Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава I. Каково интеллигибельное в интеллекте?




Далее следует сказать о сравнении интеллигибельного с интел-
лектом согласно единству и различию одного и другого. Поскольку
же всякое познание происходит посредством уподобления некоторо-
го интеллекта к интеллигибельному, надлежит быть единому из ин-
теллекта и интеллигибельного, оно же едино не как субъект и акци-
денция или как то, что становится единым из материи и формы, как
подобающе указано в третьей [книге] «О душе», и поэтому надлежит
более ясно исследовать, каким образом они составляют единое.

Чтобы познать это, надлежит нам рассмотреть то, что объеди-
няется в свете из цветов, которые абстрагировались из него. Ведь
среди всего телесного нет ничего, в чем так проявлялось бы подобие
нетелесному, как в свете, из-за чего даже действующий интеллект
назван как бы светом в книге «О душе». Итак, мы скажем, что в свете
существует троица: свет, освещение и свечение (lux, lucere, et lumen),
которые, рассмотренные сами по себе, не имеют, по-видимому, ни
малейшего реального различия. Если же они будут рассмотрены отно-
сительно чего-либо другого, то они весьма различаются между собой,
поскольку свет есть форма свечения в теле, которое изливает свече-
ние, сияние есть эманация этой формы на другое, а свечение есть уже
принятая форма от того, что светит прежде. Цвет же, согласно тому,
что он абстрагируется от тела и производится согласно спиритуаль-
ному бытию в светлом или прозрачном (in perspicuo sive diaphano),
есть в нем не всецело как акциденция в субъекте, поскольку акциден-
ция не получает форму и сущность акциденции от субъекта, но толь-
ко существует [в нем]. Цвет же от свечения имеет сущность и фор-
му цвета, как указано в первой [книге] «О чувстве и ощущаемом».
К тому же свет не существует в свечении как форма в материи,
поскольку форма вводится посредством изменения относительно
материи и производит порождение составной вещи. Цвет же (как
сказано в другом месте) не исходит от светлого прозрачного [тела]
таким образом, но посредством формальной абстракции абстраги-
руется от окрашенного, как фигура от печати.


К тому же форма имеет материальное бытие в материи, в кото-
рой она находится, цвет же имеет не материальное бытие в про-
зрачной вещи, но спиритуальное, из-за чего изменение прозрачной
вещи по цвету и свечению бывает внезапным (что пояснено в дру-
гих [местах]). Если же только интеллект мы назвали бы светом, ко-
торый есть в нем, то интеллект, интеллигибельность и его интелли-
гибельное, воспринятое от другого, не различались бы, и, познавая
то, что принимало бы его интеллектуальный свет, он познал бы все
собственное познание, и, познавая какое-либо интеллигибельное,
познал бы себя и свое собственное действие.

Совершенно таким же образом нам надлежит иметь представле-
ние и относительно интеллекта и интеллигибельного, которое есть
в нем, взятого в актуальности. Оно же абстрагировано от вещей, и,
поскольку существует в свечении интеллекта, оно существует
в том, что дает ему интеллигибельную форму по акту, а не как ак-
циденция в субъекте, и не как форма в материи, и это не является
несообразным, поскольку таковое оно согласно спиритуальному
бытию, которое оно имеет, принятое в том, что его абстрагирует,
и не есть акциденция, и не субстанция, согласно наиболее истинно-
му восприятию его, и не есть отличие сущего или некий вид [суще-
го] (разве что если сущее понимается «в некотором отношении»),
но есть некая сущая интенция, воспринятая согласно способности
того, что действует с ней. Способность же света такова, что собира-
ет бытие цветов, а способность интеллекта такова, что собирает ин-
теллигибельное, воспринятое согласно акту познания.

Из того, что сказано, ясно, что интеллект познает свое познание
никаким иным действием или акцией, нежели познанием своего
интеллигибельного, и что он познает себя, познавая некое интел-
лигибельное. Причину этого мы уже назвали — поскольку интел-
лект зовется нетелесным светом интеллектуальной природы, кото-
рый воспринимается или в самой интеллектуальной природе, или
исходящим из нее, или воспринимаемым и определенным через ин-
теллигибельное, и не имеет в себе некоего формального отличия. Ес-
ли же [интеллект и интеллигибельное] относятся к чему-то другому,
то отличаются в соответствии с тем, к чему относятся.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 365 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2537 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.