Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Так и соответственно способности познания 1 страница




Есть различие интеллекта, полагаемое многими философами,
относительно самих частей души — то есть возможностный и дейст-
вующий интеллект, о котором сказано в книге «О душе». Третий же,
формальный интеллект, а именно когда форма познанного или дей-
ствующего посредством света интеллекта есть в душе, делится на
практический и спекулятивный, которые исследованы в третьей
[книге] «О душе». Этот формальный делится на простой интеллект
и составной. И простой есть интеллигенция, относящаяся к несо-
вершенному, интеллигенция, относящаяся к совершенному, состав-
ляется или посредством высказывания, или же по способу силло-
гизма либо доказательства другого вида. И τοί, который называется
составным, делится на интеллект, называемый «интеллектом начал»,
которые некоторым образом врожденны нам — посредством того, что
мы принимаем начала не от другого начала, но познавая термины, ко-
торые сразу порождаются в нас, и интеллект, приобретающий от дру-
гих, который зовется у философов «приобретающим», поскольку
приобретается посредством исследования, научения и занятий. И ос-
нование их деления ясно из их имен.


Согласно же способности интеллектуальной природы, каковая
есть в людях, причиняется некое деление интеллектов, о котором
упоминали некоторые из философов, и прежде всего Аристотель,
Авиценна и некоторые другие, следующие им. Ведь есть некоторый
интеллект, более смешенный с пространством и временем, то есть
с воображением и чувством, иной же более отделенный, а третий —
средний, некоторый же не имеющий и сил воображения, и воспри-
ятия чего-либо посредством чувств. И первый, затемненный, вос-
принимает только с трудом, и если учится чему-либо, то надлежит
использовать чувственные примеры, а таковые невозможны для
познания того, что ясно само по себе и для божественного, как ис-
следовано в «Первой философии», и народом называются они «су-
ществами с малой сообразительностью».

Вторым же свойственно все познавать как бы само по себе или
из малого поучения, поскольку они обладают действующим [ин-
теллектом] не как потенцией души или как бы сотворяющим ин-
теллигибельное в душе посредством абстракции, но имеют его как
бы вместо формы, посредством которой интеллектуальная душа
совокупно действует; ведь в книге «О душе» мы сказали, что есть
блаженство, к которому намеревается прийти всякий философ,
и этот [интеллект] зовется «святым», или «мировым», интеллектом
у Авиценны. Аристотель же называет его «божественным интел-
лектом», и этот интеллект принимает иллюминацию для пророче-
ства и к наиболее истинному толкованию снов от малого научения.
Средний же — которому учение содействует легче для позна-
ния как пророческого, так и божественного. Но третьему невоз-
можно содействовать ни на каком основании, поскольку он не от-
деленный и не имеет орудий, которыми получил бы помощь от
действия чувственной души, и он иногда бывает из-за поврежде-
ния [телесного] сложения, как у глупцов, иногда не отходя от
близости к чувственным восприятиям, как происходит у тех, ко-
го называют идиотами. Из этого ясно, что те, кто долгое время
изучают частное, как, например, человеческие деяния (что учат
те, кто имеет склонность к законам), и не исследуют в законах их
причины и основания, становятся неспособными к философии.

<...>

И таков конец первой книги.


Роджер Бэкон Roger Bacon

(ок. 1214-1292)

Роджер Бэкон, вне всякого сомнения, один из самых оригиналь-
ных мыслителей XIII столетия. И дело здесь не столько в его
склонности к естественнонаучным исследованиям, сколько в том,
что он последовательно находился в оппозиции к подавляющему
большинству современных ему философских течений, что дало ос-
нование для следующей сентенции Э. Жилъсона: «Новый тип схо-
ластической теологии, который развивался в период его (Бэкона)
жизни, всегда оставался для него незамеченным, как будто его не
существовало, за исключением тех случаев, когда он выдвигал про-
тив него свои возражения»1.

Роджер Бэкон родился в Англии2, по одним сведениям — в Илче-
стре, графство Сомерсет, по другим — в Бисли, графство Глостер-

' Gilson E. History of Christian Philosophy in the Middle Ages. N. Y., 1955.
P. 295.

2 Это обстоятельство практически не подвергается сомнению, однако су-
ществует альтернативное мнение Ш. Журдена (С. Jourdain), пытавшегося до-
казать, что Бэкон родился в Нормандии.


 

 

 


 


шир. Годом его рождения считается 1214, но это так потому, что
«нет никаких причин для принятия какой-либо другой даты, и нет
никакой значимой информации об этом предмете вообще»1. Ранние
годы его учения прошли в Оксфорде, где он изучал логику и грамма-
тику. Точно неизвестно, был ли среди его учителей того периода
Роберт Гроссетест, хотя теоретически это вполне возможно
(Гроссетест так или иначе преподавал в Оксфорде вплоть до
1235 г., когда получил должность епископа Линкольна). Закончив
обучение в Оксфорде (между 1236 и 1240 г.), Бэкон отправляется
в Париж. В Парижском университете, на факультете искусств,
он читал лекции, предметом которых был анализ идей Аристоте-
ля (судя по всему, речь идет о «Физике»· и «Метафизике») и, веро-
ятно, изучал теологию, хотя неизвестно, под чьим руководством.

Парижские профессора, как и вообще образ мысли, характерный
для Парижского университета того периода, не пришелся Бэкону по
душе, а некоторые из наиболее известных парижских учителей ста-
ли излюбленной мишенью для его нападок. Например, о «Сумме те-
ологии» Александра Гэлъского Бэкон высказывался в том духе, что
она тяжела, как лошадь, и сомнительна, с точки зрения авторства.

Разочаровавшись в парижской мудрости, Бэкон вернулся в Окс-
форд около 1247 г. Приблизительно в 1257 г. он вступает во францис-
канский орден. Все это время Бэкон много работает, изучая матема-
тику, оптику, языки. Именно в этот период им были написаны
трактаты «Оптика» (Perspectiva), «Метафизика» (Metaphysica),
«О знаках» (Designis), «О распространении форм» (De multiplicatione
specierum) и другие работы. Тогда же Бэконом овладела идея о необхо-
димости коренной реформы во всех областях знания. Стремясь пре-
творить свои планы в жизнь, философ обращается за поддержкой
к кардиналу Tu de Фулькози (позже — папа Климент IV), и тот, заин-
тересовавшись его взглядами, предписывает ему изложить их в специ-
альном сочинении. Таким сочинением, судя по всему, стала самая из-
вестная работа Бэкона — «Большее сочинение» (Opus Malus), копию
которого де Фулькози получил уже во время своего понтификата2.

1 Easton S. С. Roger Bacon and His Search for a Universal Science. N. Y., 1952.
P. 10.

2 Точно датировать Opus Maius достаточно сложно. Некоторые исследова-
тели (в частности, С. Истон) полагают, что первое послание кардинала Бэкон
по каким-то причинам оставил без ответа и к работе над трактатом не присту-
пил. Бэкон вторично обратился к де Фулькози уже после того, как тот в 1265 г.
занял папский престол. Де Фулькози снова поручил ему изложить свои взгля-
ды в письменной форме, и на этот раз философ отправил ему экземпляр Opus
Maius, на страницах которого обращается к де Фулькози как к папе Клименту
IV. Таким образом, ясно только, что к 1265 г. трактат еще не был завершен. Это
не доказывает, впрочем, что Бэкон не начал писать Opus Maius до получения
второго послания, а затем внес в готовое сочинение определенные коррективы.
Более подробно эта проблема описана С. Истоном в его вышеупомянутой кни-
ге «Roger Bacon and His Search for a Universal Science».


Этот манускрипт и теперь хранится в библиотеке Ватикана. В те-
чение двух лет (1266-1267) Бэкон написал для Климента IV еще два
трактата: «Меньшее сочинение» (Opus Minus) и «Третье сочинение»
(Opus Tertium). Первый из них являлся дополнением к Opus Maius, од-
нако, похоже, не был завершен. Второй представляет собой своего
рода краткое изложение идей, представленных в Opus Maius. Все эти
три трактата содержат помимо собственно философских и теологи-
ческих взглядов Бэкона его предложения касательно определенных ре-
форм как в университетском обучении, так и в церковной жизни вооб-
ще; кроме того, философ искал финансовой поддержки для некоторых
фантастических проектов (например, создание гигантских зажига-
тельных стекол для уничтожения сарацинских армий). Смерть Кли-
мента IV в 1268 г. перечеркнула надежды Бэкона на претворение
в жизнь его планов: ни один из грандиозных замыслов философа не был
осуществлен. Бэкон тем не менее продолжал активную научную дея-
тельность: в период с 1268 по 1277 г. им были написаны «Философский
компендиум»· (Compendiumphilosophise), «Общая физика» (Communia
naturalium), некоторые другие работы. В 1277 или 1278 г. генерал ор-
дена францисканцев Иероним из Асколи приговорил Бэкона к тюрем-
ному заключению за некие «подозрительные новшества». Что это бы-
ли за «новшества», не совсем понятно, ясно, только, что благодаря
своей страсти к опровержению тех, кого он называл «ложными авто-
ритетами», Бэкон нажил немало врагов среди людей, обладавших
большим влиянием^. Сколько лет длилось его заключение доподлинно
неизвестно, но, вероятно, он был освобожден около 1290 г.2 Его послед-
ней работой стал «Теологический компендиум» (Compendium studii
theologiae).

Практически всю свою жизнь Бэкон посвятил созданию всеобъ-
емлющего учения, своего рода энциклопедии всех наук — от грам-
матики до теологии, включая также астрологию и алхимию. От-
части эта грандиозная задача была воплощена им в Opus Maius.
Сам трактат состоит из семи частей, первая часть повествует
о четырех причинах человеческих заблуждений, во второй разъяс-
няется, что вся мудрость, необходимая человеку, дана в Священном
Писании, третья посвящена грамматике, четвертая — матема-
тике, пятая — оптике, шестая — экспериментальной науке, седь-
мая — моральной философии. Особое внимание Бэкон уделял имен-
но моральной философии, которая, с его точки зрения, «является

1 П. Мандонне (P. Mandonnet) предполагал, что осуждение философа бы-
ло связано с тем, что он выступал в защиту астрологии и доказывал ее совме-
стимость с христианской доктриной. Того же мнения, похоже, придерживал-
ся и Э. Жильсон. С. Истон считал, что реальной причиной осуждения Бэкона
было сочетание многих факторов, где занятия астрологией занимали далеко
не первое место.

2 С. Истон считает что заключение было менее продолжительным и Бэкон
вышел на свободу в начале — середине 80-х.


 

 

 


 


целью для всех прочих [наук], их госпожой и царицей»1, поскольку
«только она одна учит душу добру» и «трактует о делах настоя-
щей и будущей жизни, посредством которых человек спасается или
обрекает себя на гибель»2. Бэкон подразделяет моральную филосо-
фию на шесть частей: 1) теологическую, которая «направляет че-
ловека к Богу, в связи с чем возможна философия, и утверждает,
что может, о Боге, и об ангелах, и о демонах, и о будущей жизни,
в славе или наказании, и не только о жизни души, но и о воскресении
тела»3; 2) политическую, которая «дает общественные законы,
прежде всего — относительно поклонения Богу, затем — относи-
тельно управления государством, городами и царствами»4; 3) эти-
ческую, которая повествует о «красоте добродетелей, дабы они
были любимы, и о безобразии пороков, дабы они были избегаемы»5; 4)
свидетельствующую учение Христа, которая «опровергает секты
так, чтобы было избрано одно только [христианское учение], кото-
рое распространилось бы по всему миру, а прочие были бы осужде-
ны»6; 5) относящуюся к искусству проповеди и
6) юридическую.

Из этого ясно, что моральная философия трактуется Бэконом
чрезвычайно широко: это не этика, и даже не философия, в совре-
менном понимании, но скорее спасительная мудрость, имеющая
божественное происхождение и объемлющая все сферы практиче-
ской деятельности человека1. Неслучайно именно понятие боже-
ственной мудрости (sapientia Dei) является для Бэкона ключевым
при рассмотрении взаимоотношения веры и разума, теологии и фи-
лософии. Позиция английского философа в этом вопросе достаточ-
но ясна. Истина, с его точки зрения, полностью дана в Св. Писании,
а все прочие науки служат для ее разъяснения: «Вся мудрость со-
держится в Св. Писании, хотя и должна разъясняться посредством
права и философии; и как в кулаке собирается то, что более широ-
ко развернуто в ладони, так и вся мудрость, полезная человеку, за-
ключена в Св. Писании, но не полностью разъяснена, и ее разъясне-
ние есть каноническое право и философия»*. Поэтому «философия

1 Opus Tertium. Cap. XV.

2 Там же.

3 Opus Tertium. Cap. XIV
1 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

7 Бэкон особо подчеркивает чисто практический характер моральной
философии в отличие от прочих наук: «Хотя во всякой науке различают две ча-
сти, практическую и спекулятивную, как учит Авиценна в первой книге „Ме-
дицинского искусства", лишь одна моральная философия называется практи-
ческой сама по себе и в собственном смысле слова: поскольку практической
она называется от praxi, то есть действия; и не от какого-нибудь, но от нашего
действия касательно добродетели и порока, счастья и наказания» (Opus Ter-
tium, cap. XIV).

8 Opus Tertium. Cap. XXIV.


есть раскрытие божественной мудрости посредством учения и ис-
кусства»1. Бэкон верил, что Бог открыл истину иудеям, и эта исти-
на была передана грекам через египтян и халдеев. «Ибо какой чело-
век сам по себе мог бы познать небесное, и благодаря этому — знаки
(indicia) вещей, и прочее бесконечное, о чем пишут философы? Опре-
деленно, и не Соломон, и не ветхозаветный Адам, и не какой-либо
иной человек, но сам Бог открыл закон своим святым и философию
ради постижения, распространения, обоснования, возвещения и за-
щиты закона»2. Безусловно, при таких обстоятельствах философия
фактически оказывается включенной в Откровение, причем доста-
точно органично: с одной стороны, Откровение санкционирует само
существование философии, поскольку философия есть не что иное,
кроме как раскрытие и толкование Откровения; с другой стороны,
философия, наряду с каноническим правом, защищает ортодоксию,
способствует постижению Откровения и распространению истин-
ной веры.

К вышесказанному самым тесным образом примыкает и пони-
мание Бэконом природы человеческого знания. Если вся мудрость
и вся истина — от Бога, то, соответственно, и все знание также
от Бога. Но каким образом человек обретает это знание? За разъ-
яснением философ обращается к традиционной августиновской
теории божественной иллюминации. Однако Бэкон разворачивает
эту теорию, основываясь в большей степени на трудах арабских
философов, прежде всего, Авиценны, а также Аристотеля. Опира-
ясь на Стагирита, Бэкон проводит различие между интеллектом
действующим (intellectus agens) и интеллектом возможным (intel-
lectus possibilis). Возможный интеллект, как часть человеческой ду-
ши, пассивен и не способен к познанию сам по себе; напротив, дей-
ствующий интеллект, которым в первую очередь является Бог,
а во вторую
ангелы, иллюминирует человеческие души «во вся-
кой мудрости»: «Бог по отношению к душе есть все равно, что
солнце по отношению к телесному взору, а ангелы — все равно, что
звезды»3. Иначе говоря, возможный, то есть человеческий, интел-
лект обретает знание о какой-либо вещи только после того, как по-
лучит образ или форму (species) этой вещи посредством органов
чувств и будет иллюминирован действующим интеллектом. С по-
мощью этой концепции Бэкон объясняет и то, что языческие фило-
софы, не знакомые со Св. Писанием, также обладали неким, пусть
и неполным знанием: «Правдоподобным и разумным является то,
что столь достойные и столь мудрые мужи, как Пифагор, Сократ,
Платон, Аристотель и другие ревнители высшей мудрости получи-
ли от Бога особые иллюминации, благодаря которым они познали

1 Opus Malus. И, 14.

2 Opus Tertium. Cap. XXIV.

3 Opus Tertium. Cap. XXIII.


 

 

 


 


многое о Боге, спасении души, и, возможно, это было дано им скорее
ради нас, христиан, чем ради их собственного спасения»''.

Понятие опыта (experientia) у Бэкона напрямую связано с тео-
рией божественной иллюминации. Философ полагает, что опыт —
единственный способ достижения истины: «Имеются два способа
познания, а именно с помощью доказательства и из опыта. Доказа-
тельство приводит нас к заключению, но оно не подтверждает и не
устраняет сомнение так, чтобы дух успокоился в созерцании ис-
тины, если к истине не приведет нас путь опыта. Ведь многие рас-
полагают доказательствами относительно предмета познания,
но так как не обладают опытом и пренебрегают им, то не избега-
ют зла и не приобретают блага»2. Надо отметить, что опыт, око-
тором пишет Бэкон, не имеет никакого отношения к опыту (кон-
тролируемому эксперименту) более поздней эмпирической науки,
поскольку термин «опыт» английский философ использует в самом
широком смысле: это и чувственный опыт, и мистический, сверхъ-
естественный, опыт. Последний, отождествляемый с божествен-
ной иллюминацией, необходим не только для постижения вещей,
недоступных чувству, но, как уже было показано выше, и в любой
науке: «Ибо часто озаряют благодать веры и божественное вдох-
новение не только в духовных вещах, но и в телесных и философских
науках, как говорит Птолемей в Centiloquium. Двояк путь познания
вещей: один — через философский опыт, другой, который по его сло-
вам, гораздо лучше, — через божественное вдохновение»*. Следует
сказать, что у Бэкона, похоже, возникали трудности в связи с его
трактовкой знания как результата взаимодействия возможного
и действующего интеллектов и чувственного опыта. В самом деле,
такая теоретическая установка требовала наличия божествен-
ной иллюминации при любом познавательном акте, и тот самый
«философский опыт», который так ценил английский философ, сам
по себе и в чистом виде оказывается практически бесполезным
и неполноценным.

Вопрос о причинах человеческого заблуждения был для Бэкона
не менее важен, нежели вопрос об источнике истины: недаром он
начал свой Opus Maius с рассмотрения именно этой проблемы. Фи-
лософ называет четыре причины появления ошибок в суждениях:
1) доверие сомнительному авторитету; 2) привычка, или обычай;
3) суждение толпы; 4) невежество, выдаваемое за всезнание. По-
следнее, с точки зрения Бэкона, наиболее опасно, поскольку явля-
ется причиной трех других. Все эти язвы (pestes) Бэкон, судя по
всему, относит на счет испорченности человеческой природы,

1 Opus Tertium. Cap. XXIV.

2 Opus Maius. VI; цит. по Антология мировой философии. Т. 1.4. 2. М.,
1969. С. 872.

3 Там же. С. 874.


по крайней мере он говорит, что «четыре общие причины всех на-
ших бедствий, поражающие от начала мира всякое сословие и вся-
кого человека, сколь бы он ни был мудр (помимо Господа нашего Ии-
суса Христа и Блаженной Девы Марии), хоть раз принуждают
отклониться от истинного пути или от высшего совершенства»^.
Любопытно, что через несколько столетий однофамилец Роджера
Бэкона, Фрэнсис, также будет исследовать причины человеческих
заблуждений, создав теорию «четырех идолов».

Физика для Бэкона — это наука о естественных деятелях
(agentes, efficientes) и их действиях (actiones), или эффектах (effec-
tus). В свою очередь, для любого действия, помимо деятеля, необхо-
дима и претерпевающая часть (parspatiens), в которой он действу-
ет. Ее философ часто называет материальным началом (pnncipium
matenale), или просто «материей». В том, что касается действу-
ющей части (pars agens), Бэкон испытал огромное влияние Роберта
Гроссетеста и оптики арабов, а говоря более конкретно — теории
распространения форм (species), где форма
физическая или ду-
ховная эманация, исходящая от одной вещи к другой. Все субстан-
ции, а также некоторые акциденции (тепло, холод, влага, сухость,
свет, цвет, запах, вкус, к которым Бэкон иногда добавляет звук), ак-
тивны и, вследствие своей активности, производят определенные
действия, причем первым таким действием является форма, назы-
ваемая также силой действующего (virtus agentis), подобием (simil-
itudo), образом (imago) и другими именами. С помощью этих форм
совершаются все действия и изменения в природе. Все формы возни-
кают и распространяются сообразно единым законам, а потому
оптика, изучающая законы возникновения, распространения и дей-
ствия видимых форм (прежде всего — света) позволяет объяснить
любое природное явление геометрически, в линиях, и является уни-
версальной наукой, дающей возможность математически точного
объяснения любого природного действия.

Переходя к исследованию материального начала, Бэкон прежде
всего стремится опровергнуть всех тех своих современников, кото-
рые считали, что материя одна по числу во всех вещах. Философ
считает, что они не только допускают философскую ошибку,
но и богохульствуют, поскольку из этого следует, что бесконечная
материя приравнивается к Богу и есть Бог. Вместо этого Бэкон
предлагает теорию множественности материй. Он указывает на
то, что материя является эквивокалъным термином, и, во избежа-
ние недоразумений, считает необходимым выделить шесть случаев
употребления термина «материя». Во-первых, материей называ-
ется то, в отношение чего совершают всякое действие: естествен-
ное, моральное или какое угодно еще. Так, например, дерево — мате-
рия плотника, чувственно воспринимаемое
материя ощущения,

' Opus Tertium. Cap. XXII.


познаваемое — материя знания. Этонаиболее общее определение
материи. Во-вторых, в наиболее собственном смысле слова, мате-
рией называется некая сущность (essentia), отличная от формы,
вместе с которой она образует составную субстанцию. Именно
в этом смысле говорится, что душа — форма тела. Таким поняти-
ем материи пользуются метафизики. В-третьих, в особом смысле
слова, материей называется субъект возникновения, это — естест-
венная материя (matena naturalis), являющаяся предметом изуче-
ния физики. Три оставшихся определения материи менее употреби-
тельны. Это: 1) субъект изменения; 2) индивид по отношению
к универсалиям; 3) нечто грубое и бесформенное.

Итак, в физике «материя рассматривается как некая незавер-
шенная составная субстанция, что есть сущность (essentia) некоего
рода, пребывающая в потенции к следующим видам. И таким образом
материя всегда рассматривается всей естественной философией,
и тогда, когда мы говорим о субъекте возникновения, который есть
материя»1. Таким образом, материя в физике — род («материя и
род — одно и то же» (ibid.), а формой любой вещи являются вид и ви-
довое отличие
(«вмды и отличительные признаки мы называем фор-
мами». — Ibid.). Следовательно, каждая единичная вещь составляет-
ся иерархией форм и материй, коррелирующих друг с другом, причем
каждая вышестоящая форма, будучи формой в качестве вида, в каче-
стве рода предшествует нижестоящей, и, соответственно, являет-
ся для него материей.

А. В. Апполонов


Opus Tertium1

Глава XXII

[В первой части Opus Maius] я пришел к выводу, что человече-
ский интеллект являет собой значительную немощь, что испыты-
вает всякий, и о чем свидетельствуют святые и философы. Ведь то,
что наиболее познаваемо само по себе, наименее познаваемо для
нас, и наоборот, как говорит философ в седьмой книге «Метафизи-
ки»2. И в связи с этим нашему интеллекту достаточно своей собст-
венной слабости, чтобы мы не давали ему причин и поводов для
ошибки. И поэтому я хотел исключить причины человеческих за-
блуждений, ведь до тех пор, пока они укоренены в сердце человека,
ему невозможно видеть истину.

Существуют четыре общие причины всех наших бедствий, по-
ражающие от начала мира всякое сословие и всякого человека,
сколь бы он ни был мудр (помимо Господа нашего Иисуса Христа
и Блаженной Девы Марии), хоть раз принуждающие отклониться
от истинного пути или от высшего совершенства. Это примеры
шаткого авторитета: долговечность обычая, суждение невежест-
венной толпы, а также предубеждение человеческого ума, в кото-
ром всякий отчаянно стремится найти утешение своему невежест-
ву и то, что не знает или не принимает, или осуждает, находит
удовольствие в том, чтобы хвастаться, по своему невежеству, тем
немногим, что ему известно или что он полагает известным, пусть
даже и не знает [этого]. Но все мы знаем, что примеры, наш обы-
чай и суждение толпы, сообразное большинству, приводят к дур-
ному и ложному. Если же иногда и приводят к благому и истинно-
му, то это [благое и истинное] по большей части несовершенно,


1 Opus Tertium, cap. XXXIII.

© А. Апполонов, перевод, примечания, 2001

1 Перевод выполнен по изданию: Fratris Rogeri Baconis Opera quaedam
hactenus inedita. London, 1859.

2 Аристотель. Метафизика, 1029b 9.


 

 

 


 


и совсем уж редок пример того, чтобы как в жизни, так и в науке
совершенство вошло в обычай. Толпа же всегда невежественна
и несовершенна, отчего ей не совершать ошибок? Ведь большое
число людей заблуждается в божественной мудрости, поскольку
множество пребывает в смертном грехе, и немногие по сравнению
с этим множеством находят спасение. И если этих немногих мы
разделим на большинство и [немногих] остальных, то большинст-
во несовершенно, а совершенны лишь немногие. И по сию пору
царствует столь великое несовершенство, что мудрецы нашего
времени спорят об этом совершенстве, неспособные его отыскать.
Итак, кто же совершенен? Бог знает все; я же, по крайней мере,
знаю, что множество несовершенно, да к тому же [несовершенно]
и множество этих мудрецов, которые так [ожесточенно] спорят
[друг с другом], что лучше бы их не было, ибо они смущают всю
церковь Божию. Равным образом очевидно, что и в мудрости фило-
софской заблуждается большая часть человеческого рода, и немно-
гие из философов обладают истиной. И по сию пору множество фи-
лософствующих все еще несовершенно и немногие из мудрейших
достигли совершенства в философии, как, например, первые соста-
вители1 и Соломон, а затем для своего времени — Аристотель, и поз-
же — Авиценна, а в наши дни — господин Роберт, с недавних пор
епископ Линкольна2, и брат Адам из Марча3, поскольку они были
совершенны во всяком знании; а большинство в философии не бы-
ло совершенно никогда. Итак, толпа заблуждается в большинстве
случаев, равно, как и ее предводители редко и в немногом достига-
ют истины. И это я разъясняю с помощью изречений Священного
Писания и канонического [права], святых и философов, с помощью
умозаключений и примеров. И это — полезнейшее и прекраснейшее
знание, легкое и приятное.

Однако мы, тем не менее, всегда пользуемся тремя вреднейши-
ми аргументами, защищая то, что мы делаем и говорим, а именно:
это подтверждено примером; это обычно так; это общераспростра-
ненно, следовательно, это должно быть сделано. Но из того, что бы-
ло сказано ранее о том, как обстоит дело в значительном большин-
стве таких случаев, следует противоположное этому выводу. Так
устраним же эти три язвы, вводящие в заблуждение всякого чело-
века, и четвертую, а именно защиту собственного невежества через
отрицание неизвестного нам при хвастливом выставлении напоказ
того, что мы знаем. Поистине, эта — хуже трех других, поскольку
является их причиной. Ведь так как человек защищает свое неве-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 416 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2319 - | 2275 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.