерностей эволюции власти по мере продвижения общества по шкале социально-экономического раз­вития, равно как и смены одних, более ранних ее форм более поздними, приближающими становление классового общества, а затем обеспечивающими становление и функционирование этого общества. Таким образом, в ходе потестарно/политико-этногра-фического исследования в поле зрения этнографа неминуемо вовлекается намного более широкий круг явлений, нежели соб­ственно потестарно-политические.

Историческая эволюция отношений и институтов власти в принципе неизменно была направлена в сторону превращения потестарного в политическое, и признание этого — ни в коей мере не проявление некоей телеологической направленности марксистского понимания исторического процесса, в чем в по­следнее время стало чуть ли не модным упрекать марксизм у


некоторых западных ученых. Такое превращение, естественно, вытекало из трансформации социально-экономических структур, завершившейся становлением общества с антагонистическими классами, построенного на отношениях эксплуатации и зависи­мости. Отношения и институты власти не бывали при этом ней­тральными, напротив, их использование в интересах определен­ных социальных групп, а затем и сложившихся классов состав­ляло одну из самых характерных черт процесса сложения клас­сового общества. Поэтому потестарно/политико-этнографическое исследование не может отвлечься от общих предпосылок фор­мирования классов и классового общества, от анализа возмож­ных путей институционализации власти, от соотношения генези­са классов и государства (классо- и политогенеза). В этой обла­сти потестарно-политическая этнография непосредственно гра- ничит с историей первобытного общества, с той ее частью, кото- рая занимается изучением эпохи классообразсвания.

Соответственно в последующем мне придется коснуться не только конкретных форм выражения потестарных и политиче­ских отношений в доклассовых и раннеклассовых общественных организмах, но и затронуть также указанные выше общие вопросы.

Если располагать формы организации потестарных и полити­ческих отношений в общей эволюционной последовательности, то в начале такой шкалы, естественно, оказываются такие поте-старные отношения, которые и определить можно как «естест­венные». Я имею в виду выражение отношений власти, поте­старных, через отношения родства, реального или фиктивного.

Здесь, однако, стоит сделать оговорку. В первобытных обще­ствах охотников и собирателей, скажем в некоторых группах бушменов или австралийцев, само понятие власти нуждается в некотором уточнении. Дело в том, что, хотя главный элемент ее, т. е. способность принудить индивида к определенному пове­дению, здесь и имеет место, тем не менее даже в рамках еди­ничной семьи эта способность реализуется скорее под воздейст­вием авторитета, будь то авторитет коллектива или индивида, например старшего, а не власти в строгом смысле (хотя, конеч­но, коллектив всегда может заставить индивида вести себя тем или иным заданным образом). Что же касается локальных групп, объединяющих несколько таких единичных семей, то и подавно не наблюдается ничего похожего на власть как при­нуждение по преимуществу1.

М. Фрид, обобщая признаки власти в «простых эгалитарных обществах», по его классификации, т. е. именно в локальных группах охотников и собирателей, предложил пять главных осо­бенностей «лидерства» в подобных коллективах. Во-первых, оно основано именно на авторитете, а не на власти, как таковой (за редкими исключениями); во-вторых, оно не закреплено стабиль­но за тем или иным индивидом, а переходит от одного «компе­тентного» лица к другим; в-третьих, эти перемещения локуса


авторитета связаны не столько с лицами, сколько ситуативны; в-четвертых, власть присутствует исключительно в очень малых группах, типа семьи, но выше этого уровня исчезает; в-пятых, авторитет, хотя и распространен гораздо шире, нежели власт­ные отношения, также «размывается» по мере увеличения раз­меров коллектива. Понятно, действенность этих принципов свя­зана также с демографической и экологической обстановкой2.

Что касается собственно отношений власти, скажем, в рам­ках единичной семьи, то там они вполне естественно строятся на половозрастном разделении труда.

Вместе с тем были бы неправомерными утверждения об от­сутствии власти в таких обществах вообще. Даже если прини­мать во внимание преобладающую роль авторитета, правильнее будет говорить о власти коллектива, реализуемой через автори­тет индивида, выполняющего функции лидера в данной конкрет­ной ситуации. В самом деле, такой авторитет, по сути дела, символизирует социальный опыт данной общности, пути и спо­собы нормального ее функционирования. Это не означает, ко­нечно, что в первобытном коллективе невозможны отклонения от традиционной нормы поведения, но такие отклонения чаще парируются всем коллективом в форме морального осуждения или иногда очень жесткой кары, т. е. опять-таки мы имеем здесь дело со сферой идеологического обеспечения конформности поведения, о чем шла речь в гл. 3.

В свете сказанного приходится признать, что выражение от­ношений власти в категориях родственных отношений хотя и располагается в начале шкалы, но представляет само по себе результат достаточно продолжительного исторического разви­тия. Имеется в виду, что для его возникновения необходимо было появление у общества потребности в какой-то форме — осознанной форме! — выражения отношений, ранее не ощущав­шихся как нечто в той или иной мере самостоятельное. Понятно, в самом истоке своем оно было связано все с тем же половоз­растным разделением труда, но в развитом виде служило гораз­до более продвинувшемуся уровню общественного развития. Можно добавить и то, что такой способ выражения потестарных отношений оказался на редкость живучим и долговечным. Он успешно служил первобытному обществу на разных этапах его развития — от развитого родового строя до непосредственно предклассового. Он широко использовался в общественных орга­низмах раннеклассовых, сохранял заметное место и в сложив­шихся докапиталистических классовых обществах. Впрочем, в последних случаях действовал скорее уже не сам этот принцип, а его логическое развитие — критерий происхождения, к кото­рому нам еще предстоит вернуться.

При всем этом в выражении потестарных отношений в кате­гориях отношений родства проявляется та самая нерасчленен­ность различных видов общественной деятельности, которая ха­рактеризовала первобытное общество и характеризует еще


сохраняющиеся ныне группы охотников и собирателей, та нерас­члененность, в свою очередь, и традиционной культуры, которая определяет в конечном счете и изучение отношений власти и властвования в этнографическом плане. В конце концов и в данном случае можно говорить о невыделенности деятельности по управлению общественным производством из самого произ­водительного процесса, только на сей раз — в сфере воспроиз­водства самого человека, о которой писали основоположники научного социализма3. Учитывая огромное значение этой сферы жизни для человеческих обществ эпохи первобытности, нетруд­но понять, что категории родственных отношений стали исполь­зоваться гораздо шире, чем в одних только рамках этих отноше­ний. В терминах родства выражались и выражаются и отноше­ния власти в процессе руководства всем общественным организ­мом, управления им. При этом основной смысл употребления принципов родства и выражающих их терминов в применении к отношениям власти и властвования, потестарным отношениям, заключен в том, что именно они определяют и обусловливают самым доступным массовому сознанию этого типа общественно­го развития способом равноправное (или, наоборот, неравно­правное) членство в данном обществе, делая индивида в конеч­ном счете субъектом или объектом власти. Универсальность этих принципов, чему в немалой мере способствовало и то, что сама культурная традиция в доклассовом обществе транслиро­валась и осмыслялась в рамках семейных, т. е. опять-таки род­ственных, очень скоро привела к искусственному конструирова­нию родственных связей, к возникновению фиктивного родства.

Характерно, что сам raison d'etre фиктивного родства был едва ли не изначально потестарным. В частности, уже Г. Мейн обратил внимание на то, что на ранних этапах общественного развития именно в категориях фиктивного родства выражались в обществе и территориальные связи4. Впрочем, это не означа­ет утверждения об абсолютном приоритете: территориальные связи могли в первую очередь считаться связями социальными в узком смысле, т. е. структурными.

В этой связи заслуживает упоминания то, что со времен появления «Древнего общества» Л. Г. Моргана стало общепри­нятым, что по мере продвижения человечества по ступеням об­щественной эволюции родство как господствующий вид соци­альных связей все более и более оттесняется на задний план и в конечном счете заменяется связями территориальными. Заме­чу, что этот тезис Л. Г. Моргана относится в первую очередь именно к сфере потестарного и политического; так он и воспри­нимался самим Морганом5, хотя, надо сказать, такое восприя­тие вытекало прежде всего из неразграничения американским исследователем деления классового, первичного и политическо­го, вторичного. Было бы, однако, недопустимым упрощением категорически противопоставлять один тип связей другому. Де-ло не только и не столько даже в том, что любые связи родст-


венного характера неизбежно всегда должны действовать в пределах какой-то территории (во всяком случае, как фактор, объединяющий более или менее крупный коллектив, тем более социальный организм),— эта самоочевидно. Главное заключа­ется в другом: родственные и территориальные связи в такой роли взаимодействуют очень сложными путями, и практически полного их размежевания в потестарной и даже в политической сфере в докапиталистических обществах так и не происходит.

Кроме того, ведь и само выражение потестарных и полити­ческих отношений в родственных категориях никогда не сохра­няет в неизменности свою первоначальную форму. Притом и пе­реход «родственные — территориальные» отнюдь не обязательно бывает прямым и непосредственным. Дело обстоит, пожалуй, скорее наоборот: по мере развития того или иного общества на формально старой основе складываются новые, все более усложняющиеся типы связей. И характерной их чертой нередко служит как раз все возрастающая фиктивность родственных отношений. Хорошим примером могут здесь служить, скажем, исследованные О. С. Томановской доколониальные обществен­ные организмы берега Лоанго или потестарные объединения мбунду Анголы, изучавшиеся Д. Миллером. В частности, Д. Миллер показал, как генеалогические предания мбунду, воз­водящие образование таких объединений к некоему Кингури, на самом деле имеют дело с целой цепочкой носителей титула «кингури», так что отношения между ними совершенно необя­зательно имеют родственный характерб. Генеалогическая фик­ция может быть прослежена и у немалого числа других народов Африканского континента, причем во многих случаях характер ее настолько очевиден, что линиджи, вошедшие в генеалогию, так сказать, по браку, не считают себя в числе прямых потом­ков родоначальника, это можно отметить, например, у йомбе, у талленси или у алуров 7.

Такого рода фиктивное родство далеко не всегда можно даже рассматривать как выражение именно родственных кате­горий. Тенденцию в развитии форм выражения потестарных и политических связей, на мой взгляд, удачно отметила О. С. То-мановская, когда ссылалась на «отношения господства — подчи­нения, которые были основаны не на системе связей по родству, что свойственно родовому обществу, а на надродственных свя­зях, приобретающих самостоятельную значимость в период разложения родового общества»8, иными словами, от связей родственных к надродственным, т. е. перекрывающим границы даже фиктивного родства, но такие надродственные связи вовсе не обязательно оказываются сразу и непосредственно террито­риальными (в конкретном случае, на основании которого был сделан этот вывод, речь шла о связях ритуальных, воплощав­ших сакральное главенство одного из местных правителей, ко­торый, несмотря на это, реальной потестарной властью не поль­зовался).


Пожалуй, самой последовательной попыткой рассмотреть потестарные отношения как выраженные в сочетании кровно­родственного и территориального принципов организации и со­циальной связи — само по себе такое сочетание в данном кон­тексте и возникает именно в силу неоднократно уже упоминав­шегося нерасчлененного характера разных видов человеческой деятельности — может считаться концепция сегментной формы организации общества. Она была создана британскими социаль­ными антропологами, в первую очередь Э. Эванс-Причардом и М. Фортесом, в конце 30-х годов и основывалась на тезисе о функционировании в качестве политической (с нашей точки зрения, потестарной) структуры системы сегментных линиджей. Такая система однолинейных корпоративных генеалогических групп противопоставлялась обществам с некоторой степенью развития специализированного административного аппарата, сколь бы зачаточным ни был такой аппарат. Иначе говоря, во втором случае в виду имелись общества, которые мы бы отнес­ли уже к непосредственно предклассовому или даже раннеклас­совому уровню.

В сегментном обществе, каким оно представало в исследо­вавшихся британскими учеными этнических общностях, прежде всего у нуэров и талленси (позднее, в начале 50-х годов, к ним добавятся тив, изучавшиеся Л. и П. Бьюкененами), потестар­ные по своему характеру взаимоотношения между территори­альными сегментами регулируются взаимодействием линиджей разного иерархического уровня. При этом малые родственные группы объединяют людей по признаку происхождения от одно-то предка, в то время как сегменты более высоких таксономиче­ских ступеней по необходимости в той или иной мере совпадают с территориальными подразделениями этносоциального организ­ма, неся, таким образом, преимущественно потестарные функ­ции. В качестве необходимого условия действия такого рода системы трактовались отношения «дополняющей оппозиции»: сегменты одного уровня, входящие в состав более крупного ли-ниджа, находятся между собой в отношениях соперничества, однако вместе противостоят любому такому же сегменту, но принадлежащему к другому крупному линиджу.

Характерно, что создатели этой концепции трактовали сег­ментную систему «группы В» своей классификации (в «группу, А» они включили «примитивные государства») именно как по­литическую (в их терминологии) систему, жестко ее отделяя от системы родства (kinship system). Различие усматривалось в том, что в последнем случае регулировать отношения между территориальными сегментами должна какая-то администра­тивная организация (или же в случае малых групп, где пол­ностью слиты родственная и потестарная организации, мы бу­дем иметь дело с «группой С» классификации). В сегментной же системе совмещаются генеалогическое и «политическое» при известной степени автономии обоих принципов организации9.


Схема, построенная Э. Эванс-Причардом и М. Фортесом, как и любая вообще схема, конечно, существенно «спрямляет» и упрощает социальную реальность. Именно с этой точки зрения она и подверглась критике на Западе уже в 50-е годы и тем более в Африке в последние полтора десятилетия (фактической базой этой схемы послужили именно африканские обществен­ные организмы). Отмечали и схематизм концепции, ее чрезмер­но жесткий дихотомичный характер, и то, что собственно сег­ментных обществ в чистом виде не так и много и такаяорга­низация может быть частным случаем приспособления общест­ва к условиям существования в специфичной экологнческой нише, и то, что, видимо, вообще неправомерно расширительно тол­ковать само понятие сегментной системы 10. К тому же было по­казано: сами сегментные системы могут быть достаточно раз­ными11, а затем и принцип однолинейного происхождения, вне которого сегментная система в идеологическом смысле просто невозможна, был поставлен под сомнение как всегда опреде­ляющий и всеобъемлющий.

Тем не менее один из возможных вариантов выражения по-гестарных отношений в категориях отношений родственных концепция сегментного общества, несомненно, показывает. Вме­сте с тем уже в рамках нуэрского общества параллельно с принципом однолинейного происхождения действовал, хотя и намного менее выраженно, еще один путь осуществления вла­сти и властвования, который также может быть отнесен, услов­но говоря, к естественным. Речь идет о таком типе обществен­ной структуры, как система возрастных группирований. В инте­ресующем нас здесь смысле точнее было бы, видимо, говорить именно о возрастных классах, представляющих, в сущности, логическое развитие изначального разделения. В самом деле, истоки системы возрастных группирований заключены в поло­возрастном разделении труда, возникавшем на самой заре чело­веческого общества, иными словами, в различии функций чле­нов общества, естественно образующих особые возрастные груп­пы. Такие группы «имеют общую производственную основу и единый структурный принцип — критерий реального возраста»13. Дальнейшее развитие ведет затем к институционализации этих групп, превращению их в возрастные классы. Последние же об­разуют уже достаточно развитую систему разделения членов общества не только по функциональному признаку, но и по уровню социальной ответственности, а главное — по степени до­ступа к такой ответственности. Но выделение категории лиц, имеющих право на ответственность, само по себе создает в определенном смысле структуру власти и властных отношений.

Другой вопрос, что такая структура может быть широко ис­пользована, как, скажем, у многих скотоводческих народов Во­сточной и Северо-Восточной Африки, а может и не использо­ваться, например у тех же нуэров, у которых возрастные груп­пы не имеют ни потестарных, ни военных функций и лишь в


какой-то степени определяют поведенческие нормы. Притом очень характерно, что отношения между членами возрастных групп в этом случае выражаются в терминах родства и система этих групп «влияет на людей через понятия родства и по об­разцу отношений родства» 15.

И тем не менее впрямую система возрастных классов с принципом родства не связана: она действует параллельно с ним. А в целом эта система, функциональная по своим первоос­нове и предназначению, выражает уже и закрепление неравенст­ва в социальной структуре. Такого неравенства нет в принципе между лицами, относящимися к одному и тому же классу, но между классами оно существует и вполне ощутимо, даже если и не принимает характера властных отношений. И более того, такое неравенство отнюдь не неизменно остается только функ­циональным. Со временем все важнее и заметнее становится то, что оно, чем дальше, тем больше проявляется как раз в отношении доступа к активным и престижным позициям в кол­лективе.

Система возрастных классов как структура власти и власт­вования обнаруживает завидную живучесть и к тому же до­вольно легко может приспосабливаться к различным ролям в зависимости от уровня развития общества и социально-эконо­мической структуры в целом. В качестве примера можно со­слаться, с одной стороны, на возрастные классы у масаев, где они, по выражению Л. Мэр, образовывали «рассеянное прави­тельство»16, а с другой — на то, как возрастные классы исполь­зовались у зулу при формировании при Чаке военной силы, ко­торая служила важнейшей опорой власти инкоси, власти, в зна­чительной степени уже отделившейся от коллектива и противо­стоявшей ему, резко нарушая традиционные нормы отношений в обществе.

Еще более убедительно демонстриpyeт способность возраст­ных классов к приспособлению в самых разных социально-эко­номических условиях пример свази Юго-Восточной Африки. Здесь, как и у зулу, па основе таких классов формировались во­енные отряды, а после того как с установлением колониального режима не стало потребности и возможности вести военные дей­ствия по своему усмотрению, правители свази стали во все бо­лее широких масштабах использовать группирования молодых мужчин, бывшие ранее воинскими подразделениями, в качестве рабочей силы при обработке полей. Но помимо такого, назовем его экономическим, применения все эти отряды (обычно обоз­начаемые в литературе как «полки» — regiments) сохраняли и сохраняют важную роль ритуального характера во время еже­годного обряда инчвала, не раз уже упоминавшегося. Иными словами, распределенные между разными возрастными класса­ми ритуальные функции занимают заметное место в том процес­се идеологического обоснования власти верховного правителя, который рассматривался в гл. 317. Столь же четко выражены


потестарные функции возрастных группирований и у ньякьюса, у которых по мере перехода мужского населения поселков, об­разованных, членами одного возрастного класса, в следующую-возрастную категорию старшие мужчины посредством особого ритуала передают более молодым по классу управление и власть над территориями, относящимися к этому поселку 18.

Но при всей широте спектра использования возрастных классов в качестве потестарной структуры они, по-видимому, даже действуя параллельно с категориями родственных отно- шений, никогда не могут вытеснить последние из потестарной' сферы. Резкое противопоставление этих двух вариантов органи- зации власти и властвования (как попытался в свое время это сделать С. Эйзенстедт 19) едва ли оправдано. Больше того, мож-но утверждать, что из них гораздо более универсальным было выражение потестарных отношений в категориях родственных ютношений (уже хотя бы потому, что и сами возрастные клас-сы, и их использование в качестве потестарной структуры в по-давляющем большинстве случаев представлены материалами африканских обществ и слабо отмечены в других частях све­та20). При этом возможности такого выражения, понятно, ни в коей мере не ограничивались сегментными обществами, во-пер­вых, а во-вторых, отдельные из известных форм использования родственных категорий для передачи отношений власти и власт­вования оказывались, с одной стороны, вполне приспособлены для того, чтобы, служить выражением таких отношений уже в; классовом обществе, т. е. политических, а с другой—сами мог­ли выступать, и притом достаточно эффективно, в роли орудия формирования этих отношений.

Такой формой оказалась общественная структура, получив­шая обозначение «конический клан», или «рэмедж» (англ, ramage-—«ветвь»). Эти термины были предложены в 30-х годах соответственно П. Кирхгофом и Р. Ферсом21. О чем идет речь? По-видимому, точнее и короче всего определил эту структуру М. Салинз как «экзогамную, внутренне стратифицированную однолинейную... генеалогическую группу. Расстояние от старшей линии потомков общего предка служит критерием стратифика­ции»22. Иными словами, в коническом клане-рэмедже статус и права отдельного индивида при однолинейном счете родства определяются как функция (в математическом понимании это­го слова) родственной близости и генеалогического старшинст­ва по отношению к предку-основателю и линии его прямых по­томков. Именно эта последняя линия считается старшей.

Уже из этих определений видно, что конический клан — яв­ление достаточно позднее. Он возможен только в условиях уже сложившихся представлений о генеалогическом неравенстве и свидетельствует о начавшейся стратификации общества, в свою очередь ускоряя формирование потестарных структур, непосред­ственно предшествующих организации политической, т. е. госу­дарству. Я имею в виду вождество как специфическую разно-


видность предполитическои власти, о которой у нас еще пойдет речь в дальнейшем.

Конический клан — структура очень гибкая и изменчивая, обладающая, если можно так выразиться, большим адаптивным потенциалом в зависимости от самых разнообразных условий, в которых приходилось существовать той или иной человеческой общности. И распространен он был достаточно широко. Скажем, в Полинезии такая форма организации существовала в столь высокоразвитых обществах, как гавайское или тонганское, и в ряде других23. Присутствовала она, насколько можно судить, и в Месоамерике24. В том и другом случае речь идет об общест­венных организмах, стоявших довольно высоко на шкале со­циально-экономического развития. Но характерно, что, хотя в развитой форме конический клан не сложился, например, у та­кого гораздо более отставшего в своем развитии народа, как африканские алуры, все же определенные признаки того, что общество двигалось именно в его сторону, прослеживались и у них25.

При всем этом необходимо сделать оговорку. Дело в том, что сам по себе конический клан-рэмедж, строго говоря, еще не представляет института власти и властвования в собственном смысле. Он скорее есть механизм, определяющий доступ к вла­сти, т. е. имеющий дело с такими категориями, как ранг и ста­тус, о которых тоже еще речь впереди. И хотя он способствует складыванию институтов политической власти, но требуются со­вершенно определенные условия и материальные предпосылки к тому, чтобы он смог такую роль играть. И вообще сами по себе категории родственных отношений и даже генеалогиче­ские связи все же не в состоянии служить формой выражения отношений политических. Тем менее к этому пригодны воз­растные классы. В таком смысле и то, и другое, и третье суть тупиковые варианты: будучи способны выражать отношения потестарные, они не обеспечивают той степени институционали-зации власти, которая необходима для появления власти поли­тической (хотя в рамках уже сложившейся политической орга­низации тот же конический клан может «работать» вполне эф­фективно).

2. С чисто функциональной точки зрения для перехода потестарного к политическому требуется сравнительно развитая социальная стратификация. Но само это понятие едва ли при­менимо в случае отсутствия двух важнейших условий, а имен­но: неравенства между членами общества, которое бы строилось иа иных критериях, нежели пол, возраст, родство и происхожде­ние, во-первых; разрыва между группами, занимающими разное иерархическое положение в масштабе всего общества в целом, во-вторых26. К подобной позиции оказывается близка и концепция М. Фрида, для которого стратифицированное общество — это такое общество, в котором лица одного пола и равного возрастного статуса имеют неравный достуд к «базовым» ре­-


сурсам коллектива. Такой дифференциальный доступ к ресурсам

неизбежно делает возможными отношения зависимости и экс-

плуатации, немыслимые без господства и подчинения, и в этих

условиях традиционные средства руководства обществом —

именно те родственные категории, возрастные классы, о кото-

рых шла речь, даже дополненные средствами идеологически-

ми,— уже не могут сдерживать возникающие внутри коллектива

противоречия27. Иначе говоря, требуется институционализация

власти, превращение ее в политическую, а стало быть, и начи-

кающееся выделение политической культуры в качестве специ-

фической составной части культуры в целом. И это подводит

нас к необходимости рассмотреть общие вопросы политогенеза,

становления политической власти государства, его главных

форм и механизмов.

Решающим условием развития этого процесса оказывается начавшееся формирование антагонистических классов, из кото­рого вытекает переход определяющей роли в системе обществен­ной стратификации к имущественному критерию, по сравнению- с которым и возрастные, и родственные, и ритуальные катего­рии отходят на задний план, сохраняясь лишь как критерии второго порядка, притом не в одинаковой мере (а во многих случаях и не все). Именно в этом и заключено принципиальное различие между просто социальной стратификацией и стратифи­кацией классовой, т. е. такой, при которой идет речь о разли­чии и противостоянии классов, как они понимаются в извест­ном ленинском определении: «Большие группы людей, разли­чающиеся по их месту в исторически определенной системе об­щественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам произ­водства, по их роли в общественной организации труда, а сле­довательно, по способам получения и размерам той доли обще­ственного богатства, которой они располагают... такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общест­венного хозяйства»28.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 728 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2318 - | 2050 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.