Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Потестарная и политическая культура 5 страница




Что касается окончания стадии раннего государства, как та­кового, то эти же исследователи подчеркивают возможность ус­тановления более или менее четкой границы, за которой оно переходит в «просто государство». Этой гранью они считают, и, по-видимому, небезосновательно, именно оттеснение на задний план и ослабление роли таких элементов, как реципрокация и генеалогическое расстояние: складывающийся государственный аппарат в какой-то момент обретает способность «поддерживать, государственную организацию без необходимости прибегать к сверхъестественным способностям правителя или увековечивать-взаимные обязательства (правителя и управляемых.— Л.К.)»106. При этом X. Классен и П. Скальник справедливо оговариваются: многие следы и того и другого сохраняются, и речь идет о том, чтобы выделить среди этапов развития те, на которых эти факторы продолжают служить идеологическим обо-


снованием существования государства, и те, на которых они переставали выполнять эту функцию. Как мне представляется, этот критерий в целом вполне может быть принят в качестве ра­бочего при определении характера сложившейся государствен­ности. Справедливо и то, что в политической культуре раннего государство подчеркнуто важное место принадлежит именно личностному характеру связи управляющего и управляемого и взаимности их обязательств по отношению друг к другу 107.

Л. С. Васильев наряду с вождеством достаточно подробно рассмотрел и раннее государство с точки зрения его социально-экономических оснований. Поэтому едва ли есть необходимость-детально обсуждать здесь эти вопросы. Целесообразнее будет остановиться в заключение на некоторых специфических аспек­тах перехода к политической, государственной организации, ко­торые достаточно определенно проявляются в ранних государ­ствах.

Возникая как итог и следствие разделения общества на ан­тагонистические классы (пусть даже и в форме «протоклассов»,. особенно в типическом, а тем более в зарождающемся раннем государстве), политическая организация в конечном итоге ока­зывается государством «самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства ста­новится также политически господствующим классом и приоб­ретает таким образом новые средства для подавления и экс­плуатации угнетенного класса»108. Это содержание политиче­ской организации и ее концентрированного выражения, каким представляется государство, было одним и тем же в любом районе земного шара, вне зависимости от огромного многообра­зия конкретных форм, которые они принимали в тех или иных условиях.

Однако роль государства повсеместно бывает отмечена опре­деленной двойственностью. В самом деле, по основному своему смыслу оно есть орудие господства меньшинства над большинст­вом и эксплуатации этого большинства меньшинством. Но вме­сте с тем государство выступает и как фактор социальной и этнокультурной интеграции, олицетворяя единство данного со­циального организма. Эта функция структуры власти, сложив­шаяся еще в доклассовом обществе и выполнявшаяся там поте­старной организацией, полностью сохраняет актуальность и пос­ле сложения государства. Но единство, олицетворяемое и выражаемое сформировавшейся политической надстройкой, по самой своей сущности принципиально иное, нежели единство, выраженное и олицетворяемое потестарной структурой. Здесь речь уже идет об относительном единстве общества, в ко­тором действуют конфликты, приобретшие антагонистический характер, а социальный порядок строится на отношениях гос­подства и подчинения, на отношениях эксплуататорских, кото­рых не знало доклассовое общество. Да и этнокультурное един­ство, стимулируемое и обороняемое политической организацией,


тоже носит совсем иной характер: как правило, уже любое ран­нее государство гетерогенно в этническом отношении за счет подчинения областей с населением, не связанным с этническим ядром такого государства даже фиктивным родством. Поэтому политическая надстройка интегрирует в единое целое разные культуры, прежде всего, конечно, потестарные и политические (см. гл. 2 и 5).

Нужно также четко разграничивать при оценке роли раннего государства объективную и субъективную стороны дела. С точ­ки зрения исторического процесса в общемировом масштабе, т. е. объективно, интегрирующая роль раннего государства, по-видимому, всегда должна расцениваться в целом положительно в той мере, в какой она создает благоприятные возможности для развития производительных сил общества и стимулирует об!це-ственное производство. Рассматриваемая в этом смысле, ска­жем, политическая надстройка раннерабовладельческого обще­ства, безусловно, представляет более прогрессивное явление, нежели потестарная надстройка общества доклассового. Кстати, косвенным доказательством этого могут служить масштабы про­изводственной кооперации при сооружении как сугубо утилитар­ных, так и ритуальных объектов общегосударственного значе­ния109.

Но что касается субъективного восприятия интегрирующей роли государства объектом властных отношений, т. е. поддан­ными государства как некоей общностью, то можно определенно утверждать, что целиком положительным оно может быть лишь у полноправных, в особенности же у привилегированных групп и слоев. На долю же прочих социальных слоев и групп, подвер­гающихся эксплуатации в той или иной форме и с той или иной мерой интенсивности, все больше выпадают, так сказать, из­держки, связанные с интеграционной функцией государственной власти, а это не может не порождать и соответствующую отри­цательную реакцию, сколь бы замедленно она ни складывалась и ни проявлялась. Иными словами, мы может утверждать, что степень позитивного восприятия политической надстройки и ее деятельности теми, на кого распространяется ее власть, ранжи­рована в зависимости от статуса той или иной категории ее объектов на социальной лестнице. И именно здесь лежит исход­ная точка складывания в рамках единой политической культуры общества политической субкультуры его низших эксплуатируе-. мых слоев, в значительной степени отличной от господствующей и системой ценностей, и мотивацией политического поведения.

И все же объективно в поддержании в определенных преде­лах целостности данного социального организма прежде всего как нормально функционирующей хозяйственной системы при сохранении классового господства и эксплуататорских отноше­ний в ней, что как раз и обеспечивает государство, оказывались в общем случае заинтересованы все члены общества, во всяком случае подавляющее их большинство. Исключение здесь могли


составлять, пожалуй, только эксплуатируемые чужаки, в пер­вую голову рабы-чужеземцы.

С интеграционной функцией государства непосредственна связана проблема «первичности» или «вторичности» того или иного политического образования, т. е. в конечном счете про-блема того, вкакой мере складывание политической надстройки обусловливается чисто эндогенными, а в какой — экзогенными факторами. В такой формулировке ее поставил М. Фрид, кото­рый подчеркивал уже в I960 г., что делает это в противовес до недавнего времени распространенной среди антропологов англо­саксонских стран теории «завоевательного» происхождения го­сударства, восходящей к работам Л. Гумпловича и Ф. Оппенгей-мера 110. Понятно, в наши дни встретить эту концепцию в ее «чистом» виде практически невозможно: никому не приходит в голову отрицать первостепенную важность именно внутреннего социально-экономического развития в процессах, ведущих в ко­нечном счете к появлению государственности в целом. Речь идет только об относительном значении этого развития и внешнего военного давления на общество, и как раз преувеличение роли последнего фактора можно еще обнаружить у некоторых запад­ных авторов 111, хотя в качестве первоосновы военных столкно­вений и следующего за ними образования государства и они рассматривают «соперничество из-за скудных ресурсов», т. е. в конечном счете фактор социально-экономический 112.

В любом случае представляются несомненными два обстоя­тельства. Во-первых, война действительно может способствовать интенсификации политогенеза, ускорять его. Осуществляется это воздействие по нескольким каналам: прежде всего, активизаци­ей имущественного расслоения и социальной стратификации за счет военной добычи; через демографические изменения, связан­ные с перегруппировкой значительных масс населения и повы­шением его плотности; наконец, через своего рода «естественный отбор» более сильных и жизнеспособных вождеств, которые обычно обнаруживают повышенную агрессивность по отноше­нию к соседям и тем самым и их стимулируют к ускоренному развитию предполитической надстройки, перерастающей затем в политическую. И тем не менее сама по себе повышенная военная активность либо вообще не связывается с политогенезом (при­мер тому — индейцы Амазонии, ведшие много войн, но не обна­руживающие никаких признаков политогенеза, которые бы за­служивали упоминания113), либо практически никак не влияет на его темпы, если не оказывается достигнут определенный по-рог уровня общественного развития, в первую очередь социаль-ной стратификации (так было у папуасов горных областей Но-вой Гвинеи114). Больше того, исторический опыт человечества опровергает главную посылку «завоевательной» теории — тезис о якобы непременном превосходстве завоевателей. Как правило, при завоевании каким-либо социальным организмом другого общества, стоявшего выше завоевателя по шкале социально-


экономического и культурного развития, дело заканчивалось тем, что именно победители приспосабливались к отношениям, которые находили на покоренной территории, а не наоборот (если, конечно, исключить случаи физического истребления по­бежденных).

Во-вторых, оптимум условий и возможностей для складыва­ния государства «первичного» (pristine state, по терминологии М. Фрида) наблюдается там, где имеются предпосылки сравни­тельно быстрого роста общественного производства, прежде все­го земледельческого хозяйства. Здесь устанавливается в общем случае наибольшая плотность населения, что заметно ускоряет формирование в таких коллективах позднепотестарных и затем раннеполитических структур (впрочем, и значение этого факто­ра не стоит абсолютизировать, а с этим иногда приходится стал­киваться в некоторых работах западных коллег115). Именно в таких зонах возникают первичные центры классо- и политоге-неза, в последующем распространяющие свое влияние—и, есте­ственно, вместе с ним и эксплуататорские отношения в качестве всеобщей модели отношений и формы их потестарно-политиче-ского и идеологического обеспечения — на окружающие обще­ства. В последних в результате такого влияния возникают уже «вторичные государства» (secondary states). Притом вовсе не обязательно (и даже,.видимо, не в большинстве случаев) дело облекается в форму прямого заимствования тех или иных кон­кретных форм общественной организации или духовной культу­ры П6. Гораздо чаще связи с более развитыми социально-эконо­мическими и протестарно-политическими системами играют роль катализатора процессов классо- и политогенеза, спонтанно начи­навшихся в периферийных обществах, более или менее сущест­венно ускоряя его протекание.

В государствах «вторичных» обычно происходит наложение социальной стратификации по новым принципам, характерным теперь уже для классового общества с его отношениями господ-ства и подчинения, отношениями эксплуататорскими, на суще­ствовавшую к этому моменту социальную стратификацию, стро­ившуюся еще на критериях, свойственных доклассовой эпохе: кровном родстве, действительном или фиктивном, возрасте, ста­тусе, ранге. И вот в таком смысле вполне правомерно говорить о «первичной» и «вторичной» социальной стратификации. Но по­явление различия между ними вовсе не сводится только к ре­зультатам «первичного» или же «вторичного» завоевания,как пы­тался в свое время доказать в рамках своей концепции «гид­равлического общества» К. Витфогель 117.

Возникновение государства, даже в его ранней форме, непре­менно бывает связано с появлением суда как специализирован­ного органа отделенной от народа публичной власти. Регулиро­вание споров и взаимных претензий между членами общества, не говоря уже о спорах между ними и властью, олицетворяемой правителем и его окружением, теперь постепенно сосредоточи-


вается именно в руках этих последних и их локальных пред­ставителей (делегирование власти вообще один из признаков вождества, а тем более раннего государства). Отправление пра­восудия отныне в намного большей степени связывается с физи­ческим принуждением, нежели раньше, хотя роль принуждения психологического отнюдь не утрачивает своего значения. Ины­ми словами, суд как специализированный орган с самого начала существования политической организации может быть только орудием классовой по своему содержанию диктатуры, так же, впрочем, как и военный аппарат, а в конечном счете и религия.

Такие изменения в сфере отправления правосудия становят­ся возможны в большой мере потому, что одним из главных следствий перемен в базисных социально-экономических отно­шениях оказывается в надстроечной сфере разделение первобыт­ной мононормы на мораль и право. Первая так и осталась сово­купностью общественных норм, соблюдение которых обеспечи­вает только общественное мнение. Зарождающееся же право с самого начала формируется как совокупность норм, обеспечен­ных государственным аппаратом физического принуждения и подавления. Речь идет о том, что право должно гарантировать, с одной стороны, социальные и имущественные привилегии заро­дившегося класса эксплуататоров в максимально возможной степени, с другой стороны, такое регулирование поведения мас­сы членов общества в переходный период, когда совершается перестройка всей совокупности социальных связей выше общин­ного уровня, которое бы, в свою очередь, обеспечило неприкос­новенность этих привилегий. Иными словами, право с самого начала есть явление классовое, ориентированное на защиту со­циальной дифференциации, переросшей в классовую. Конечно, мораль тоже классова, почему и оказывается в конце концов разной в разных общественных слоях и тем более у разных классов. Но право, возникая в качестве инструмента институ-ционализованной на надплеменном уровне публичной власти, в принципе едино для всего общества, а поэтому может играть и играло заметную роль как интегрирующий фактор. В значитель­ной своей части оно формируется сознательно, путем отбора со­циальной верхушкой тех традиционных норм, какие ей выгод­ны. Отобранные нормы закрепляются силой государственного принуждения и в конечном счете фиксируются письменно. Тради­ционная же мононорма в тех случаях, когда она не противоре­чит интересам правящего класса, превращается в обычное пра­во, не фиксированное на государственном уровне.

Конечно, право как явление и, выражаясь современным язы­ком, соответствующие правоохранительные органы складыва­ются по-разному в неодинаковых конкретных условиях. Неоди­наковыми бывают темп и масштаб дифференциации правовой санкции в зависимости от статуса его субъекта и объекта, сама эта санкция неодинаковым образом охватывает различные обла­сти жизни общества. Проделанное в свое время X. Классеном


структурное исследование раннего государства обнаружило по­чти полное (99%) совпадение лишь по трем пунктам, рассмот­ренным на материале 21 общества разных частей света. Этими пунктами — характеристиками ранних государств оказались следующие: верховный правитель — формальный источник пра­ва (law-giver); верховный правитель одновременно и верховный судья; в раннем государстве всегда обнаруживаются неформаль­ные влияния на правотворчество (law-giving). В последнем слу­чае совпадение было стопроцентным 119. Такие же характеристи­ки, как наличие или отсутствие системы законов, апелляционных судов, полицейских органов, социально дифференцированной санкции и т. п., оказались очень по-разному распределены в принятой выборке в зависимости в последнем счете от общего уровня социально-экономического развития того или иного об­щества. Тем не менее вполне очевидно, что раннее право во всех случаях служит достаточно эффективным средством укрепления раннего государства и его окончательной консолидации. Это об­стоятельство очень существенно, ибо на первых порах, пока го­сударство еще не окрепло, процесс его становления может ока­зываться иной раз и обратимым под воздействием то ли внеш­них причин, то ли недостаточности тех средств подавления мас­сы подданных, которыми такое раннее государство располагает, то ли факторов материально-технического порядка, скажем трудностей сообщения между разными его частями.

Естественно, что точно так же конкретными историческими обстоятельствами, в которых складывается в том или ином об­ществе раннее государство, обусловливалось и то, какие именно формы оно может принимать и принимает. В обстановке перехо­да от доклассового общества к классовой структуре и от поте-старной организации к политической, государственной, который осуществлялся в различных регионах и на протяжении несколь­ких тысячелетий, неизбежно возникало бесчисленное разнообра­зие комбинаций традиционных и новых общественных институ­тов. При этом в условиях зарождавшейся государственности и под ее воздействием резко убыстрялась как раз трансформация традиционных институтов, их постепенное, сознательное или бес­сознательное приспособление к новым условиям существования и функционирования. Этнографически зафиксировано великое множество примеров подобного рода эволюции у самых разных народов.

Hо именно в силу такого многообразия оказывается в выс­шей степени сложно решать одну из тех задач, которые неиз­менно привлекали внимание исследователей, занимавшихся по-тестарной или политической этнографией/антропологией: созда­ние типологии или хотя бы классификации форм раннего госу­дарства. Конечно, те из них, кто стоит на марксистских позици­ях, имеют очевидное преимущество перед остальными хотя бы уже потому, что могут с самого начала отделить потестарные структуры власти от власти политической, государственной. Но


за этими пределами и мы, марксисты, в состоянии лишь в самой общей форме классифицировать докапиталистические политиче­ские структуры по их формационной принадлежности, соотнося их уровень со степенью зрелости той формации, к которой они принадлежат, в данном обществе. Не случайно и авторы и ре­дакторы не раз здесь упоминавшейся книги о раннем государст­ве ограничивались классификацией ранних государств по степе­ни их зрелости, не пытаясь создать формально-функциональную типологию, которая предоставила бы в руки специалистов весь­ма полезный, а порой, возможно, и просто необходимый инстру­мент научного анализа.

Трудность заключена еще и в том, что ранние государства, попадая по одним критериям в одну и ту же категорию, могут при других критериях классификации или типологизации ока­заться в совсем иной. К тому же развитие науки открывает все новые и новые конкретные варианты организации власти и вла­стных отношений в обществе. В этих условиях дальнейшая де­тализация неминуемо ведет в конце концов к разрушению осно­вы любой типологии — ее всеобщности.

Все это предопределило лишь частичный успех многочислен­ных попыток типологизации, предпринимавшихся в 50-х и 60-х годах, преимущественно на материалах доколониальной Африки (в той мере, в какой этнографические исследования колониаль­ного и послеколониального времени позволяют такую Африку реконструировать). Эти типологии более подробно рассматри­вались мной в специальной работе 120, здесь же хочу сказать, что отсутствие единой и всеобъемлющей формально-функциональ­ной типологии раннего государства, "по-видимому, в принципе не следует считать обстоятельством временным. Строго говоря, едва ли вообще возможно построить такую типологию, которая была бы равно приложима ко всем конкретным случаям (не­сколько проще обстоит дело с классификацией, но и здесь дей­ствуют в конечном счете те же принципиальные ограничения). И ничего нет дурного в существовании типологий и классифика­ций, построенных по. разным критериям и потому отражающих каждая с большей полнотой какие-то определенные стороны яв­ления. Не исключено, что как раз сочетание типологий, постро­енных по разным критериям, позволит в конце концов дать мак­симально полную картину ранних форм государственности и предшествовавших ей потестарных форм власти.


Г л a в a 5

ПОТЕСТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 324 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2215 - | 2158 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.