Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Потестарная и политическая культура 2 страница




Разумеется, и в этом случае первоосновой всего служит об­щественное производство. Его прогрессивное развитие и посте­пенное усложнение обусловливает все углубляющееся общест­венное разделение труда, а это означает усложнение также и социальной структуры. Неизбежным следствием становится на­чавшееся отделение отправления функций, связанных с руко­водством жизнью общества, от деятельности по непосредствен­ному производству материальных благ. Притом, чем дальше продвигаются все эти связанные между собой и обусловливаю­щие друг друга процессы, тем более ощутимой делается потреб­ность в специализации руководства обществом, организацией-но-управленческого труда29. Объективную возможность такой, специализации создает появление регулярного избыточного про­дукта, распределение и перераспределение которого само по


себе представляет один из главных аспектов управленческой деятельности. Надобность же в перераспределении возникает как следствие специализации последней: специализация орга­низационно-управленческих функций неизбежно означает посте­пенное сокращение участия ее носителей в материальном произ­водстве. В общеисторической перспективе результатом этого-становится полное их исключение из данной сферы обществен­ного производства (но не из общественного производства в це­лом: как подчеркивает К. Маркс, сам по себе управленческий труд есть труд производительный30).

Этот тезис вполне подтверждается эмпирическим материа­лом. Этнографические наблюдения позволяют проследить устой­чивую зависимость между уровнем развития производительных сил общества и той степенью, в какой оказываются освобожде­ны от прямого участия в материальном производстве те, кто ру­ководит обществом. В конечном счете дело сводится к размерам такого управляющего слоя.

Лучше всего изучена с этой точки зрения Полинезия. На ее материалах можно выстроить непрерывный ряд по степени сокращения этого прямого участия. На одном конце такого ряда окажется участие в физическом труде вождей на островах Пу­капука или Футуна, на противоположном — полное исключение из непосредственной производительной деятельности не только самих гавайских аристократов-арики, но и сравнительно широ­кого круга их приближенных-неаристократов. А между этими. крайними точками можно наблюдать несколько промежуточных вариантов — тикопийский, самоанский, тонганский и др. И каж­дый последующий из них характеризуется расширением круга освобожденных от физической работы31. Таким образом, в об­ществе начинает складываться целый слой нетрудового населе­ния, существующий исключительно за счет перераспределения произведенного продукта.

Что означает возможность появления такого непроизводи­тельного слоя с точки зрения структуры отношений власти и властвования и организационных форм, с ними связанных? Прежде всего она начинает связываться в общественном созна­нии с возрастающим престижем деятельности по управлению об­ществом самой по себе. Иначе говоря, причастность к этой дея­тельности становится довольно эффективным путем к получе­нию относительно большей, нежели у рядовых соплеменников, доли общественного продукта, особенно через его перераспреде­ление. Раз возникнув, такая связь понемногу приобретает уже идеологический характер, стимулируя тенденцию к ускорению-специализации и выделению организационно-управленческих функций. В данном случае идеологическое обоснование по на­правлению совпадало с объективным ходом эволюции органи­зационно-управленческой деятельности. Ведь последняя сама чем дальше, тем больше дифференцируется на виды, различные по степени их важности для общества. А это опять-таки вызы-


вает различие в размерах присваивавшейся лицами, осуществ­лявшими такие виды деятельности, доли общественного продук­та. Понятно, что у истоков этого явления лежит всегда сущест­вовавшая объективная потребность обеспечивать функциониро­вание индивидов, которые выполняли особенно важные для пер­вобытного коллектива виды труда. Столь же понятно, что умст­венный труд и его специфическая разновидность — труд по ру­ководству жизнедеятельностью общества — сделались таковыми на весьма ранних этапах общественного развития. А впоследст­вии в силу усложнения и общественного производства, и соци­альной структуры должна была начать складываться и опреде­ленная иерархия видов труда, и управленческая его разновид­ность сразу же оказалась в такой иерархии на одной из самых верхних ступеней.

В итоге рано или поздно неизбежно складывается ситуация, когда доступ к руководству обществом открывает помимо шан­сов на большую долю продукта еще и возможности относитель­но быстрого и стабильного повышения авторитета, престижа и социального статуса лиц, выполняющих функции такого руко­водства, а вслед за тем и тех коллективов, семейных и общин­ных, к которым эти лица принадлежат. Причем эволюция ста­туса (понимаемого как позиция индивида или группы в данной социальной системе, определяемая по отношению к присущим такой системе экономическим, этническим и иным признакам) на начальном этапе институционализации власти оказывается как бы обратной в сравнении с направлением ее, типичным для развитого первобытнообщинного строя: статус коллектива здесь следует за статусом индивида. Впрочем, это может продолжатъ­ся сравнительно недолго, довольно скоро причастность к статусу группы вновь становится определяющей. Но на сей раз в роли группы выступает коллектив, уже значительно суженный по составу и построенный по принципу генеалогической линейности. В результате статус становится наследственным, превращаясь, таким образом, в «присвоенный» (ascribed) статус в противопо­ложность статусу «достигаемому» (achieved), который зависит только от личности носителя и в большой мере ситуативен32.

Вместе с тем одновременно с этими процессами при склады­вании иерархии видов труда, о которой говорилось выше, углуб­ляется дифференциация между членами общества, и дифферен­циация эта практически неизбежно ведет к образованию систе­мы рангов, иначе говоря, к закреплению в социальной практике и в общественном сознании сравнительного статуса обществен­но значимых функций и их носителей33.

В связи с процессами специализации деятельности по руко­водству обществом и их материальными следствиями, т. е. по­требностью выделить некую долю продукта на содержание тех, кто такой деятельностью занят, не принимая вместе с тем прямого физического участия в производстве продукта, надле­жит обратить внимание на следующее обстоятельство.


Вышеупомянутая потребность в выделении известной части общественного продукта, несомненно, осознается членами обще­ства, в котором происходит специализация и институционализа-ция власти. Идеологический аспект такого осознания в целом уже рассматривался в гл. 3. Коротко говоря, оно выглядит как наличие определенных взаимных обязательств, предполагаю­щих обоюдную помощь и поддержку между вождем или прави­телем, с одной стороны, массой рядовых соплеменников — с дру­гой. Подобная установка, разумеется, может прикрывать воз­никновение и закрепление неэквивалентности при выполнении сторонами этих обязательств, т. е., по сути дела, эксплуататор­ских отношений. В том, что такие представления идеологическо­го характера весьма распространены в обществах, вступающих на путь классообразования, и сохраняются даже на довольно продвинувшихся его этапах, нет ничего удивительного. И само по себе признание этого факта вполне соответствует действи­тельному положению вещей. В самом деле, как отмечает М. Го­делье, «в обществе, в котором социальные противоречия и груп­повые конфликты развиты слабо (я бы уточнил: „еще относи­тельно слабо".— Л. С.), крайне трудно определить, где кончает­ся власть функции и где начинается сила эксплуатации»34.

Из этого, однако, ни в коей мере не вытекает правомерность тезиса об отношениях «взаимной эксплуатации», якобы склады­вающихся между управляющими и управляемыми в таких слу­чаях, в частности при функционировании потестарной (и тем более раннеполитической) надстройки. Мы имеем здесь дело, собственно говоря, с попыткой перенести «идеологическую исто­рию» в историческую реальность. Да, действительно, функцио­нирование потестарной и вырастающей из нее политической ор­ганизации служит интересам всего общества, а не одной только перерастающей в господствующий класс социальной верхушки, играющей решающую роль в такой организации: ведь она так или иначе обеспечивает целостность общества перед лицом внешних деструктивных факторов — и природных и социальных. Но это не изменяет того бесспорного обстоятельства, что во внутренней практике потестарные отношения, возникавшие не­когда для охраны интересов обеих сторон — управляющих и управляемых, которые к тому же на этом этапе эволюции кол-лектива не противостояли друг другу,— становятся все более асимметричны, вырождаясь в эксплуататорские по мере склады-вания политической организации и своего превращения в поли­тические. Да и во внешней сфере деятельности политические Отношения в значительной степени обслуживают также эгоисти- ческие интересы правящего класса.

В обстановке современной идеологической борьбы концепция «взаимной эксплуатации» («взаимопомощи», «обоюдной зави­симости») между управляющими и управляемыми приобретает двойное значение. Она, с одной стороны, как бы оправдывает в неявной форме любые в принципе эксплуататорские отношения.


 


Ведь и в самом деле организовывать общественное производст­во и внешнюю оборону, столь же важные для общества с анта­гонистическими классами, как и для всякого другого, в любом случае приходится господствующему классу. А с другой сторо­ны, также в неявной форме в этой концепции присутствует утверждение о якобы «извечном» существовании в человеческом обществе отношений эксплуатации в том или ином виде. Этот

смысл концепции «взаимной эксплуатации» достаточно очевиден, чтобы вызвать к ней весьма сдержанное, а то и скептическое отношение даже у тех западных исследователей, которые марк­систами никак не могут считаться, да и сами себя таковыми не считают.

Возвращаясь к общим проблемам становления политической организаций и государства как высшего ее выражения, напомню весьма существенную черту этого процесса. Дело в том, что по-литогеиез неизменно протекает (не может не протекать!) в об­щем синхронно процессу классообразования в социально-эконо­мическом смысле, классогенезу, и связан с ним достаточно сложным диалектическим взаимодействием, которое, кстати, не предполагает обязательного абсолютного совпадения по темпам и размаху35. Понятно, определяющая роль в таком взаимодей-ствии принадлежит классогенезу. И все же, по-видимому, будет правильнее говорить о классогенезе и о политогенезе как о двух сторонах единого процесса, сторонах, которые едва ли не в рав-чой степени важны для поступательного развития человеческого общества (тем более что их и разделить-то можно лишь на ло­гическом уровне). Такой подход к проблеме мне представляет­ся справедливым еще и потому, что основа и классо- и полито-генеза едина: в том и другом случае ею служит объективное развитие общественного, производства и воспроизводства. Раз­ные аспекты этого развития и выражаются в формировании, с одной стороны, классовой структуры, а с другой — политической организации. И именно поэтому изучение потестарной и поли­тической культуры эпохи перехода от доклассового общества к классовому все время переплетается с рассмотрением становле­ния преимущественно экономических по своему содержанию от-ношений эксплуатации. Но в то же время появление таких от­ношений, в свою очередь, неотделимо от одновременного возник-новения связанных с ними отношений зависимости, т. е. в по­следнем счете отношений господства и подчинения.

3. Все эти обстоятельства в высшей степени важны для по­нимания того, как формировалась политическая организация. Известно, что Ф. Энгельс подчеркивал возможность складыва­ния классового общества двумя путями: либо путем непосредст­венного отчуждения произведенного избыточного продукта на базе собственности на важнейшие средства производства, либо же через монополизацию общественной должностной функ­ции36. Собственно говоря, смысл процесса в обоих случаях сво­дится к присвоению продукта (превращающегося таким обра-



зом в прибавочный): ведь, как уже говорилось, монополизация общественной должностной функции неизбежно вела к отделе­нию ее носителя от производства в его непосредственном физи­ческом выражении.

Но это именно конечный смысл процесса классообразования.
Что же касается конкретных путей, то при нынешнем уровне на­
ших знаний об истории обществ и их превращения в классовые
можно все же, по-видимому, предположить: во всемирно-истори­
ческом масштабе монополизация общественных функций высту­
пает как агент классообразования чаще, нежели непосредствен­
ное присвоение прибавочного продукта на основе чисто имуще­
ственных критериев. Объяснение этого заключается в подчерк­
нутой еще Ф. Энгельсом особенности второго из этих путей: он
требует сравнительно высокого для данного этапа исторической
эволюции человечества уровня развития общественного произ­
водства, т. е. в конце концов более высокой общественной про­
изводительности труда. Но последнее, насколько можно судить,
вовсе не было таким уж распространенным явлением в доклас-
совом обществе; не случайно ведь первые цивилизации склады­
вались в очень небольшом числе речных долин, население кото­
рых оказывалось, строго говоря, в исключительном положении
по сравнению с соседями, если сравнивать возможности и про­
изводительность общественного труда.

И в то же время выделение общественной должностной (т. е.
организационно-управленческой) функции начинается гораздо
раньше, чем достигается относительно высокая производитель-
ность труда. Более того, само ее выделение вовсе не обязатель-
но бывает связано с появлением в обществе достаточной массы
избыточного продукта. В экстремальных экологических услови­
ях или в особо сложной конкретной исторической обстановке
для жизнеобеспечения индивидов, отправлявших важнейшие ор­
ганизационные функции, может быть употреблена (с помощью
перераспределения) и часть необходимого продукта. И даже
больше: такого рода перераспределение в принципе должно
быть достаточно обычной практикой. С тем большим основани-
ем можно предполагать это относительно таких отдаленных
стадий общественной эволюции, когда вообще не могло быть и
речи ни о каком продукте, кроме необходимого.

Можно, таким образом, с достаточным основанием утверж­дать, что появление предпосылок к сложению общества с анта­гонистическими классами путем монополизации общественной должностной функции было в общеисторическом плане более ранним, нежели возникновение предпосылок классообразования через присвоение прибавочного продукта на основе монополиза­ции средств производства.

Но отсюда следует немаловажный вывод общеметодологиче­ского характера: невозможно решать проблему складывания по­литической организации, государственности в качестве необхо­димого надстроечного оформления изменений в базисе, приводя-


щих к появлению общества с антагонистическими классами, в упрощенной форме. Ее нельзя обусловливать жесткой последо­вательностью складывания сначала классов как чего-то «гото-вого», а затем только государства (а тем более с жесткой обрат­ной последовательностью: сначала политическая структура, в виде ли «раннего государства» или «государства» просто, даже понимаемого как система эксплуатации, а затем уже классы, что иногда делается в западной науке37). Это сложный диалектический процесс с развитыми обратными свя­зями, к тому же очень растянутый во времени. Конечно же, государство, равно как и неразрывно с ним связанное право, не может появиться в, так сказать, законченном виде до того, как общество расколется на антагонистические классы. Но ведь и такой раскол — не одноразовый факт, почему и становится возможно появление множества переходных, если угодно, «про­межуточных» форм, которые можно обозначить и словами «предклассы», «предгосударство» или «предправо» 38.

В самом деле, развитие общественного производства и воз­никновение регулярного избыточного продукта создают матери­альную возможность, материальную основу для отчуждения это­го продукта у непосредственного производителя как в пользу всего коллектива, так и в пользу небольшой в численном отно­шении руководящей группы в составе последнего. Параллельно с этим специализация организационных функций, развивающая­ся в результате роста и усложнения производства, постепенно ведет к монополизации этих функций сравнительно немногочис­ленной группой их носителей. Такое сочетание материальных и организационных условий формирует предпосылки одновремен­ного отчуждения в пользу руководителей и доли избыточного продукта внутри общества (причем в общеисторическом.мас­штабе эта доля обнаруживает устойчивую тенденцию к росту), и материальных ценностей, поступающих в общество извне — в виде ли военной добычи, в результате обмена и т. п. Заслужива­ет в этой связи упоминания и то, что ценности, приходящие извне, не ограничиваются только материальными: монополиза­ция организационно-управленческих функций предполагает мо­нополизацию значительной части внешних контактов вообще. И поэтому культурные ценности духовного порядка тоже посту­пают в основном в распоряжение все той же руководящей груп­пы и ею активно используются, ускоряя «расщепление» единой прежде культуры коллектива по классовому критерию. И нако­нец, такое отчуждение в пользу верхушки общества все возра­стающей массы общественного продукта открывает путь и к монополизации основных средств производства.

Все эти процессы неразрывно взаимосвязаны и, протекая синхронно, постоянно друг друга усиливают. Накопление мате­риальных преимуществ укрепляет престиж и позиции их облада­телей в обществе. И одновременно общественные должности, замещаемые теми или иными представителями социальной вер-


хушки, обеспечивают последним возможности дальнейшего на­ращивания имущественного неравенства не в пользу рядовых соплеменников. А кроме того, несомненно, что занятие той или иной общественно значимой позиции, исполнение той или иной authority role (понимая роль в качестве динамического аспекта статуса, т. е. как реализацию связанных с последним прав и обязанностей39) в последующем облегчают их носителям заня­тие других, столь же или даже более значимых.

Растянутость процесса классогенеза во времени, сложные взаимодействия его составных частей (эти взаимодействия мож­но в известном смысле рассматривать как одновременные диф­ференциацию и интеграцию важнейших форм власти — эконо­мической, потестарной и идеологической) делают невозможным точное определение того момента, в который в том или ином социальном организме возникает государственность как целост­ное явление40. Существует, однако, достаточно объективный критерий ее наличия: им может служить степень специализа­ции и самостоятельности функции принуждения в обществе.

Принуждения в качестве неотъемлемой части всякого руко­водства и его неразрывной связи с потестарными и политиче­скими отношениями я уже касался в гл. 3. Здесь нас интересует прежде всего та эволюция, которую принуждение претерпевает по мере продвижения общества по пути классообразования. Общий смысл этой эволюции в данном случае такой же, как в развитии потестарно-политической культуры в целом,— от не­расчлененности к специализации. Естественное разделение при­нуждения на внешнее (т. е. оборону от посягательств на целост-ность общества извне) и внутреннее (пресечение действия дест­руктивных факторов внутри коллектива, которое все более при­обретает форму обеспечения классового господства) по мере продвижения по пути классо- и политогенеза получает дополни­тельные характеристики. Внешний аспект принуждения с усиле­нием значения военной деятельности при переходе от доклассо­вого общества к классовому все больше принимает вид ограб­ления или эксплуатации более слабых соседей. Внутреннее же принуждение получает дополнительно еще и «узкую» специали­зацию: подавление сопротивления осуществлению власти со стороны объекта последней на уровне, условно говоря, массо­вом, когда в качестве такого объекта выступают уже не отдель­ные индивиды или малые группы, а целые социальные катего­рии членов общества, т. е. классового протеста.

Именно тогда, когда такое подавление окончательно делает­ся самостоятельной функцией руководства обществом и управ­ления и когда определенная часть лиц, регулирующих жизне­деятельность общества в целом, специализируется на отправле­нии только этой функции внутреннего подавления, можно уже говорить о возникновении государства, как такового. Или, ины­ми словами, именно вычленение подавления внутреннего сопро­тивления из всего комплекса функций руководства, т. е. появ-

9* 131


ление «особого аппарата для принуждения, который называется государством»41, означает качественный переход от потестар-ной организации к политической.

Прежде чем обратиться анализу конкретных путей и меха­низмов институционализации власти, хочу остановиться на воп­росе, довольно существенном с точки зрения понимания содер­жания самого процесса становления государства и главных характеристик последнего. Известно, что таких характеристик Ф. Энгельс насчитывал три: появление регулярного налогообло­жения массы населения; образование независимой от основной массы народа публичной власти, располагающей специализи­рованным аппаратом внутреннего подавления; смена прежнего родо-племенного деления народа территориальным42. Именно совокупность этих трех характеристик позволяет говорить о том, что в данном обществе завершился политогенез и окончательно сложилось государство. Вполне очевидно, однако, что все они вовсе не обязательно возникают строго синхронно: конкретные условия исторической реальности могут в разных случаях уско­рять или замедлять появление того или другого из таких необ­ходимых элементов сформировавшегося государства. И столь же понятно, что такая асинхронность может давать — и дейст­вительно давала— в историческом развитии конкретные, как бы «промежуточные» стадии на пути политогенеза, когда при наличии в каком-либо социальном организме двух из вышеназ­ванных характеристик отсутствовала бы третья. Именно поэто­му, как мне кажется, разграничение понятий «государство» и «элементы государственности», о чем уже говорилось выше (см. примеч. 39 к тексту настоящей главы), имеет отнюдь не фор­мальный смысл, а выражает весьма реальный исторический факт.

Примеров отсутствия сложившегося государства при бесспор­ном наличии тех или иных элементов государственности можно привести немало. Возьмем, скажем, раннесредневековую Запад­ную и Центральную Европу. Здесь население достаточно рано стало разделяться по территориальному принципу (это осуще­ствлялось путем установления непосредственной связи между верховной властью и общиной), хотя и остатки родо-племенно­го деления сохранялись довольно долгое время. Широкое рас­пространение получили регулярные повинности, в частности главная из них — военная. Притом именно в связи с нею рань­ше всего произошло разделение права и обязанности: свободный человек мог пользоваться своими правами, лишь неся повинно­сти, в первую голову воинскую. Но при этом либо вовсе не было аппарата власти, отделенного от народа, либо же он пре­бывал еще в зачаточном состоянии43.

Другой вариант — Тропическая Африка в целом. Здесь мед­леннее всего укоренялось территориальное деление населения: родо-племенной принцип сохранял силу в этом отношении (как, впрочем, и во многих других) в немалом числе случаев до само-


го колониального раздела. Так было, скажем, на большей части Восточной Африки или в бассейне Конго, и даже у таких срав­нительно высокоразвитых народов, как фон или йоруба, родо-племенное деление сохраняло немалбе значение. А ведь и у фон, и у йоруба существовали уже и достаточно развитая адми­нистративная структура в большой мере отделенная от народа, и развитая система регулярных налогов и повинностей44.

И наконец, бывали весьма распространены случаи, когда и регулярные налоги и повинности существовали (пусть даже в виде постоянной фиксированной дани), но отсутствовал сколь­ко-нибудь развитой аппарат для их сбора, и к тому же сохраня­лось родо-племенное деление населения. В результате сбор на­логов происходил в классической форме полюдья45.

Что объединяло эти столь различные на первый взгляд ва­рианты политогенеза? Главным образом, по-видимому, то, что во всех случаях возникавшая или уже возникшая эксплуатация рядовых свободных людей не имела внешне откровенно антаго­нистического облика. Она осуществлялась под прикрытием трансформируемой традиции, формально восходившей во мно­гих случаях еще к эгалитарному развитому первобытному об­ществу, а на этом этапе общественной эволюции сознательно приспосабливаемой для выражении совершенно иного социаль­но-экономического содержания.

Можно заметить также, что контакт с обществами, находив­шимися на более высоком уровне социально-экономического развития, особенно классовыми, ускорял вызревание всех эле­ментов государственности и складывание государства в полном смысле этого слова (т. е. «вторичного» государства, если поль­зоваться терминологией многих исследователей) 46. Но этот же контакт действовал отнюдь не равномерно ускоряющим обра­зом. Наличие более развитых соседей активизировало прежде всего усиление военной организации, которая затем почти не­избежно толкала общество на военный путь политогенеза ввиду быстрого укрепления позиций военных предводителей. Причем таково было направление эволюции в обоих случаях: и тогда, когда надо было сопротивляться натиску соседей, стремившихся подчинить себе и эксплуатировать «варваров», и тогда, когда слабость соседа, достигшего классового уровня развития (это чаще всего бывало с ранними государствами), делала его за­манчивой добычей для этих «варваров», очень часто распола­гавших еще неоспоримым военным превосходством. В таких условиях на первое место в политогенезе выступало складыва­ние отделенной от народа публичной власти. Впрочем, стоит, видимо, задуматься над тем, насколько наличие такой власти необходимо не только в обрисованной здесь исторической обста­новке, но и для того, чтобы обеспечить действие обоих осталь­ных критериев, определяющих собственно политическую органи­зацию. В самом деле, без наличия такой власти невозможно ни реализовать разделение народа по территориальному признаку,


ни гарантировать регулярное функционирование сети налогооб­ложения. Первое, потому что не отделенная от народа власть на данном уровне общественного развития непременно сама бу­дет строиться на родо-племенной основе, второе, так как нало­гообложение само по себе требует специального, пусть даже зачаточного аппарата (в отличие от дани, которая либо достав­ляется самими облагаемыми, либо собирается полюдьем). По­этому не лишен резона вопрос: не обладало ли формирование отделенной от народа публичной власти в какой-то степени приоритетом перед остальными признаками государства?

Легко понять, что государственная организация возникает в подавляющем большинстве случаев на основе уже существовав­ших потестарных, точнее, позднепотестарных форм управления обществом. На первых порах она может даже сохранять и дей­ствительно сохраняла их внешние характеристики. Это вполне естественно; в данном случае целиком применимы слова Ф. Эн­гельса (правда, сказанные по иному поводу) о том, что «всякая социальная революция должна будет брать вещи такими, каки­ми она их найдет»47. Тем более становление классового обще­ства было все же, по-видимому, революционным переворотом, хотя, конечно, и очень специфически протекавшим, в формах со­циальной организации человечества48. Роль, какую играли в раннегосударственной организации те формы и институты руко­водства обществом, власти и властных отношений, которые складывались еще задолго до этой стадии общественного разви­тия, была очень велика. Главным направлением движения по­этому оказывалось последовательное приспособление таких форм и институтов к совершенно иным социально-экономиче­ским условиям, приспособление, в ходе которого они в конеч­ном счете иногда меняли свой смысл на диаметрально противо­положный первоначальному. Этнографические материалы позво­ляют исследователю увидеть широкий спектр вариантов и сту­пеней этого процесса, протекавшего параллельно с трансфор­мацией социальной, в общеисторическом смысле синхронно ей, хотя в конкретных случаях чаще наблюдалось определенное за­паздывание формы по отношению к содержанию. Но все это многообразие в принципе может быть сведено к сравнительно небольшому числу путей политогенеза и обслуживающих его механизмов, в роли которых выступали различные формы орга­низации власти и властвования, разновременные по происхож­дению, но все так или иначе использовавшиеся в целях инсти-туционализации власти, превращения ее в самостоятельный об­щественный институт, относительно независимый от общества и стоящий над обществом.

4. В целом можно, по-видимому, говорить, пусть и с извест­ной долей условности, о трех главных путях политогенеза в за­висимости от преобладания в них того или иного аспекта об­щественной деятельности — военном, аристократическом и плу­тократическом 49. При первом из них —он, вероятно, был более


всего распространен в общеисторическом масштабе — институ— ционализация власти и становление государства идут через рез­кое возрастание роли военной организации, что типично для эпохи классообразования, и постепенное превращение военного предводителя в единоличного правителя, а его ближайшего окружения, родственного и неродственного,—в привилегирован­ную прослойку, из которой впоследствии вырастала аристокра­тия. Главными механизмами политогенеза при этом служат военно-демократические и военно-иерархические формы органи­зации власти. Военный путь детально изучен на материале об­ществ древних германцев, ряда народов Северной Америки и бантуязычных народов Южной и Юго-Восточной Африки (прав­да, в обоих последних случаях спонтанное развитие политогене­за было прервано европейским завоеванием, и процесс в общем остался незавершенным).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 374 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2373 - | 2121 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.