Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социоанализ юридической нормы381




на политической власти. Однако всякая смена политической власти в истории всегда сопровождалась учреждением соответствующих ее пониманию правовых установлений и конструировала свою собст­венную легитимность или принудительный порядок.

Таким образом, правовое состояние, т. е. возможность актив­ного поиска блага сопровождает любое общество, делает возмож­ной согласованную жизнь в нем, гарантируя при этом какой-то оп­ределенный стандарт приемлемого нормативного регулирования отношений на частном уровне общественной жизни. Следователь­но, правовое качество отношений между людьми формируется че­рез нормативность как таковую в совокупности всего многообра­зия социальных норм: технических, экономических, юридических и этических.

В регулятивном смысле то, что воссоздает динамику правового качества социальной действительности, констатируется в таком функциональном состоянии, как правопорядок. В современной оте­чественной юридической литературе конкретное состояние право­порядка соотносится с таким понятием, как правовая жизнь. В пра­вовую жизнь включается собственно позитивное качество общест­венных отношений, которые конституируются в правовые границы и формы. В правовую жизнь включается и деятельность государства по урегулированию неприемлемого с точки зрения права массива отношений между людьми в направлении придания им качеств пра­вомерного поведения через силовое воздействие государственной власти в модусе «принудительного порядка» (Г. Кельзен): «Право­вая жизнь — это совокупность всех форм юридического бытия об­щества, выражающаяся в правовых актах и иных проявлениях права (в том числе и негативных), характеризующая специфику и уровень существующей юридической действительности, отношение субъек­тов к праву и степень удовлетворения их интересов»

Используя такое определение правовой жизни, современный отечественный автор профессор А. В. Малько, однако не дает ха­рактеристики ключевым понятиям, таким, например, как «юриди­ческое бытие общества», «юридическая действительность». В та­кой ситуации, видимо, следует провести отличие между правовым и юридическим, либо поставить между ними знак равенства. Тогда

Общая теория государства и права Академический курс. М., 2001. Т. 2. С. 127.


382 Глава 3

можно ли явление и реализацию права в рамках законопослушания назвать юридическим процессом или можно наделить таким при­знаком и всякое правонарушение, поскольку оно является юриди­ческим фактом?

Либо динамика юридических фактов в контексте отношений между людьми — это определенная аспектодогия социального, ко­гда эти отношения включаются в институциональный процесс пра­воприменения, осуществляемого правоохранительными органами и судом. Нужно отметить, что граждане при реализации своих прав не придают своим действиям специально юридической значимости и не используют подобного понятия при их совершении. Они руково­дствуются при этом принципами эмпирической аксиологии, приме­няя свои силы и способности по своему усмотрению для достижения блага и пользы. При этом их активность осуществляется в рамках того, что считается дозволенным, предписанным, обязывающим и запрещенным. Люди исходят не из юридической, а из социальной и этической фактологии и собственных коммуникативно-антропо­логических ресурсов.

Юридический факт как сознательное придание социальному со­ответствующего специфического аспекта и юридическая пропозиция как специально направленное действие и целесообразная деятель­ность характерны как раз для правоприменения и являются публич­ными экспозициями юридического смысла того, что совершается субъектами права в процессе осуществления принадлежащих им прав. Таким образом, предоставление права, с одной стороны, и ес­тественное обладание правом, с другой, служат отправными пунк­тами для воссоздания нормативных систем общества, в том числе и правовой системы. Внутри и над этой системой возвышаются юри­дическая сфера отношений, представляющая собой публично-правовую, или государственно-властную, систему отношений.

В традиционном обществе право существовало в системе иерар­хии воплощало в себе определенный уровень антропологической сущности или являлось исторической антропологической фрагмен­тацией, которая по своему внешнему виду представляла собой не что иное, как локализацию ступеней повышения или понижения ста­туса и достоинства человека. Социальный статус служил естествен­ным уровнем самоопределения человека в праве, под которым оди­наково понимаются как возможность, так и расчет в получении дос-


Соци°анализ юридической нормы 383

тупа к жизненному благу. С точки зрения идеологии буржуазного Просвещения, такое положение оценивалось как заключение в рам­ки замкнутого социального пространства и состояние общественной несвободы. Тем не менее, правовое качество как стандарт приемле­мого или неприемлемого сосуществования людей друг с другом не могло быть уничтожено полностью, это означало бы самоуничтоже­ние общества как такового.

Общественная свобода, обладающая всей полнотой формальных правовых признаков, является достижением нового времени. Можно указать, что право как свободный и социально приемлемый способ утверждения человека в обществе развивается по направлению к такому состоянию через несвободу или через систему обязанностей и зависимости от публичных установлений, которые выражаются, как правильно констатировал в свое время М. Вебер, в традиции и через традицию. Конец традиции заключался в том, что человек по­лучил возможность выйти из системы изначально установленной родовой связи и самостоятельно установить свое жизнепребывание и благо, что и превратило подданного в гражданина.

Замена правового способа доступа к благу через регулятивный корпус законодательства общественной собственностью, которая есть не что иное, как государственная собственность, с точки зрения экономической онтологии блага должно было создать возможность и условие всеобщего доступа к благу. На самом деле это в условиях советского общества фактически привело к некоему повторению традиции на новом историческом уровне. В этой связи коммунисти­ческую идею в таком ее выражении, как отсутствие частной собст­венности, которая представляет собой антропологическую состав­ляющую этой идеи, можно оценить как правовую иллюзию. При та­ком положении отношения собственности из экономических превращаются в публично-правовые и политические. Это, с точки зрения понятия юридического аспекта социального, можно квали­фицировать как превращение отношений собственности в экспози­ции подручности блага в отчужденные внешние отношения, где дос­туп к благу осуществляется путем распределения и посредством ис­пользования политико-правового бюрократического механизма системы обязанностей.

В итоге уравнивание в праве находит свое предметное выраже­ние в системе распределения, осуществляемого не через собствен-


384___________________________________________________ Глава 3

ное вознагражденное усилие, а через дарующе-распределяющий жест публичной власти. Из этого можно сделать вывод, что право­вое качество действительности создается не только и не столько че­рез феномен материального богатства, а через систему антропологи­ческих координат, где главным становится достоинство человека самого по себе. В отечественной юридической литературе указыва­ется: «Проблема достоинства личности тесно сопряжена с пробле­мой ее статуса. Перевод неправовой действительности — категории человеческого достоинства и ее значений — в правовую предпола­гает создание соответствующих правовых понятий (субъект права, правосубъектность, статус личности), с помощью которых социаль­но-этическая реальность воплощается в правовую реальность. В правовую форму облекаются важнейшие комплексы общественных отношений, выражающие различные грани человеческого достоин­ства. Поэтому правовая реальность выступает как определенная сто­рона, момент общественной жизни в целом, в силу чего право рас­сматривает людей как субъектов права, носителей различных ценно­стей, как реальных участников общественных и правовых отношений.

... Идея достоинства так же, как принципы права, является ис­ходным положением, ведущим началом формирования права. Она предшествует созданию системы права, выражая потребности и ин­тересы общества, лежит в основе формирования его воли, объекти-вируясь в особой норме. Будучи исходным положением социально-политической и нравственной природы права, идея достоинства личности пронизывает многие нормы конституционного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей законодательства».

Из сказанного можно заключить, что правовое качество отно­шений само по себе лишено внешнего регулятивного воздействия, оно представляет собой норму свободного осуществления прав субъектами права, которые ориентируются на юридический закон и следуют принципам правомерного поведения. Юридический же компонент в «эстетике» правового качества действительности и обычного порядка вещей возникает в случае нарушения права. Оценка этой ситуации как факта, имеющего юридический смысл и предполагающего возможность восстановления нарушенного права

Указ. соч. Т. 1.С. 481,483


Социоанализ юридической нормы 385

через внешнее вмешательство и употребление публичной власти, дается в случае правонарушения государством. Защита нарушенного права осуществляется через последовательные стадии публичного правосудия в рамках уголовного, гражданского и административно­го судопроизводства.

Действия, посягающие на достоинство личности и связанные с нарушением имущественных и неимущественных прав, различают­ся между собой. Первые можно охарактеризовать как нарушение глубинных оснований и норм существования, а вторые — как от­клонение от требований закона и нарушение границы в праве, что в целом может восприниматься по разному: преступление как вид социальной аномалии, неопределенность в праве или юридический конфликт. Именно в сфере такого конфликта возникает юридиче­ский компонент правовой реальности: «Юридический конфликт в узком смысле слова непосредственно связан с правовыми отноше­ниями сторон — это противоборство субъектов права с противоре­чивыми правовыми интересами, возникающее в связи с созданием, реализацией, применением, изменением, нарушением или толкова­нием права. Юридический конфликт в широком смысле — это лю­бой социальный конфликт (смешанные или переходные формы), имеющий хотя бы один элемент, обладающий юридической харак­теристикой (субъект, объект, субъективную сторону (мотивацию) либо объективную сторону (действия), который юридизируется, т. е. завершается (или имеет возможность завершиться) юридиче­ским способом».

Таким образом, правовое качество действительности как нормы повседневного существования создается за счет внешнего регуля-тивно-принудительного воздействия в случае выхода за пределы соответствующего установления, действующего в контексте кон­кретного общественного отношения, либо в случае вторжения в пра­вовое пространство, которое принадлежит другому лицу. Следова­тельно, юридическую норму следует расценивать как меру дозво­ленного в праве. В этом отношении нарушение меры в праве, которое, как правило, связано с причинением вреда, ущерба, умале­нием достоинства личности, попранием законного интереса, оказы­вается за пределами правового качества отношений и перемещается

8 Указ. соч. Т. 3. С. 431,432.


386______ Глава 3

в другое пространство. Это нарушение меры как конкретное дейст­вие получает значимость юридического факта, тем самым, выделя­ясь из общей ткани правовой реальности как аномалия, так же, как пузырек на поверхности воды, как утрата нормативного, обычного состояния жизни Такое внешнее проявление правонарушения в контексте социальной данности требует создания внешнего публич­ного способа восстановления меры, поскольку сама правовая реаль­ность, рассчитанная по своему назначению и смыслу на соблюдение нормы, не располагает собственными ресурсами для устранения правонарушения, восстановления нарушенного права и применения ответственности.

Правовая реальность — это предметный язык законопослуща-ния, а правонарушение — это проявление ненормативной предмет­ной лексики в праве, т. е нечто чужеродное по отношению к этому языку. Это чужеродное для массива социальной нормативности мо­жет быть извлечено из гомогенной среды специфическим способом и внешними средствами. поэтом\ юридическое представляет собой институциональное публичное бытие права, которое уже не есть право как способ самореализации и дееспособности индивида, а право как власть, распространяющаяся на всех с точки зрения воз­можной практической юрисдикции.

Такого рода власть, поскольку она приходит на защиту достоин­ства личности извне, необходимым образом теряет признаки внут­реннего усилия. По отношению к правонарушению она выступает как внешнее принуждение и законное насилие. Она воплощает в се­бе ответ на тот вызов, который делает субъект права такому виду приемлемой социальной нормативности, как юридический закон, устанавливающий границу в сфере дозволенного. В некотором смысле юридическая деятельность выступает как форма реакции на разрушительный акт правонар\ шения и последующего привлечения к юридической ответственности. Тем самым насилие и внешнее принуждение, нарушение прав лица, которые осуществлены как по­сягательство на частном уровне общественной жизни, аннулируется посредством законного насилия, когда включается регулятивный юридический механизм охраны, защиты и восстановления нар\ шен-ного права.

Конституирование государства и юридической деятельности входит в общий контекст коллективных созидательных усилий (


Социоапализ юридической нормы 387

щества, которое учреждает публичную власть как систему подчине­ния и дисциплины и консолидирует тем самым ее в мощный соци­альный институт Этот институт входит в общий конструктивно-антропологический механизм защиты от внешней и внутренней опасности общества как целого Такой институт как инструменталь­ное средство может находиться в руках того или иного класса, но самое бытие юридической нормы как регулятивного способа вос­создания правовой реальности, каков бы ни был объем последней, остается незыблемым.

Регулятивное качество юридической нормы не может быть пол­ностью описано в феноменологии образца, стандарта, обыкновения или стереотипа. В этом отношении следование юридической норме не означает ориентации на добродетель и за счет реального присут­ствия последней осуществления вклада в общественное благо. Толь­ко всеобщее согласное следование норме каждого субъекта права дает такое качество общественных отношений как правопорядок В этой связи отдельно взятая юридическая норма является микроско­пическим элементом правопорядка как динамического обществен­ного состояния.

В юридической литературе приводятся многочисленные клас­сификации юридических норм, имеющих различное регулятивное назначение и смысл. Нужно отметить, что это назначение и смысл и делают необходимой своеобразную юридическую логику их взаимо­связи, создавая особую, ни на что похожую, их иерархию и силовое соподчинение, через которые выражается язык воссоздания право­вой реальности в той или иной сфере общественных отношений

Юридические нормы делятся на нормы-принципы, или исход­ные нормы, общие нормы, касающиеся определения задач регулиро­вания каждой отдельной сферы общественной жизни, и специальные нормы, которые регулируют отношения, обладающие специфиче­ской однородностью и определенным социальным качеством. Регу­лятивный потенциал воздействия определяется в таких номинациях юридических норм как императивные, диспозитивные. поощритель­ные, рекомендательные и т. д Нужно отметить, что определение юридической нормы не может полностью связываться с такими по­нятиями, как мера бытия вещи, явления. Оно может быть связано только с мерой действия субъекта права, и в этой связи юридическая норма отражает в себе следование четко определенному установле-


388____________________________________________________ Глава 3

нию. Последнее не означает обладания нормой как мерой самооб­ладания, как это имеет место, скажем, в случае таких экзистенци­ально-аксиологических состояний жизненного мира человека, как здоровье, благо, счастье или болезнь, ущерб, вред, лишение, несча­стье, горе.

Юридическая норма есть не что иное, как публичное установле­ние, которому необходимо следовать для того, чтобы находиться в рамках правового качества действительности. Именно связное функциональное бытие юридических норм создает правовую реаль­ность, и в этом отношении правонарушение как аномалия выявляет­ся путем обращения к соответствующей юридической норме, кото­рая содержит указание на правомерный способ действия субъекта права либо характеризует это правонарушение как недопустимый, неприемлемый способ поведения. Можно полностью согласиться с утверждением современного российского теоретика права О. Э. Лейста: «Право по его сущности можно определить как норма­тивную форму упорядочения, стабилизации и воспроизводства об­щественных отношений, поддерживаемую (охраняемую) средствами юридического процесса и государственным принуждением.... Правом надо считать не абстрактные формулировки государст­венных законов или общие рассуждения о правах и свободах лично­сти, а систему правоотношений, в которых выражены и согласованы (а тем самым упорядочены) многочисленные и разнообразные инте­ресы членов общества. Что касается правосудия и мер принужде­ния — то это не право, а способ обеспечения, охрана права, его га­рантия, которая, как гарантия и охрана, всегда должна быть чем-то внешним по отношению к тому, что охраняется и гарантируется».

Однако, в последнем случае нет ссылки на законодательную власть, которая осуществляет издание законов, определяет объем прав и свобод и тем самым устанавливает вполне определенные гра­ницы в праве как приемлемом способе совместного существования людей друг с другом. В то же время, нормотворческие действия за­конодателя — это текущий обзор правопорядка и государственности в целом, где субъектом признания приемлемого качества социально-


т


7 7. Лейст О. Э. Сущность права Проблемы теории и философии права. 2002. С. 27, 39.


з юридической нормы_______________________________ 389

го выступает все общество и оно определяет ценностные координа­ты и масштаб права в обществе.

В связи с этим нормативный способ определения правового ка­чества социальной действительности существует как системное ди­намическое единство ориентиров-границ, ориентиров — способов меры в праве, ориентиров-запретов, целевых ориентиров-задач. Все это приводит к тому, что правовая реальность создается по своим признакам в том или ином историческом объеме через принцип за­конности.

Для того чтобы в условиях правовой реальности быть держате­лем принуждения и силового воздействия как приемлемых для част­ного существования способов социального действия, нужно встать рыше этого уровня, подняться над ним, приобрести черты сверхэм­пирической ценности или святости. Именно этим духом святости как максимумом авторитетности и наделяется юридический закон и государственная власть в архаическом и традиционном обществах. Из ресурсов святости, которые находятся вне конфликта в праве, и черпается сила, которая превышает индивидуальное представление о возмещении утраты как мести, расплаты, которые не могут завер­шиться частной сферой войны, прекращение войны возможно толь­ко через получение возмещения не от правонарушителя, а от ин­станции, которая действительно способна определить меру ответст­венности.

Иными словами, правовое качество и правомерное поведение можно создать через установление меры ответственности в области лишения, принуждения, насилия, т. е. меры в сфере принципиально неприемлемого. Если же неприемлемое в частноправовом смысле как пространство применения ответственности и как внешнее при­нуждение становится общей потребностью, то его местопребывание Должно быть выведено за пределы межличностных отношений. При этом оно должно соединять в себе одновременно функции правового обмена в сфере ответственности одного субъекта права перед дру­гим, а это возможно только тогда, когда получит всеобщее призна­ние представление о правовом качестве принуждения или право­мерности и законности насилия. Предоставление такого правомочия единичному субъекту является противосмысленным. поскольку он ориентирован только на меру в праве, но не знает меры приемлемого в сфере защиты права и применения принуждения к другому лицу.


390____________________________________________________ Глава 3_

Он впадает в круг мести, разрушая тем самым приемлемый способ совместного пребывания с другим лицом и делая его бытие несо­вместимым с его личной жизнью, социальный порядок превращает­ся в хаос.

В связи с этим юридический закон, будучи сформулированным как всеобщая мера и масштаб ответственности, разрывает «путы» мести и как установление, приносящее мир и благо, становится свя­щенным, т. е. как бы данным самой природой и божеством. Эта мера должна обеспечить эффект восстановления правового качества и обеспечить возврат к исходному состоянию, которое существовало до нарушения права. Таким образом, право публичного принужде­ния претендует на то, чтобы сделать бывшее небывшим, а такое возможно только со стороны внешней по отношению к участникам конфликта инстанции и в соответствии с правилом, которое имеет ретроспективное, а не перспективное движение в этом конфликте. Иначе говоря, эта инстанция должна находиться не только вне кон­фликта, но и располагать возможностью привести хаотическое по­ложение вновь в состояние нормы. Именно в этом и состоит конст­руктивный смысл юридической нормы. Эта норма является оборот­ной стороной нормы права, которая реализуется в контексте правовой реальности, где юридический процесс присутствует ла­тентно в качестве законопослушания. дисциплины и соблюдения меры в праве.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 305 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2538 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.