Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социально-антропологическое истолкование юридической деятельности 2 страница





философская антропология юридической нормы 245

нения физического насилия: личный штаб, управление и веществен­ные (sachlichen) средства управления».23

Следовательно, физическое насилие по отношению к человеку исключается из правового контекста отношений между людьми и поступает в монопольное владение и собственность государства как политической, властной формы организации их совместной жизни в обществе. В то же время физическое насилие исключается не просто как неприемлемое для общества средство и способ обращения с че­ловеком кого бы то ни было. Оно становится средством сохранения правового качества социальной действительности, представляя со­бой публичное отложение, осадок, или седиментацию, которая при­обретает институциональные, вещественные признаки и формы, что позволяет ей стать объектом экономического интереса и оказаться во владении и пользовании того или иного сословия, класса и, фор­мально, народа в целом. Поэтому корень политической власти за­ключается не в автоматизме конструктивного воздействия присваи­вающей, рыночной экономики, которая существует в параметрах права и свободы частной собственности, а в том, что именно пуб­личная власть получает в пользование физическое насилие. Община исключает из своего частного обихода это средство и передает это ставшее публично обозримым средство в пользование одному из своих институтов в целях сохранения правового, приемлемого каче­ства отношений между людьми.

Приемлемость, нормативность регуляции частного уровня об­щественной жизни создается за счет совершения допустимых по своему качеству социальных действий как актов, пригодных с точки зрения совместимости с положением Другого и создания всеобщего контекста ожиданий, намерений, доверия. При этом такого рода ин­дивидуальный акт соответствует принятой в человеческом сообще­стве норме поведения как определенному стандарту. Иными слова­ми, приемлемое действие не привносит в социальный контекст раз­рушительного ингредиента либо лишения. Однако оно. в строгом смысле, не обладает также и качеством всеобщей пользы как благо­дати Оно построено на принципе равновесного, сбалансированного обмена в социальной пропозиции — «равным за равное». Совер­шаемое индивидом в повседневной жизни социально приемлемое

238еберМ Избранные произведения. М, 1990 С 645,648.


246____________________________________________________ Глава 2

действие не является в данном случае ни актом голого захватного присвоения и насилия, ни актом, дарующим благо и пользу. То есть оно не суть явление благодати, а располагается в пространстве пози­тивного обмена пользой и благом Это явление естественной данно­сти бытия Другого в актах спроса и предложения, а не приношение блага и пользы в условиях бескорыстия и отсутствия расчета на от­ветное благодарение и признание В явлении пригодного и прием­лемого акта всегда присутствует расчет на ответное действие, т е. имеет место право, обязанность и ответственность

В отличие от этой нормативности государство наделяется об­ществом не рецептивным, т. е. благотворным в смысле приятия, блага и наслаждения восприятием. Оно не является сосудом благо­дати, а несет в себе, применяя принуждение, публичный принцип негативной аксиологии. Государственная власть осуществляет присваивающую селекцию или подбор того, что является непри­годным для общества, и составляет неприемлемое для составляю­щих его людей качество действий и поступков отдельных индиви­дов. Образно выражаясь, при осуществлении законного принужде­ния и физического насилия государство воспринимает социальную аномалию и соответствующим образом реагирует на нее. Это не­приемлемое, непригодное суть совокупность совершаемых инди­видами правонарушений.

Система органов государственной власти на основе законода­тельства наделяется как положительной, так и отрицательной рецеп-тивностью. Посредством применения законодательства сохраняется и воссоздается правовое качество социальной действительности, или правопорядок Поскольку определение позитивного качества отно­шений между людьми с точки зрения формы их рецептивности и определения нормы их существования в итоге признается за законо­дателем, то. традиционно и по определению догмы права, утвержда­ется, что именно государство в лице законодателя устанавливает то, что следует считать преступлением или, в общем смысле, правона­рушением Причем этот «вкус» к негативному в контексте полити­ческого господства определяется исходя из его современной модели на уровне всего института государственной власти в согласованном сочетании законодательной, исполнительной и судебной властей.

В области определения серийных локализаций противоправного и приемлемого государство использует мониторинг соответствия


философская антропология юридической нормы 247

или несоответствия норме существования процессов общественного целого Выражаясь образно, законодательная власть создает специ­фические «каталоги» социальной аномалии, своеобразную таксоно­мию преступлений н соответствующий «прейскурант», систему на­казаний, расчетную шкалу и методику их назначения в уголовном судопроизводстве.

Преступление — это не ошибка, а вызов единичного вменения со стороны индивида как носителя позитивных прав и свобод. Пре­ступление заключается в отрицании принципа права вообще, поэто­му Г. В. Ф. Гегель, выступая как теоретик уголовного права, с пол­ным основанием и в духе созданной им диалектической логики в случае совершения такого преступления, как убийство, мог утвер­ждать, «что человек сам должен дать согласие на наказание, однако преступник дает это согласие уже своим деянием. Как природа пре­ступления, так и собственная воля преступника требуют, чтобы ис­ходящее от него нарушение права было снято. Если в возмездии во­обще невозможно достигнуть специфического равенства, то дело обстоит иначе при совершении убийства, которое неминуемо кара­ется смертью. Ибо так как жизнь составляет наличное бытие во всем его объеме, то наказание не может заключаться в некоей ценности, которой не существует, но также должно состоять только в лишении жизни».

С точки зрения Г. В. Ф Гегеля >бийца, совершая преступление, делает выбор в отношении того наказания, которому он может быть в этом случае подвергнут Его радикальный вызов обществу, заклю­чающийся в отрицании права на жизнь, получает надлежащий ответ со стороны публичной власти через применение такого вида наказа­ния, как смертная казнь Можно отметить наличие в такой позиции абстрактного логического подхода к проблеме наказания, характер­ного тем, что в теоретической юриспруденции получило название объективного вменения. В такой позиции ответственность определя­ется в традиционной пропозиции обменного принципа талиона — «равным за равное». Лишение жизни как преступный акт в данном случае не вправе рассчитывать на какое-либо снисхождение со сто­роны общества

Гегель Г В. Ф Философия права М,1990 С 148,151


248____________________________________________________ Глава_2

Вопрос о рациональном формировании уголовно-правовых за­претов сопряжен с особенностями правового мышления, т. е мыш­ления, которое ориентировано селективно по отношению к текуще­му положению дел, традиции и норме существования. Выделение уголовно-правовых запретов как социальной патологии и аномалии происходит по модели исключения разрушительных индивидуаль­ных актов из социального контекста. А это значит, что то простран­ство, в которое затем включается эта негативная серийность, нахо­дится за пределами этого текущего положения дел. традиции и обычной нормы человеческого существования Такое вытеснение негативного источника из социального контекста происходит через применение юридической ответственности и четко установленной системы наказаний, которые используются государственной вла­стью Этим объясняется особое положение властных органов леги­тимного принуждения по отношению к сфере нравов и гражданско­му обществу. Они с\ществуют в виде публичных социальных ин­ститутов, которые принципиально отличаются от таких форм естественной институциональности, как семья, род, племя. Надстро­ечное положение этих институтов следует объяснять не с позиций экономической обусловленности права и способа производства как базиса, а в универсальном антропологическом обзоре, где причинно обуславливающими факторами являются обозначенные нами ранее модусы исключения, селекции, рецептивное™, приемлемости, не­приемлемости, совместимости и несовместимости.

Следует отметить, что динамика названных всеобщих антропо­логических конфигураций реализуется и в рамках общественного способа производства, где агент производства включается в его кон­текст до определенных пределов, на что указывают эволюция в сфе­ре гуманизации труда, исключение из нее жестокого обращения и губительной, вредоносной эксплуатации, отмена рабства и работор­говли. В сфере экономики в итоге возобладало не механическое, а антропологическое представление, которое в конечном счете выра­зилось в изъятии человека как рабочей силы из вещественного и имущественного оборота. Можно говорить о процессуальном росте феномена человеческого достоинства и увеличении объема самооб­ладания личности в приобретении ею собственности на самое себя.

Таким образом, антропологический компонент социального вторгается в экономическую сферу жизни в виде прав и свобод че-


философская антропология юридической нормы 249

довека и устанавливает границы для лишающего, негативного воз­действия, которое может устанавливаться работодателем по отно­шению к работнику Это воздействие уже не имеет признаков физи­ческого насилия и нужды, которая не может выйти в иное простран­ство в поисках пользы и блага Таким образом, техническое, внешнее, отчужденное по отношению к работнику, использование принадлежащих ему сил и способностей, которое с точки зрения то­варного, вещественного представления экономической теорией было названо рабочей силой, подпадает под процесс селекции и контроля со стороны законодательства посредством такого вида социального мониторинга, как охрана труда

Возникновение юридической ответственности следует связы­вать с развитием схематизма вменения, который мог прогрессиро­вать только за счет распространения в обществе знания о праве и неправе. Такое знание может обрести институциональный характер только в результате институциональной фиксации норм запрета, ре-цептивности, предписания и поощрения. Это знание связано с об­щим порядком исчисления человеком процессов окружающей дей­ствительности. Запись социальной патологии и аномалии в виде эм-прически аксиологического каталога преступлений представляет собой фиксацию того, что уже практически было подвергнуто опи­санию и таксономии.

Образование понятий, создание юридической логики в сфере развитого законодательства стали заслугой профессионального пра­вового мышления. Содержательный рост этого мышления происхо­дил поначалу чисто индуктивным, эмпирическим путем, опорой для которого послужил феномен прецедента Например, в работе Э. X Леви «Введение в правовое мышление» можно найти такую характеристику нормологического потенциала прецедента: «Образ­цом правового мышления является рассуждение с использованием прецедентов Это трехшаговый процесс, в котором положение, бывшее описательным для первого случая, далее становится нормой права и применяется к следчющей аналогичной ситуации. Шаги следующие: между ситуациями усматривается аналогия; определя­ется правовая норма, присущая первой ситуации; затем данная пра­вовая норма применяется ко второй ситуации. Такой ход мышления правомерен, однако он обладает характеристиками, которые при оп­ределенных обстоятельствах превращаются в уязвимые места. Если


Глава 2

бы доктрина прецедента заключалась именно в этом, то тот факт, что нормы то и дело изменяются, варьируясь от дела к делу, должен бы озадачивать. Но изменение нормы является необходимым, не­отъемлемым свойством права. Сфера действия правовой нормы и, следовательно, ее значение зависят от того, какие факты считаются аналогичными представленным. Обнаружение аналогии или разли­чия — ключевой этап в судебном процессе». э

В общем смысле эффект юридической нормы можно охаракте­ризовать в терминах исключения, выделения аномалии либо в фор­мах рецетивности как правомерных способов индивидуального дей­ствия. Исключение и выделение как методические приемы селекции s виде отбора в диспозиции между годным и негодным, приемле­мым и неприемлемым, совместимым и несовместимым принципи­ально отличаются от рецептивной селекции как методики подбора, суть которой состоит в использовании таких приемов, как собира­ние, получение и нахождение готового, приемлемого в чувственных модификациях приятного, полезного, приносящего удовольствие и наслаждение. Что касается государства как социального института по воспроизводству правопорядка, то оно наделено функциональ­ным началом универсальной публичной рецептивное™, т. е. оно в современном его понимании правового государства предназначено для защиты нарушенного права. С точки зрения исторической логи­ки следует признать обоснованным в исходной нормологической ситуации опираться только на запись негативного. Нужно было пер­воначально определить отношение к индивидуальной казуистиче­ской серийности разрушительных действий, поскольку запись пози­тивного, в силу господства традиции и максимального регулятивно­го воздействия коллективной авторитетности, не требовалась.

Для иллюстрации казуистичности древних сводов законодатель­ства и специфической акцентуации в формулировании ответствен­ности за совершение тех или иных правонарушений, их логики и последовательности в установлении видов отвественности, обуслов­ленной особенностями религиозной и нравственной традиции, обра­тимся в такому памятнику права, как Законы Хамм>рапи, царя Ва­вилона, которые датируются XVIII в. до нашей эры:

' Леей Эдвард X. Введение в правовое мышление. М., 1995. С. 9-18.


философская антропология юридической нормы 251

«Если в доме человека вспыхнет огонь и человек, пришедший тушить его, обратит свой взор на пожитки хозяина дома и возьмет себе что-нибудь из пожитков хозяина, то этого человека должно бросить в этот огонь.

Если хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то он лжец, взводит напраслину; его должно убить.

Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить. Если он причинит смерть сыну хозяина дома, то должно убить сына этого строителя.

Если человек выступит в судебном деле для свидетельствования о преступлении и не докажет сказанных им слов, то если это судеб­ное дело о жизни, этого человека должно убить.

Если же он выступил для свидетельствования в судебном деле о хлебе или серебре, то он должен понести наказание, налагаемое в таком судебном деле».26

Следует отметить разграничение трех видов социальных ценно­стей, которые фигурируют в контексте этой неупорядоченной, с точки зрения правовой логики, совокупности юридических норм: жизнь, хлеб и серебро. Денежный эквивалент используется в этом историческом свидетельстве общественных отношений как миними­зированный стандарт в оценивании разрушительного воздействия определенного вида правонарушений. Особо подчеркивается недо­пустимость открытого способа их совершения и неприемлемость обмана и разрушения доверия между людьми посредством лжесви­детельства перед судом. При этом достаточно распространен, осо­бенно для правонарушений в частной сфере, принцип талиона в тра­диционной форме эквивалентного обмена: око за око, зуб за зуб.

Древний законодатель использует при формулировании случаев нарушения права, как правило, императивную аксиоматику запрета, как это, например, имело место в Декалоге Моисея, либо применяет эмпирический способ описательного воспроизведения конкретного

23 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/ Под ред.

З.М. Черниловского. М., 1984. С. 12-25.


252____________________________________________________ Глава 2

казуса, устанавливая при этом меру ответственности, как это запи­сано, например, в Законах Хаммурапи.

Таким образом, развитие юридического письма происходит раз­личными путями. При этом современная модель и структура юриди­ческой нормы может быть обнаружена и в формулировке архаиче­ского закона, либо может пребывать в этом законе в скрытом, латентном состоянии, будучи включенной в логическую последова­тельность всего корпуса законодательства. Письмо служит предмет­ным способом фиксации знания. Юридическое знание в своем функциональном назначении несет еще и дополнительную нагрузку, поскольку в письме реализуется публичное удостоверение того, что закон ловелен ло населения и его содержание усвоено им. Иными словами, знание закона необходимо для целей следования ему и со­хранения правового качества общественных отношений, с одной стороны, с другой стороны оно удостоверяет наличие тех или иных видов ответственности, которые применяются при осуществлении правосудия государственной властью. Кроме того, законодательство приобретает институциональное назначение нормативной системы, в которую методом стирающей записи включается текущий матери­ал законотворчества.

Создается своеобразный резервуар нормативного подхода к об­щественным процессам, в который помещаются результаты соци­ально-аксиологической селекции. Этот резервуар вмещает в себя собрание случаев индивидуальных разрушительных действий и со­ответствующих санкций как отрицательной реакции на эти дейст­вия. Санкция представляет собой установление меры ответственно­сти за правонарушение. Определение меры ответсвенности проис­ходит также и за счет внешнего лишающего воздействия, заключающегося в уменьшении количества или объема блага, кото­рое имеется у правонарушителя. Это благо, если использовать тер­минологию Закона Хаммурапи, царя Вавилона, можно соотнести с такими ценностями, как «жизнь, хлеб и серебро».

Древнее законодательство, как и современная система законода­тельства, в своей артикуляции и записи ориентированы на принцип исключения из социального контексте всего ненормативного, не­приемлемого по отношению к согласованному сочетанию приемле­мого способа поведения в отношениях между людьми.


философская антропология юридической нормы 253

Для характеристики письменной фиксации юридических норм можно использовать аксиоматическое утверждение Б. Спинозы о том, что всякое определение есть ограничение и исключение. В дан­ном случае всякая норма как установление, запрет или характери­стика правонарушения есть нечто утвердительное и представляет собой по форме жесткий способ публичной манифестации. Путем такой манифестации производится исключение ненормативного из контекста правовой жизни, утверждается динамика следования по­зитивному. Это одновременно создает необходимое условие для включения в этот контекст своеобразного негативного утверждения в виде применения ответственности за нарушение установленного пути следования закону. Это включение негативного инструмента­рия при воссоздании позитивного возможно только внешним спосо­бом через укоренение источника и системы «отрицающего утвер­ждения» в пространстве, которое находится вне позитивного кон­текста текущего состояния дел. Этим функциональным пространством и следует считать такой квазиантропологический социальный институт, как государство. Оно обладает признаками искусственного социально-инженерного сооружения. Государство еще в XVII в. Т. Гоббс идентифицировал как искусственно создан­ного людьми квазиантропологического телесного монстра, могуще­ственное присутствие которого в повседневной жизни общества можно сравнить с мощью библейского чудовища Левиафана.

В связи с этим таксономия социальных исключений как собра­ние всего неприемлемого и несовместимого с «геометрией» челове­ческих отношений представляет собой индуктивный метод эмпири­ческой аксиологии. Позитивная эмпирическая аксиология заключа­ется в применении селективных приемов отбора позитивного, пригодного в диспозициях приятного, полезного и благодатного в отношениях между людьми. Такая избирательность в подходе к со­циальной действительности приводит к тому, что из ее контекста вытесняется на периферию и исключается негативная, неприемле­мая, негодная, отвратительная серийность индивидуальных дейст­вий, поступков и акций. Это вытеснение представляет собой уста­новление максимальной дистанции по отношению к этой сериально-сти и в нормологическом аспекте реализуется в регулятивной Динамике хранения чистоты в целях сохранения блага, пользы и приемлемого качества жизни индивида в условиях общества. Такая


254____________________________________________________ Глава 2

нормология обладает в своих динамических конфигурациях призна­ками диетарно-гигиеничсского подхода к сохранению позитивного качества жизни и имеет антропологическое происхождение.

Бдительное, осторожное восприятие социальной действительно­сти, обремененное заботой по отношению к своему собственному индивидуальному положению и состоянию, получает универсаль­ную аксиологическую значимость на уровне антропологии. Признак исходной креативности и универсальности Заботы, т. е. ее социаль­но-антропологический смысл, в свое время достаточно выпукло и наглядно эксплицировал М. Хайдеггером в «Бытии и времени» в доонтологической транскрипции одного мифологического предания, или. как утверждает сам автор, «одной старинной басни», где Забота являет собой фундаментальный персонаж мифа.

М Хайдеггер указывает' «Perfectio человека, становление его тем, чем он способен быть в его освобожденное™ для его наиболее своих возможностей (в наброске), есть '"произведение" "заботы". Равноисходно, однако, она обусловливает основообраз этого сущего, по которому оно предоставлено озаботившему миру (брошснность). Экзистенциально-онтологическая интерпретация рядом с онтиче-ским толкованием не есть где-то лишь теоретико-онтологическое обобщение. Такое значило бы лишь: онтически все поведение чело­века "заботливо" и руководствуется "преданностью" чему-то. Наше «обобщение» априорно-онтологическое. Оно имеет в виду не посто­янно проступающие оптические свойства, но одно всегда уже лежа­щее в основе бытийное устройство Последнее только и делает он­тологически возможным, что онтически это сущее может рассмат­риваться как сига (забота — лат.). Экзистенциальное условие возможности "жизненной заботы" и ''самоотдачи"' должно в исход­ном, т. е. онтологическом смысле пониматься как забота».'

Таким образом, вытеснение и исключение неприемлемого, не­пригодного как отвратительного и вредоносного из согласованного контекста отношений между людьми составляет предмет повседнев­ной заботы. Однако это исключение и вытеснение не может быть реализовано на частном уровне общественной жизни в качестве си­лового воздействия, поскольку партикулярность не может обеспе­чить продуктивность насилия и принуждения и базироваться на том

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С 199.


философская антропология юридической нормы 255

же самом негодном способе отношения к другому человеку, кото­рый используется асоциальным массивом Иными словами, частное право не может утвердить себя в качестве ответного негативного дара и использовать насилие как средство мщения, возмездия, воз­даяния, кары и наказания. Все эти модификации утвердительного отрицания в этом случае относятся к региону негодных действий с точки зрения своей разрушительной направленности к той же се­рийности нарушения принципов нравственности и права в виде пре­ступлений и правонарушений, что и действие, которым была спро­воцирована эта направленность.

Принцип самозащиты нарушенного права действует в границах допустимости, которая определяется юридической нормой. Он предназначен для осуществления противодействия и сопротивления по отношению к какому-либо разрушительному индивидуальному действию и ограничен чертой соразмерности в выборе средств за­шиты в случае посягательства, т. е. самозащита имеет частное, еди­ничное, а не публично-правовое значение. Важным является при­знание принципа самозащиты на уровне закона. Таким образом, ис­ключение и вытеснение неправомерного в ходе социальной эволюции в силу того, что частное с\ществование неспособно их воссоздать в качестве конструктивного процесса, переходят в об­ласть публичного измерения или становятся предметом всеобщей заботы Иными словами, частное правообразование неспособно вы­полнять работу по исключению и вытеснению из состава общест­венных отношений социальной аномалии и правонарушений, поэто­му естественным в этом отношении явился процесс создания пуб­личного средства борьбы с этими разрушительными локализациями в виде государственной власти. По своему смыслу эта власть не мо­жет принадлежать индивиду н предназначена к использованию в интересах всего общества.

На долю партикулярное™ в этом случае будет приходиться только сфера законопослушания как следование многообразным требованиям закона, реализация и применение которых и создает правовое качество социальной действительности в виде правопорядка.

В итоге за индивидом остается активность в области личного позитивного правообразования и следование системе обязанностей, которая создается как препятствие и призвана обеспечить частно-


Глава 2

нормативную недопустимость правонарушений. Что касается отно­шения к самой сфере социально неприемлемого и вредоносного, то здесь действуют социально-гигиенические и диетарные принципы поведения-уклоненис, соблюдение дистанции, воздержание от уча-стия в этих разрушительных процессах, исключение контакта с их носителями. Таким образом, на частном уровне жизни забота в от­ношении присутствия социально негативного, преступного и вредо­носного не может артикулироваться в модификациях утвердитель­ного их отрицания посредством исключения и вытеснения, посколь­ку это означало бы утверждение источника всеобщей социальной негации.

Общество, находясь в состоянии озабоченности по отношению к внутренним разрушительным процессам, начинает себя вести как человеческий организм и использует в этих целях методы и приемы сохранения нормы существования, применяемые на соматическом уровне индивида.

Стремление общества каким-то образом избавиться от социаль­но ненормативного в отношениях между людьми реализуется во всеобщем публичном усилии, которое в отношении индивида стано­вится проявлением принуждения и насилия. Это усилие приобретает санитарно-гигиенические, диетологические, хирургические, изоля­ционистские, локализирующие конфигурации, свойственные меди­цине и фармакологии. Во всех этих модуляциях заботы о норме су­ществования присутствует эмпирико-технологическое ценностное представление о соотношении между здоровьем как нормой и бо­лезнью как патологией и аномалией в таком процессуальном свой­стве организма как восстановление здоровья — выздоровление, ос­вобождение от болезни, достижение нормального состояния в ре­зультате излечения. В данном случае имеет смысл разделить внутренние болезни и внешние повреждения, когда используются различные подходы к аномалии и применяются разные методы ле­чения.

Такое использование терминологического инструментария ме­дицины не может толковаться в качестве какой-либо интеллектуаль­ной или философской вульгаризации в духе Бюхнера или Спенсера, поскольку человеческий организм как объект патоанализа выступает в качестве нормологической проекции или модели, а не в качестве


Философская антропология юридической нормы__________________ 257

однотипной по отношению к обществу и правовой реальности мето­дологической конструкции.

Вернемся к проблеме сущности юридической нормы, приемам и методам ее применения и использования, которые закреплены в дей­ствующем законодательстве и составляют нормативное содержание деятельности правоохранительных органов государства и публично­го правосудия при установлении юридической ответственности. Аналитической задачей, которая возникает перед всяким исследова­телем, является необходимость охарактеризовать и сам феномен юридической ответственности во всех его видах.

Анализ юридической ответственности дает возможность убе­диться в том, что на публичном уровне жизни реализуется динамика телесного диалога, которая осуществляется посредством примене­ния законодательства. Феномен телесной заботы трансформируется через публичную манифестацию жертвоприношения и использова­ние ритуального насилия, которое затем постепенно достигает уров­ня законного принуждения уже внутри общины. В обоснование та­кого принуждения используется весь арсенал эмпирической телес­ной аксиологии, которая с современной точки зрения, есть не что иное, как элементарная практика из области медицины, санитарии, диетологии и гигиены.

Эта нормологическая активность охватывает все многообразие отношений между людьми. Их совместное существование в общест­ве можно охарактеризовать как воплощение различных модифика­ций телесного диалога. При этом признак телесности или соматиче­ского состояния и поведения, присутствующий в социальном кон­тексте, связан с утвердительностью права на жизнь, которое в том или ином качестве получает объективную реализацию в условиях человеческого сообщества. Это «телесный диалог» в области права на жизнь в условиях родового, кастового, сословного, классового квазителесных образований в своеобразном «размельчении», рас­слоении, разделении, дифференциации исходной целостности. Этот диалог продолжает свое действие и в условиях максимальной инди­видуализации, выражаясь в унифицированном виде физических и юридических лиц в гражданском праве.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 270 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2525 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.