Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социоанализ юридической нормы379




Если считать, что существует частный антропологический уро­вень самообладания как власти и есть пространство для употребле­ния этой власти как предельного усилия, направленного на дости­жение блага, то можно предположить, и это предположение вполне оправдывается, что эти формы н способы могут быть неправильно использованы и право Другого будет нарушено. Вместе с тем. Дру­гой может быть расценен в случае такого противоречивого действия и представления не как субъект, а как предмет, объект посягательст­ва, поскольку как субъект и личность он принципиально отвергает­ся. Поэтому наряду с приемлемостью как определенным отношени­ем к действительности существует так называемая преступная уста­новка в поведении личности, которая не приемлет существования другого человека как простого эмпирического факта Эта установка также естественна, как импульс на предотвращение препятствия в достижении блага в универсально аксиологическом его понимании, с точки зрения представления о достоинстве личности как таковом. Естественно это связано с коренным антропологическим основани­ем — имущественным благом, сферой гражданского оборота и от­ношениями собственности.

Здесь речь может идти о двух модификациях разрушения, имеющих различные основания: преодоление препятствия в доступе к благу и использование человека как вещи, несовместимости суще­ствования одного человека с другим. Такое состояние находит свое выражение в таком негативно-аксиологическом феномене, как ре-сентимент, когда человек становится препятствием для другого че­ловека в его простой экспозиции по отношению к социальному ок­ружению:

«Вообще всякий образ мыслей, наделяющий отрицание и при­чину творческой силой, втайне питается ядом ресентимента, хотя и в несколько меньшей мере. Ресентиментом пронизан тот тип мыш­ления (для части новой философии он стал прямо-таки "конститутивным"), который "данным"' и '"истинным'' считает не очевидное само по себе, а лишь тот X, что утверждает себя в противоположность критике и сомнениям. — так называемое "несомненное"' и "'бесспорное".

Зависть, недоброжелательность, злоба, тайная жажда мести на­полняют глубины души, находящегося во власти ресентимента че­ловека, не имея никакой связи с определенными объектами: они уже


380____________________________________________________ Глава 3

стали твердыми установками, направляющими инстинктивное, не зависимое от сферы произвольных желаний внимания на такие яв­ления окружающего мира, которые могут дать материал для типич­ных форм выражения указанных выше аффектов. Мир человека, на­ходящегося во власти ресентимента, структурируется в начале по совершенно определенным ценностям жизни, независимо от тех конкретных объектов, что попадают в поле его восприятия В нем зарождается нечто такое, что пробуждает желание хулить, ниспро­вергать, унижать, и он цепляется за любой феномен. Чтобы через его отрицание хоть как-то себя проявить. Так, оправдывая внутреннюю конституцию своего ценностного переживания, ресентиментный тип непроизвольно "обесценивает"' бытие и мир».

Под ресентиментом в данном случае понимается универсальное распространение в обществе системы рациональной аксиологии, связанной с идеями свободы, равенства и права на соответствую­щую полноту обретения блага, которое может быть доступно для индивида в условиях гражданского общества.

Естественно, такого типа сознания нельзя представить в услови­ях повседневной жизни архаических обществ древности, основан­ных на кастовом, бюрократическом или сословном делении Там этот всеобщий горизонт рационального благосозидания отсутство­вал, он был локализован в рамках дискретности общества и его де­ления на различные группы. Но это не значит, что ресентимент в них отсутствовал вообще, он просто локализовался не на уровне ин­дивида, а на уровне иерархического построения общественной жиз­ни и перераспределялся в рамках линейного подъема сначала внутри сословия, а затем в смежном пограничном пространстве связей и контактов между сословиями. Иными словами, сила ресентимента перераспределялась в этих социальных локализациях, и только в буржуазную эпох\' она была сфокусирована, например марксизмом в идее непримиримого антагонизма между буржуазией и пролетариа­том, что и привело в конечном счете к возникновению такого фено­мена, как «восстание масс». В связи с тем. что установление какой-либо нормы взаимодействия между этими классами невозможно, неизбежным выходом из этого конфликта могла быть только рево­люция как радикальный разрыв с настоящим положением дел и сме-

3 Шелер М. Рессентимент в структуре моралей СПб., 1999 С. 47, 59, 60.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 300 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2283 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.