Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Юридическая норма как публичное формообразование нормативного сознания 1 страница




Исследование нормативно-правового сознания следует, на наш взгляд, начинать с мысли о правовом качестве социальной действи­тельности и правовом состоянии общественных отношений.

Изначальной характеристикой в определении правового качест­ва является само существование возможности социального действия, поэтому правовое состояние означает в этой ситуации собственно абстракцию, заключающуюся в отсутствии связанности обстоятель­ствами, реальном, беспрепятственном проявлении человеком своего существа, принадлежащих ему сил и способностей. Это состояние так называемого абстрактного права, адекватному осуществлению которого может препятствовать отсутствие соответствующего соци­ального пространства.

Если мы говорим о совместном бытие людей в обществе, то не­обходимо подчеркнуть, что право основывается на наличии у инди­вида реальной возможности предметно воплотить свое намерение в конкретное действие. Вместе с тем, свобода действия связана с обеспечением условий жизни человека в целом, то есть эта свобода имеет антропологическое основание. Это не есть свобода телодви­жения или какого-либо физиологического акта, а действие, которое осуществляется в правовом пространстве и связано с аналогичными намерениями других лиц. Правовое пространство — это совместное



Глава 1


 


взаимодействие людей, имеющих намерение обеспечить свою соб­ственную жизнь.

Это тривиальное утверждение для нас имеет существенное зна­чение, поскольку несет в себе мысль о том, что действия людей мо­гут быть исключающими друг друга и уничтожающими их усилия. Результативность такого рода действий основывается на взаимосо^ гласовании целей, которые, с точки зрения их формального выраже­ния вовне, являются сходными, аналогичными, подобными и, буду­чи направленными на одинаковые по своей аксиологической значи­мости объекты, могут входить в противоречие друг с другом. Если мы посчитаем, что в силу присущего ему эгоизма индивид принци­пиально неспособен предоставить другому пространство для жизни, то эта функция предоставления права в ранее указанном смысле должна быть обеспечена со стороны субъекта, который не ^частвует в этом проблематичном процессе совместимости прав и находится вне этой ситуации.

В связи с этим логически возможна нормологическая ситуация в определении общего объема правового пространства, и такую функ­цию согласования может выполнить только субъект, располагаю­щийся в трансцендентном по отношению к проблеме «складывания» правового качества пространстве. В названном пространстве содер­жатся ресурсы определения правового качества в массиве аноним­ного социального взаимодействия. Такой субъект должен обладать способностью произвести такое начертание в реализации намерений взаимодействующих субъектов, которое бы приобрело статус их взаимного самоограничения в импульсивности намерения, так как последнее в самом себе такой способности не содержит. Обладате­лем такого начертательного и убеждающего жеста будет властное начало, которое превышает суммарную силу субъектов, осуществ­ляющих свои намерения.

Эта инстанция располагается как бы над правом, может обозре­вать пространственные объемы динамического воплощения намере­ний, очертить их границы и обеспечить их согласованное содержа­тельное совмещение, установив нечто общее для субъектов действия в виде объективного предела в их устремленности к осуществлению намерений. Этому общему следует быть чуждым по отношению к области притязаний. Однако эта отчужденность не есть следствие и результат собственного опыта индивидов в принципиальной чуждо-


феномен нормативно-правового сознания

сти и несовместимости имеющихся у них притязаний. В контексте совмещения «вырабатывается» специфический рационально-чувственный схематизм согласования, который фундирован в ис­ходное антропологическое целеполагание самосохранения, являю­щегося консолидирующим фактором и порождающего эффект соли­дарности. Взаимодействие субъектов находит свое завершение в пропозиции согласования, основанной на аксиологическом воспри­ятии внешнего принуждения и в подчинении ему, либо двусторон­ним образом формулируется в пропозиции согласия в договоре как компромиссе. В обоих случаях это вынужденное согласие, которое уже не содержит в себе прежнего материала единичного намерения, присущего каждому из субъектов. Отличие заключается в том, что в первой ситуации — это внешнее ограничение, а во второй — собст­венное самоограничение.

Это согласование и есть предел, который, как обычный и опри-выченный способ согласования и совмещения встречных и сталки­вающихся намерений, составляет сущность договора как социально­го способа установления равновесия. Договор реализуется и дейст­вует как схема приведения опасного для сторон состояния конфликтующих намерений в норму. Таким образом, само субъек­тивное намерение не обладает свойством беспрепятственного про­должения своего потенциала вовне и не может выступать в качестве «естественного» процесса его исполнения по типу физиологическо­го жеста заполнения объема в праве в виде автоматизма или просто­го способа удовлетворения потребности. Правовое пространство существует как взаимодействие намерений и их реализации в усло­виях телесной и прагматической топологии. Оно реализуется во вза­имной транскрипции внешнего принуждения либо в негативной ре-цептивности, т. е. как воспринятости подчинения извне, либо в по­зитивной диалогической рецептивности договора как двустороннего обязывания. Именно эти бинарные модуляции нормативного созна­ния переходят в последующем из состояния опривыченности в ха-битус как институциональное состояние нормы в виде закона, уста­навливаемого государственной властью.

Осуществляется переход внутреннего принуждения, состав­ляющего субъективное пространство намерения, основанного на стремлении к благу, во внешнее пространство права, где антрополо­гическое качество намерения преобразуется в социально-правовое, и



Глава I


то, что составляло динамику принуждения изнутри с точки зрения его объема, преобразуется в динамику принуждения всеобщего нор­мативного объема и получает соответствующую меру. Это принуж­дение может иметь качество насилия, когда субъективный объем запрашиваемого индивидом от действительности блага умеряется силовым воздействием, формирующем вынужденное принятие этой действительности и внешнее примирение с нею. Такое принятие не приводит к затуханию намерения в первичной объемной перспекти­ве; происходит отсрочка реализации намерения и динамика стрем­ления к благу переходит в пространство взаимодействия с властью, как препятствие, преграждающее доступ к благу. Это обстоятельст­во с точки зрения правового состояния и можно охарактеризовать, используя терминологию известного теоретика права XIX в. Р. Иеринга как борьбу за право, которая в условиях предельного эгоизма индивида может превратиться просто в демонстрацию пре­ступной воли, неправа и в отрицание права как такового. В другом измерении при использовании правовых средств воздействия на те­кущее положение дел эта борьба может явиться позитивным процес­сом, в результате которого качество права, как разнообразие и объем социально возможного, прогрессирует.

Таким образом, указанные компоненты негативной и позитив­ной рецептивности в праве остаются динамическими составляющи­ми абстракции в праве как импульсивного намерения в благе. Их генезис лежит в коммуникативной сфере власти как субъективности индивидуального самообладания, где лишение и созидание в праве пребывают в противоборстве, постоянно воспроизводимом столкно­вении и примирении через принуждение, согласование, использова­ние соответствующего схематизма их совмещения в некое упорядо­ченное состояние.

Именно нелегитимное насилие и принуждение «извлекаются» как принципиально непригодные для приватности схематизмы нор-мообразования, исключаются из сферы частной жизни и локализу­ются путем включения в контекст публичной власти, применяющей юридическую ответственность. Нелегитимное насилие исключает сам принцип позитивного в частном благе и представляет собой со­вмещение несовместимого: с одной стороны, логика благосозидания рассчитана на безусловную позитивную перспективу, с другой сто­роны, внешнее принуждение и насилие, представляя собой сериа-


феномен нормативно-правового сознания

цию взаимных реактивных действий индивидов и систему взаимно­го лишения и причинения вреда, исключает всякую возможность такого благосозидания. Антропологическое и в этом смысле естест­венное и базовое принуждение потребностей, которое можно оха­рактеризовать как следование эстетике природного и его течению, должно натолкнуться на такое же базовое антропологическое при­нуждение, имеющее характер видения перспективы в достижении блага. Это усмотрение должно иметь такой же характер убедитель­ности, как и принуждающая сила влечения, которое продуцирует намерение.

Таким убеждающим воздействием может обладать однопоряд-ковое внешнее противодействие в виде принуждения и силы, оно заключено в таком же возможном намерении ответной реакции, ко­торая исходит из внешнего пространства публичной власти. Следо­вательно, открытое позитивное осуществление намерения возможно только в отсутствие аналогичного встречного намерения, и только в такой ситуации реализуется природ но-эстетическая модуляция нор­мативного действия как безопасного, полезного и благотворного. Такого рода действие возможно только в отношении природного окружения, где индивид, выступая как субъект накопления эмпири­ческого опыта и наблюдения, может рассчитывать на удовлетворе­ние потребностей прямым, захватным способом.

Уже в условиях так называемого примитивного сообщества та­кой способ удовлетворения потребностей наталкивается на феномен совместности существования и норматив включения потребления в коллективный контекст. Стадии потребления при обретении блага предшествует стадия распределения его среди членов коллектива. В условиях современного типа производства и универсальности обме­на благ эстетически природный способ доступа к благу, где бы оно существовало в экспозиции природного дара, исключается. Для по­лучения доступа к благу в условиях социального положения вещей требуется согласование намерения и воли субъектов социального действия.

Г. В. Ф. Гегель, анализируя диалектику долженствования, сво­дит ее к конечности индивидуального и именно в этом видит ее пре­дел как предел антропологический. При этом он не разъясняет сам схематизм антропологического определения человека в конечной закругленности и совместимости социального действия по отноше-



Глава 1


нию к встречному намерению другого человека, умалчивает о том, что именно может быть противопоставлено противостоянию и борь­бе взаимных вожделений. Но для нас важно то определение границы в динамике долженствования как стремления к благу, которое он дает в «Науке логики»: «Собственная граница (данного) нечто, по­ложенная им, таким образом, как такое сущностное в то же время отрицательное, есть не только граница, как таковая, а предел. Но предел есть не только положенное как подвергнутое отрицанию; от­рицание обоюдоостро, поскольку положенное им как подвергнутое есть граница, А именно граница есть вообще то. что обще для нечто и иного; она есть также определенность в-себе-бытия определения, как такового. Следовательно, это в-себе-бытие как отрицательное соотношение со своей границей, также отличной от него, с собой как пределом есть долженствование,

То, что должно быть есть и вместе с тем не есть. Если бы оно было, оно тогда не только должно было бы быть. Следовательно, долженствование имеет по существу своему некоторый предел. Этот предел не есть нечто чуждое; то, что лишь должно быть, есть опре­деление, которое теперь положено так, как оно есть в самом деле, а именно как то, что есть вместе с тем лишь некоторая определен­ность. Так как по своему содержанию благо есть нечто ограничен­ное, то имеется также различное благо; существующее благо под­вержено разрушению не только через внешнюю случайность и через зло, но и через коллизию и столкновение в сфере самого блага. Со стороны предположенного ему объективного мира, в предположе­нии которого состоит субъективность и конечность блага и который как нечто иное идет своим собственным путем, само осуществление блага сталкивается с препятствиями и даже становится невозмож­ным. Таким образом благо остается некоторым долженствованием; оно в себе и для себя.»1

Г. В. Ф.Гегель относит социальное взаимодействие к общему онтологическому процессу и долженствование для него является не прескрептивным, а онто-логическим понятием, в отличие, скажем, от кантианских и фихтеанских его модификаций, связанных с прин­ципиальным разрывом между природой и свободой, нормативом автономии индивида. Этот разрыв, как идеологическое последствие,

1 Гегель Г. В Ф. Наука логики. М, 1999 С. 124, 125, 927.


феномен нормативно-правового сознания 51

привел к усвоению в качестве всеобщего норматива того типа инди­видуализма, который утвердился в последующем в западной тради­ции права.

Поскольку нормативно-правовой смысл социального действия имеет конкретное значение и связан с выражением естественного антропологического эгоизма индивидов, то рассуждения Г. В. Ф. Гегеля о тщетности и призрачности усилия, направленного на достижение индивидом блага как счастья, возможности переме­щения его в пространство завершенного блага как идеальное со­стояние, в данном случае не могут представлять интереса.

Действительно важным является сохранение связи, которая су­ществует в его философии между антропологически природным и социальным. В ситуации антропологического долженствования про­исходит осуществление намерения к достижению блага за счет внутреннего побуждения, имеющего телесно-чувственные истоки и основания. Побуждение являет собой вид естественного намерения, которое не знает каких-либо препятствий для самого себя, представ­ляет собой импульсивное движение и сохраняется в сознании в виде эмоции как знака в восприятии внешней действительности. Импуль­сы насилия, внешнего принуждающего воздействия, авторитетного влияния внутреннего усилия распознаются через целостные эмоцио­нально динамические «гештальты» в виде уступки, принципиально­сти, открытости и доверия как типы предварительных условностей согласия или несогласия с окружающими обстоятельствами.

Мы остановимся на нормологическом конструктивизме антро­пологического преимущества, связанного не с постоянной в своем базовом выражении составляющей системы потребностей, которая имеет экстенсивную топологию, а с теми силами, которые способны совершенствоваться качественно, а именно с совокупностью рацио­нальных способностей: мышления, рассудка и разума. Именно эту сферу антропологического можно считать резервом социального нормообразования и условием возникновения и утверждения авто­ритетности на частном и публичном уровне сообщества. Авторитет­ность базируется не столько на физиологических, чувственных, телесных побуждениях в сфере блага, сколько на перспективном расчете коллективного усилия для его обретения. Именно надынди­видуальный схематизм благосозидания воссоздает в качестве нормы согласованное усилие по его достижению, в контексте которого


Глава I

формируется всеобщая аксиологическая обозримость и разделение внутри социума на области позитивной и негативной рецептивности в массиве социальной активности индивидов, регионы нормы и ано­малии.

В связи с этим антропологический конструктивизм изначально содержит в себе противоядие против индивидуального лишения и насилия, реализуемого на уровне физиологии и природного эгоизма. Такой конструктивизм представляет собой естественный процесс согласования воли индивидов, составляющих сообщество, в их об­щем усилии достичь блага. Таким образом, встречаются два гомо­генных по своему истоку вида принудительных побуждений, свя­занные со сферой блага. В итоге насилие по отношению к лицу, до­пустившему насилие, как лишение связано с благополучием всего сообщества в целом. В связи с этим публичное принуждение и вла­стный наказующий жест со стороны государства в сфере наказания и юридической ответственности мы должны связать с авторитетно­стью и непреложностью социального опыта, который был накоплен в контексте всеобщего, нравов и затем обрел свое субстанциальное укоренение в законах. Невозможно представить себе в качестве на­учно-продуктивного объяснительного концепта схематизм «катаст­рофической» генеалогии государственной власти в результате рас­кола сообщества на богатое меньшинство и бедное большинство. Этот схематизм следует отнести к таким же гипотетическим выска­зываниям и логически удобным для той или политической теории фикциям, как и идею первоначального договора, на основании кото­рого человечество однажды учредило государственную власть.

В качестве иллюстрации нормативно-правового качества закона как всеобщего обязывающего начала, исходящего из опыта рацио­нальной родовой аксиологии и нормативного потенциала публичной государственной власти как консолидированного антропологическо­го образования, можно сослаться на рефлексивное, оставленное Платоном и построенное по типу диалога, вопросно-ответное рас­суждение Сократа, адресованное Законам в «Апологии Сократа»: «Как же так, — могут сказать Законы, — разве у нас с тобою, Со­крат, был еще какой-нибудь договор кроме того, чтобы твердо сто­ять за судебные решения, которые вынесет город? Отвечай же нам: за какую вину собираешься ты погубить нас и город? Не мы ли, во-первых, родили тебя, не с нашего ли благословения отец твой полу-


феномен нормативно-правового сознания 53

чил себе в жены мать твою и произвел тебя на свет? Или ты в своей мудрости не замечаешь того, что Отечество драгоценнее и матери, и отца, и всех остальных предков, что оно неприкосновеннее и свя­щеннее и в большем почете и у богов, и у людей — у тех, у которых есть ум... О том же из вас. кто... не слушается, то мы говорим, что он втройне нарушает справедливость: тем, что не повинуется нам. сво­им родителям, тем, что не повинуется нам, своим воспитателям, и тем, что, согласившись повиноваться, он и не повинуется нам и не вразумляет нас. когда мы делаем что-нибудь нехорошо, и хотя мы предлагаем, а не грубо повелеваем исполнять наши решения и даем ему на выбор одно из двух: или вразумлять нас, или исполнять — он не делает ни того ни другого».

Таким образом, пространство права формируется изначально через родовое коллективное начало и этот компонент верховенства рода над индивидом с течением времени не исчезает, а трансформи­руется в различные модификации подчинения частного существова­ния общему, публичному началу. Можно говорить о периодически воспроизводимой, ритмической диспропорции между этими компо­нентами в устройстве общества, когда публичное поглощает част­ное, повсеместно проникая в его содержание и делая его «прозрач­ным», оставаясь при этом для последнего неприкосновенным и мис­тически непостижимым в своем происхождении и существовании.

Публичное может существовать в статичном оформлении касто­вого строения общества, либо последовательно, по нисходящей ли­нии, растворяется через идею служения в иерархии сословий. В слу­чае демократического правления в обществе возникает обратная си­туация, когда публичное попадает под контроль гражданского общества как частной сферы жизни и становится для него посредст­вом СМИ, периодически организуемых и проводимых выборов транспарентым. то есть максимально обозримым в своем существо­вании и «прозрачным». Такое общественное состояние, вместе с ау­рой предвыборных обещаний и перипетиями избирательных компа­ний, господством популизма, политической рекламой, приобретает характер политического рынка и некоего продолжения сферы граж­данского общества как системы потребностей и сферы купли-продажи.

2Платон Соч В 4т. М, 1990-1994. Т. 1. С. 106-108.


54 Глава 1

Вместе с тем, необходимо отметить, что здесь происходит уста­новление обмена в сфере власти, которая легитимируется не через ее внутреннее стремление сохранить свое собственное пребывание в модусе вечности и неизменности, а путем включения ее в простран­ство всеобщей социальной перспективы. В горизонте этой перспек­тивы создается убеждение в возможности изменить либо стабилизи­ровать текущее положение дел через процедуру демократических выборов. Иными словами, через институт выборов государственная власть включается в правовой контекст, а феномен общественной свободы начинает характеризоваться тем, что право публичной вла­сти подпадает под регулятивное воздействие того же нормативно-правового схематизма, что и право гражданина. В контекст публич­ной власти включается правовая обязанность и устанавливается от­ветственность в случае ее неисполнения.

В этой ситуации возникает нормативно-правовая презупмпция, которая заключается в том. что гражданское общество и государство действительно начинают выступать в сфере политического как сто­роны договора. В то же время общество, реализуя систему потреб­ностей через свободу и право в частной жизни своих членов, несет бремя законопослушания и обязанность рационального воссоздания правопорядка. Для государственной власти сохранение законности и правопорядка становится публичной задачей и обязанностью, одна­ко у нее остается логическое преимущество, заключающееся в том, что именно она является субъектом легитимации и правопримене­ния, в то время как граждане имеют частное положение субъектов выбора в праве.

В связи с этим легитимное принуждение следует признать необ­ходимым свойством социальной системы. Подобное принуждение в случае нарушения каких-либо нормативно-правовых принципов все­гда может расцениваться на уровне партикулярности как проявление насилия. Обязывание как процесс самопринуждения есть продукт социализации индивидов, и его потенциал формируется и усваива­ется из внешнего нормативно-правового пространства через ответ­ную реакцию на первичный импульс принуждения, который исхо­дит из комплекса потребностей, присущих индивиду. Это столкно­вение двух силовых импульсов и должно получить рациональное согласование посредством нормативно-правового мышления в соз­нании индивида. Таким образом, определение меры действия, как


феномен нормативно-правового сознания 55

допустимой в правовом отношении объемной контингентности, не дается индивиду заранее. Он при совершении социального действия как юридически значимого поступка всегда должен соизмерять в аналитике его допустимость, приемлемость, уместность, т. е. оцени­вать устойчивую, оправдывающую ожидания и безопасную для дру­гих. органическую включенность совершаемого действия в соци­альный контекст. Если этого не происходит, то мы имеем дело с та­ким юридическим фактом, как правонарушение. При этом силовое воздействие, связанное с неправильным нормативно-правовым мышлением, не квалифицируется как проявление насилия, посколь­ку совершается в условиях ориентации на соответствующую юриди­ческую значимость окружающих обстоятельств, т. е. на значимость дисциплины и порядка. Они, как раз, и составляют признаки и свой­ства правового пространства.

Насилие характерно для ситуации, когда употребление власти одного субъекта по отношению к другому и использование принуж­дения основывается не на нормативно-правовом сознании, а на без­условном праве власти, истоки которого лежат в сфере политическо­го мышления. Особенности такого вида мышления были в философ-ско-теоретическом виде эксплицированы известным юристом, политологом и философом К. Шмиттом через оппозицию другвраг. Особенностью такого мышления является идея превосходства одно­го человека над другим с позиций антропологического совершенст­ва. В то же время подобная оппозиция может основываться на соци­ально-психологическом феномене ресентимента, открытом Ф. Ниц­ше. Этот феномен имплицитно присутствует в модификации чувства и идеи классовой солидарности пролетариата в марксистской теории завоевания политической власти. Такое негативное чувство является креативным основанием консолидации в контексте всякой социаль­ной несправедливости. Враг — это тот, кто не является чуждым и в этом смысле безразличным в своей относимости к существованию данного лица. Враг— это квазианонимная персоналия, само его присутствие и существование оптически неуместно. Точной эмо­циональной характеристикой факта такой неуместности является чувство ненависти, как один из видов негативной антропологиче­ской рецептивное™, которая динамически реализуется в импульсах чувственно-моциональной перцептивное™ устранения объекта не­нависти с горизонта сущего.



Глава I


Особенностью политического мышления является широкий диапазон нормативности — от отвергающей ненависти до социаль­ного братства как со-ратничества в священной войне с врагом.

В отличие от такого типа мышления, которое включает в себя представление об абстрактной справедливости в праве, нормативно-правовое мышление ориентировано актуально и ситуативно. Его схематизм обладает другим динамическим потенциалом в нем со­держится требование о немедленном и реальном удовлетворении намерения.

Власть различается по своему качественному состоянию. С од­ной стороны, — это власть, ориентированная на безотчетное господ­ство и являющая собой чистое кратологическое образование, с дру­гой стороны, — власть, обладающая самообязывающим норматив­но-правовым схематизмом. Отсюда фактор насилия как при­нуждения, которое является антропологически недопустимым и в этом смысле противоестественным, характерен для политического господства, которое оправдывает свое существование через непре­рывное воспроизводство самообоснования в виде легитимности. В связи с этим и существует два различных типа подчинения: подчи­нение, основанное на авторитетности господства, и подчинение, ос­нованное на авторитетности права, они же порождают и два типа признания. Признание, основанное на иррациональном чувстве страха за безопасное существование, и признание, базирующееся на чистой рациональности законоп ослушания, фундированного в нор­мативно-правовое сознание.

Известный немецкий социолог Н. Луман утверждает: «Ни леги­тимность, ни насилие не могут сформироваться без помощи симбио-тических (взаимосогласующихся) процессов. Эти понятия не просто характеризуют две противоположности или два противоположных полюса единого измерения, как если можно было бы сказать, что чем больше насилия, тем меньше легитимности, и наоборот, но, на­против, представляют собой символические взаимозависимости, ко­торые проявляются там, где регулирование отношений с симбиоти-ческим уровнем, то есть с органической основой совместной жизни, не может быть осуществлено без учета других требований к комму­никативным средствам. Взаимодействие обоих названных уровней требуется для контингентности процесса, а условия этого взаимо­действия являются эволюционно вариативными. Прежде всего они


феномен нормативно-правового сознания_________________________ 57

зависят от степени дифференциации специфически политического механизма власти и от его универсальной доступности для всех чле­нов общества»3

Под контингенцией в нормативно-правовом смысле мы понима­ем специфическую ситуацию осуществления прав гражданами и применение юридической нормы в процессе профессиональной юридической деятельности, когда вопрос о возможном поведении участников этих отношений, с одной стороны, согласуется с поло­жениями действующего законодательства и пребывает в контексте существующей правовой системы общества и, таким образом, под­дается исчислению с точки зрения оправданности ожидания того или иного варианта действия, создающего конкретную линию при­чинности, соответствующий результат и последствия. С другой сто­роны, предсказуемость действия индивида или органа власти, при­меняющего закон, не является полной, поэтому всегда остается за­зор между намерением, процессом его осуществления в конкретном действии и последствиями этого действия. В связи с этим характе­ристика действия описывается с помощью ряда взаимосвязанных категорий- необходимости, свободы как возможности и действи­тельности как негарантированной реализации возможного, где при­сутствуют риск ошибки и сл>'чайность как получение результата, который выпадает из сферы предвидения, делая это предвидение и соответствующий исход в осуществлении действия вероятностными.

Естественно, что такой тип контингентное™, характерный для современного понимания права, фундирован системой законода­тельства, содержащей в себе общепризнанный нормативный стан­дарт в виде прав и основных свобод человека и гражданина. С точки зрения законодателя и общества правильным при осуществлении прав и свобод является использование таких принципов прагматиче­ской логики, как добросовестность, разумность и справедливость.

Именно в такой номинации законодательство предлагает рас­сматривать субъекта права и тем самым исходить из принципа от­крытости намерения и доверия к другому лицу. Такой ресурс дове­рия создается тем, что личность как носитель частной жизни в ее возможностях и намерениях выступает здесь в качестве единого, неделимого и неразложимого целого. Личность как целое обладает

3ЛумэнН. Впасть. М.,2001. С. 108, 109.


58 Глава 1

ценностью в себе и для себя: не допускается вторжение в частную жизнь личности и посягательство на нее.

Речь идет о двух составляющих внешнего воздействия, вклю­чающих в себя такие модификации, направленность которых связана с перспективой разрушения целого или причинения вреда состоя­нию целостности. Причем такой тип холизма является предметным и связан в исходной своей формулировке с телесной неприкосно­венностью личности. В этой форме выражается первичный уровень индивидуализма, в котором реализуется «соматическая» сторона социального взаимодействия, именно здесь коренится средоточие прав. Что касается свобод, то они связаны с социально-эконо­мическими и политическими составляющими реализации прав лич­ности в демократическом обществе. В связи с этим сохранение це­лостности есть необходимое условие для реализации индивидуально возможного в сфере социальной активности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 388 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2329 - | 2121 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.