Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Юридическая норма как публичное формообразование нормативного сознания 2 страница




Нормативно-правовое мышление основывается на идее целост­ности субъекта права, которая заключается в обретении им гармо­нии в себе и для себя в качестве идеала. В обычной повседневной действительности этот идеал трансформируется в дискретность со­стояний пользы, блага и счастья. Известный немецкий историк культуры, литературный критик и философ В. Беньямин в «Теолого-политическом фрагменте» сравнивает два динамических процесса restitutio in integrum, характеризуя их как восстановление целостно­сти в буквальном смысле этого термина, где подразумевается вос­становление целостности религиозно-духовного, а также светского призвания и предназначения человека; «В счастье все земное уст­ремляется к своему концу, но только в счастье оно и может найти свой конец. Правда, при этом непосредственная мессианская актив­ность сердца отдельного человека проходит через несчастье, т. е. страдание. Духовному restitutio in integrum, которое вводит в бес­смертие, соответствует светское, которое ведет в вечность гибели, и ритм этого вечно уходящего, — это ритм мессианской природы, это счастье. Стремиться к этому, также и для всех ступеней человека, — это задача мировой политики, осуществление которой должно назы­ваться нигилизмом».

4 Беньямин В. Озарения. М., 2000. С. 237, 238.


феномен нормативно-правового сознания 59

В цитированном рассуждении следует отметить неоднократное употребление юридического термина restitutio in integrum, который означает один из способов защиты нарушенного права — возвраще­ние сторон по сделке в первоначальное положение при признании сделки недействительной. Второе значение этого термина состоит в том, что состояние счастья как целостность составляет содержание намерения человека и в социальном контексте люди могут нахо­диться по отношению друг к другу в качестве субъектов взаимного предоставления блага и счастья только в идеальном сообществе.

Счастье, как символическое дискретное воплощение целостно­сти идеала завершенного блага, обретается в правовом пространстве. Достижение этого состояния осуществляется в результате диалекти­ческого взаимодействия таких «соматических» единиц, как индиви­ды. Телесная целостность есть условие для создания правовой цело­стности. Правовая целостность как состояние индивида имеет про­цессуальный характер и представляет собой тотальный недостаток, она находит свое выражение в постоянной ритмической смене цик­лических актов, где реализуется выбор в праве и совершается кон­кретное юридически значимое действие. Правовое намерение по способу его включения в социальный контекст предстает в качестве эгологического воздействия и способно нарушить сложившуюся це­лостность правообладания другого лица.

Кроме вмешательства и посягательства на правовое пространст­во друтого лица существуют более мягкие модификации вредонос­ного воздействия, представляющие опасность для носителей пра­ва, — затрагивание прав, их ущемление, касание. Во всех этих слу­чаях принцип нерушимости правовой целостности заявляет о себе в юридическом дискурсе достаточно многообразно.

Нам важно отметить, что нормологический фактор целостности выполняет роль препятствия для доступа к сфере индивидуального права, которое имеет вид квазителесного образования. В архаиче­ских обществах названную нормологическую функцию целостности выполняет вся община в целом. Таким образом исходные признаки нормативно-правового мышления мы обнаруживаем на уровне «те­лесной» целостности сообщества, что позволяет нам связать воедино норму, закон и право, увидеть в самом феномене целостности как таковой признаки совершенства в модусах гармонии и порядка.


60 Глава I

Необходимо четко определить соотношение между понятием нормы и понятием права. Если исходить из их традиционной экс­пликации в юриспруденции, то можно обнаружить постоянно вос­производимую дефиницию, заключающуюся в формуле' право есть совокупность общеобязательных формально определенных норм, установленных государством и обеспечиваемых его принуждающей силой Эта дефиниция, начиная с первых попыток рефлексивного отношения к практической юридической деятельности, в том или ином виде присутствует в профессиональном юридическом знании и анализе, включается в таком виде в контекст теоретико-прикладных рассуждений и в констатации общего характера.

Указание, что такое определение обладает лишь частной ло­гической значимостью в юридической теории, фактически опро­вергается тем, что оно в качестве общей схемы понимания соци­ального смысла позитивного права за время существования тео­рии права фактически остается неизменным. Такая операционально ф>нкциональная характеристика права является по существу обязательной принадлежностью и современной юри­дической теории При этом право понимается в пропозиции чисто регулятивно-космологической как система нормирования и упо­рядочения действительности, учредителем и создателем которой является государство.

С другой стороны, со времени Французской буржуазной рево­люции и немецкой классической философии право характеризуется уже исходя из принципов осуществления индивидуальной свободы и есть нечто иное — массовидное ее проявление в обществе через действующее законодательство в исторически достигнутой актуаль­ной форме. В этом отношении признак правового качества принад­лежит всей совокупности социальных норм, функционирующих в обществе.

Некоторые авторы, не замечая противоречия, которое сложи­лось в результате господства в отечественном правоведении догма­тически юридического мышления, говорят о том, что социальные нормы находятся за пределами правовой системы, имеют по суще­ству только регулятивный характер, не обладают универсальностью распространения и соответствующим институциональным обеспе­чением. В отличие от этого нормативно-регулятивного массива, нормы права санкционированы государством, их соблюдение обес-


феномен нормативно-правового сознания 61

печивается его властью, правовая норма содержит в себе потенциал открытой разрешающей возможности достижения позитивного бла­га. Это возможность выбора в праве, направления выбора ползают официальное публичное признание и одобрение со стороны госу­дарства в его основном законе.

Можно ли в связи с этим говорить о правовом качестве действи­тельности и может ли оно существовать в отсутствие юридической нормы или именно она задает это качество и обеспечивает его ре­альное воплощение? Можно ли говорить о правовом качестве дейст­вительности в традиционном обществе, где юридические нормы не обладали универсальной нормативной значимостью в смысле все­общего равного распространения на всех членов общества? По вполне аргументированному обоснованию, приводимому известным теоретиком права Г. Берманом, нормативно-регулятивным прототи­пом современного западного права следует считать каноническое право римской католической церкви. Каноническое право медленно проникало в светские нормативно-регулятивные институции, его влияние определяло принципы правосудия и формировало совре­менный тип процессуального права как самостоятельной отрасли права

Совокупный регулятивный эффект применения норм права можно понимать как социальное средство воссоздания объема инди­видуальной и коллективной свободы в обществе. В нормативно-регулятивном массиве общества можно усмотреть, если прибегнуть к сравнительному анализу исторических типов права, систему рас­пределения правового качества, действующую на индивидуальном и публичном уровнях его жизни. В этом отношении можно воспользо­ваться метафорической объяснительной схемой, которая была при­менена И П Малиновой: «Фемиду с весами в руках вполне можно было принять за богиню торговли, если бы у нее не были завязаны глаза. Что соизмеряет человек, делая свой выбор? На одной чаше весов — блага, собственный интерес, а на другой — свобода Если установленной правом меры моей свободы достаточно для распола­гайся этими благами, я могу ими свободно овладевать, пользоваться, присваивать их. Если нет. то последнее оборачивается несвобо­дой — и не только в буквальном смысле мер пресечения, но и в том смысле, что нарушая право вообще, я нарушаю его и для себя (Ге-



Глава ]


гель). Право, таким образом, это особая сфера регуляции поведения субъектов, в которой эквивалентом всех благ является свобода»

Следует выделить несколько уровней в понимании права: фило­софский, социологический, догматически-юридический. Принцип определения права как формы осуществления свободы, несмотря на все перипетии законодательства исторически существовавших госу­дарств и обществ, остается актуальным на все времена Об этом же говорит Г. В Ф. Гегель в «Философии права», констатируя, что в его работе идет речь о действительном праве, свойственном современ­ности, а не об его идеальном типе, свойственном прошлым време­нам или отдаленному будущему Это значит, что характеристика, объяснение и понимание права современности может осуществлять­ся на трех указанных уровнях в их взаимосвязи, и только тогда бу­дет реализован логический принцип истинности Определение права не может быть разным по своей сущности при использовании ука­занных подходов, поскольку на уровне философии права оно оцени­вается как исторически достигнутый нормативный стандарт инди­видуальной свободы человека в обществе. Социологический подход является диагностикой актуального положения дел в обществе с точки зрения соответствия реально существующей социальной сис­темы охарактеризованном)' нормативно-правовому стандарту осу­ществления прав и свобод Догматически-юридический подход ха­рактерен тем, что здесь право определяется операционально, как система прагматики юридической нормы. Под прагматикой юриди­ческой нормы следхет понимать методику и технику ее правильного истолкования и применения.

Прагматика юридической нормы реализуется в двух модифика­циях — в осуществлении субъективного права лицом, в примене­нии, или употреблении, права власти. В первом случае право с\ще-ствует в рамках абстрактной возможности как единичного проявле­ния социальной контингентное™, оно изначально обусловлено необходимостью соблюдения п\блично установленных обязанно­стей, связанных с непреложным следованием закощ В этом своем смысловом значении юридический закон представляет собой всеоб­щее динамическое установление, направленное на сохранение базо­вых антропологических составляющих правового качества социаль-

Мэпинова И П Философия правотворчества Екатеринбург, 1996. С. 107, 108


феномен нормативно-правового сознания 63

ной действительности. Такое существование юридической нормы является логически и исторически исходным в создании такого ка­чества, реализуясь в виде совокупности запретов Установление за­претов создает всеобщее консолидированное властное условие для высвобождения правового пространства, в котором в социальном смысле может разместиться фундаментальное право — право на жизнь. Это право через созданную с помощью системы запретов со­вместимость одного лица с другим в рамках сообщества дает воз­можность человеку обрести собственность для самого себя Это со­стояние является условием для создания индивидуальной, частно­правовой формы жизни, здесь реализуется фундаментальный принцип права, заключающийся в получении возможности безопас­ного доступа к благу. В социальной системе, где этот принцип права получает характер всеобщего установления, начинает действовать прагматика правосубъектности, сущностью которой является недо­пустимость нарушения прав другого лица при осуществлении лицом своего собственного права Иными словами, намерение субъекта права и его прагматика субъективного права заключаются в пра­вильном установлении границ при осуществлении выбора в праве, избрании правовых способов и средств его реализации индивидом. Здесь в контекст обладания, как базового формально-кратологического компонента бытия личности, включается норма­тивно-правовой схематизм Такой схематизм имеет этический смысл, поскольку он основывается на внутреннем обязывании как самоограничении Юридическая прагматика включает в себя аксио­логический, этический и интеллектуальный компоненты в норма­тивно-правовом \ смотрении и начертании границ действия в инди­видуальном, частном праве При этом соблюдение всех необходи­мых условий юридически значимого действия обеспечивает его беспрепятственное включение в правовое пространство как особый вид социального контекста

В отличие от этого, осуществление права власти является крато-логическим процессом, где обладание правом носит функциональ­ный характер, обусловленный лсгистатлрой. т е объемом властных полномочий, которые определены для того или иного ее институ­ционального образования в системе разделения или распределения государственной власти в обществе В этом смысле традиционная нормативная схема разделения властей, понимание которой совер-


64_____________________________________________________ Глава!

шенно необоснованно ограничивается функционально механистиче­ским представлением о ней как системе сдержек и противовесов, есть не что иное, как верховенствующая предельно кратологическая дискреция государственной власти.

Схема разделения властей есть распределение власти на высшем государственном уровне с целью создания обменных процессов в соответствии с этим исходным креативным начертанием соотноше­ния между ветвями власти, которое пронизывает через систему еди­ноначалия все общество в целом. При этом каждая ветвь власти от­правляет присущую ей государственную функцию, которой наделе­на по закону. В связи с этим право власти следует отличать от кратологического состояния субъективного права, поскольку в пуб­личном праве субъектом права является не просто физическое или юридическое лицо, а должностное лицо, либо публичный социаль­ный институт в системе государственной власти. Юридическая прагматика в этой области заключается в неуклонном следовании закону в его прескрептивном значении,, где право и обязанность сов­падают, т. е. право должностного лица и его публично-правовая обя­занность находятся в симбиотическом состоянии. Такое состояние нормативного схематизма конгруэнтно соответствующей конфигу­рации самоограничения субъективного права, имеющего морально-этический смысл. В сфере публично-правовой прагматики анало­гичный морально-этический смысл усматривается в феномене слу­жения целому в его дискретном воплощении должностного полно­мочия. Должностное положение является принадлежностью про­странства власти, которое определяет социальное назначение и место расположения того или иного института в схематизме распре­деления государственной власти.

Нормативно-правовой потенциал общества реализуется через систему публичной власти, которая действует не по принципу от­крытой возможности совершения любого социально значимого дей­ствия, а ориентирована на внешнее обязывающее начало, связанное с должностным положением и определенным кругом полномочий. В отличие от этого частное лицо обладает объемом правомочий, кото­рые конкретно не определены в нормативном разделении на права и обязанности, как это установлено для должностного лица через ие­рархию нормативных актов, составляющих систему, начиная от за­кона и заканчивая должностной инструкцией. Такая система предос-


Феномен нормативно-правового сознания 65

тавления полномочий по должности, представляя собой упорядо­ченную совокупность предписаний, в нормологическом аспекте ха­рактеризуется как регламентация властной деятельности через сис­темное отправление властных полномочий. Современное право как открытая система абстрактных и формальных возможностей совер­шения социально значимых действий характеризуется, как раз, от­сутствием такой прямой, детальной регламентации. В связи с этим нормативно-правовая система, как система осуществления гражда­нами прав и свобод, формируется и регулятивно воссоздается за счет функционирования «чистого» нормативного схематизма, кото­рый составляет содержание и сущность прагматики в сфере публич­ного права.

Существование такого «чистого» нормативного схематизма, ко­торый составляет дифференцированное, но, тем не менее, цельное образование в виде системы единоначалия, и создает возможность упрочения нормативно-правового схематизма осуществления инди­видуальной свободы в частной сфере жизни. Именно такое противо­поставление нормологического качества права индивида и права публичной власти создает возможность упорядочения частных ин­тересов за счет «чистоты» публичной кратологической нормы. При применении этой нормы реализуется объективное усмотрение пра­вового качества в конкретной локализации социальной реальности, либо констатируется отс\тствие такового. Отсутствие открытости в праве власти, зафиксированное в идее публично-правового служе­ния как дискретного иерархического построения, и делает возмож­ной пронизывающую все общество локализацию системы государ­ственной власти. Это же обстоятельство создает дистанцию между публичной государственной властью и системой частного права, где воплощается нормативно-правовой схематизм индивидуального ус­мотрения в праве.

Здесь мы имеем дело с универсальной бинарностью норматив­ного отношения к действительности, в связи с чем образуются два типа нормологии: нормология свободы и нормология порядка. При­чем нормология порядка основывается на топологическом устройст­ве общественных отношений, где главным является признак места, расположения лица в системе, а лицо является связующим или стя­гивающим центром нормирования. Исходным моментом этой нор­мологии является свободное подчинение авторитетному положению

3 Зак 4184


66_____________________________________________________ Глава I

лица. Это положение или место предоставляется лицу в силу естест­венных процессов признания его связующим центром упорядочения коллективной активности совместного существования людей. Такое лицо признается не в качестве одного из всех, а как лицо автори­тетное и властное. Таким образом, способность властвовать явля­ется одной из тех редких способностей, которые создают систему коллективного организованного существования в сообществе. Пра­во власти естественным образом выводится за пределы индивиду­ального усмотрения путем предоставления и установления для не­го публичного места, за которым признается всеобщая значимость и ценность. Если индивидуальная контингентность пребывает в состоянии вероятной перспективно не определившейся уместно­сти, то публично-правовое действие представляет собой выраже­ние устоявшегося, его уместность является несущей институцио­нальной конструкцией, создающей такое устойчивое властно-правовое состояние в виде должностного положения. Уместность права власти заключается в рецептивности ее авторитетности, зна­чимости и ценности. Она олицетворяет владение всей совокупно­стью обстоятельств и способна воплощать в себе всегда готовое для востребования предложение. В этом предложении содержится публичное обещание удовлетворить повсеместную индивидуаль­ную потребность, получить социальную опору в жизни, занять предназначенное положение в обществе, обрести прочное, защи­щенное существование в социальном контексте. Это значит, неус­тановившаяся уместность индивида определяется всеобщим уста­новлением, исходящим от неподвижного властного центра, будь то глава семейства, организатор производства, предводитель войска, учитель, пророк или правитель.

В связи с этим можно сделать вывод, что власть в ее абстракции представляет собой систему авторства или свободного осуществле­ния присущих индивиду сил и способностей в сфере управления, упорядочения и устройства общих дел, процесс такого рода авторст­ва и порождает явление авторитета как права власти. Кратологиче-ский процесс в системе отношений между людьми в своем исходном социально-топологическом и консолидирующем назначении и про­явлении является таким же естественным антропологическим про­цессом., как и любой процесс функционально-институционального отправления, свойственный сообществу людей. Этот процесс осу-


феномен нормативно-правового сознания 67

шествляется на частном уровне и во всех сферах общественной жиз­ни, но свое институциональное, всеобщее выражение он получает в области публичного властвования как надындивидуальном устрой­стве, расположенном на дистанции отчуждения по отношению к ес­тественным коммюнитарным институтам, свойственным частному существованию индивидов.

Таким образом публичная власть является одним из видов соци­ального производства, существующего наряду с производством ма­териальных благ и производством нравов, ее назначение обусловле­но необходимостью производства такого нематериального блага, как общественный порядок. Публичная власть существует не как серия действий, а как постоянная деятельность, которая направлена на ис­пользование законодательства в целях обеспечения стабильности общественных отношений. В связи с таким своим назначением пуб­личная власть неизбежно реифицируется, овеществляется, сущест­вует вполне предметно и визуально как социальный институт. Этот институт в своем самостоятельном существовании в виде деятельно­сти представляет собой социальное усилие, которое противостоит как устойчивое образование абстрактному праву как открытой воз­можности, имеющей признаки вероятностной уместности. Она представляет собой присутствие в обществе предписывающей, се­лективной инстанции. Такая инстанция реализует несколько направ­лений власти как нормологического производства или нормологиче-ской инстанции: установление правила и исключения из него, таксо­номию социальной реальности и классификацию ее на аномалию и позитивное качество негативного реагирования на аномалию, уста­новление системы поощрений в сфере позитивного порядка.

Реификация власти и ее существование в виде некоего социаль­ного производства содержат в себе возможность накопления внут­ренних ресурсов и создают условия использования ее как самостоя­тельной системы получения благ, отчужденной от системы матери­ального благосозидания, которая основывается на многообразии производительного труда. Власть получает благо, не используя при этом физическое трудовое усилие, ее производящая активность за­ключается в интеллектуально-волевом усилии по управлению об-Щими делами. Это усилие обменивается на создаваемое в частной сфере материальное благо. Власть может его присваивать, если об­ладает достаточной политической мощью, обеспечивающей эффек-



Глава 1


тивную систему социального подчинения. При таком положении сообщество, предоставляя публичной власти безусловное место внутри себя через систему подчинения и обязанностей, начинает представлять собой по отношению к публичной власти пространст­во, топологическое строение которого строится по типу производя­щих сил живой природы, где один вид служит условием существо­вания другого вида.

Система публичной власти может строиться на обменных про­цессах взаимного служения сословий, как это было в эпоху феода­лизма. Она существует через систему бюрократии, где функцию свя­зи с центром выполняет разветвленная система линейного единона­чалия и прямого «сквозного» подчинения. История знает также и феномен замкнутости кастового строения общества, где подчинение базируется на генеалогическом основании. Такое положение дейст­вительно создает возможность для максимальной концентрации вла­сти, где «материалом» наполнения публичной власти становится эффективность подчинения, оно может создаваться за счет исполь­зования значительного объема нелегитимного принуждения и наси­лия. Нормологическое усилие превращается в систему деспотиче­ского правления, если оно создается открытой демонстрацией физи­ческого насилия, угрозы и применением репрессий. Такое поло­жение существует, когда частное существование людей в обществе воспринимается публичной властью как некое природное матери­альное образование, которое подвергается обработке за счет квази-производствснного усилия, это частное существование участвует в этой системе производства в качестве сырья.

Социальная контингентность и нормативно-правовое сознание формируются в обществе в процессе исторической эволюции, ко­гда это сознание проникает в кратологическии процесс правления. Это может произойти только тогда, когда происходит смена гос­подства кратологического типа нормообразования социального действия на схематизм права. При этом право формулируется как открытая возможность получить благо при минимальном посред­ничестве государственной власти. Однако необходимо, чтобы эта схема получила признание на уровне законодательства в виде все­общего установления.

Можно сделать вывод, что ресурсы свободы создаются за счет действия нормологического схематизма социального подчинения,


феномен нормативно-правового сознания 69

поскольку подчинение освобождает место и пространство для раз­мещения в этом пространстве равной для всех свободы как частного самообладания и возможности проявить индивидуальную власть. Право индивидуальной, приватной власти по своему нормологиче-скому качеству следует квалифицировать как состояние и режим самообладания, которые, не находя препятствий в социальном ок­ружении, получают возможность получить доступ к благу. Эта сво­бода доступа к благу в условиях общества не обладает таким свой­ством благообретения, который равнозначен получению этого блага как природного дара. Доступ к благу в условиях общества организу­ется и упорядочивается через участие индивида в системе его произ­водства. Система производства и обмена блага как организованная система есть результат властного дискурса. Права как беспрепятст­венного доступа к благу как дару не существует. Оно есть результат социального взаимодействия, в условиях которого люди осуществ­ляют передачу функции порядка той или иной авторитетной инстан­ции, в частности, такому генерализованному властному образова­нию как государство.

Чувство свободы конкурирует с чувством защищенности и по­рядка, причем упорядоченность имеет приоритетное значение, по­скольку представляет собой непосредственное экзистенциально-антропологическое состояние внешней и внутренней безопасности. Только после удовлетворения потребности в безопасности собст­венно и может начаться движение к благосозиданию как абстракт­ной и открытой возможности. Эта установочная часть самооблада­ния, будучи перенесенной на общество в целом «застывает» в ин­ституциях авторитетной властной инстанции, которая фиксирует устои в таком предметном, всеми обозреваемом нормативном мас­сиве, как система законодательства. Это установление имеет реифи-Цированный отчужденный характер, его прагматика реально выра­жается в таком употреблении власти, при котором система упорядо­чения социальной действительности получает значение само­стоятельной проблемы. Эта проблема заключается в установлении такого нормативно-правового схематизма в индивидуальном созна­нии, который бы обеспечивался ресурсами власти и одновременно Утверждал принцип формально равного доступа к благу в обществе. Это значит, что само право как открытая возможность и форма осу­ществления индивидуальной свободы в направлении пространства


70 Глава I

той или иной степени доступности блага начинает представлять со­бой одно из фундаментальных благ в системе общественного благо-созидания. Сосредоточение максимального кратологического по­тенциала в системе упорядочения социальной действительности приводит к тому, что публичная власть как таковая становится про­странством, где такой доступ может быть реализован за счет созда­ния эффективной системы подчинения. Смысл публичной власти в этом аспекте сводится к обеспечению ее собственного самосохране­ния. Она получает самодовлеющее значение и черты автаркии, т. е. самодостаточности.

Учитывая, что общество существует в диспозиции порядка и права как возможности каждого достичь блага, причем последнее, как и первое, имеет характер и силу антропологической потребно­сти, возникает ситуация, при которой диспропорция между публич­ной кратологической пропозицией подчиняющего установления и частной нормативно-правовой схемой социального действия прихо­дят в противоречие. Такое противоречие нельзя, несмотря на опыт революционных событий, разрешить одномоментно и единовремен­но. Это процесс медленного «отпускания» свободы в частную сферу жизни общества. В то же время остается в силе и не может быть подвергнуто какому-либо отрицанию публично кратологическое обеспечение права, поскольку оно не теряет в связи с присущим ему естественным, антропологическим качеством социальной контин-гентности, корни которого скрыты в горизонтах и порядке мирозда­ния. Эта возможность реализуется через нормативное усмотрение, которое на частном уровне не обладает безусловной прочностью и способностью четко определить границы в праве.

Следует отметить, что речь идет о традиции западноевропейско­го права и нормативно-правовом схематизме, который сложился в контексте этой традиции. Этот нормативно-правовой стандарт вос­принят отечественным законодательством и в настоящее время реа­лизуется в правоприменительной практике государства и правовой жизни граждан России. Это отнюдь не означает, что он является единственным в своем роде нормативно-правовым схематизмом в праве и его завершенным качественным образованием, которое име­ет статус абсолютной истины. В этом отношении норматив истины является приоритетным, поскольку истина в своем свернутом виде исторически и логически предшествует процессу благосозидания.


феномен нормативно-правового сознания 71

Система блага разворачивается по ходу цивилизации. Процесс соци­альной эволюции обществ в истории осуществляется в присутствии конкретной, естественно незавершенной и, с точки зрения совре­менного нормативно-правового сознания, неадекватной истины. Ис­тина как антропологический норматив присутствует в системе блага, но процесс ее объемного наполнения в истории преобразует эту сис­тему. Система блага воплощается через социальный и индивидуаль­ный способы активности и таким образом в проблематизации все­общего доступа к благу провоцирует динамику состязательности и успеха в его достижении. Эта динамика реализуется через актив­ность практического разума как целостной формы осуществления общественной свободы. В сфере практического разума и формиру­ется нормативно-правовой схематизм, заключающийся в идее фор­мального равенства прав и свобод.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 293 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2525 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.