Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социально-антропологическое истолкование юридической деятельности 5 страница




В этом отношении приемлемое, обусловленное обычаем, тради­цией и законопослушанием. относится к сфере социального контек­ста, который представляет, с точки зрения естественной включенно­сти в него индивида, некий вид социальной «эстетики». Своеобразие такого состояния заключается в том, что индивид органическим об­разом вовлечен в ткань общественных отношений и не обременен ситуацией выбора между приемлемым и неприемлемым, полагая, что приемлемое имеется здесь и сейчас. Такое восприятие вызвано тем, что единичное представление о благе не входит в радикальное противоречие с текущим благосозиданием и общество оставляет ему Для этого соответствующее место. Преступная же воля понимает благосозидание и пользу в соответствии со своей субъективностью. В своих намерениях она воспринимает приемлемое как необходи-


284____________________________________________________ Глава_2

мость, нужду в перспективе ее собственного единичного благополу­чия и расценивает конкретную и актуальную конфигурацию сло­жившегося положения дел как препятствие. Это препятствие, с ее точки зрения, имеет значение неприемлемого ингредиента социаль­ной эстетики и сложившихся в близлежащем окружении обстоя­тельств. Такое положение создает потребность в устранении препят­ствия, которым может быть другой человек как личность, его права, свободы и собственность. Подобного рода потребность есть не что иное, как вид пограничного эгоистического вожделения, эстетика которого располагается на витальном, а не на социальном уровне. Поэтому выбор преступной воли в такой ее экспозиции, если здесь вообще можно говорить о ситуации выбора, можно квалифициро­вать как реактивное автоматическое следование инстинкту погра­ничного эгоистического вожделения, которое трансформируется мышлением и волей в асоциальное действие.

Другой вариант квазиэтичсского выбора присутствует в той си­туации, когда вменение преступной воли детерминировано пред­ставлением об отсутствии для нее места в общественном благосози-дании. Она полагает, что ее индивидуальное положение в составе наличного состояния социальной приемлемости представляет вид пребывания в сфере низости и пошлости. В связи с этим она вправе претендовать на изменение этого состояния, выставляя такое пред­ставление в качестве масштаба измерения качества объемлющих ее частное существование отношений между людьми. В связи с этим все, что составляет принадлежность актуальной нормативности, оценивается таким индивидом как препятствие для его самореализа­ции. Это претензия на воссоздание высшего уровня нормативной приемлемости, где результативность в благосозидании должна при­надлежать лучшим людям, которые и должны получить доступ к благу. Таков, например, Р. Раскольников у Ф. М. Достоевского.

Иными словами, текущая нормативность как социально прием­лемое состояние представляет собой, с точки зрения пространствен­ного представления, горизонтальное плоскостное размещение со­циума, внутри которого присутствует динамика вертикальной им­пульсивности. Эта импульсивность в своем субъективном индивидуальном устремлении готова взорвать это горизонтальное плато и руководствуется тем же принципам блага, который присущ всеобщему социальному горизонту. Но она озабочена претензиями в


философская антропология юридической нормы 285

отыскании места или освобождением пространства для себя, оправ­дывая свои акции неблагополучным состоянием социальной среды. Такая забота не имеет в себе созидательных начал, поскольку ее ис­ток заключен не в том, чтобы расширить социальные горизонты на­личного массива нормативности за счет включения в социальный контекст конструктивных импульсов. Она использует в своей актив­ности травматический ударный принцип присвоения и завоевания места в жизненном пространстве, исключающий взаимность в от­ношении сущего, она не принимает качество наличного социального пространства и, присваивая, одновременно разрывает это простран­ство. При этом отвергается позитивная конфигурация включения в социальную реальность исходя из принципа дара, который реализу­ется в направлении качественного преобразования этой реальности, обогащая ее содержание. Отсюда преступное деяние, поскольку оно во всех своих проявлениях отягощено принципом вожделения как субъективной схемой личного предпочтения и неприятия актуаль­ной ситуации, осуществляет деструктивную операцию. В этой акции присвоение и обретение места жизни одновременно означает уменьшение ее наличного объема и представляет собой процесс причинения вреда, утраты, лишения. В антропологическом отноше­нии это приводит к обесцениванию и инфляции общественных от­ношений через умаление, унижение авторитетности человека как субъекта права, утраты доверия к его мыслям, слову и действию.

В связи с этим область уголовно-правовых запретов следует от­нести к социальном}' начертанию, связанному с установлением гра­ницы между социально приемлемым и неприемлемым в поведении человека. Эта же сериация представляет собой одновременно пре­дельное социальное начертание объема в дозволенном и публичное установление разграничения положительного интереса, основанного на устоявшемся, традиционном и составляющем норму жизненного существования человека в обществе. Противоположностью этому является процесс, выходящий за пределы устоявшегося и связанный не с органическим включением индивидуального поведения в кон­ституцию нормы этого существования, а разрушающий ее соверше­нием преступного действия. Ненормативность ослабляет внутреннее содержание нормы путем внедрения в ее архитектонику и состав неприемлемых вредоносных ингредиентов в виде насилия, обмана, лжи, подозрительности, недоверия и вражды. В связи с этим уголов-


J86____________________________________________________ Глава 2

но-правовая норма может быть отнесена к негативному высказыва­нию, которое содержит описание и характеристику преступного деяния. Кодификация такой сериации неприемлемых в социальном отношении деяний направлена на то, чтобы исключить такого рода поведение из социального контекста. Здесь имеет место констатация того, что не принимается в качестве нормы существования и подле­жит негативной селекции со стороны восприятия, связанного с по­лучением блага и пользы.

Закрепление в законе негативности и социальной аномалии не есть процесс выявления социальной закономерности и выражение техники и методики познания, посредством которой описывается и объясняется суть социального качества и устанавливается закон этого явления в научном смысле. Такого рода манифестацию юри­дического закона необходимо отличать от позитивной рецептивно-сти, которая, например, свойственна описанию форм правомерного поведения участников сделок. Опубликование и обнародование уголовно-правовых запретов призвано обеспечить позитивный процесс и логику правообразования через усвоение приемлемого, придание ему силы устоя и традиции. Такая манифестация предна­значена для того, чтобы вызвать неприятие и отвращение к престу­плению, т. е. воссоздать в обществе эстетически негативную реак­цию, имеющую антропологические основания и антиценностное обозначение. Подобный способ закрепления не нормативности в законе несет в себе потенциал, прямо противоположный логике следования, которая характерна для нормативного отношения к социальной действительности.

В сфере позитивной нормативности действует принцип уподоб­ления и следования добродетельному образу жизни, а не пороку, патологии и социальной аномалии. Если исходить из схематизма вменения как истока человеческого поведения, то нельзя не прийти к заключению, что здесь делается попытка внедрить в его цельное интеллектуальное и волевое пространство определенного компонен­та самоограничения в виде знания радикального различия между правым и неправым. Усвоение этого знания и происходит через процесс воспитания и придания вменению правового качества в оп­ределении меры отношения к социальному окружению. Эта мера устанавливается через жизненную процедуру самопринуждения,


философская антропология юридической нормы 287

дисциплины, самоконтроля и воздержания от совершения неправа и преступления.

Причинность в природе традиционно определяется как устойчи­вое следование одного явления за другим, такой процессуальной завершенности придается статус закономерности. Причем началь­ным моментом процесса установления причинности служит явлен-ность сущего во всем его многообразии, смене и сочетании. Следо­вание не основано на какой-либо внутренней потребности, которая была бы присуща вещам. В познавательной установке по отноше­нию к природе латентный характер присущих ей процессов, обра­зующих постоянные, повторяющиеся причинные связи явлений, по­лучает соответствующее обозначение естественной необходимости. Естественная необходимость неотвратима по своему проявлению на поверхности вещей, поэтому причинность устанавливается как ре­зультативный научный факт в процессе познания и проникновения в сущность вещей. Процедура научной истины по установлению при­чинности в природе обусловлена эстетически незаинтересованным восприятием природных явлений как внешней совокупности физи­ческих объектов. При этом реальность окружает человека как суще­ство, имеющее статус наблюдающего, созерцающего, объясняющего и понимающего действительность субъекта.

В социальной действительности цепь причинности создается людьми через свободу и выбор, она имеет учредительный характер. Источником причинности является сфера вменения, которая высту­пает как скрытая креативная сущность, порождающая социальную фактографию в совместном существовании людей друг с другом. Такой способ установления причинности основан на многообразном взаимодействии потребностей, которые присущи человеку. Вместе с тем эти потребности нельзя признать свободным выходом природы человека вовне, как это может происходить в случае природного взаимодействия. Данность природы создается путем сочетания од­ного явления с другим в круговороте и ритме стихий через перехо­ды, смену, циклы и периоды.

Причинность через свободу изначально обусловлена границами человеческого существования. Поэтому мера поведения человека в обществе устанавливается в режиме первоочередности истока и ис­хода. Эта мера не отыскивается через познавательную процедуру незаинтересованного отношения к действительности как внешнему


288____________________________________________________ Глава 2

объекту. Закон в природе устанавливается через проникновение в сущность вещей. Следование как естественная причинная связь не представляет собой учредительного акта, этот закон существует не­зависимо от существования человека.

Вменение как источник причинности в индивидуальном поступ­ке человека изначально озабочено мерой отношения к социальному окружению в интенциях степени опасного, безопасного и приемле­мого. Вменение озабочено проблемой совмещения с существовани­ем другого человека, для того чтобы организовать взаимное со­существование. Это взаимное со-существование по своему динами­ческому связному состоянию приобретает онтологическое свойство социальной данности, т. е. взаимосогласованного включения в это образование одного индивида наряду с другим. Таким образом, жизнь человека как такого является фундаментальным объектом ро­довой, коллективной и индивидуальной заботы, поскольку она включает в себя все существо человека.

Человек, с точки зрения воссоздания причинности через вмене­ние, располагается на дистанции по отношению к природе. Он пред­назначен к выражению своей сущности в модусе естественной необ­ходимости в качестве со-существования с Другим. Такой тип явлен-ности в мироздании получает особое качественное выражение в такой специфической данности, как общество или бытие — мир. Мир как пространство, в котором пребывает человек, есть не что иное, как сфера согласования и придания отношениям одного чело­века с другим мерной взаимности и отчужденности в модусах со­вместимости, сочетаемости, признания, приемлемости поведения индивида в обществе.

Одновременно мир как пространство и сфера согласования бы­тия одного человека с другим не допускает включения в него разру­шительных для жизни аномальных проявлений индивидуального поведения в виде преступления и неправа. Неправо в общем смысле можно охарактеризовать как неправильное использование индиви­дом своих жизненных возможностей в обеспечении доступа к жиз­ненному благу.

Отсюда причинность, о которой говорится в праве, в корне от­личается от причинности в природе. Она определяется на уровне явленности бытия в мире с Другим и подпадает под внешний кон­троль юридического закона. Через закон устанавливается различие


философская антропология юридической нормы 289

между приемлемым и неприемлемым, правым и неправым в услови­ях общества. При этом сущность человека в ее нормативности, т. е. в определении меры выражения сил и способностей в обществе и со­вершении законосообразного, выводится во внешнее пространство, на всеобщее обозрение. Следовательно, вменение как внутренняя основа индивидуальной причинности подпадает под контроль и юрисдикцию действующего законодательства. Юридический закон имеет внешнее сходство с процедурой следования природному за­кону и выступает в качестве средства, использование которого при­звано обеспечить жизнь и благополучие в обществе.

Однако юридический закон изначально выступает в качестве знания о правом и неправом и не предполагает индивидуального поиска в области соответствующего или несоответствующего праву. В связи с этим сх'бъект познания в области права и неправа анони­мен как анонимен автор фольклора или обыкновения в сфере нравов и традиции. Под ним следует понимать до утверждения предметного способа закрепления нормы существования в юридическом письме род и конкретное человеческое сообщество в целом. При этом закон как установление по логике создания специфического региона есте­ственной необходимости, тождественной по силе своего внешнего проявления природной необходимости, выступает изначально как экспозиция социальной аномалии без какой-либо строгой диффе­ренциации на преступление, частный деликт, т. е. как конфликт или неопределенность в праве.

Естественность такого исторического шага, как публикация и визуализация человеческим сообществом социальной аномалии, можно объяснить тем, что следование в сфере вменения какому-либо типу поведения определялось через проведение границы в доз­воленном. Поскольку сама сфера дозволенного находилась «под юрисдикцией» традиции и обыкновения, т. е. в пространстве согла­сования, то архаическому сообществу нужно было провести первич­ную, исторически несовершенную черту, которая бы принципиально разделяла право и неправо.

В связи с этим вменение как объект познавательного интереса отличается от сущности, которая предметно выражается в явлении природной данности. В отличие от такого типа данности социальная данность создается, а не дана априори в качестве благодати, творе­ния или природного бытия животного мира.

ЮЗак 4184


290____________________________________________________ Глава 2

Поэтому юридическая норма как закон и установление не есть продукт познавательного усилия научного познания, построенного на субъект-объектном отношении к миру как предмету исследова­ния. В общем смысле юридическая норма есть продукт социального опыта, построенного на принципе воссоздания общества как согла­сованного существования людей друг с другом Этот опыт получает прочное предметное закрепление в письме, которое можно считать квазиинститутом публичной нормативности и неотъемлемым атри­бутом государственной власти.

Если мы говорим, что креативным, т. е. порождающим и созида­тельным, принципом социального является совместимость взаимно­го существования людей друг с другом, то ее противоположностью следует считать активность, которая направлена на исключение фе­номена взаимности в отношениях между людьми. Результатом тако­го исключения становится отсутствие совместного общего про­странства для жизни. В своей разрушительной активности такая ус­тановка есть установление динамики единоличного способа размещения и лишение места для жизни другого человека. Индиви­дуальный акт такого свойства вызывает ответную реакцию и возни­кает то, что Р. Жирар называет глобализацией мести как непосред­ственного выражения процесса отрицательной, разрушительной для существования целого, взаимности. Индивидуальное в условиях конфликта способно и обладает внутри себя только ресурсами со­гласования и не может утвердить конструктивный исток, который являл бы собой препятствие для распространения мести. Такое пре­пятствие могло быть установлено только на уровне целого в виде всеми признанного публичного способа определения того, что явля­ется сериациеи несовместимого, неприемлемого для существования человека в свойственном его природе состоянию бытия — в мире.

Публичная экспозиция социальной аномалии в древних архаи­ческих памятниках права свидетельствует о том, что в качестве про­тиводействия лишению как отысканию места в жизни, устранению другого из ее пространства по мотивам злобы, ненависти, исключи­тельности одного человека по отношению к другому, избирается средство физического принуждения и насилия, исходящее от госу­дарства Месть как отрицательная взаимность является следствием дефицита у субъективности таких компонентов вменения, как само­принуждение, сдерживающее усилие в притязании на расширение


философская антропология юридической нормы 291

жизненного пространства и объема благополучия, самоконтроль и дисциплина Иными словами, имеет место отсутствие заботы в об­щем универсальном смысле, который связан не только с индивиду­альным благополучием, самоутверждением и самореализацией, но главным образом основан на представлении об общественном благе. Совместимость, приемлемость деяния со стороны других, признание и доверие в отношениях между людьми касаются всего целого, а не только индивидуальности

Принцип «равным за равное», утверждается в истории через ие­рархию человеческого достоинства и находит свое выражение в юридическом законе как универсальном правиле, исходящем от публичной власти Именно она выступает представительным и уч­редительным феноменом в утверждении нормы существования лю­дей в обществе. Принцип меры «равным за равное» действует кон­структивно в контексте приемлемого сосуществования, где взаим­ность как положительная связь одного человека с другим в своем идеале реализуется через ситуацию обоюдного дара. Здесь совмес­тимость и приемлемость одного человека по отношению к другому приобретает свойство органического сочетания до степени слияния Когда же возникает конфликтная ситуация разрушительного свойст­ва, посредством которой уничтожается сама возможность жизни че­ловека, подобно эпидемии насилия, лишения и уничтожения, и про­исходит погружение частного существования в «эстетику» насилия, которая начинает превращаться в позитивную стихию непрерывно­сти отмщения Частное существование неспособно вырваться из этой «липкой» среды насилия, которая полностью втягивает сущест­вование человека в свой затвердевающий контекст, выступая как аномалия «Вязкость» традиции взаимной вражды одного клана или семьи по отношению к другому клану или семье находит свое выра­жение в том. что в архаических обществах вражда беспрепятственно переходила из поколения в поколение

В подобного рода феноменологии социальной аномалии мы мо­жем сослаться, например, на блестящий, с точки зрения онтологии и экзистенции правового качества отношений межд\ людьми, анализ. который в свое время осуществил Ж П Сартром: «Если я погружа­юсь в воду, ныряю туда, если я плыву в ней. с не ощущаю никакого беспокойства, так как я ни в какой степени не опасаюсь там раство­риться; я остаюсь твердым в ее текучести. Если же я погружаюсь в


292____________________________________________________ Глава_2

липкое, то чувствую, что начинаю там теряться, т. е. растворяться в липком, как раз потому, что липкое находится в состоянии затверде­вания. С этой точки зрения вязкость будет выражать тот же самый аспект, что и липкое, но она не очаровывает, компрометирует, по­скольку она инертна. В самом восприятии липкого, текучей суб­станции, компрометирующей и неуравновешенной, есть нечто по­добное неотступной мысли о превращении. Коснуться липкого—-значит рисковать раствориться в липкости. Итак, это растворение само по себе уже устрашающе, поскольку оно есть поглощение Для-себя посредством В-ссбс, как чернила поглощаются промокательной бумагой. Оно пугает превращением в вещь, какой бы она ни была, но, кроме того, еще и превращением в липкую вещь. Даже если я мог бы понять превращение в жидкое состояние меня самого, т. е. преобразование моего бытия в воду, я не был бы сверх меры напу­ган, так как вода является символом сознания; ее движение, не теку­честь, эта необязывающая солидарность ее бытия, ее постоянное течение и т. д., — все в ней мне напоминает Для-себя в такой степе­ни, что первые психологи, которые заметили свойство длительности сознания (Джеймс, Бергсон), очень часто сравнивали его с потоком.

Таким образом, в присваивающем проекте липкого липкость от­крывается внезапно как символ антиценности, т. е. типа нереализо­ванного, но угрожающего бытия, которое неизменно преследует сознание как постоянная опасность, от которой оно бежит, и отсюда внезапно превращает присваивающий проект в проект бегства. Это означает, что восприятие липкости, как таковой, создало сразу же для в-себе особый способ понимать мир. Оно символизирует бытие по своему способу, т. е. пока продолжается контакт с липкостью, все происходит для нас так. как если бы липкость была смыслом всего мира. То есть единственным способом существования бытия-в-себе, подобно тому как для первобытного вида ящериц все объекты явля­ются ящерицами. Липкость сжимаема. Она производит, таким обра­зом, вначале впечатление, что она есть бытие, которым можно вла­деть. Двояко: ее липкость, ее сцепление с собой мешает ей бежать; я могу, следовательно, взять ее в руки, отделить определенное коли­чество меда или смолы из горшка и этим создать индивидуальный предмет непрерывным созиданием; но в то же время мягкость этой субстанции, которая расползается в моих руках, производит впечат­ление, что я постоянно разрушаю. Здесь есть образ разрушения—


философская антропология юридической нормы__________________ 293

созидания. Липкость послушна. Только в тот самый момент, когда я думаю ею овладеть, вдруг посредством любопытного обратного хо­да она овладевает мной. Как раз здесь обнаруживается ее сущест­венный характер, ее мягкость становится всасывающей банкой. Та­ким образом, с первого появления липкости эта липкость есть уже ответ на вопрос, уже дар от себя: липкость появляется уже в каче­стве эскиза слияния мира со мной, и то, что она дает знать о себе, — это ее свойство медицинской банки, которая всасывает меня; это уже ответ на конкретный вопрос; она отвечает самим своим бытием, своим способом бытия, всей своей материей».35

Феноменология вовлеченности субъекта в предметный социаль­ный процесс с его отдельными визуальными признаками в виде ри­туальных экспозиций и импульсивных эмоциональных реакций (ру­копожатие, приветствие, улыбка, комплимент, команда, гримаса ужаса, приязни, заинтересованности, знаки враждебного отношения, любви, ненависти и т. д.) дает превосходный материал для анализа «эстетики» присваивающего творения растворения в социальном окружении. Эта «эстетика» отчетливо просматривается в стремле­нии к отмщению и невозможности из социально-онтологических оснований удовлетворить чувство мести. Месть впадает в непре­рывную вязкость процесса взаимного мщения, который невозможно остановить за счет его внутренних ресурсов. Иными словами, част­ная сфера жизни неспособна сменить реакцию в отношении насилия и лишения, осуществить замену принципа талиона на какой-либо другой способ реакции и сделать объективный выбор в пользу уч­реждения иной всеобщей нормы ответственности. Когда утрата яв­ляется невосполнимой и невозможно обеспечить приемлемое утвер­дительное возмещение вреда, эта частно-утвердительная норма про­воцирует поток насилия и по самой своей динамической сущности не может оставить погруженность в «вязкое» состояние взаимной мести и разорвать ее обменный ритм.

Непрекращающееся течение мести становится подобным дина­мике и кругообороту природных процессов.Выбор в пользу совмес­тимости и мира может быть совершен субъектом, который находит­ся за пределами частного конфликта и который не включен в него.

Сартр Ж. П. Бытие и ничто Опыт феноменологической онтологии. М., 2000. С. 608-612.


294____________________________________________________ Глава 2_

Политическое господство или государственная власть как сила, пре­восходящая враждебные усилия конфликтующих сторон, представ­ляет собой инстанцию, которая располагается над этой частной сфе­рой. Именно она становится способной учредить такие формы и ме­тодику индивидуального обретения места в политической жизни людей друг с другом, которые бы получили значение и масштаб универсальной меры в отношении одного человека к другому. Пуб­личная власть создает посредством массива юридического законода­тельства норму существования человека в обществе как меру в пра­ве и свободе. Тем самым, она в исторически конкретных модифика­циях учреждает субстанциальное рецептивное разделение в определении приемлемого и совместимого сосуществования людей друг с другом через исходность «первичного» установления, а в по­следующем — через позитивную рецептивность различных типов соглашений и договоров.

Эта власть идет изначально по пути уподобления и мимезиса по отношению к сфере потустороннего, обосновывая свою авторитет­ность ссылкой на божественное начало и учреждая культ поклоне­ния политической власти как таковой. Сама необходимость ее пре­бывания в обществе постулируется как отражение Священного и реализация универсального божественного творения. Она же высту­пает в такой политической рецептивной манифестации, как средото­чие святости. Эта святость и есть не что иное, как ее оправдание и придание публичной власти качества легитимности.

Святость и легитимность, основанные на трансцендентном ис­точнике, воспринимаются в модусах неприкосновенности, незыбле­мости, максимума дистанцированности от частной сферы жизни со­общества. Таким образом, правотворчество, как созидание нормы в праве и юридический разум в целом базируются исходно на религи­озном идейном фундаменте, который, используя результаты анализа онтологического качества политических процессов, описанных в свое время известным немецким философом-юристом К. Шмиттом, можно назвать антропологическим воплощением, имеющим вид по­литической теологии.

Таким образом, универсальная мера в праве как совокупности норм, получивших предметное воплощение в юридическом письме, учреждается через институционализацию техники и методики оцен­ки отношения одного человека к другому политической властью.


философская антропология юридической нормы___________________ 295

Государственная власть обладает соответствующими ресурсами са­мообладания, чтобы противостоять частному произволу, который несовместим с бытием человека в условиях общества. Утверждение юридического закона изначально происходит через формулирование неправомерного и подлежащего исключению из социального кон­текста за счет угрозы наказания и применении санкции, предусмот­ренной за его совершение. При этом внутри массива неприемлемых способов поведения не выделяются деяния, которые бы наделялись признаками разрушительных последствий для общества в целом и которым была бы придана значимость четко определенного понятия преступления. Любое нарушение принятых на уровне закона уста­новлений воспринималось как неприемлемое поведение и могло ар­хаическим сознанием расцениваться как переход границы дозволен­ного и допустимого в отношениях между людьми, т. е. как преступ­ление.

Однако в последующем этот подход к формулированию права через экспозицию недопустимого поведения и негативной, аномаль­ной рецептивности дополняется характеристикой формы позитивно­го правомерного поведения, которое бытовало в частной повседе-невной жизни и связывалось с осуществлением имущественным прав. Непревзойденным историческим феноменом, в котором со скрупулезной детализацией был реализован частно-правовой иму­щественный интерес, признается римское частное право.

Именно в сфере частного права была создана позитивная форма осуществления имущественных прав. Она была в дальнейшем за­креплена в многочисленных нормах рецептивности, воспроизво­дивших права и обязанности участников сделок, где принуждение уже не связывалось с понятием санкции. Это принуждение основы­валось на правопритязании, т. е. на формулировании конкретного требования, которое определялось условиями соглашения сторон и не могло связываться со строго фиксированной наказующей санкци­ей. Иными словами, ответственность основывалась полностью на частном интересе и не могла носить заранее установленного объема, характерного для наказующей санкции. Эта ответственность форму­лировалась уже не как мера лишения за совершенное неправомерное Деяние, а была опосредована результатами процедуры установления объема прав и обязанностей сторон соглашения. Здесь и происходи­ла реализация процедуры определения размера такого вида ответст-


296____________________________________________________ Глава 2

венности. Этот массив позитивной рецептивности в осуществлении имущественных прав, который был публично реализован в фор­мальном схематизме сделок, уже не содержал в себе компонентов репрессивной угрозы. Он был рассчитан на позитивно-конст­руктивное законопослушание и строгое следование закону уже не в контексте воздержания от неправомерного деяния, а ориентирован на активное воспроизводство этих позитивных форм в повседневных делах по распоряжению имущественными правами. Эта ответствен­ность базируется на признании права и на его защите со стороны правосудия, исходя уже из принципов индивидуального подхода к каждой ситуации как спору о праве.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 336 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2602 - | 2280 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.