Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социально-антропологическое истолкование юридической деятельности 1 страница




Вопрос о фармакологических принципах юридической ответст­венности является необычным для традиционной теории материаль­ного и процессуального права, частично он был уже затронут в сво­ем генеалогическом аспекте в главе, касающейся социально-антропологической фармакологии архаических обществ.

Нам остается только четко выявить нормативные процедуры, которые указывают на тесное сходство между методическими средствами социально-антропологической фармакологии и эволю­цией видов юридической ответственности в истории. При этом следует предварительно определить этот публичный способ при­менения принуждения как особый, юридический метод социальной фармакологии.

Первым признаком, указывающим на такое сходство, является организация двух пространств в обществе, между которыми сущест­вует обменный процесс, что находит свое воплощение также и при применении юридической ответственности. Этот обмен связан с тем, что жертва или потерпевший от преступления или правонар>-шения через реализацию публичной судебной процедуры получает, условно говоря, удовлетворение в его нарушенном праве.

Экономика и расчет, а также процедура применения ответст­венности определяются обществом и государством через законода­тельство Именно с этой совок>пностью норм, предусматривающих принятие публичного решения правосудной инстанцией повсе­дневное обыденное мышление связывает представление о праве, законности, справедливости и правовой системе в целом, воспри­нимая се как институт, от которого исходит принуждение и учреж­дается порядок.

На самом деле, как уже указывалось, ответственность есть оборот­ная сторона правонарушения как фактора, который ее порождает. Пра­вонарушение в этом случае воспринимается как вызов, который был брошен тем или иным лицом системе действующего правопорядка и во


философская антропология юридической нормы 233

многих случаях, особенно при совершении тяжких преступлений, все­гда оценивался как выражение индивидуального произвола.

Мы можем выделить несколько исторических нормативов юри­дической ответственности, которые имеют признаки социально-антропологической фармакологии:

1) смертная казнь как законное лишение жизни человека госу­
дарством и обществом;

2) денежный штраф, имеющий в силу отсутствия строгого экви­
валентного соотношения между нарушением права и количествен­
ным размером его возмещения характер репрессивного воздействия,
он представляет собой форму чистой реакции силового характера,
которая в своем публично-правовом выражении определяется фис­
кальным интересом государства и не связана с техникой взаимного
экономического расчета;

3) изгнание из рода (лишение родины);

4) возвращение в первоначальное положение по сделке (restitutio
in integrum);

5) изоляция от общества (лишение свободы);

6) принудительный труд как следствие неуплаты долга, впаде­
ние в кабалу (лишение имущественной и личной свободы).

Обычно историки права обращаются к такому наиболее архаи­ческому виду наказания, обладающему статусом высшей меры в возможном публичном лишении, как изгнание из рода, вполне обос­нованно полагая, что древний человек не мог существовать вне об­щины. Изгнание из рода по своим социально-антропологическим последствиям являлось равнозначным лишению человека жизни.

Изгнание, или удаление, из рода в современном понимании нельзя относить к лишающим способам воздействия, подобным та­ким видам юридической ответственности, как смертная казнь, те­лесные наказания либо лишение имущества; его нельзя признать изоляцией от общества в общепринятом смысле этого слова. Напро­тив, здесь человека предоставляют самому себе и делают его по форме максимально свободным существом. Однако именно здесь наказание проявляет свою оборотную сущность, наиболее наглядно выказывает свое антропологическое происхождение. Если расцени­вать действие виновного лица как проявление своеволия и наруше­ние устоев по собственному произволу, то именно свобода от совме­стного пребывания с соплеменниками и будет являться адекватной


234____________________________________________________ Глава2

мерой воздействия на индивида. Отсюда следует, что при макси­мальном чувстве коллективной принадлежности индивида к родо­вому целому как пространству, которое его объемлет до степени ор­ганической сращенное™ с ним, изгнание из рода может расцени­ваться как антропологический разрыв и отпадение от источника жизни.

Естественным для такого типа травматического воздействия и негативной операции радикального освобождения от индивида как частицы общины можно говорить о полном отсутствии у коллектива представления о самостоятельной ценности индивида для рода и наличия в коллективном сознании мысли о возможности оставления соплеменника, совершившего губительный для существования рода поступок, внутри сообщества для перевоспитания и исправления. Тем не менее, здесь прослеживается присутствие приблизительной, коллективной мысли о вменении, поскольку именно через вменение устанавливается связь между разрушительным актом и его принад­лежностью конкретному действию. Здесь устанавливается указа­тельный, адресный характер в последовательности действий в рам­ках коллективного целого и образуются первичные представления о причинности в поведении человека.

Как указывает известный теоретик права XX в. Г. Кельзен, «разница между причинностью и вменением состоит в том, что от­ношение между условием как результатом, выражаемые законом природы, — в отличие от отношений между условием и (по) следст­вием, описываемых моральным и юридическим законом, — не соз­даются установленной людьми нормой и не зависят ни от какого вмешательства со стороны человека Поскольку специальный смысл акта, которым устанавливаются отношения между условием и след­ствием в моральном или юридическом законе, есть норма, то здесь можно говорить о нормативных отношениях — в отличие от кау­зальных "Вменение'" — это термин для обозначения нормативных отношений Эти отношения — и только они — выражаются глаго­лом "должен"', когда он употребляется в моральном и юридическом законе. Цель вменения имеет конечный член, в то время как в кау­зальном ряду ничего подобного нет». 9

Чистое учение о праве Г. Кельзена М, 1987 С. 123, 124


Философская антропология юридической нормы__________________ 235

Обращение к древним законодательным памятникам убеждает в том, что смертная казнь считалась одним из распространенных ви­дов наказания, причем она применялась и за правонарушения, кото­рые по нынешним меркам нельзя признать действиями, представ­ляющими общественную опасность.

Ранняя история предоставляет пример того, как неадекватно действует и применяется рациональный или аксиологический расчет при определении меры ответственности. Во многих случаях воспри­имчивость в определении меры ответа на правонарушение связыва­лась с религиозностью и системой верований общины Единствен­ным объяснительным принципом, который может быть здесь при­менен, является ссылка на сам факт нарушения запрета. Иными словами, распространенность смертной казни в этих случаях нельзя связывать с расчетом на посюстороннее, мирское благо, утвержде­ние принципов талиона либо социальной превенции. Здесь действу­ет механизм реакции, который связан с абсолютной и безусловной неприкасаемостью запрета, нарушение которого связано с действи­ем, максимально обеспеченным разрушительными ресурсами и об­ладающим потенциалом ответного силового импульса, основанного на установлении, имеющем религиозный, вселенский смысл.

С одной стороны, в наказании прослеживается эволюция реак­тивного начала, аналогичная определению степени адекватности ответного воздействия на внешнее раздражение С другой стороны, здесь присутств\ет признак неотвратимости наказания, который связывается с обратной реакцией на вредоносный для сообщества индивидуальный акт. Причем эта реакция обладает такой силой космологического воздействия, которая не оставляет без ответа ни одного разрушительного действия. Посягательство на общепринятое установление и родовую традицию есть, таким образом, посягатель­ство на вселенский порядок, включающий в себя и порядок, который утвердился в отношениях между людьми

Первоначально вменение как источник разрушительного дейст­вия внутри рода устанавливалось казуистическим способом Пред­ставление об общественной опасности связывалось с мыслью о ги­бельности и глобальных разрушительных последствиях любых неприемлемых и отвергаемых нравами и религиозностью индивиду­альных актов со стороны соплеменников Эти действия отвергаются как серийность вредоносного поведения исходя из принципов эмпи-


_236_____________________________________________________ Глава 2

рической аксиологии. Они исключаются из сферы отношений между людьми с переносом акта на носителя вредоносного действия через удаление его из общины.

Таким образом, модель архаического типа вменения, поскольку вменение является условием и основанием для генеалогии ранее указанных видов ответственности, базируется на социальной космо­логии, имеющей религиозные основания. Всякое индивидуальное проявление разрушительного для жизни общины действия оценива­ется как опасное для всей общины в целом. Это, прежде всего, осно­вывалось на представлении об аномалии и возможности всеобщего распространения вредоносного действия в сообществе, когда непри­емлемое могло стать нормой в результате глобализации мести. Ви­новное лицо предстает носителем разрушительного начала, и при­знак опасности связывается не столько с интенсивностью разруши­тельного действия, сколько с самим фактом совершения такого действия, его негативным признаком вообще, а также с тем, что по­степенно формируется дифференцированное представление о носи­теле такого начала.

В контексте такого генеалогического анализа юридической от­ветственности можно говорить об истории вменения или об истории формирования схематизма совести со всеми ее атрибутами. Истори­ческие приключения вменения и привели к формулировке совре­менного понятия состава преступления с его составляющими: объ­ектом, субъектом преступления, объективной и субъективной сто­ронами.

По направлению к установлению этого стандарта вменения со­циум прошел длительный исторический путь через социально-антропологическую фармакологию и способы радикального исклю­чения социальной аномалии и ее источника из родового целого че­рез изгнание из рода либо путем физического уничтожения.

Первоначальный момент в работе вменения связан с переносом «НЕ» отнюдь не на содержание и последствия неприемлемого и раз­рушительного для общины действия, а на его носителя, актора. По­этому в системе казуистического истолкования социального вреда вопрос об общественной опасности формулируется в индивидуации связи по схеме: тот, кто совершил конкретное разрушительное дей­ствие, на том и останавливается акт родовой эмпирической рецеп-тивности. Этот взгляд сообщества пока акцентирует свое внимание


философская антропология юридической нормы 237

на целом при отсутствии четкого понятийного разделения между позитивным и негативным в отношениях между индивидами и уста­новления стандартов позитивности и негативности внутри рода, формообразующую работу рецептивности можно связать со сферой частной жизни, что исторически получило свое полное выражение в таком уникальном явлении мировой цивилизации, как римское ча­стное право.

Давая характеристику признакам, определяющим действитель­ность сделок как социально значимых актов в римском частном пра­ве, и определяя в целом феномен рецептивности, известный отечест­венный романист Д. В. Дождев указывает: «К некоторым односто­ронним сделкам предъявляется требование рецептивности (вос-принятости). При этом сторона, воспроизводящая такое волеизъявление, не обязательно становится участником сделки. На­пример, при назначении заместителя в судебном процессе (datio со§ш1опз)следовало торжественно объявить об этом другой стороне спора.

Преторское завещание— пример нерецептивной сделки: его эффект не зависит от того, ознакомлен наследник с волей наследо­дателя или нет. Возможна и двусторонняя нерецептивная сделка — ведение чужих дел без поручения (negotorium gestio), сущность ко­торой в том и состоит, что одно лицо управляет делами другого без его ведома, объективно обязывая его самим фактом такой заботы. Формальный подход к интересам ставит проблему учета специфиче­ских намерений и их адекватного выражения в правовой форме. Распространение новых идей и их консолидация в социально при­знанные интересы имеет тенденцию к стандартизации. В правовом плане это означает возникновение социально значимой формы реа­лизации интересов, так что со временем они могут даже мыслиться в этих формах. Обыватель часто выражает идею приобретения, прибе­гая к термину купли, который имеет строго определенное значение договора о возмездной передаче вещи. Такое понятийное сближение говорит об адекватности правовой формы. Типизация может дости­гать весьма высокого уровня абстракции, уравнивая существенные моменты в согласовании воль субъектов. Некоторые правовые фор­мы абстрагируются даже от подлежащего интереса, ориентируясь на стандарты устойчивого и признанного в обществе коммуникативно­го поведения (обещание, передача вещи). При таких формах наступ-


Глава 2

ление правового эффекта не зависит от того, с какой целью к ним прибегли, а они могут регулировать самые разнообразные отноше­ния. В отличие от тех сделок, при которых треб} ется наличие юри­дически значимой цели акта — causa и которые называются поэтому каузальными, — эти, независимые от causa, сделки именуются абст-

рактными».

Здесь наблюдается четкое различие между обыкновением в раз­мытости его формы и обязывающего потенциала и сознательным созданием правовой значимости социального действия, которое происходит в результате придания этому действию формальной ре-цептивности В результате казусом становится то. что выходит за пределы установленной формы и не воспринимается в своем пози­тивном качестве Иными словами, казус становится знаком непри­емлемого способа действия Именно через оптику рецептивности можно отчетливо отличить правонарушение от позитивного резуль­тата сделки, если мы имеем дело с такой развитой правовой систе­мой, как римское частное право.

Понятие правонарушения могло сформироваться в условиях придания обществом взаимной пользе и благу, как динамическим источникам правового качества в отношениях между людьми, чет­ких формально-рецептивных признаков и специального юридиче­ского обозначения.

В этом отношении вменение как способ индивидуального уста­новления причастности лица к совершению того или иного вредо­носного действия и схематизм определения его виновности в этом, переходят на новый уровень, потом)' что вменение начинает связы­ваться с системой должного, т. е того, что надлежит. Вменение на­правляется в позитивное пространство обязывания, работа которого с> щественным образом отличается от простого представления о за­прете как сфере, где устанавливается пространство воздержания и недопустимости совершения тех или иных разрушительных дейст­вий. С точки зрения нормологии запрета мир расслаивается, делится на положительное и отрицательное с четко установленной границей, которая отделяет приемлемое от неприемлемого и обозначает пере­ход как черту между дозволенным и запретным Причем изначально такой переход границы во всех модификациях его неприемлемости

'ДождевД В Римское частное право М, 1996 С 129, 130.


философская антропология юридической нормы___________________ 239

получил оптическую характеристику и номинацию в виде преступ­ления Через частно-правовой уровень правообразования происходит формирование схематизма вменения. Этот схематизм качественным образом отличается от такого элементарного механизма эмпириче­ской аксиологии, как воздержание. Воздержание есть не что иное, как соблюдение начертания указательного НЕ в повседневной жиз­ни. Исполнение требования, содержащего в себе запрет, представля­ет собой пассивную зону вменения, в то время как динамика обязы-вания основывается на технике следования должному В этом смыс­ле долженствование, как последовательное движение к цели, представляет собой активную зону вменения, которая содержит в себе ресурсы внутреннего самоконтроля

Посредством обязывания и возникновения внутри человеческо­го сообщества динамики должного инстанция правосудное™ укоре­няется в ткани общественных отношений и космологическая идея вселенского порядка связывается с имманентной социальной аксио­логией. Трансцендентный образ запредельного приходит в содержа­тельное процессуальное взаимодействие с повседневностью. Это содержательное процессуальное взаимодействие осуществляется через соответствующие институциональные образования. Они соз­даются за счет внутренних ресурсов сообщества, которое нуждается в рациональном расчете относительно пользы и блага. Этот сдвиг приводит к тому, что происходит переход от нормативной селекции в рамках стихийной случайности каз\са к общим причинным рядам социально приемлемых действий. Эти действия через охарактеризо­ванный феномен рецептивности наделяются публично обозримым свойством социальной, или. что в данном случае одно и тоже, пра­вовой нормы. Правовая норма, в силу ее всеобщего укоренения в отношениях между людьми, беспрепятственного утвердительного распространения, приобретает признак стандарта.

Правовая норма создает соответствующий мимезис, т. е. мето­дику и технику уподобления, следования этому стандарт> как оп­тимально приемлемому действию, обеспечивающему прочность общественных отношений и социальную консолидацию. Внутрен­не воспроизводимая динамика следования такому приему овладе­ния окружающими обстоятельствами в отношениях между людьми и означает не что иное, как реально осуществляемый процесс Должного как надлежащего и правильного. Юридическое качество


240____________________________________________________ Глава 2

социальной нормативности состоит как раз в том, что при анализе конкретной конфликтной ситуации происходит апелляция к стан­дарту должного, которое с той или иной стороны оказалось нереа­лизованным.

Следовательно, онтология должного основывается не на прин­ципе его отсутствия как данности человеческого существования и в его противопоставлении по отношению к сущему как тому, что ре­ально существует. Должное представляет собой принадлежность сущего как всякий реально протекающий процесс, но его присутст­вие основано на феномене следования и носит процессуальный, ди­намический, а не статический характер Должное присутствует в сущем как показатель дефицита сущего, выступая в модификациях преодоления неисполненного, ненадлежащего, неправильного, не­приемлемого и неправомерного в динамике отношений между людьми. Оно составляет принадлежность человеческого поведения и не есть статичное завершенное состояние. Но именно через по­следнее представление артикулируется оппозиция между сущим и должным Таким образом, должное не является нормой как она сформулирована в законе, должное есть динамическая «аура» юри­дической нормы, создаваемая процессуальной составляющей следо­вания ей. исполнения ее требования и точного, безошибочного поль­зования этой нормой при ее применении и пс-пользовангш Источни­ком должного является благо и польза, поэтому не случайно Г. В Ф Гегель отождествлял процесс долженствования с динамикой благосозидания — «долженствование или благо».

В исторических параметрах вменения выделяются унифициро­ванные схемы публичной и частной аксиологии, где противоправ­ность как неприемлемое, недолжное и оппозиция по отношению к правовому качеству социальной действительности начинает квали­фицироваться в экспозициях отрицания права При этом право по­нимается как позитивный и утвердительный процесс в устроении общих дел, а неправо — как ошибочное либо симулятивное исполь­зование права. При отрицании права следует говорить о принципи­альной нерецептивности и неприемлемости индивидуального акта для общества, когда он несет в себе разрушительное свойство обще­ственной опасности и получает номинацию преступления.

В известной работе американского антрополога М. Дуглас «Чистота и опасность» наглядно представлена эмпирическая аксио-


философская антропология юридической нормы 241

логия древних обществ, базирующаяся на указанных регулятивных экспликациях чистоты и опасности, находящихся между собой во взаимной обращаемой нормологической связи Эта нормативная связь обусловлена представлением об аномалии и разрушении как результатах действия внешних и внутренних для сообщества при­чин. Чистота связывается с феноменом максимального дистанциро­вания от вредоносных процессов и предметов, разделяя эти процес­сы на эффекты инфекции, заражения и травматические акты увечья и отравления При этом недопустимость контактов носит универ­сальный характер и феномен чистоты как хранение первозданного состояния тесно связан с эмпирической аксиологией исчисления ок­ружающей сообщество природной среды и диагностикой внутренне­го состояния самой общины. В связи с этим необходимость хране­ния чистоты провоцируется наличием феномена опасности, которая не разделяется на внешней и внутренний ее аспекты. Человек вклю­чен в универсально проницаемое пространство, где вещи, предметы, процессы, другие люди находятся во многочисленных, неисчисли­мых и тайных связях, в основе которых лежит единое вселенское упорядочивающее начало.

Архаический человек находится в контексте всепроникающего воздействия этой космологии, поэтому условием, гарантирующим его самосохранение, является именно феномен чистоты как фактор, обеспечивающий самообладание и власть человека над окружаю­щими обстоятельствами В антропологическом отношении чистота является нормативно-созидательной основой для воссоздания безо­пасного состояния. В нормологическом контексте чистоты находят свою формулировку диетарно-гигиенические модификации челове­ческого поведения, которые аккумулируются в феномене заботы человека о самом себе Разрушительность воздействия нечистого, несоблюдение дистанции по отношению к этому принципиально неприемлемому, с точки зрения усвоения, взаимодействия и контак­та состоянию, характеризуется тем. что правовое качество и порядок социума в случае нарушения безопасной дистанции в обращении с опасным как нечистым подвергаются м\тации, вырождению и де­градации и превращаются в хаос. Здесь мы имеем дело с глобальной аксиологической значимостью пищи как общего условия жизни. Пи­тание означает вкушение сущего.


242____________________________________________________ Глава 2

Аномальное состояние ассоциируется с зараженностью и ин­фекцией, которые получают распространение внутри общины. В ре­зультате этого утрачивается различие между нормой и аномалией и то, что в обычных условиях существования человеческого сообще­ства воспринимается как аномалия, может стать принадлежностью повседневного существования. Отсюда фактор насилия в отношени­ях между людьми как принципиальное отрицание рецептивности и процесса правообразования в человеческом сообществе становится фундаментальным антропологическим признаком любого рода се-риаций лишения как аномалии внутри родового целого.

Насилие, лишение или динамика социального ничто, являются выражением негативной индивидуальной и массовой активности и представляют собой проявление радикальной опасности, обуслов­ленной наличием внутренней нечистоты, они создают источник, пи­тающий всеобщее распространение мести. Частный уровень сущест­вования не знает другого способа реакции на эти разрушительные факторы, кроме встречного и ответного насилия и лишения. С пози­ций эмпирической негативной аксиологии насилие и лишение вы­ступают в качестве средств, претендующих на восстановление прежнего состояния блага и пользы, и в контексте подобной уста­новки являются охранительными и защитными действиями. Однако эти позитивные модификации социально-антропологической заботы уже вышли за пределы таких способов ее проявления, как осторож­ность, бдительность и бережливость. В данном случае происходит выход в пространство несовместимости с другим, когда лишение и насилие, реализуя по своей видимости роль созидательного источ­ника в восстановлении нарушенного благосостояния, на самом деле, продолжают процесс разрушения социального целого. Насилие ста­новится аналогом универсального природно-космологического об­менного процесса, который как бы навязывается природе человека.

В социальном присутствует скрытая возможность проявления «катастрофизма» природных стихий. Антропологическое обремене­но этой латентной возможностью и содержит в себе источник есте­ственной, витальной антропо-логики, поэтому вполне убедительным в данном случае является утверждение, что «совесть и правосозна­ние — отнюдь не альтернативы. Эти два вида дл'ховной энергии держат под контролем самые темные силы, таящиеся в отдельном


философская антропология юридической нормы 243

человеке и социальной среде и всегда готовые взорваться, даже при полной "цивилизованности"».21

В связи с этим следует отметить, что всякое индивидуальное действие включает б себя момент телесного диалога с миром. В на­шем аналитическом случае это означает правомерное пользование социальными обстоятельствами вместе с другими людьми как необ­ходимое условие воссоздания сообщества людей в принципе. Люди совместно находятся в общем для них объеме этих обстоятельств, т. е. обстоятельства объемлют их. Индивиды втянуты в эти обстоя­тельства вследствие отношений, которые необходимым образом возникают между ними как субъектами действия (акторами).

В связи с этим можно согласиться с результатами социально-феноменологического исследования антропологических оснований нормативности, которое проведено современным немецким фило­софом Б. Вальденфельсом: «Процессы организации, типизации, нормализации и нормирования являются одновременно процесса­ми селекции, которые выделяют определенные возможности дейст­вия, и процессами исключения, которые исключают другие воз­можности действия. Исключение усиливается с более строгим и более точным формированием функций порядка и соответствую­щим образованием контраста: беспорядок как отсутствие взаимо­связей, как беспорядочная множественность, как нерегулярность, как нарушение порядка и. наконец, как преходящее или продол­жающееся противодействие порядку. В соответствии с этим дейст­вия квалифицируются как неподходящие, нетипичные, незначи­мые, болезненные, нарушающие нравы или право или. наконец, как безнравственные»."'

Здесь наглядно видно наличие двуединого процесса: утвержде­ние нормы одновременно означает исключение из создаваемого массива права, законопослушания и нормативности того, что несет в себе признаки неприемлемого и представляет собой источник ано­малии. Исключение в контексте селекции, или отбора, отличается от такого динамического модуса и приема эмпирической аксиологии, как подбор, собирание годного, приемлемого, полезного, дающего

31 Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995. С. 11. 2 Вальденфельс Б, Происхождение норм из жизненного мира// Вальден-

Фельс Б. Мотив чужого. Минск, 1999. С. 89.


244____________________________________________________ Глава 2

благо. Схематизм позитивной селекции заключается в наличии у окружающей действительности и обстоятельств такого признака, как рецептивность, или воспринятость, основывающаяся на состоя­нии полного доверия к обстоятельствам и приятия их как несущих пользу и благо.

Н\жно отметить, что современность характеризуется утвержде­нием независимого господства над природой. Цивилизация приво­дит природную среду в состояние готовности к присвоению в добы­вающем, захватном и перерабатывающем усилии. Здесь нет и речи об естественном процессе обмена между активностью человеческого общества и природой, который бы связывался с гармоничностью этих процессов социальной и природной космологии.

В современных условиях так называемой цивилизации между человеком и природой существует не респонзивная, диалогическая дистанция обмена. а односторонний, вещественно-инстру­ментальный технический захват. В этот технологический образ дей­ствий включается и такой социальный институт, как государство. В социологии М Вебера эта ситуация характеризуется следующим образом: «Дать социологическое определение современного госу­дарства можно, в конечном счете, только исходя из специфически приемлемого им, как и всяким политическим союзом, средства — физического насилия. Конечно, насилие отнюдь не является нор­мальным и единственным средством государства— об этом нет и речи, — но оно, пожалуй, специфическое для него средство. Именно в наше время отношение государства к насилию особенно интимно (innerlich) В прошлом различным союзам — начиная с рода — фи­зическое насилие было известно как совершенно нормальное сред­ство. В противоположность этому сегодня мы должны будем ска­зать: государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определенной области — "область"' включается в признак1 — пре­тендует (с успехом) на монополию легитимного физического наси­лия. Любое господство как предприятие (Herrschaftsbetrieb), тре­бующее постоянного управления, нуждается, с одной стороны, в ус­тановке человеческого поведения на подчинение господам. притязающим быть носителями легитимного насилия, а с другой стороны, — посредством этого подчинения — в распоряжении теми вещами, которые в случае необходимости привлекаются для приме-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 365 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2538 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.