Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Традиционная потестарная и политическая культура и современность 2 страница





укрепления такой цикличности потестарного или политического времени, даже если он и не связан с приходом к власти нового правителя, а представляет регулярно повторяющуюся церемо­нию типа все той же инчвала у свази.

Весьма существенно и то, что в традиционной культуре в лучшем случае только начиналась специализация отдельных ее сфер. Потестарная и даже феодальная политическая культура в большинстве обществ, оказавшихся в пределах тех или иных ко­лониальных владений, еще не выделилась в относительно само­стоятельную часть культуры в целом. Притом такое отсутствие специализации или, во всяком случае, слабое ее развитие об­наруживаются как в отношении культуры вообще, так и на уровне собственно потестарной и политической культуры. И это в значительной мере определяет само содержание последней, выражаясь и в ее объективных, институциональных элементах, и в субъективной сфере, т. е. в формах массового потестарного или политического сознания и самосознания.

Прежде всего — и это непосредственно следует из только что сказанного — потестарная и политическая культура традицион­ного — доколониального и докапиталистического — общества (что относится в принципе и к сравнительно высокоразвитым политическим культурам исламизированных социальных орга­низмов, например в Западном или Центральном Судане) неиз­бежно оказывается синкретичной. Это проще всего увидеть на примере массового потестарного или политического сознания, представляющего, по сути дела, как бы концентрированное вы­ражение субъективного момента соответствующей потестарной или политической культуры. Такое сознание и самосознание включает как мифологические представления данной общности, так и опыт собственно потестарной и/или политической деятель­ности, которой приходилось заниматься раньше и проводимой в настоящий момент ее членами; как элементы этнического созна­ния и самосознания, так и религиозные верования и многое дру­гое. Таким образом, с одной стороны, потестарное и политиче­ское сознание, или, иными словами, отношение массы членов об­щества к власти и ее отправлению и функционированию, есть совокупность и не просто совокупность, но система, включаю­щая миф, религию, ритуал, потестарно-политический опыт, как таковой, притом система, закрепленная длительной традицией. Поэтому и символика традиционной потестарной и политической культуры бывает, как правило, намного более емкой и универ­сальной, чем символика буржуазной политической культуры, ко­торую приносил с собой колонизатор, символика, делавшаяся неотъемлемой составной частью деятельности колониальной ад­министрации.

С другой стороны, традиционную потестарно-политическую культуру неизменно отличает такая черта, как почти полное сов-падение потестарно-политйческого сознания и самосознания с этническим. Она логически вытекает из отмечавшейся выше эт-


нической дробности, свойственной традиционной культуре. В по-тестарном и политическом сознании обе эти черты сопровождает представление о потестарной или политической структуре данно­го общества как о главнейшем средстве социальной интеграции вообще, К тому же представление это в доклассовых обществах часто, а в раннеклассовых практически всегда «подкрепляется» сакрализацией самой власти, оформляющих ее структур, а глав­ное — ее верховного носителя. Помимо того что он рассматри­вается в качестве символа единства и благополучия всего обще­ства, о чем уже была речь ранее, в нем обычно концентрируют­ся представления массы рядовых членов общества как о силе, способной их защитить от малопонятных и очень часто просто враждебных внешних обстоятельств (среди последних одно из первых мест занимало именно появление колонизаторов). Соб­ственно говоря, если иметь в виду различие между «теоретиче­ским» обоснованием «прямой» и «непрямой» систем колониаль­ного управления, то оно в значительной мере вращалось вокруг того, как отнестись именно к этой черте традиционной потестар­ной и политической культуры: использовать в своих интересах или рассматривать в качестве угрозы для новой администрации и устранить? Хотя, конечно, в такой откровенной форме вопрос и не ставился.

Если принять во внимание эти характерные черты традици­онной потестарной и политической культуры, высказанное выше мнение о диаметральной противоположности ряда сторон послед­ней политической культуре капиталистического общества, во всяком случае ее буржуазно-демократическим формам, оказы­вается достаточно убедительным.

В самом деле, буржуазная политическая культура, противо­стоявшая в колониях традиционной, отличается универсализ­мом, массовостью и практически полным подчинением своего этнокультурного аспекта классово антагонистическому характе­ру общественного строя. Именно это обстоятельство и было оп­ределяющим во всей системе взаимоотношений традиционной и привносимой извне культур. Конечно, многие элементы полити­ческой культуры капиталистического общества видоизменялись в колониальных условиях, прежде всего заметно «сокращались» и ограничивались содержащиеся в ней черты буржуазной демо­кратии. Но классовый характер буржуазной политической куль­туры оставался незыблем и, более того, выявлялся особенно яс­но и откровенно.

Это условие с самого начала было и неизменно оставалось в последнем счете решающим. Оно предопределяло, какие формы принимало взаимодействие традиционной потестарно-политиче-ской культуры с политической культурой колонизатора в соци­альной практике колониального общества и к каким конкретным результатам оно приводило. Вместе с тем немаловажное место занимали в этом и структурно-функциональные особенности буржуазной политической культуры, в частности то, что она с


самого начала специализирована на обслуживании очень опре­деленной области общественных отношений. В этом также кро­ется ее принципиальное отличие от традиционной потестарной и политической культуры.

Выше говорилось о том, что символика традиционной куль­туры емче и универсальнее, нежели символика буржуазной по­литической культуры. Это логически следует как раз из специ­ализированного характера последней, из того, что специализа­ция ее зашла уже достаточно далеко. Несомненно, в буржуаз­ной политической культуре присутствуют и этнический момент, и ритуал, и даже мифология (в этом смысле принципиальных отличий не наблюдается). Они возникают из-за того, что все эти элементы в буржуазной политической культуре функционально резко ослаблены по сравнению с традиционной потестарной и политической культурой. Решающая же роль принадлежит, при­чем безраздельно, необходимости обеспечить средствами власти вполне определенную классовую, эксплуататорскую структуру общественного организма. И именно поэтому буржуазная поли­тическая культура колонизатора в любом колониальном обще­стве в общем оказывалась как бы этнически нейтральна по от­ношению к коренному населению. Она, конечно же, несла в себе и этническое значение, но этническое в данном случае разграни­чивалось не столько даже по собственно этнической, сколько скорее по расовой линии, т. е. «европеец—африканец, азиат, меланезиец и т. п.». А что касается неевропейцев, то этнические различия между ними и их культурами в принципе мало зани­мали колониальных администраторов, если только такие разли­чия не использовались для облегчения управления новыми под­данными по принципу «разделяй и властвуй».

Как уже говорилось, формационный разрыв между взаимо­действовавшими в колониальном обществе культурами усугуб­лял изначальное неравенство между этими культурами в про­цессе контакта. И поэтому понятно, влияние политической куль­туры колонизатора в таком контакте решительно преобладала. В принципе можно достаточно уверенно утверждать, что изме­нению подверглась традиционная потестарная и политическая культура колонизованных под влиянием политической культуры колонизатора, тогда как обратного воздействия, в сущности, не наблюдалось. При этом такое изменение происходило, несколь­кими путями. На первом месте, естественно, оказывалось пря­мое заимствование, причем тенденция к нему заметно усилива­лась по мере активизации национально-освободительной борь­бы вплоть до завоевания политической независимости. Только позднее, когда нормы буржуазной политической культуры стали во все возрастающей степени обнаруживать свою малую эффек­тивность в условиях только что освободившихся африканских и некоторых азиатских стран (в последнем смысле очень харак­терна Индонезия в период пребывания у власти президента Су-карно), начались лихорадочные поиски «аутентично африкан-


ских» или «аутентично азиатских» форм политической культуры, к чему нам еще предстоит вернуться. Тем не менее заимствова­ние и сейчас, видимо, остается преобладающим путем трансфор­мации традиционной (а в последние полтора-два десятилетия — уже складывающейся постколониальной) политической культу­ры в развивающихся странах Африки и Азии.

Вместе с тем не приходится отрицать, что определенную роль в преобразовании традиционной потестарно-политической куль­туры могла и должна была играть та форма внедрения иннова­ций, которую С. А. Арутюнов обозначает как стимулированную трансформацию («внутренняя трансформация культуры, кото­рая происходит под косвенным воздействием внешних импуль­сов, но не имеет характера прямого заимствования»14). Если сам С. А. Арутюнов в качестве примера стимулированной транс­формации приводит хорошо известную ситуацию складывания «вторичных» племен под давлением классовых общественных ор­ганизмов, то в интересующей нас сфере таким примером могло бы послужить формирование сильных военных держав, таких, как Ойо или Дагомея, под влиянием стремительно расширяв­шейся европейской работорговли на гвинейском побережье.

И все же в условиях контакта политических культур в коло­ниальном обществе роль стимулированной трансформации ока­зывалась куда менее значительной, чем, с одной стороны, пря­мого заимствования (коль скоро колониальная действительность редко предоставляла время и возможности для нормального действия механизма этой формы внедрения инноваций), а с дру­гой — того процесса, который Ф. Бейли называет «манипулируе-мым изменением» 15. Под этим выражением исследователь имеет в виду изменения потестарной или политической структуры как следствие серии целенаправленных предварительных шагов, предпринимаемых внешней по отношению к претерпевающему изменения.обществу силой. Ситуация «манипулируемого изме­нения» рассмотрена Ф. Бейли на материале дравидоязычных кхондов (кандхи), населяющих лесистые горные районы совре­менного индийского штата Орисса, точнее, на примере их вза­имоотношений с британской, а затем национальной индийской администрацией. По-видимому, не менее характерным образцом такого пути трансформации политической культуры колонизо­ванных могла бы служить, по существу, вся британская полити­ка «непрямого» управления в бывших британских владениях в Африке, в таких странах, как Нигерия, Уганда или Золотой Бе­рег (нынешняя Гана). Впрочем, столь же характерно и то, что политика колониальной администрации вызывала отнюдь не од­ни только те последствия, на которые рассчитывал колонизатор. К этой стороне дела нам еще предстоит вернуться, пока же бы­ло бы, по-видимому, целесообразно попробовать рассмотреть то, как происходила трансформация традиционной потестарной политической;культуры в колониальном обществе и как склады­вались предпосылки формирования качественно новой колони-


альной политической культуры, на базе которой в дальнейшем предстояло возникнуть политической культуре постколониаль-лой.

3. Проделать это удобнее всего с помощью таких категорий, как передача социальной и культурной информации и традиция, в которой эта информация фиксируется. Обратимся к уже упо­минавшейся ранее модифицированной модели С. А. Арутюно­ва и Н. Н. Чебоксарова и соответственно к движению информа­ции в историко-культурном пространстве.16

В соответствии с этой моделью потестарная или политиче­ская культура вместе со свойственными ей традициями может рассматриваться в виде сочетания неограниченного в принципе (из-за возможности их построения по любому критерию) числа синхронных и диахронных информационных сетей, а также про­екций информационных пучков, представляющих традицию, на синхронных, горизонтальных плоскостях, отстоящих на разных расстояниях от исходной точки формирования традиции. При этом традиция понимается как некая совокупность информа­ционных связей, имеющая не только временное, но и простран­ственное распространение. Иначе говоря, всякая культурная традиция — и традиции потестарной и политической культуры не составляют исключения —существует на какой-то террито­рии, в определенном ареале. Исходя из всего сказанного, попы­таемся представить себе, каким образом проявляется в таком историко-культурном пространстве взаимодействие традицион­ной потестарной или политической культуры и той, буржуазной, которую привносила в ту или иную страну Африки, Азии или Океании колонизация.

Вспомним первое из упоминаемых Ж. Баландье «непосред­ственных следствий» колониальной ситуации — искажение ха­рактера традиционных потестарных и политических образова­ний. Речь идет, собственно, о более широкой проблеме: пренеб­режение колонизатора границами этнических территорий при за­хвате того или иного колониального владения вело к тому, что в одних случаях целостные этнические общности с присущей им этнически окрашенной потестарной или политической культурой и организацией могли оказаться разрезаны колониальными гра­ницами, а в других в состав колонии бывали включены ареалы соответствующих культур нескольких народов. Впрочем, чаще всего в границах одного и того же колониального владения присутствовали оба эти варианта. И, таким образом, структура политико-административного деления, вводимого при колониза­ции, была одновременно и шире и уже привычных для коренного населения границ, которые, в свою очередь, в основном совпа­дали с границами ареалов традиционных этнических потестар­ных и политических культур. Все эти культуры оказывались в зоне действия этнически нейтральной политической культуры колонизатора, для которой этнический аспект дела значим был, как уже сказано, лишь на уровне разграничения «колониза-


тор — колонизуемый». И такой «неэтничной» она была на всей территории колонии, обладая в целом одинаковой плотностью информационных связей по этому критерию.

В итоге этнически специфичные потестарные и политические культуры тех или иных народов включались в состав гораздо более широких систем: во-первых, синхронной системы инфор­мационных связей, во-вторых, колониальной территории, на ко­торой действовала последняя. Информационный пучок полити­ческой культуры колонизатора охватывал соответствующие пуч­ки традиционных культур, а в горизонтальной — временной и территориальной — проекции информационное «пятно» буржу­азной политической культуры (понятно, в ее ограниченном ко­лониальном варианте), с одной стороны, занимало всю площадь данной колонии, а с другой — в него оказывались вкраплены «пятна»-проекции информационных пучков традиционных "поте-старных и политических культур.

Если информационная плотность буржуазной политической культуры на всей территории колонии была примерно одинако­вой, то для традиционных культур дело обстояло иначе. Их проекции имели различную плотность в зависимости от расстоя­ния между той или иной их точкой и центром «пятна». И в пря­мое взаимодействие с политической культурой колонизатора вступали прежде всего периферийные зоны «пятна», централь­ная же его часть оказывалась в общем мало затронута контак­том. Более того, чем дальше, тем больше прослеживалась тен­денция максимально их от этого контакта оградить. В этом ска­зывалась разная реакция синхронной и диахронией составляю­щих информационной сети на контакт.

Собственно традиции потестарной и политической культуры, т. е. информационный пучок сам по себе, обнаруживают значи­тельную устойчивость. В начальный период антиколониального сопротивления, которое носило чаще всего вооруженный харак­тер, как раз традиционная потестарно-политическая культура выступала в функции одной из основ борьбы против европейской экспансии. А после колонизации именно эта культура во многих случаях сделалась едва ли не главным гарантом сохранения эт­нического самосознания колонизованных. Причем сознание при­надлежности к определенной потестарной или политической общности упорно сохранялось даже и в тех случаях, когда эти общности, с точки зрения колониальной администрации, давно прекратили свое существование. В качестве примера можно ука­зать хотя бы на описанных М. Салинзом фиджийцев о-ва Моа-ла: в разных частях острова они не просто хранят память о не­когда существовавших здесь потестарных единицах, но и само-то традиционное деление территории острова (не админи­стративное!) строится именно на этих единицах 17. Традиции по-тестарно-политической культуры продолжают отграничивать на­род от его соседей, оказавшихся в пределах тех же колониаль­ных территорий, и, конечно же, от колонизатора.


П данном случае особенно важно строго разграничивать объективный и субъективный аспекты потестарной и политиче-

ской культуры. Традиция ставила определенный и не столь уж редко труднопреодолимый барьер на пути складывания новой полититической культуры колониального общества — колониаль­ной политической культуры. И этот барьер был особенно высок в субъективном плане: осознание массой населения колоний

своей включенности в такую новую культуру происходило, как правило, очень поздно. В этом смысле политическая деятель­ность и теоретические взгляды англоязычной интеллигенции Зо­лотого Берега, Сьерра-Леоне и отчасти юго-западных районов современной Нигерии в последней трети прошлого века и в пер-ные годы нынешнего были редким исключением 18. В то же вре­мя объективно, в структурно-функциональном плане, все тради­ционные потестарные и политические культуры волей-неволей становились составными элементами новой политической куль-гуры колониального общества.

Таким образом, реальное существование относительной изо­лированности субъективной сферы взаимодействовавших поли­тических культур и сохранение той или иной степени такой изо­лированности на всем протяжении колониальной эпохи были фактом. Хотя, конечно, в целом было бы неверно представлять себе колониальное общество в виде двух совершенно друг от друга отделенных структур, и в таком смысле можно согласить­ся с критикой сугубо «дуалистического» подхода к нему 19. Но как бы то ни было, остается несомненным, что изменения в ком­муникативной сети традиционных потестарных и политических культур протекали неравномерно: в вертикальном направлении, т. е. в том, что касалось функционирования и сохранения тради­ции, они оказывались малосоизмеримы по темпам и интенсив­ности с теми, которые под воздействием самого фактора вклю­чения их ареалов в более обширную территорию колонии про­исходили в горизонтальном.

Впрочем, с точки зрения конкретной истории того или иного колониального владения истоки большей устойчивости тради­ции, как таковой, могли быть разными. Они во многом зависели от того, насколько энергично эта колония вовлекалась в систему мирового капиталистического хозяйства. При резком ускорении темпов социально-экономического развития осуществлялось бы­строе растяжение информационного пучка традиции по вертика­ли. При этом неизбежно какая-то часть связей обрывалась, и общая плотность их в синхронно-территориальной проекции оказывалась пониженной. Но это вызывало со стороны нацио­налистически настроенных кругов — а их численность увеличи­лась за счет формировавшейся новой, получившей то или иное современное образование интеллигенции — попытки укрепить, а то и вообще «возродить» традицию. Такая деятельность могла идти двумя путями. Можно было попытаться обосновать свои представления о традиции «подменой» ее действительной осно-


вы: такой основой провозглашается гораздо более позднее, чем это было на самом деле, синхронное сечение информационного пучка, и это «подмененное» сечение со временем приобретает в массовом сознании статус вполне аутентичной исходной точки традиции. Либо можно было, исходя из конкретных потребно­стей политической жизни или антиколониальной борьбы, пост­роить то, что можно было бы с известной долей условности оп­ределить как «ложную традицию»: «восстановить» восходящий информационный пучок, не имеющий на самом деле реальной исходной точки в прошлом, и создать для него воображаемый более ранний синхронный образ. Тем любопытнее, что оба эти пути могли использоваться для обоснования одного и того же факта или явления политической жизни в целом и политической культуры в частности. Очень убедительным примером могут слу­жить в данном случае различные обоснования необходимости харизматической власти в развивающихся странах Азии и Аф­рики 20. Правда, обоснования эти принадлежат уже постколони­альной политической культуре, но зарождались подобные тради­ций в идеологии еще в пору национально-освободительной борь­бы с колонизаторами.

В случае, когда колониальное завоевание резко тормозило, а то и отбрасывало назад развитие колонизуемого общества, си­туация в информационной сети культуры оказывалась иной. Ин­формационный пучок культурной традиции как бы сплющивал­ся, но связи в нем не разрывались, а площадь синхронного се­чения оставалась практически неизменной, т. е. социальный смысл традиции, передаваемой данным пучком, не «размывал­ся». Иными словами, обнаруживалась тенденция к стабилиза­ции, а то и стагнации традиции. В этих случаях достаточно ти­пичным было стремление колонизованных, насколько это была возможно, исключить из практики вмешательство внешних сил, т. е., конечно, прежде всего колониальной администрации, во-внутренние дела коллектива. Подобные субъективные установ­ки, в свою очередь, обнаруживают немалую живучесть, причем не столь уж редко, и в постколониальной политической культу­ре. Так, скажем, Ф. Бейли рассказывает о попытке низших каст в одной из населенных ория деревень индийского штата Орисса вовлечь в конце 50-х годов государственную власть в свою борь­бу за равноправие с высшими кастами в общинной жизни. Очень характерно, что наибольшее возмущение вызвали в этом случае не столько сами по себе претензии низших каст, сколько-именно их обращение за помощью к администрации: оно было воспринято как грубейшее нарушение традиции решать вопросы внутриобщинной жизни без вмешательства властей 21.

Несмотря на то что синхронные и диахронные связи в инфор­мационной сети культуры (и, шире, в историко-культурном про­странстве) традиционных обществ при их включении в общество колониальное действовали разнонаправленно, в обоих случаях наблюдался положительный момент. Расширение сети отражало


тенденцию к ликвидации локальной замкнутости, характерной для традиционных обществ, к включению их в значительно бо­лее широкую систему отношений и контактов. Стабилизация же диахронных связей и традиции в целом выступала в качестве одного из самых эффективных средств сохранения индивидуаль­ности колонизованного и его способности сопротивляться коло­ниальному режиму (хотя, конечно, и затрудняла ликвидацию замкнутости традиционного общества).

Несовместимость систем власти и авторитета, о которой го­ворил Ж. Баландье как о еще одном непосредственном следст­вии колониальной ситуации, по сути дела, означала, что мас­совое политическое (и потестарное) сознание и самосознание в традиционном обществе, становившемся частью общества коло­ниального, утрачивало присущую ему определенную уравнове­шенность. И это в полной мере обнаруживалось во вновь скла­дывавшемся, теперь уже «колониальном» политическом сознании и самосознании. Причем колониальным оно было и в чисто фор­мальном смысле, возникая в странах, превращенных в колонии, и по своей социальной сущности представляя «наложение» от­дельных элементов буржуазной политической культуры на субъ­ективные моменты культуры традиционной (в результате чего подвергались искажению и те и другие), т. е. по аналогии с по­нятием «колониальное общество».

Такое сознание и самосознание было с самого начала много­слойным. Объяснялось это, естественно, тем, что человек тради­ционного африканского, азиатского или океанийского общества, превратившийся в колониального «подданного», по необходимо­сти был вынужден выступать в своей деятельности в нескольких ипостасях, сталкиваясь помимо привычной для него власти еще и с чуждой и непонятной ему колониальной администрацией. И уж тем более многоликим приходилось и приходится быть тому, кто выступает в роли политического деятеля на стыке традици­онного общества и общества колониального, а впоследствии и постколониального, в которое этот традиционный общественный организм включен 22. Конечно, в принципе сама по себе множе­ственность социальных ролей, в которых выступает индивид, не представляет чего-либо неожиданного для человека традицион­ного общества 23. Но в колониальном политическом сознании и самосознании на самой поверхности лежала реальность сугубо классового по своему смыслу разделения на европейцев и неев-ршейцев, хотя внешне это разделение и выглядело чисто этно-расовым. И этот момент принципиально меняет весь смысл мно­жественности ролей для члена колониального общества, принад­лежавшего к коренному населению и вынужденного иметь дело непосредственно с европейской общиной, прежде всего, конечно,, в лице колониальной администрации.

Что же касается массы коренного населения, то она сохра­няла ориентированность на привычные поведенческие и ценно­стные стереотипы, складывавшиеся еще в доколониальное вре-


14 Зак. 829


209*


мя. Здесь, видимо, стоит сказать, что восприятие любых иннова­ций, и в первую очередь в политической сфере, в колониальном обществе шло по разному пути на этном и эмном уровнях24. В первом случае новое усваивалось в общем достаточно быстро и легко: члены общества, которым приходилось действовать в об­становке контакта с непривычными, качественно новыми форма­ми политической культуры и явлениями политической жизни, сравнительно легко овладевали определенным ограниченным на­бором новых «правил игры». Но на эмном уровне новое усваива­лось с куда большим трудом, что само по себе вполне естествен­но: в конечном счете этнокультурная специфичность той или иной человеческой общности фиксируется именно на эмном, т. е., упрощенно говоря, содержательном уровне осмысления. По­этому-то под очень тонкой коркой таких более или менее совре­менных представлений о «правилах игры» (именно так и вос­принимались в этом случае новые нормы политического поведе­ния) оставался практически этими новшествами не затронутый мощный (и, как правило, нерасчлененный) слой характерных для традиционной культуры ценностей, мотиваций, ролевых ожи­даний и поведенческих стереотипов. Притом такое положение отнюдь не заканчивается с достижением политической независи­мости: оно сохраняется и в политической жизни молодых госу­дарств, вырастающих в границах бывших колоний.

Такое усвоение «правил игры» при сохранении чисто тради­ционного субстрата в политическом сознании и самосознании предопределило одну из важнейших черт складывавшегося ко­лониального политического сознания и самосознания — его двойственность. Собственно говоря, она отражала маргиналь-ность ситуации, притом маргинальность двоякую. Для массы коренного населения, в особенности для крестьян глубинных районов колоний, маргинальным был сам непосредственный контакт с представителями колониальной администрации. Соот­ветственно к минимуму сводилась и возможность такого контак­та между политической культурой колонизатора и традиционной потестарной или политической культурой (естественно, что речь в данном случае не идет о переселенческих колониях). Для по­вседневной практики внутри данной этнической, точнее, этно­культурной общности вполне действенными оставались нормы традиционной потестарной или политической культуры.

Иной тип маргинальности представляло положение той не­многочисленной прослойки коренных жителей, которую колони­альной администрации в своих же собственных интересах прихо­дилось в той или иной мере «допускать» к европейскому обра­зованию. Они оказывались маргинальными по отношению ко всему колониальному обществу, оторвавшись от соплеменников и, как правило, не будучи приняты «на равных» европейской общиной. Конечно, двойственность была свойственна всему со­знанию этой общественной категории; она вызвала к жизни об­ширную исследовательскую и художественную литературу. Нас


занимает в этой связи лишь то обстоятельство, что в таком двой-ственном общественном сознании сознание и самосознание по­литическое было едва ли не самой важной составной частью. Ес-ли говорить об Африке, где это явление было выражено, пожа-луй, с наибольшей определенностью, то именно вокруг такого, двойственного политического сознания и самосознания строи­лись все попытки отыскания «африканской личности» — от Э. У. Блайдена и до создателей теории негритюда в ее варианте-30—40-х годов. Выше упоминалась англоязычная западноафри­канская интеллигенция последней трети прошлого века как ред­кий пример осознания своей принадлежности именно к колони- альной политической культуре. Однако стоит, видимо, задумать­ся над тем, не была ли такая позиция, в том числе и открытое признание цивилизаторской роли колонизации, у того же, ска-жем, епископа С. Кроутера неосознанной попыткой вырваться из «заколдованного круга» такой мучительной для африканского интеллигента двойственности. Бесспорно, конечно, что в куль­турном национализме, каким он сложился в африканских владе- ниях европейских империалистических держав, речь шла в пер-вую очередь о культурной самоидентификации африканца. Так обстояло дело с субъективной точки зрения. Но в плане объек­тивном вопрос о культурной самоидентификации с самого нача-ла неизбежно упирался в необходимость самоиндентификации политической, иначе говоря, в «снятие» все той же двойственно- сти политического сознания и самосознания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 444 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2460 - | 2139 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.