Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философская антропология юридической нормы299




ство, осуществляя борьбу с преступностью, пытается освободиться от аномалии и перейти к чисто позитивному способу устроения об­щественных и частных дел. С другой стороны, оно восстанавливает нарушенное право в области позитивной меры в праве, устраняя де­фекты в сфере пользования правами и свободами. В этой области позитивной рецептивности в праве государство устраняет юридиче­ский конфликт как нарушение положительно сформулированной нормы, требованию которой формально-каузально, в силу обыкно­вения или кажимости, следовали субъекты права.

В связи с этим процедура истины в праве осуществляется от сущности, к явлению, а не от явления к сущности как это имеет ме­сто в естественнонаучном познании. При этом функцию сущности в данном случае выполняет юридическая норма, выступая в качестве закона, имеющего универсальное уравнивающее значение для обще­ственных отношений. Такой же конгениальностью, т. е. сущностным созвучием, обладает по отношению к юридическому закону и есте­ственнонаучный закон, поскольку он также имеет силу универсаль­ного подчиняющего воздействия на тот или иной регион природной действительности. Эту конгениальность можно, например, обнару­жить в знаменитой фразе Гераклита: «Если Солнце отклонится от предписанной ему тропы, то эрринии — служительницы справедли­вости — укажут ему на это».

Сама по себе экспозиция юридической нормы в системы нега­тивной и позитивной рецептивности законодательства представляет собой, с точки зрения ее генеалогических приключений в истории, выражение сущности социальной причинности. Источником соци­альной причинности в данной сфере жизни является взаимодействие публичного и частного в их правообразовании, под которым следует понимать исторический процесс созидания совместимости, прием­лемости, доверия, признания и уважения как нормологических со­ставляющих во взаимном отношении одного человека к другому.

Можно согласиться с тем, что по этому поводу сказал известный французский философ и историк культуры М. Фуко: «В языковой проекции человеческое поведение проявляется в своей нацеленности на высказывание чего-то, и все, даже самые незначительные челове­ческие жесты, вплоть до неосознанных механизмов и ошибок, полу­чают смысл; все то. что окружает человека— объекты, ритуалы, привычки, речь, — вся сетка следов, которую он оставляет за собою.


300____________________________________________________ Глава 2

складывается в связный ансамбль, в систему знаков. Таким образом, эти три пары — функция и норма7 конфликт и правило, значение и система — целиком и полностью покрывают всю область познания человека. Все эти понятия находят отклик в общем пространстве гуманитарных наук, они значимы для каждой из его областей; отсю­да часто возникающая трудность при разграничении не только объ­ектов, но также и методов, применяемых в психологии, социологии, анализе литератур и мифов... Все гуманитарные науки взаимопере-секаются и всегда могут взаимоинтерпретироваться. так что их гра­ницы стираются, число смежных и промежуточных дисциплин бес­конечно увеличивается, и в конце концов растворен оказывается их собственный объект».36

В этом высказывании мы можем выделить утверждение о все-лрисутствии понятия нормы для исследования состояния общества на том или ином этапе его движения. В связи с этим можно отме­тить, что именно след, он же — смысл, в силу присутствия в нем нормологической функции придает публичному способу определе­ния приемлемого сосуществования людей в обществе характер по­иска в области нравов, свободы и права.

Следовательно, социальный контекст обременен постоянным поиском и созданием нормы общественной жизни как актуальной практической истины. В связи этим нормативное высказывание подпадает под признаки истинностного суждения и не может быть ограничено, как однажды остроумно выразился по отношению к понятиям морали и в целом относительно сферы этического Л. Витгенштейн, фиксирующим эмоциональным актом, имеющим такую же значимость, как возглас от причинения боли. Дело в том, что ценностное суждение это только первоначальный шаг в опре­делении качества окружающей действительности, за которым должно следовать практическое отношение к ней. В случае обще­ственных отношений это означает как раз наделение этого мира конкретной значимостью, с точки зрения перемещения в социаль­ном пространстве и потребность определить меру в согласовании с текущим состоянием дел. Эта мера устанавливается как определе­ние жизненных границ в присвоении блага и оставлении места для

36 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994 С. 376, 377.


философская антропология юридической нормы 301

аналогичной активности со стороны другого человека. Иными сло­вами, мера — это одновременно геометрический расчет разграниче­ния и арифметический расчет распределения, который на публичном уровне формулируется через уравнивающее начало закона и распре­деляющее начало ответственности за его нарушение. Именно в за­конодательстве определяется ценность права на жизнь и жизненного блага в индивидуальном существовании каждого члена общества. Поэтому нельзя признать правильным, иногда воспроизводимое под видом логического анализа права, использование формально­логического подхода с целью выявления различия между истинно­стными и ценностными суждениями о действительности в области юриспруденции.

В работе В. Е. Жеребкина «Логический анализ права», в самом названии которой отрицается существование самостоятельной нор­мативной юридической логики, раскрывается сущность некоторых ключевых понятий права с помощью формально-логических средств, например: «Признаки понятия "преступление" по отноше­нию к предмету (преступному деянию) как своему носителю не оди­наковы. Одни из них являются материальными, субстанциальными, а другие, точнее, другой признак — формальным, несубстанциаль­ным. Материальный признак — это такой признак, который присущ предмету как таковому, является субстанциальным, имманентным его свойствам. Это признак объективный, существующий независи­мо от субъекта познания (законодателя) и до него. Формальный при­знак — это признак не субстанциальный, он не принадлежит пред­мету действительности. Не является его имманентным свойством. Этим признаком реальный предмет наделяется субъектом познания (законодателем)... Материальный признак преступления — общест­венная опасность деяния для определенных общественных отноше­ний. Формальным, несубстанциальным признаком понятия «престу­пление» является противоправность. Формальный признак находит­ся в ином отношении к предметам (деяниям), составляющим множество "преступление'", чем признак материальный. Материаль­ный признак (общественная опасность) входит в "тело"' конкретных Деяний, образуя их субстанцию. Поэтому то или иное деяние обще­ственно опасно не потому, что его оценивает так законодатель, а по­тому, что оно объективно содержит в себе свойство общественной опасности. Следовательно, природа формального признака (проти-


302____________________________________________________ Глава 2

воправности) совершенно иная, чем природа материального призна­ка — общественной опасности. Формальный признак является субъ­ективным для законодателя, материальный же признак, — признак объективный, независимый от законодателя как субъекта познания. Если материальный признак (общественная опасность) первичен, то формальный признак (противоправность) вторичен, это дополни­тельный признак, он не свойственен деянию как таковому. Деяния наделяются этим признаком субъектом познания (законодателем) в процессе выработки понятия '"преступление''.

... Понятие "общественная опасность'' не является строго опре­деленным понятием. Ни законодатель, ни уголовно-правовая теория не дают четкого перечня признаков, образующих основное содержа­ние этого понятия. Отмечается лишь, что общественно опасное дея­ние, такое, которое наносит ущерб общественным отношениям, под­рывает основы строя.

Это приводит к тому, что на место логического основания выде­ления предметов (деяний) в определенное множество, выделенное на основании строго установленных однозначных признаков, более безупречно в логическом отношении, чем множество, образованное с участием правосознания как основания выделения предметов в особое множество. Но в праве это вынужденный способ образования множеств.

... Когда юридическая наука приходит к заключению, что при­знаки родового понятия преступления не являются отдельными, са­мостоятельными признаками состава, что эти признаки не входят в содержание видового понятия, то это уже нечто новое, отличное от того, что утверждается по этому поводу в логике.

... Вырисовывается, что состав преступления— это такая логи­ческая структура, в которой следует различать два вида признаков: фактические (или эмпирические) и имплицитные. Фактическими (эмпирическими) признаками состава преступления являются такие признаки, наличие или отсутствие которых устанавливается непо­средственно материалами дела. Имплицитные признаки — это та­кие, которые выводятся из фактических признаков. В составе пре­ступления имплицитными являются признаки родового понятия "преступление" (А) и противоправность (В).

Наличие или отсутствие у предмета (деяния) имплицитных при­знаков не может быть установлено и доказано непосредственно, по-


философская антропология юридической нормы__________________ 303

скольку имплицитные признаки не существуют как отдельные, са­мостоятельные, рядом положенные с признаками видового отличия. Имплицитные признаки содержатся в совокупности фактических признаков. Отсюда доказать наличие у предмета (деяния) импли­цитных признаков — значит доказать наличие у этого предмета всех фактических признаков, составляющих видовое отличие. Устанав­ливая принадлежность предмету (деянию) фактических признаков, признаков видового отличия, тем самым устанавливают наличие у предмета (деяния) имплицитных признаков. Процесс выявления и доказательства фактических признаков состава преступления стано­вится в тоже время и доказательством принадлежности деянию им­плицитных признаков. Но, поскольку, фактическими признаками являются признаки видового отличия, то внешне создается види­мость, что состав преступления — это лишь видовое отличие, что родовые признаки (общественная опасность и противоправность) не входят в состав, остаются за его пределами».

Несмотря на отсутствие логического тождества формально­логического анализа с утвердившимся в уголовном праве анализом соотношения между такими понятиями, как общественная опас­ность, преступление, состав преступления, примечательной является двойственность позиции автора, касающаяся характеристики соот­ношения между такими понятиями, как имплицитность и субстан­циальность признака общественной опасности. Следует отметить, что при применении уголовной ответственности понятие общест­венной опасности преступления совмещается в целостное органиче­ское единство. Поэтому можно согласиться с критической оценкой, которую получила данная позиция в отечественной юридической литературе.

Трудно согласиться и с другим, довольно распространенным ут­верждением, сделанным, в частности, В. Е. Жеребкиным: «Термин ''преступление"' обозначает материальный реальный объект, сущест­вующий в действительности. Термин "состав преступления" обозна­чает идеальный, абстрактный объект. Как понятие преступления, так и понятие состава преступления равным образом являются абстрак­циями, отражающими определенное реальное правовое и социаль-

37 Жеребкин В. Е. Логический анализ понятий права. Киев, 1976. С. 36, 37, 42, 44, 112.


304____________________________________________________ Глава 2

ное содержание. Разница состоит в характере этого содержания, в уровне абстрагирования. Если понятием состава преступления мы обобщаем эмпирически данные признаки, свойственные любому отдельному преступлению, то обобщение, содержащееся в понятии преступления, выражает сущность такого социального явления как преступление. Но и то и другое общее столь же реально, как реально

отдельное преступление».

Следует отметить, что неудача в таком формально-логическом анализе как раз подтверждает факт существования специфической юридической логики, которая базируется на потенциале эмпириче­ской и рациональной аксиологии. Эта логика выстраивается в гори­зонтальном (объем, границы) и вертикальном (иерархии, уровень) ценностных измерениях правовой реальности. Истина и ценность связаны с выбором, действием, ответственностью и находятся в цельном динамическом процессе взаимодействия.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 332 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2397 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.