Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Место юридического в социальном контексте




Категорию «каталактика», которая в данной работе использует­ся при характеристике общественной деятельности и юридической практики, можно трактовать как неотъемлемый компонент и общее свойство социальных процессов. Каталактика в переводе с древне­греческого языка означает обмен. Динамика обмена присуща поли­тическим, экономическим, юридическим, техническим и другим ин­гредиентам социального. Категория обмена в контексте всех этих модификаций социальной действительности имеет различное функ­циональное содержание и воплощается в специфических фигурах человеческой деятельности и поведения. Свое первоначальное науч-


Социоанализ юридической нормы______________________________ 391

ное употребление этот термин получил в экономической науке. Ос­нователь австрийской экономической школы Л. фон Мизес, анали­зируя феномен обмена в экономике, связывает его происхождение как науки об обмене с работами английского экономиста XIX в. Уотли. Сам же Л. фон Мизес в своем трактате «Человеческая дея­тельность», обращаясь к категории обмена, утверждает: «Экономи­ческие, или каталактические, проблемы влились в более общую нау­ку и больше не могут рассматриваться вне этой связи. Изучение соб­ственно экономических проблем не может не начинаться с исследования акта выбора; экономическая теория стала частью, и на сегодняшний день наиболее разработанной, более универсальной науки — праксеологии. Действие — это всегда по существу обмен одного состояния дел на другое. Если действие выполнено индиви­дом без всякой ссылки на сотрудничество с другими индивидами, мы можем назвать это аутистическим обменом. В обществе арти­стический обмен заменяется межличностным, или социальным, об­меном. Человек дает другим людям, для того, чтобы получить от них. Возникает взаимность. Человек оказывает услуги, для того, чтобы получить услуги. Основой современной экономической тео­рии является идея о том, именно различие ценности, присваиваемой обмениваемым объектам, приводит к тому, что обмен производится. Люди покупают и продают только потому, что они оценивают полу­чаемые вещи выше, чем те, от которых отказываются. Трансформа­ция учения, начало которому положили экономисты классической школы, была завершена только современной субъективной эконо­мической теорией, которая преобразовала теорию рыночных цен в общую теорию человеческого выбора. Любое решение человека суть выбор, осуществляя его. человек выбирает не между материальными предметами и услугами. Выбор затрагивает все человеческие ценно­сти. Все цели и средства, материальное и идеальное, высокое и низ­кое, благородное и подлое выстраиваются в один ряд и подчиняются решению, в результате которого одна вещь выбирается, а другая от­вергается. Ничего из того, что человек хочет получить или избежать, не остается вне этой единой шкалы ранжирования и предпочтения».

Социальное представляет собой совокупность составляющих человеческой активности, которые образуют единое целое всего ка-

МизесП. фон. Человеческая деятельность М., 2000. С. 184, 186, 187.


392____________________________________________________ Глава 3

чественного многообразия отношений между людьми. В рамках по­верхностного внешнего восприятия социального и при его глубин­ном исследовании можно выделить отдельные генерации общест­венного составного целого в диапазоне от эстетической до этиче­ской их номинаций.

Сфера эстетического сопрягается в единстве политического и экономического аспектов, эстетическое присутствует и на этическом уровне, где налицо композит юридического и нравственного, или морального, когда они находятся во взаимодополнении и согласо­ванном единстве. Органическая связь этики и юриспруденции мак­симально эксплицирована в системах религиозного законодательст­ва. Нужно отметить, что религиозный универсум легитимации имеет всеобъемлющий характер и обладает таким качеством, как систем­ное всеединство, поскольку содержит представление об исходном и конечном пунктах антропологического компонента мироздания.

С точки зрения современного философа Б. Хюбнера, проводя­щего аналитическое разграничение этики и эстетики: «Если после упадка метафизики этика стала для автономного человека пробле­мой, требующей своего обоснования, то об эстетике подобного ска­зать нельзя. По-видимому, эстетика не нуждается ни в какой транс­цендентально-прагматической или какой-либо иной попытке фун­даментального обоснования. Вопрос, аналогичный этическому, "зачем быть эстетичным?" ведет к вопросам '"зачем жить весело?", или ''зачем удовольствия?'1, или "зачем быть счастливым7'1. Очевид­но, эстетическое первично по отношению к этическому, оно не нуж­дается в обосновании того, почему оно должно осуществиться, оно само себе является достаточным основанием. Очевидно, эстетиче­ское является первичным, спонтанным, а этика — вторичным, над­строенным, стремящимся ограничить эстетическое и оправдаться за него. Почему я должен жертвовать, почему я должен отрицать мою радость, мою спонтанность — на эти вопросы нужно дать аргумен­тированные, обоснованные разумом ответы. Эстетическое ныне в значительной мере вышло за пределы искусства и представляет вид потребительской чувственности и эмоциональности. Социальная действительность повсеместно лишается действенности в пользу эстетического, которое насыщено фикциями и виртуальностью. В этом случае этика или, лучше, этос ничего или почти ничего не мо­жет противопоставить экспансии эстетического. И тогда это явно


Социоапшшз юридической нормы 393

соответствует широко распространенной потребности в эстетиче­ском, т. е. в чувственном восприятии мира и в психическом возбуж­дении посредством чувственного восприятия. Там, где жизнь не имеет смысла, приходится жить чувствами: о прыжке или, лучше, отскоке от идеализма к сенсуализму, говорил уже Ницше. Верти­кальный смысл жизни заменяется горизонтальным. Утверждая, что этическое основано на эстетическом, я подразумеваю, что эстетиче­ское фило- и онтогенетически предшествует этическому (говорить об эстетическом образе жизни здесь уместно преимущественно с позиций наших дней); что человек, как это можно показать на при­мере детей и некоторых животных, изначально играл раньше, чем хотел и мог своей игровой деятельностью (и здесь мы покидаем жи­вотный мир) влиять на что-то в мире и быть полезным другим; до того, как физически или идеально влиять на что-либо в мире, он хо­тел что-то побуждать и изменять в себе. Всякому действию, магиче­скому, техническому, стратегическому, этическому или коммуника­тивному, ориентированному на некоторое изменение действитель­ности, предшествует стремление к аффектации, эмоциональности, эстетическому вообще».9

С нашей точки зрения данная концепция соотношения между этическим и эстетическим не учитывает феномена эстетической привлекательности нормы в сфере социального и ограничивает при­нудительность эстетического только сенсорным, чувственным и иг­ровым его аспектами. Следует все-таки иметь в виду, что эстетиче­ское и этическое не находятся в таком дистанцированном друг от друга динамическом состоянии, а органически связаны между со­бой. Этическое представляет собой углубление в эстетический мате­риал воспринятого в результате взаимодействия человека с приро­дой и с другим человеком, поэтому свободное стремление к эстети­ческому как наслаждению сущим постоянно наталкивается на ограничения, которые имеют антропологический фундамент и кон­ституцию и оказывают нормативное воздействие на жесты спонтан­ного выражения эстетического образа жизни человека в обществе.

Во всех этих ритмических «переливах» социального можно об­наружить антропологическую потребность получить максимальное

9 Хюбнер Б. Произвольный этос и принудительность эстетики Минск, 2000. С. 62, 63, 112,113.


394____________________________________________________ ГлаваЗ

объяснительное начало сущего. В этом смысле антропологический компонент служит базовым компонентом, который присутствует во всех этих составляющих общественного бытия. Под антропологиче­ским компонентом понимается вся совокупность принадлежащих человеку сил и способностей и тот исторически достигнутый уро­вень самообладания, который характеризуется определенным каче­ством нормативного использования этих сил и способностей. Это определенное публичное установление и архитектоника социальной активности, которые находят свое выражение в соответствующей культуре и цивилизации как формах легитимации сил и способно­стей человека. Они воплощаются в своеобразном качестве и форме общественных отношений, объективируясь в жесткой структурно-функциональной динамике социальных институтов.

Для начала отметим универсальность схемы обмена в социаль­ной деятельности, которая может носить идеальный, символиче­ский, или реальный, вещественный характер. К числу антропологи­ческих обменных операций, составляющих ядро человеческой дея­тельности, относят труд как целесообразную деятельность, направленную на получение блага. Таким образом труд нужно по­нимать в универсальном смысле, а не только в ограниченной моди­фикации физического труда.

Доступность блага в процессе исторической эволюции обществ постоянно ставится под вопрос из-за принципиальной неподкон­трольности природы человеку. В связи с этим доступ к благу также можно причислить к универсальной антропологической диспозиции и онтологической задаче человека, разрешению которой подчинены все его внутренние ресурсы, силы и способности. Можно сказать, что зависимость от остальной природы формирует в человеке родо­вой схематизм активности по обеспечению доступа к благу и вос­создает формы коллективного усилия в его достижении. Здесь име­ется в виду как сам труд, так и символическая активность рода по­лучить это благо путем обращения к силам природы и универсума в целом как объемным сферам максимальной мощи и полноты, из ко­торых исходит благо. Этот, подверженный исторической эволюци­ей, «абсолют» легитимации объемлющего согласно логике достиже­ния блага обладает ресурсами восприятия социального, принимая статус трансценденции. Из этого «абсолютного» пространства исхо-


з юридической нормы___________________________ 395

ответная реакция на человеческое поведение и подобное антро­пологическое усилие подлежит вознаграждению.

В контекст материального обмена включаются символический обмен, где материальное усилие, характерное для трудовой деятель­ности, замещается ритуальным усилием и приготовлением дара как знакового объекта, через который обеспечивается доступ к благу через символику ответного дара. Этот доступ может заключаться всего лишь в указании пути его достижения. Нетрудно заметить, что включение человека в сущее и освобождение для него местопребы­вания в этом сущем через дар осуществляется через взаимное соци­альное восприятие и респонденцию. рассчитанные на ответное дей­ствие и указание. Иными словами, в даре закладывается акция, на­правленная на то, чтобы разрушить наличное состояние недоступности и пробить в таком положении закрытости блага брешь, через которую можно получить доступ к нему.

Затрудненность трудового ритма в его успехе дополняется и обогащается ритуальным ритмом дара, при этом дар представляет собой здесь противоположность трудовой функции, поскольку он не есть аккумуляция, создание и сохранение, а рискованная трата, ко­торая может оказаться напрасной. В этом отношении труд. т. е. соб­ственное усилие, всегда остается базовой основой для жертвенного дара. Смысл жертвенности состоит в том, что обмен здесь имеет ха­рактер репрезентации и встречный ритм предоставления блага в об­мен на него может быть отсрочен или совсем не последовать, ока­заться не воспринятым из вкусовых, сенсорных или этических сооб­ражений, как это имело место, скажем в случае с Авелем и Каином.

В известном этнографическом исследовании М, Мосса «Очерк о даре» функция дара объясняется следующим образом: «Одной из первых групп существ, с которыми людям пришлось вступать в до­говоры и которые по природе своей призваны вступать в договоры и которые по природе своей были призваны участвовать в договорах, оказались духи мертвых и боги. В самом деле, именно они являются подлинными собственниками вещей и благ мира. Именно с ними было необходимее всего обмениваться и опаснее всего не обмени­ваться. Но в то же время обмен с ними был наиболее легким и на­дежным. Точный смысл и цель жертвенного уничтожения — слу­жить даром, который обязательно будет возмещен. Предают смерти рабов, жгут драгоценный жир, выбрасывают в море медные изделия


396 Глава 3

и даже сжигают дома вождей не только для того, чтобы продемон­стрировать власть, богатство, бескорыстие, но и для того; чтобы принести в жертву духам и богам, в действительности смешиваемым с их живыми воплощениями, носителей их титулов, их признанных союзников.

В сущности это смесь. Души смешивают с вещами, вещи— с душами. Соединяют жизни, и соединенные таким образом люди и вещи выходят каждый из своей среды и перемешиваются. А именно в этом и состоят договор и обмен... Дар с необходимостью порож­дает понятие кредита. Эволюция не вызвала перехода права от эко­номики непосредственного обмена к торговле, а в торговле — оплаты наличными и рассрочке Именно из системы подарков, да­ваемых и получаемых взамен через какой-то срок, выросли, с одной стороны, непосредственный обмен, а с другой стороны, покупка и продажа, а также заем.

Отдавать— уже значит разрушать. Часть ритуалов дарения включает разрушение. Например, ритуал выплаты приданого, или, как называет его Боас, "выплаты брачного долга", содержит церемо­нию, которая называется "топить лодку"'... Разрушение в собствен­ном смысле составляет, по видимому, высшую форму траты. Точно так же как на войне, можно овладеть масками, именами и привиле­гиями убитых обладателей, в войне собственностей убивают собст­венность: либо свою, чтобы другие ею не обладали, либо собствен­ность других, отдавая им имущество, которое они будут обязаны вернуть или не смогут вернуть.

Давать — значит демонстрировать свое превосходство, значит быть больше, выше, magister; получать, не возвращая или не воз­вращая больше, — значит подчиняться, становиться меньше и ниже (minister). Все изученные факты являются, если позволено так выра­зиться, тотальными или. если угодно, общими социальными факта­ми в том смысле, что в одних случаях они приводят в движение об­щество в целом и все его институты, а в других лишь большее число институтов, в частности, когда обмен и договоры касаются в основ­ном индивидов. Все эти явления суть одновременно явления юриди­ческие, экономические, религиозные и даже эстетические, морфоло­гические и т. д. Они являются юридическими и относятся к частно­му и публичному праву, к организованной и диффузной морали. Они строго обязательны или же просто одобряются или порицаются.


Социоанализ юридической нормы_______________________________ 397

Они бывают одновременно политическими и семейными и вызыва­ют интерес социальных классов так же, как и кланов и семей.

Они являются религиозными, относятся к религии в узком смысле, а также к магии, анимизму и диффузному религиозному сознанию. Они являются экономическими, ибо идеи стоимости, по­лезности, выгоды, роскоши, богатства, приобретения, накопления и, с другой стороны, потребление и даже сугубо расточительных рас­ходов в них присутствуют, хотя и понимаются иначе, чем у нас се­годня. В то же время в этих институтах содержится и важный эсте­тический аспект, от которого мы намеренно абстрагировались в данном исследовании. Но поочередно исполняемые пляски, всякого рода песни, демонстрации, драматические представления, устраи­ваемые друг для друга селениями или союзниками; всякого рода вещи, которые с любовью изготавливают, используют, украшают, полируют, с любовью собирают и передают, все, что с удовольстви­ем принимают и с успехом дарят, сами пиршества, в которых участ­вуют все, где и пища, и вещи, и услуги, даже "уважение"' становятся предметом эстетической эмоции, а не только эмоции морального порядка или интереса.

В итоге наших исследований мы обнаруживаем следующее. Общества прогрессировали в той мере, в какой сами они. их под-гр\т!пы и их индивиды могли стабильно давать, ползать и, наконец, возмещать. Чтобы торговать, потребовалось сначала научиться от­водить в сторону копья. Именно тогда стали успешно обменивать имущество и людей, уже не только между кланами, но и между пле­менами, нациями и главным образом между индивидами.

Только потом люди научились формировать, взаимно удовле­творять и, наконец, защищать свои интересы, не прибегая к ору­жию. Именно так клан, племя, народы сумели научиться, — как это предстоит сделать завтра в нашем так называемом обществе клас­сам и нациям, а также индивидам, — противостоять друг другу без взаимного истребления и отдавать друг другу, не принося себя в жертву».10

Функция обмена реализуется в антропологическом отношении в следующих модификациях:

Мосс М. Общество. Обмен. Личность М., 1996. С. 106, 107, 113.


398

— обмен с окружающей человека природой в масштабах соци­
ального в целом (макроантропологический уровень);

— обмен деятельностью между людьми, или технологическое
сотрудничество. (социотехнический уровень);

— обмен между человеческим организмом и средой (микроан­
тропологический уровень),

— коммуникативный, межличностный обмен, или мютюэлизм
как взаимность, обоюдность, взаимопомощь в транскрипции и ха­
рактеристике отношений между людьми в виде актов коллективного
учредительного свойства, на что в свое время указал еще
П. Ж. Прудон (уровень нравов);

— обмен вещами, силами и способностями (экономический
уровень);

— обмен правами и обязанностями (уровень морали и права);

— обмен властью, правами и свободами (политический уро­
вень);

— обмен этический, или моральный (установление универсаль­
ного закона человеческой жизни и следование ему в обмен на со­
вершенное благо, достойное природы человека).

Начнем с макроантропологического уровня, когда каталактиче-ским с\бъектом является все общество. Изначальное размещение общества в природе происходит за счет установления связей с при-родно-топографическим размещением: территорией, климатом, поч­вой, ландшафтом, животным и растительным миром. Иными слова­ми, человек укореняется в природной среде при наиболее благопри­ятном расположении в ее контексте. Его материальное существование в контексте блага, или экономика, обретает ту или иную полноту через прогресс приобретения условий для жизни На­чало этого процесса связано с нахождением того, что готово к по­треблению и составляет принадлежность самой природы как благо­датного дара. Это земля, вода, воздух, огонь. Эти стихии дают чело­веку возможность существовать в контексте природного круговорота, предоставляя соответствующее место через его ката-лактическую предрасположенность по отношению к природе, как живому существу наряду со всем живым.

Если связь с природой через дыхание, территориальное разме­щение дается человеку непосредственно, то поиск пищи, воды и возможность обогреться представляет собой динамическую состав-


ридической нормы 399

ляющую обретения навыка в их получении через соответствующее приготовление, включающее в себя обретение приемов установле­ния приемлемости, пригодности, употребимости и возможности ус­воения как удовлетворения, достижения ожидаемого результата в имеющихся намерении и цели. В этом отношении обмен с природой приобретает технический характер правильного использования того, что должно быть приготовлено для употребления и способно тем самым принести материальное удовлетворение как устранение по­требности. Это происходит опосредованным образом в процессе от­сроченного удовлетворения нужды, либо нужда перестает сущест­вовать в результате отыскания соответствующего средства, когда она перестает заявлять о себе, находя свое удовлетворение.

Сама природа представляет собой в этом случае дарующую данность благоприобретения в собирательстве, охоте, рыболовстве и дает толчок к развитию диетологии, гигиены в конкретных приемах обеспечения безопасности и способах сохранения и накопления жизни через удовлетворенную потребность. Благо транскрибирует себя в диетарном, гигиеническом аспектах человеческой деятельно­сти как обеспечение устойчивого баланса между внутренним и внешним в жестах исключения нарушений в ритмике обмена и вос­становления прежнего объема каталактического процесса.

Труд в его утв ер дите льном смысле как активность по созиданию блага определяет существо человека во всех его отношениях как проявление универсальной целесообразности его поведения в цело­стном феномене человеческой деятельности, науку о которой авст­рийская экономическая школа назвала праксеол огней.

Универсальным способом отношения к среде обитания стано­вится техничность (технэ), или искусство обращения с тем, что дано, находится в распоряжении. Через техничность то, что дано, приоб­ретает качество готовности к употреблению и достижению опти­мального сочетания среды и человека как субъекта техничного по­ведения. Через техничность происходит обеспечение доступа к бла­гу и удовлетворение потребности, где конкретный предмет обращения становится полезным и приносящим благо В этом смыс­ле техничность начинает представлять собой совок>пность практик правильного обращения со всем, что объемлет существование чело­века. Техничность в ее различных формах есть не что иное, как вос­создание приемлемости внешней среды для человеческого сущест-


400____________________________________________________ Глава 3_

вования в модусах пользы, наслаждения, удовольствия и блага. Эта приемлемость формируется через использование всего многообра­зия природных закономерностей: физических, механических, хими­ческих, биологических, антропологических и социальных. Вместе с тем, техничность создает социальное как норму и модель нормы как собственное само-стояние.

Знание присутствует в деятельности человека как момент об­менного процесса, его воплощение в соответствующих предметных формах создает плато для последующего движения к цели в контек­сте благосозидания. Причем благосозидание не обладает в этом слу­чае очевидностью наличного состояния, которое определено в каче­стве прозрачно обозримого проекта и тщательно разработанной процедуры его обретения. Движение к благу носит процессуальный характер и опирается на достигнутый уровень познанного и прочной обозримости перспективы получения блага в результате использо­вания выверенного способа обращения с предметом непосредствен­ного интереса.

В этом смысле интерес представляет собой устойчивый момент целеполагания. присутствующий в практической деятельности в ка­честве динамического ингредиента, обеспечивающего направлен­ность человеческой активности. Интерес — это направленность соз­нания на получение блага, когда возможность получения блага но­сит вполне реальный характер и обусловлена местом расположения человека в окружающей действительности с присущим ей ходом движения, развития и эволюции. В этом отношении возможность удовлетворения интереса как начальный момент движения к благу создает тот объем локализации общественного блага, который мо­жет быть воссоздан в рамках общества с помощью науки и техники, определяющих антропологический уровень и витальное качество социального усилия в обращении с мирозданием. При этом антропо­логический компонент понимается здесь в глобальном смысле, ко­торый был придан ему в начале XX в. философской антропологией (М. Шелер, Г. Плеснер. А. Гелен). Антропологический компонент изначально включается в контекст религиозного отношения к миру, начиная с архаических форм тотемизма, политеизма, и находит свое завершение в современных видах религиозных систем.

Религия — это способ представления и практика антропологи­ческого обращения с мирозданием, связанная с максимальным эти-


Социоанализ юридической нормы 401

ческим углублением во внутреннее существо человека. При этом он включается в контекст совершенствования в направленности пре­дельной чистоты, святости и предельного самоотвержения своего существа в пользу общества, присваивая себе статус субъекта нрав­ственности и любви. Обладание этим статусом означает, что взаим­ное существование людей становится настолько приемлемым друг для друга, что бытие другого, его присутствие и расположение в пропозиции ближнего начинают представлять собой дарующую данность и социальную потребность. Этим создается пригодность как готовность человека для мира, когда социальное становится данностью, не имеющей разрывов, дисгармонии и разрушительных, болезненных локализаций конфликта в ткани общественных отно­шений.

Концепт науки дает современную рациональную композицию антропологического подхода, когда готовность человека как субъек­та нравственности определяется техническим ингредиентом прием­лемости взаимного существования людей в обществе через систему и совокупность норм социальной каталактики в результате репре­зентативного обмена ролями, статусом, образами, манерами. Иными словами, субъект приемлемого существования — это ролевая лич­ность, нормативы которой обусловлены ситуативно, в зависимости от субъекта, с которым происходит обмен интересом, правом, обя­занностью, потребностью. При этом перестает действовать регуля­тивный потенциал глубинной этико-антропологической стороны существования человека, которая была свойственна традиционному религиозному взгляду на мир.

Современный мир перестал быть миром иерархического углуб­ления в суть человека, он стал полностью техническим и человек в нем стал субъектом нормативного социально-инструментального использования. Вещественный подход к человеку и пользование им как средством наталкивается на публичное нормативное препятст­вие в виде такого объема неразложимой атомарной целостности, ко­торый заключен в стандарте прав и свобод человека и гражданина.

Современная наука как накопленный объем системного знания ориентируется на приобретение максимального материального блага и господства над природой. Она начинает устанавливать этико-антропологические нормативы обращения с природой как объектом присвоения. Присвоение как способ отношения к мирозданию ха-



Глава 3


 


рактерно тем, что здесь нравственный ингредиент приемлемости представляет собой такой способ обращения с сущим, когда оно по­ступает в переработку, а не воспринимается как самостоятельное целое, обладающее каким-либо правом. Универсальный характер каталактических процессов в мироздании воплощается в варианте дистанцированного отчуждения, а связь между людьми устанавли­вается через вещный способ приобретения противостоящей субъек­тивности и материальную заинтересованность одного человека в другом человеке. Приемлемость одного человека для другого фор­мулируется здесь через вещь и обладание, которые связаны не с личным достоинством человека, а с его социальным положением и функцией в обществе.

В то же время рациональное право фундировано в публично значимые концепты общественной безопасности, социальное как таковое. Эти позитивные нормы благосостояния группируются во­круг модели правильного пользования правами и свободами. Последнее также может свидетельствовать об этико-антро-пологическом повороте в социальных процессах в буржуазную эпоху.

Иерархический порядок традиционного общества, разделенного на сословия как локальные образования, каждое из которых имело свой композиционный объем антропологических условий существо­вания в обществе, уничтожается. Происходит смесительный про­цесс, направленный на воссоздание однородной социальной массы, который затем сменяется геометрически юридическим уравнивани­ем на частном уровне общества через конституционное закрепление основных прав и свобод как стандарта равной возможности для ка­ждого в его движении к благу в общей системе благосозидания. Ста­тика сменяется динамикой, геометризация социального топоса усту­пает место однородности статической формы равных возможностей уравненных индивидов, генезис благосозидания связывается уже не со значимостью в системе социальной иерархии, а становится обу­словленным темпоральными координатами в стремлении к индиви­дуальному благу, время, история включаются в этот процесс.

В связи с этим изменяется сам тип политического господства, поскольку ранее оно выступало в качестве собственника обществен­ной свободы. Сословия представляли собой локальные образования на пути к вершине иерархии и к максимуму свободы, объем которой


Социоанализ юридической нормы 403

с точки зрения закона не был установлен. В отношении человека как субъекта права нового времени и современности продолжает сохра­няться природно-антропологический стандарт притязания и расчета, параметры которых определены присущей ему конституцией, со­ставляющей его собственность по природе. Ответственность монар­ха за состояние дел в обществе представляла собой ответственность перед Богом, т. е. эта ответственность могла в идеале определяться морально-религиозной оценкой в его усмотрении прав каждого под­данного, за пределами этого регулятива свобода монарха начинала приобретать характер произвола. Отличие современного политиче­ского господства в виде правового государства и состоит в том, что ответственность правящей власти становится юридической или ра­ционально фундированной, находящей свое воплощение в идее су­веренитета народа.

Традиционное общество с точки зрения антропологического обмена есть не что иное, как взаимопредоставление сословий в кон­тексте иерархии от низшего к высшему, когда одно сословие, обла­дая определенным статусом, приносит свое существование в дар вышестоящему сословию, а все они вместе — Богу. В этом отноше­нии качество социального создается за счет ресурсов каждого из со­словий, т. е. не за счет прав, а за счет обязанностей. Это отчетливо видно из социальной иерархии вида: крестьянство — духовенство — дворянство— монархическая власть— Бог. Духовенство и церковь в целом выполняли роль трансцендентального сословия, обеспечи­вая связь общества с Богом.

Положение каждого предыдущего сословия в общественной системе оценивалось как должность, ответственность за надлежащее исполнение которой была укоренена в трансцендентной сфере. По­следующий этап социальной рационализации привел к тому, что та­кое состояние с точки зрения космологии обмена было признано яв­но несправедливым, так как свидетельствовало о том, что существо­вание одного сословия в системе традиционного общества является «физиологической» основой для существования другого, представ­ляя собой коллективное средство обеспечения социального благо­состояния для другого сословия (Одно живет за счет Другого).

Системно-иерархическое построение модели общества по прин­ципу жизни одного сословия за счет другого в модусе максимума политического и идеологического подчинения получило историче-



Глава 3


 


ски обозначение общественной несвободы и угнетения. Гнет как фе­номен социального обмена есть не что иное, как использование од­ного сословия другим в качестве материала социальной данности, имеющей сущностные признаки природного, вещного дара. Соци­альный обмен наряду с модусом подчинения, исток которого лежит в безучастности того, что дано и присваивается без какого-либо со­противления, вызванного субъективностью, содержит и скрывает в себе обмен между равными по статусу. Причем это не обмен патер­налистского или филантропического дарующего предоставления и распределения в контексте социальных пропозиций обладания и нищеты, а обмен в модусе равного обладания, социальное размеще­ние которого генетически укоренено в квазиприродном нормативе антропологического самообладания. Самообладание означает при­надлежность субъекта самому себе и власть над окружающими об­стоятельствами в горизонте наличного самосохранения, по своей формальной нормативной сущности оно в равной степени свойст­венно каждому представителю рода человек. Это то, что издавна было сфокусировано человеческой мыслью в концепте естественно­го права.

Само по себе отсутствие преимущества во властвовании над со­циальными обстоятельствами в параметрах частной жизни дает воз­можность развития универсальной дифференции внутри сословного типа социального обмена. Такой партикулярный тип обмена способ­ствует его публичной идеологической артикуляции и прочному обоснованию через схему социального контракта как Общественно­го Договора. Именно эта форма приватного социального обмена приобретает черты универсальности в обществе, вытесняя квази­природную схему «физиологии» сословного обмена, где одно сосло­вие жертвенным образом живет за счет другого.

Приспособление к равному означает создание системы антропо­логического признания и доверия, т. е. возникновение дискурса об­щего знания о человеке и его месте в мироздании. Это знание при­обретает значение общей духовной среды, выполняющей ту же функцию природного условия существования в качестве дара. Такая общность имеет признаки и качество первичной «воздушной» сре­ды, которая несет в себе черты возможности приемлемого сущест­вования одного человека рядом с другим уже не на уровне жестких


Социоанаяиз юридической нормы 405

сословных образований, а в сфере всего социального универсума, внутри него уже нет сословных перегородок и границ.

Договор реализует в социальном обмене формальную возмож­ность универсального доступа к благу через формулирование равен­ства прав, обязанностей и ответственности. Он воссоздает универ­сальный схематизм приемлемого существования людей друг с дру­гом, формируя рациональную однородность системы нравов в такой исторической модификации социума как гражданское общество. До­говор исходно формулируется как обещание и готовность взаимо-предоставлсния в получении предмета обоюдного интереса каждого из субъектов, которые вовлечены в его пространство, открывая тем самым перспективу насыщения интереса через реализацию возмож­ности доступа к благу. Обещание становится компонентом социаль­ной связи, где интерес получает удовлетворение и устанавливается соглашение, способствующее реальному обмену обязанностями. Здесь каждое обязательство начинает составлять предмет правового притязания на определенный договором объем блага. Этот объем блага составляет для каждого предмет взаимного присвоения и та­ким образом создает правовую связь как общность интереса и соот­ветствующее правовое качество социальной действительности.

Можно констатировать универсальность концепта договора, со­славшись на такие его фундаментально-исторические воплощения традиционного законотворчества и рефлексии, как Ветхий Завет или трактат Ж. Ж. Руссо «Общественный Договор». Этот трактат был признан выражением Социальной Рациональности нового времени. Многие из его принципов стали основой социально-нормативного построения и явились логическим фундаментом конституции как современного стандарта основного закона цивилизованных госу­дарств и обществ.

В конституциях воплощены такие социально-антропо­логические параметры, как территориальная размещенность (соци­ально-космологический компонент); собственность нации или ее богатство (феномен социального блага); форма государственного устройства (политическая «физиология»); принцип и конфигурация политической власти в идее разделения властей (политическая ан­тропология); способ сохранения правового качества общественных отношений в системе социального обмена через право на судебную защиту (социальная диагностика, диетология и гигиена).


406____________________________________________________ Глава 3

Внешнее и внутреннее социальное самообладание как таковое есть условие осуществления социального обмена как на индивиду­альном, частном, так и на публичном уровнях общественной жизни, вплоть до уровня политического господства или правления. В связи с этим соглашение как способ и форма социального обмена заклю­чается в последовательные процессуальные правообразовательные, правоустановительные и учредительные циклы ритмического об­менного характера от частного к публичному и обратно, где публич­ное оставляет свои нормологические «следы» в частном, а част­ное — в публичном. Подобные следы можно увидеть, например, об­ращаясь к материалу действующего законодательства РФ, в таких нормативных институтах публично-правового характера, включен­ных в сферу частного права, как лишение родительских прав в се­мейном праве, закрепление принципов соотношения договора и за­кона в гражданском праве и т. д.

Если закон имеет своим источником нравы в широком смысле и сложившийся порядок вещей, то социальная дисциплина как соблю­дение границ в осуществлении права, правопорядок и пребывание на «почве» права, законность обеспечиваются из верховного начала правового правления, или исполнительной власти, на которую как на эпицентр властвования возлагается обязанность принятия ответ­ственного решения (Dezision). Политические решения правового качества — вот параметры публичного действия современной ис­полнительной власти. Однако здесь кроется определенного вида па­радокс, вызванный «юридическим» местонахождением решения. По словам К. Шмитта: «Правовая сила решения (Dezision) представляет собой нечто иное, чем результат обоснования. Вменение происходит не с помощью нормы; напротив, лишь исходя из некоторой точки вменения, определяется, что есть норма и какова нормативная пра­вильность. Из нормы следует не то. какова точка вменения, но толь­ко качество содержания. Формальное в специфически-правовом смысле противоположно этому содержательному качеству, а не ко­личественной содержательности каузальной взаимосвязи. Ибо то, что эта последняя противоположность не принимается правоведени­ем во внимание, должно быть ясно само собой. При самостоятель­ном значении решения субъект решения имеет самостоятельное зна­чение наряду содержанием решения. Для реальности правовой жиз­ни важно то, кто решает. Наряду с вопросом о содержательной


Социоанапиз юридической нормы 407

правильности стоит вопрос о компетенции. Проблема юридической формы заключается в противоположности субъекта и содержания решения и в самостоятельном значении субъекта. Юридическая форма не имеет априорной пустоты трансцендентальной формы, ибо она возникает как раз из юридически конкретного. Она также не яв­ляется формой технической точности; ибо последняя подчинена объективному по сути своей, безличному целевому интересу. Нако­нец, она не является также формой эстетического придания образа, которое не ведает решения (Dezision)».11

Иными словами, система социального обмена нуждается во внутреннем властном инспектировании со стороны публичной ин­станции, каковой и является государство. При этом происходит ис­торическая смена и последовательное провокативное взаимодейст­вие двух фундаментальных формаций в сфере универсума общест­венной свободы: политической силы как универсума публичного господства и частного права как демократической парадигмы и вы­ражения индивидуального господства. Публичная власть включает­ся во всеобщее «рыночное» пространство возможности получить ее в реальное обладание. При этом в демократической процедуре вы­боров отрицается сам традиционный монархический наследствен­ный принцип правления и генетический подход в селективном про­цессе преемственности политической власти, основанный на авто­ритетности происхождения в модификациях знатности рода и династической связи.

В связи с этим периодически воспроизводимая в теоретической юриспруденции противоположность силы и права приобретает об­лик своеобразного методологического недоразумения, поскольку в результате макроюридического анализа эта противоположность ста­новится неразличимой и исчезает. Частная авторитетность транс­цендентного свойства (монарх) сменяется частной авторитетностью, которая учреждается через демократический институт выборов ор­ганов государственной власти (президент). Теологическая модель традиционной политической власти, представлявшая авторитетность божественного творения на уровне социума, сменяется рационали­стическим схематизмом выбора, который обусловлен манифестаци-

Шмитт К. Политическая теология. М., 2000. С. 51, 52, 55, 56.


408

ей публичного обещания всеобщего блага со стороны кандидата на выборную государственную должность того или иного ранга.

Суверенитет и авторитетность создаются за счет максимума со­вершенства сил и способностей, присущих индивиду, т. е. имеют в идеале антропологическое качество. Последнее означает не что иное, как максимально приемлемое для всех состояние самооблада­ния индивида, которое принимается за соответствие между тем, что представляет собой претендент на занятие должность главы госу­дарства и той представляемой нормой правителя, которая сформи­ровалась в общественном сознании Это общественное сознание но­сит дифференцированный характер и то соотношение классовых сил. о котором говорил классический марксизм, в современных ус­ловиях представляет собой не что иное, как диагностику возможно­го предпочтения в политических процессах. При этом такое пред­почтение зачастую является результатом силового воздействия по­литической риторики. Избирательная процедура, как правило, скрывает реальную картину самообладания большинства и действи­тельную репрезентацию «общей воли» народа, о котором как един­ственном суверене в обществе, принимающем безошибочные реше­ния, говорил в свое время Ж Ж Руссо.

Утверждение марксизма относительно государства как аппарата насилия и орудия классового господства верно только со стороны принудительного применения силы как реакции по отношению к конфликту, неопределенности и хаосу и противодействия по отно­шению к процессам, направленным на разрушение наличного пра­вопорядка. В этом отношении государство выступает технико-инструментальным средством примирения действительности и, со­ставляя инструмент власти какого-либо класса, может приобрести признаки аппарата насилия и угнетения. Но в то же время его сущ­ность имеет антропологические истоки и значимость. Государство является субъектом всеобщего установления в праве и обязанности, а это всеобщее установление находит свое выражение в нормологи-ческой функции закона, в идее юридической нормы как таковой Правовое качество действительности как дисциплина в праве и со­стояние законности создается за счет этой динамической функции. которая действительно может быть коррумпирована, поскольку кор­румпированной в истории оказывается сама общественная свобода. Но последнее обстоятельство не является выражением сущности


Социоанализ юридической нормы 409

государства в целом, поскольку именно государство как глобальный институт политической власти является адептом и пропагандистом духа законности

Какое же место в универсуме договора занимает юридический закон7 В любом современном законодательстве существует норма, определяющая соотношение между законом и договором, есть она и в ГК РФ В ст. 421 ГК РФ говорится, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, уста­новленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Приоритет закона по отношению к договору нуждается в разъ­яснении. Договор является средством благосозидания и пользы, носит массовидный характер, его публичная модификация в схема­тизме конституции представляет собой исторически эпохальное вы­ражение антропологического архетипа социального тела, предназна­ченного для воссоздания гражданского мира. Подобное восприятие идей первоначального договора и конституции можно найти уже у И. Канта, который считал, что этот публичный схематизм учрежде­ния формы общественной свободы обладает реальной возможно­стью достижения состояния социального мира для всего человечест­ва в целом: «Народы в качестве государств могут быть рассматри­ваемы как отдельные люди, которые в их естественном состоянии (т. е. вне зависимости от внешних законов) уже своим совместным существованием нарушают право друг друга, и каждый из них в це­лях своей личной безопасности может и должен требовать от друго­го совместного вступления в устройство, подобное гражданскому, где каждому может быть обеспечено его право. Это был бы союз народов, который, однако, не должен был бы быть государством на­родов В соответствии с разумом в отношениях государств между собою не может существовать никакого другого пути выйти из есте­ственного состояния постоянной войны, кроме как отречься подобно отдельным людям от своей дикой (беззаконной) свободы, приспосо­биться к публичным принудительным законам и образовать таким


410 Глава 3

путем (безусловно, постоянно расширяющееся) международное го­сударство, которое в конце концов охватит все народы земли». "

Конституция представляет собой фундаментальную конструк­цию юридического закона жизни общества. В идее конституции как основного закона государства заключен исторический опыт в уста­новлении правового качества общественных отношений, она пред­ставляет собой определенный нормологический стандарт цивилиза­ции. Такое же значение имеют конструкции из области договорного права, где схемы и формы договоров, сложившиеся в частной иму­щественной сфере общественной жизни и нравов, получают свое закрепление в качестве юридических норм.

В этом смысле юридический закон через договор устанавливает принципы права и определяет линию поведения субъектов права, он делает обозримым пространство социального обмена с точки зрения объема осуществления принадлежащих гражданам прав. Он же. в случае нарушения права, служит разграничительным началом в не­обоснованном правопритязании и согласует интересы в случае их столкновения и противоречия.

В связи с этим нормологическая функция юридического закона состоит в том, что он восстанавливает правовое качество действи­тельности. Он представляет собой динамическое регенерирующее начало в социальной диетологии и гигиене, находя свое регулятив­ное воплощение в таких правоприменительных действиях, как охра­на, защита и восстановление нарушенного права. Подобное его ка­чество с очевидностью можно усмотреть, например, из содержания ст. 12 ГК РФ, где в качестве способов защиты гражданских прав пе­речислены: признание права; восстановление положения, существо­вавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий се недействи­тельности, применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозашиты права; присуж­дение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государ-

Кэнт И. К вечному миру//Трактаты о вечном мире. М., 1963. С. 159, 162, 163.


Социоанализ юридической нормы 411

ственного органа или органа местного самоуправления, противоре­чащего закону; иные способы, предусмотренные законом.

Юридический закон в его регулятивном воздействии на общест­венные отношения устраняет диссонанс в ритмах социального об­мена через правоприменительную деятельность органов государст­венной власти. Он имеет несколько слоев своего функционального нормирования, придавая правовое качество общественным отноше­ниям на следующих уровнях: политической власти (правовое госу­дарство), гражданского общества (правопорядок и общественная нравственность), частной жизни (права и свободы граждан).

Таким образом, юридический закон, или юридическая норма в своем совокупном виде действующего законодательства, выполняет дисциплинирующую функцию, создает систему общественного са­мообладания на указанных уровнях общественной жизни. Правовая дисциплина представляет собой динамическое свойство при осуще­ствлении прав, принадлежащих тому или иному лицу, либо государ­ству. Ее назначение состоит в соблюдении границ дозволенного и причитающегося по праву. Дисциплина в праве не есть воплощение субъективного права и принуждающая сила обязательства. Она представляет собой обязанность в сфере правовой действительно­сти, не обусловленную конкретной юридической нормой, содержа­щей возможность принуждения к выполнению определенного кон­кретного юридически значимого действия. Это абстрактная универ­сальная юридическая максима. выражающая позитивную обязанность индивида при осуществлении принадлежащих ему прав соблюдать права других лиц. Сущность такой универсальной юри­дической максимы была, например, сформулирована Г. В. Ф. Ге­гелем в «Философии права»: «Личность содержит вообще правоспо­собность и составляет понятие и саму абстрактную основу абстракт­ного и потому формального права. Отсюда веление права гласит: будь лицом и уважай других в качестве лиц. Во времена Канта много говорилось о высшем принципе права, поэтому здесь устанавливает­ся заповедь права: в качестве лица ты обладаешь наличным бытием, бытием для другого. Ты свободен для себя, ты существуешь, ты должен быть свободным, лицом для себя, и каждый должен быть таковым».13

Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 98, 395.


412____________________________________________________ Глава 3

Дисциплина в праве — это внутреннее состояние правопонима-ния и способ поведения субъектов права, которые находят свое во­площение в их закон опослушании, знании того, что принадлежит им по праву в действительности и актуально (сущее) и представлении о том, на что они могут рассчитывать в перспективе и возможности, удовлетворяя свой интерес, основанный на законе (должное).

В таких экспликациях дисциплина в праве получает не только юридическое, но и морально-политическое качество, связанное с феноменом права как власти. Дисциплина — это обладание право­выми приемами и навыками обращения с социальной действитель­ностью. Она предполагает соблюдение требований закона с позиций самообладания при пользовании правами и свободами и не может квалифицироваться только как следование его предписаниям под угрозой внешнего принуждения Иными словами, дисциплина в пра­ве — это этико-юридический «аскетизм» и внутренняя принуждаю­щая потребность в праве в интенции обретения свободы и пол\че-ния власти над обстоятельствами. В этом состоит отличие правовой дисциплины как от сухой легальности полицейского качества, нахо­дящей свое выражение во внешнем приказе и запрете, так и от анар­хического индивидуализма моральной субъективности с ее принци­пами: все сойдет и все позволено.

На уровне законопослушания дисциплина выступает как само­принуждение и потребность исполнить требования юридического закона В случае правонарушения происходит вытеснение феномена правовой дисциплины за пределы сознания и воли субъекта права. Государство внешним, принуждающим образом через юридический закон устраняет нарушение правового качества в его индивидуаль­ной локализации по типу ответной регулятивной реакции на разру­шительное действие. Здесь государственная власть восстанавливает нарушенное право, утверждая тем самым в общественной жизни фактор защищенности в праве, а через применение юридической ответственности — и справедливость.

Таким образом, закон в социальной каталактике выполняет дву­единую ритмическую функцию в утверждении права и обязанности. В контексте права и договора закон действует по принципу благосо-зидания, а в контексте сохранения правового качества действитель­ности в случае правонарушения он применяется в режиме внешнего принуждения и ответственности, выполняя дисциплинирующее воз-


Социоаншшз юридической нормы 413

действие по отношению к сфере правонарушений как отрицательной массовидности неправа Эта регулятивная функция закона имеет нормологический эффект, поскольку восстанавливает нарушенное право через судебную защиту. При применении юридической ответ­ственности, представляющей собой факторы лишения и претерпева­ния, происходит восстановление правового качества через внешнее принуждение по отношению к виновному лицу Нормологическое качество закона при применении юридической ответственности по своей идее направлено на пере- и вос-создание личности правона­рушителя, что с точки зрения социально-антропологической, озна­чает усилие общества по возвращению индивида в исходное состоя­ние законопослушного и ответственного субъекта права путем ис­правления и перевоспитания.

Таким образом, неправомерное притязание или правонаруше­ние, как неприемлемые для общества разрушительные способы по­ведения, получают в контексте социального обмена отрицательное вознаграждение через применение юридической ответственности. Закон в его нормологическом воздействии отрицательного социаль­ного обмена обращает свое принуждающее воздействие на личность и имущество виновного лица.

Как видим, феномен универсальности обмена напрямую связан с проблемой выбора, предпочтения и принятия решения в норма­тивной направленности социального действия по обеспечения дос­тупа к удовольствию, пользе, благу, создавая соответствующую ка-талактическую технику в рамках частного и публичного права. Бес­препятственность доступа к благу находит свое воплощение в состоянии наслаждения, которое испытывается и закрепляется на эстетическом уровне в чувстве полноты существования человека как удовольствие Эстетика наслаждения характерна тем. что здесь не действует затратный механизм усилия, обеспечивающий доступ к благу Благо в ситуации наслаждения дано непосредственно, в со­стоянии блага человек просто пребывает в слитности с тем, что объ-емлет его существование. Все затратные механизмы действуют в модусе дистанции, отсутствия непосредственного доступа к благу и состояния отчужденности человека от предмета его вожделения. Это обстоятельство провоцирует формообразующую активность по изо­бретению способов и средств максимальной эффективности в дос­тижении блага через соответствующие динамические конфигурации


414____________________________________________________ Глава 3

обмена в политическом, экономическом, правовом, либо морально-этическом ингредиентах социального.

Через эту функцию обмена, в котором происходит включение существования человека в тот или иной аспект социального обмена и осуществляется его выбор как экзистенциальный акт. В связи с этим наряду с политическими, экономическими юридическими, мо­ральными решениями существует глобальное жизненное или судь­боносное решение, которое С. Киркегор относил к этическому ингредиенту социальной действительности. При этом социальное имеет вид комплементарного сочетания, образующего расслаиваю­щийся внутри себя объем социума как составное целое совокупной связи людей в их отношениях друг с другом: «Строго говоря, всюду, где только речь идет о выборе, там выявляются и этические вопро­сы, и единственный абсолютный выбор -это выбор между добром и злом, благодаря которому человек разом вступает в область этиче­ского. Выбор же эстетика или совершается непосредственно и пото­му не выбор, или теряется во множестве предметов выбора. Искрен­ность выбора просветляет все существо человека, он сам как бы вступает в непосредственную связь с вечной силой, проникающей все и вся. Такого просветления, или дробного крещения не узнать никогда тому, кто выбирает лишь в эстетическом смысле. Ритм его души, несмотря на всю его страсть — лишь Spiritus lenis (лат. сла­бый дух). Итак, должно выбрать или эстетический, или этический путь в жизни. В первом случае еще нет. однако, и речи о выборе, в истинном смысле этого слова. Тот. кто живет эстетической жизнью, следуя непосредственному влечению своей природы, совсем не вы­бирает, того же, кто отвергает этический путь жизни сознательно и выбирает эстетический, уже не живет эстетической, т. е. непосред­ственной жизнью, а прямо грешит и подлежит, поэтому суду этики, хотя к его жизни и нельзя предъявлять этических требований. Этика как Harakter individualis тем и знаменательна, что скромно стано­вясь, по видимому, на одну доску с эстетикой, она тем не менее обу­словливает выбор в свою пользу, т. е. обусловливает действитель­ность самого выбора».14

В связи с этим можно выделить эстетический уровень «поверх­ности» правового качества социальной действительности, заклю-



Киркегор С. Наслаждение И долг. Киев. С. 238-241.


юридической нормы 415

чающийся в правоспособности индивида и принадлежащем ему формальном, абстрактном праве как возможности свободного ис­пользования находящимися в его обладании силами и способностя­ми. В дальнейшем через субъективное право происходит конкрети­зация и динамическое опредмечивание право-дееспособности в осуществлении прав и обязанностей по собственному усмотрению индивида о чем, например, говорится в ст. 9 ГК РФ. Эта визуализа­ция свободы и права в конкретных юридически значимых действи­ях, направленных на установление, изменение и прекращение граж­данских прав и обязанностей через собственное усмотрение субъек­та права как раз и представляет собой первичную ситуацию выбора, схематизм которой имеет в виду С. Киркегор, рассматривая процес­суальную задачу динамического углубления этического в эстетиче­ском. Такое нормативное углубление на макроюридическом уровне можно усмотреть в содержании п. 3 ст. 17 Конституции РФ, где ука­зывается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. На этом уровне как раз и устанавливается универсальная юридическая максима, ко­торая воспроизводится Г. В. Ф. Гегелем в «Философии права», и оп­ределяет правовое качество лиц в юридической сфере общественной жизни. Однако видение границ в праве в интенции личностного об­зора и горизонта еще недостаточно для обеспечения правопорядка. Это видение границ подкрепляется ответственным отношением ин­дивида к своей собственной активности, что в данном сл\"чае озна­чает способность и готовность правильного пользования принадле­жащим ему правом и свободой, правильного выбора при осуществ­лении действий, имеющих юридическую значимость.

Таким образом, правовое качество действительности создается через дисциплинирующее воздействие нормы, в результате которого в каждом конкретном случае формируется справедливое отношение к другому человеку как субъекту права.

В праксеологических модальностях разумности и осмотритель­ности при осуществлении прав и свобод гражданами действует своеобразный механизм «аскетизма» и «воздержания» от нарушения права другого лица в частной сфере общественной жизни, основан­ный на знании юридического закона и внимающем восприятии его требования сознанием каждого субъекта права. Это внимающее соз­нание как особое практическое состояние лица и есть не что иное,


416____________________________________________________ Глава 3

как единство мысли и действия в праве, или умысел. Умысел — это знание о том, в чем заключаются право и неправо, мера допустимого и дозволенного. Иными словами, юридический аспект усмотрения должного, надлежащего или нормативного в праве достигает здесь этической границы доброй совести. В этом интеллектуальном про­странстве происходит этико-юридический синтез и правопритяза-ние, когда компонент стремления к благу соприкасается с регуля­тивной дисциплинирующей функцией моральной нормы. Юридиче­ски понимаемая добрая совесть становится на этическую платформу воздержания от злоупотребления правом через динамику осмотри­тельности, разумности, действия согласно праву, закону и мере при­емлемости в любом социальном действии.

Эти сдерживающие и направляющие горизонты усмотрения в праве и обеспечивают правопорядок и нравственность через реали­зацию выбора правомерного поступка и действия. Ответом на та­кое действие будет его всеобщее признание в качестве такового и принятие подобного акта в осуществлении индивидуального права за должное, приемлемое и допустимое действие, которое свиде­тельствует о справедливом, с точки зрения правовых усмотрения и оценки, отношении индивида к окружающей его социальной дей­ствительности.

Если говорить о правовой действительности в контексте соци­ального обмена, то такое действие можно причислить к элементам универсального распределения прав и обязанностей в обществе, ко­торое состоялось в пропорции закона, меры и не вышло за пределы того, что является общепринятым, дозволенным и соответствует со­держанию общественных нравов, обычаев, традиции и юридической законосообразности (легальности). Это качество социальной дейст­вительности создается самими индивидами через нормативное вос­приятие юридического закона без внешнего вмешательства публич­ной власти, распределяющей права, обязанности, ответственность участников правоотношений и определяющей границы их поведе­ния. Такое положение публичной власти и государства в целом соз­дает ситуацию, при которой оно как раз и не принимает участия в естественной для гражданского общества динамической эстетике «нужды и рассудка» (Г. В. Ф. Гегель), которая с точки зрения мора­листа включает в себя массу деструктивных процессов лишения,


Социоанализ юридической нормы_______________________________ 417^

претерпевания, жертвенности, принуждения, насилия, любви и не­нависти.

Государство призвано вмешаться в процесс распределения прав и обязанностей тогда, когда происходит нарушение права и свобо­ды, а это уже вмешательство, имеющее направленность защиты и восстановления прав через применение юридической ответственно­сти. Такая принудительная акция по восстановлению границ в праве и применение силы со стороны публичной власти носят нравствен­ный характер, поскольку коренятся в системе нравов и признаются правомерными с позиций морали. Это значит, что юридический ра­зум фундирован в тех или иных пропозициях нравов как совокупно­сти знания о правом и неправом. Эффективность его практического применения невозможна без периодического погружения в этиче­ское пространство общественной жизни. Такое погружение артику­лируется публично в законодательстве через принципы разумности, добросовестности, справедливости, а на индивидуальном уровне реализации права присутствует в феноменах законопослушания и доброй совести.

Для того, чтобы приемлемость закона как внешней нормы стала равнозначной наслаждению, она должна обрести черты привлека­тельности, а такого состояния в восприятии закона можно достичь в результате всеобщего следования ему. Такая приемлемость закона артикулируется через вознаграждающий эффект соблюдения его требований. Можно констатировать в христианстве устойчивое вос­производство такой аксиологической пропозиции в риторике обос­нования законопослушания и соблюдения принципа меры в отноше­ниях одного индивида с другим, что в конечном итоге связывается с религиозным концептом бессмертия души.

Эстетическая привлекательность закона — вот что волнует мо­ралиста в его исследованиях нормологической функции морального и юридического законодательства (Д. Юм). Если эта привлекатель­ность отсутствует, то может ли приносит наслаждение подчинение закону и государственной власти, которая его провозглашает и осу­ществляет мониторинг за его соблюдением? Ответ может заклю­чаться в признании такой перспективы, если признать, что указанная функция есть не что иное, как внутренняя принадлежность сознания и чувства каждого индивида, и составляет его собственное убежде­ние, которое указывает тем самым путь к благу, представляя собой

МЗак 4184


418 Глава 3

некую проспекта вную очевидность на пути достижения блага или получения доступа к нему.

Через такое убеждение транскрибируется целостность блага, за­вершающаяся духовным компонентом, сопровождающимся чувст­вом собственного достоинства и любви человека к самому себе. В этой целостности при осуществлении этико-антропологического анализа, свойственного давней философской традиции, можно вы­делить следующие связные ингредиенты:

1) эстетический (наслаждение);

2) гедонистический (удовольствие),

3) эвдемонистский (безмятежность, умиротворение);





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 395 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2297 - | 2123 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.