Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Юридическая норма как публичное формообразование нормативного сознания 4 страница




и соответствующее понятие государства».

Следует отметить, что такое воздействие право оказывает на го­сударство только в современных условиях, когда нашла реальное признание идея правового государства.

В нашем истолковании право во всех аспектах его понимания сохраняет свое дистанцированное, обособленное отношение к госу­дарственной власти, поэтому дуализм государства и права остается, по-прежнему, методическим принципом теоретической юриспру­денции.

Коммуникативная природа нормативно-правового мышления действительно находит выражение в феноменах дисциплины и по­рядка, которые обеспечиваются путем циклического обмена права­ми и обязанностями в разного рода соглашениях и договорах. Такую циклическую завершенность нормативно-правовая коммуникация находит в некой ритмической целостности взаимного исполнения участниками договорных отношений установленных соглашением условий. Исполнение условий договора — это совершение взаимных действий, представляющих собой осуществление прав путем испол­нения конкретных обязательств. Этот нормативный тип взаимодей­ствия, который можно считать естественным, отчетливо виден в действиях лиц по распоряжению имущественными правами в ходе совершаемых сделок: купли-продажи, мены, заема и т. д. Такой тип отношений основан на известном принципе: даю, чтобы ты дал вза­имно. Речь здесь идет о ценностях эмпирического блага, которые служат предметом взаимного отчуждения между участниками иму­щественного оборота.

Сфера имущественного оборота представляет собой овеществ­ленное правовое пространство, где происходит перемещение иму-

Нерсесянц В. С Указ. соч. С. 6.


феномен нормативно-правового сознания 85

щества от одного лица к другому. Реифицированная логика юриди­чески значимых действий в сфере частного права, например, на­глядно видна в теоретическом анализе имущественных отношений, который приведен в «Курсе гражданского права» Л. Эннскцеруса.13 Привлекая терминологический аппарат римского частного права Л. Эннекцерус дает классификацию вещей как неправоспособных и необоротоспособных. Примечательным является то, что здесь про­исходит некая их антропологизация и анимализация, поскольку ве­щам приписываются такие признаки, как способность или неспо­собность участвовать в имущественном обороте.

Однако само по себе бытие вещи, либо ее существование в каче­стве предмета потребности в данном случае не имеет значения. Что касается лица, даже в такой номинации, как рабочая сила, которая, несколько упрощая ситуацию, является предметом трудового дого­вора, то его в строгом смысле слова нельзя признать товаром. В си­туации заключения трудового договора все-таки происходит осуще­ствление личных, а не вещных прав, т. е. такого рода договорные отношения представляют собой пространство осуществления не­имущественных прав, имеющих коммуникативные свойства, где че­ловек заявляет о себе в контексте частного, индивидуального право-обладания. Это означает одновременно признание того факта, что субъект трудоустройства обладает правом, и в этом отношении ли-

«Римское право (из которого следует исходить для понимания изучаемого во­проса) различает вещи, которые могут быть объектом оборота (res in commercio), и вещи, изъятые из оборота (res extra commercium) Оно обозначает следующие вещи в качестве не способных к обороту или из него изъятых'

а) Вещи, общие всем (res communes omnium), а именно: воздух, текучие воды,
море и морской берег

б) Так называемые вещи божественного права (res divini luris), а именно, вещи,
предназначенные для культа, res sacrae, т е посвященные жрецами богам, а во вре­
мя христианства — только вещи, служащие для богослужения, и вещи религиозные,
• • публичные реки, общественные дороги, площади и т. д.

Однако неспособность этих вещей быть предметом оборота — лишь следствие того, что в отношении подобных вещей частные права не могут существовать вообще или могут существовать лишь ограниченными по содержанию; поэтому неспособность вещей быть предметом оборота есть не более как их неправоспособность. Вследст­вие этого мы предпочитаем говорить о неправоспособных или ограниченно правоспо­собных вещах, т. е. о вещах, в отношении которых частные права или вовсе не могут иметь места, а если и могут, то в ограниченном объеме, и которые соответственно этому не способны быть предметом вещноправового оборота» — Эннекцерус Л. Курс германского гражданского права. Полутом 2 Введение и Общая часть. М., 1950. С 50, 51,


_86______________________________________________________________ Глава!

цо, заключающее трудовой договор, противостоит реифицирующе-му воздействию власти работодателя. Динамическое воздействие частной кратологии работодателя согласуется со встречным движе­нием права как свободы. Этот встречный процесс фундирован в ин­дивидуальном самообладании, которое следует считать сингулярной персонификацией антропологического истока власти.

Использование человека в качестве вещи, или его реификация в праве, означает создание пространства, где осуществляется природ­ный принцип получения непосредственного доступа к благу, когда бесправие личности означает унижение человека в его значимости и ценности как личности. Высвобождение или дереификация человека происходит через постепенное формирование действительного пра­вового пространства, первичным генеалогическим признаком кото­рого является признание за человеком статуса лица, или его личной значимости. Человек извлекается из «смесительного» процесса его подручности, где он используется в качестве вещи для осуществле­ния намерений другого человека. Такое высвобождение создает ус­ловия для воссоздания коммуникативного типа публичной власти, когда устраняется радикальный разрыв между обществом и государ­ством в сфере публичной легитимации, которая была усвоена, при­нята и освящена в ходе истории архаическим и традиционным об­ществами.

Проблема креативных оснований публичной власти становится предметом идеологической дискуссии в Западной Европе в XVII-XVIII вв., происходит реанимация известной еще с античности идеи договорного происхождения государства у Руссо и других идеоло­гов Великой Французской буржуазной революции. Эта идея как раз и является трансляцией теоретического представления о коммуника­тивной природе происхождения публичной власти. Однако такой идеологический демарш был не пересказом исторического события, а всего лишь гипотетическим допущением, которое необходимо бы­ло использовать для реализации вполне реальных целей -— уничто­жения абсолютизма и утверждения коммуникативного принципа формирования государственной власти в обществе. В связи с осуще­ствлением такого проекта открылась объективная возможность ана­лизировать существование публичной власти с позиций социальной коммуникации. По утверждению известного немецкого социолога и философа Н. Лумана, власть «может быть понята как символически


феномен нормативно-правового сознания 87

генерализованное средство. Проблема эгоизма власти как историче­ски, так и теоретически является вторичной проблемой. Она уже предполагает наличие бинарной схематизации, дифференцирующей долженствование и реальное положение дел, право и беззаконие, конформистское и девиантное поведение».14

Следовательно, история свободы человека в обществе — это его дереификация от состояния вещи до состояния личности, что, кста­ти, наглядно видно в известной генеалогической экспликации нор­мативно-правового сознания в диалектике отношений господина и раба у Г. В. Ф. Гегеля.

Античный индивидуализм мог заявить о себе на соответствую­щем этапе мировой истории только потому, что в условиях полиса существовала такая предельная реификация человека, как рабство. Тоже самое можно сказать и о римском частном праве. Это образцы политического и юридического освоения социальной действитель­ности людьми, свободными от производительного труда. Что каса­ется феодальной власти в Западной Европе и России, вплоть до ее крайнего выражения в абсолютном монархическом правлении, то она основывалась на религиозной нормологии и доминирующем влиянии христианства. Сама структура публичной власти, постро­енная на этом нормологическом фундаменте в онтологическом пла­не представляется как инерция и несовершенная реализация божест­венного творения. Истоки современного западного нормативно-правового мышления в виде идей равенства, справедливости, разде­ления властей усматриваются многими исследователями права в христианской религии. Различные объяснительные схемы — внутреннего расслоения архаического общества, воздействия религии, взаимодействия церкви и государства, религиозного и светского, обоснование идеи суверенитета абсолютизмом (Ж. Воден) совместились в единый социально-нормативный процесс, где главным становится авторитетность происхождения, знатность, т. е, место в системе социальной иерархии.

Размещение сословий в структуре распределения власти в фео­дальном обществе основывалось на универсальном нормативе слу­жения, имеющего вертикальное построение в системном усилии ис­полнения человеком своего мирского предназначения. Такая схема

14 Луман Н. Указ. соч. С. 25, 32.


_88______________________________________________________ Глава ^

упорядочения социальной действительности имела вид системы обязанностей с жестким установлением права власти одного сосло­вия по отношению к другому. Строение общества имело кратологи-ческую архитектонику, и в нем отсутствовали условия для единого коммуникативного способа функционирования власти, поскольку не было сквозной транспарентности (открытости, прозрачности) обще­ства по причине его локализации в сословиях, коммуникация внутри сословия носила замкнутый характер и не имела выхода во всеобщее публично-правовое пространство. Замкнутость существования чело­века в условиях традиционного общества имела универсальный ха­рактер. Для того, чтобы эта замкнутость была уничтожена, необхо­димо было получить новое пространство уже не для сословия, а дтя человека, высвободив ему место, которое было бы общим для всех. Это высвобождение места как открытие перспективы и есть не что иное, как чувство свободы и права, которое устанавливается на уровне обещания, присутствующего в этой перспективе.

Подобная иллокуция, т. е. утвердительное указание на то, что еще отсутствует в этом мире, но пребудет с безусловной реально­стью, воспринимаемое как вызов времени и его предложение, при­водит к увеличению наличного объема существования через осозна­ние права как возможности занять пространство открывшейся соци­альной перспективы. В XVII-XVIII вв. так называемое третье сословие, которое олицетворяло весь народ, именно через учреди­тельно-коммуникативное представление о происхождении публич­ной власти и нормативно-правовое мышление (свобода, равенство, братство) утвердило принцип реальности общей воли в учредитель­ном акте создания публичной власти в доисторической ретроспекти­ве. Его же идеологи говорили о реальности свободы, равенства как естественных и прирожденных правах человека, которые актуально присутствуют в сознании каждого через соответствующие реакцию эмоций и чувств: несвободы, неравенства, угнетения, бесправия, не­справедливости. Право как свобода предоставляет возможность вы­бора в динамике социального контекста, тогда как возможность реа­лизации выбора в условиях традиции и иерархии сословий отсутст­вовала. Иными словами, свобода в условиях общества возможна только через установление формального равенства как равенства в выборе человеком собственного пути благосозидания.


феномен нормативно-правового сознания 89

Ситуация выбора основана на селекции и отборе в пропозиции дозволенного, допустимого, соответствующему праву и закону, либо разрешенного им. т. е. в сфере позитивного диапазона действий. Но в этом массиве формально допустимого и приемлемого изначально содержится неопределенность границ в праве, которые могут быть усмотрены только при условии добросовестного его осуществления и в сочетании с предписывающей семантикой юридического закона. Это усмотрение реализуется в модальности феноменологической очевидности, которая приобретает нормативно-регулятивное свой­ство истинного положения дел. Одновременно это означает прояв­ление субъектной составляющей выбора, свидетельствующей о са­мостоятельности, суверенности и независимости субъекта в осуще­ствлении юридически значимого действия, т. е. в проявлении самообладании и власти. Подобное решение в выборе динамической уместности в сфере пользы и блага и представляет собой акт, кото­рый обладает нормативными качествами истины в праве. Такое ре­шение нельзя считать в собственном смысле юридическим, посколь­ку оно осуществляется в демократическом обществе в условиях формального равенства, соблюдение которого как фундаментально­го принципа позитивного права находится под инспектирующим контролем государственной власти. Этот принцип имеет значение базового норматива, который обладает регулятивным потенциалом, связывающим область юридической практики с политическим ас­пектом общественных отношений, в контексте которого состояние дел в обществе может анализироваться и оцениваться в таких нега­тивных квалификациях, как дискриминация, привилегии, монополь­ное положение и т. д.

Таким образом, для воссоздания действительного нормативно-правового сознания необходимо установить соответствующее пра­вовое пространство совместными усилиями граждан и государства. При этом граждане предстают как добропорядочные и добросовест­но осуществляющие принадлежащие им права, а государство — правовым государством.

Проведенный анализ особенностей нормативно-правового соз­нания позволяет сделать вывод о том, что в нормативно-правовом Мышлении происходит взаимосвязанная реализация антропологиче-Ского, публично-кратологического, логического и прагматического нормативов. Эти нормативы определяют ценностные качество юри-


_90______________________________________________________ Глава }

дической практики и правовой жизни граждан. Первый норматив заключается в стремлении к благу, второй реализуется субъектом права как существом, делающим выбор в праве на основании воз­можности, установленной законом. Публично-кратологический норматив заключается в прескрептивной возможности применения ответственности за правонарушение. Логический норматив находит свое выражение в том, что под законом понимается все действую­щее законодательство, обладающее признаками непреложности как истинного утверждения об имеющемся в обществе положении дел. Прагматический норматив составляет всеобщую обязанность пра­вильного пользования правом и законом и сохранение его автори­тетности как незыблемого установления, что выражается через принцип законности.

В связи с этим положение законодателя и государственной вла­сти вообще как монопольного субъекта легитимации в обществе представляет собой с точки зрения нормотворчества триединство политики, правовой идеологии и юридического законотворчества.

Нормативно-правовая схема регуляции включается в социаль­ную реальность посредством политического решения. Легитимаци-онное воздействие юридического закона обосновывается соответст­вующим иллокутивным дискурсом, где раскрывается целевое назна­чение закона, присутствуют обещание перспектив разрешения той или иной социальной проблемы в контексте защиты права, устраня­ется неопределенность в праве путем урегулирования отношений в той или иной проблемной области социальной реальности.

Со времени секуляризации сферы политического господства та­кой дискурс выражается в соответствующей ритуализации и рито­рике, которыми заменено теологическое обоснование авторитетно­сти политической власти. Это обстоятельство повлекло радикальный пересмотр идеи суверенитета как мирского квазиабсолюта. Сувере­ном после трактатов Ж. Ж, Руссо принято называть Народ, он же скрывается у него за таинственной фигурой Законодателя.

Следовательно, публичная власть после названного историче­ского периода социальной эволюции начинает выступать как консо­лидированное воплощение нормативной истины, что, например, от­четливо видно в ленинской фразе: «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи». Марксистская критика буржуазной идеологии как ложного сознания является выражением объективного факта невоз-


феномен нормативно-правового сознания____________________ 91

можности говорить о новациях в общественном изменении, исполь­зуя иной тип дускурса, кроме иллокутивного, т. е. в пропозициях обещания относительно ценностного состояния человека в системе блага или возможности других перспектив в этой системе по срав­нению с прежним состоянием дел в обществе. Ленинская формули­ровка и аббревиатура иллокутивного дискурса, который основы­вался на неоспоримой истине нормативного факта возможности — реальности коммунистического общества как системы свободного и универсального доступа к благу, был дополнен непреложностью дискурса истины. В нормологическом смысле последний полити­ко-идеологический дискурс оказался возвратом к теологическому дискурсу, поскольку здесь истина была также наделена статусом абсолюта.

В условиях демократического общества, основанного на меха­низме периодических и обязательных выборов органов государст­венной власти, принятие народом политического решения фундиру­ет иллокутивный дискурс, и ответственность за данное политиком обещание несет народ, который осуществляет выбор. В конкретной ситуации осуществления или реализации права нормативная истина заключается в применении прагматической логики, суть которой состоит в безошибочном применении нормативно-правового схема­тизма при осуществлении выбора в праве.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 336 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2221 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.