Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Существует ли универсальное только в интеллекте или и в вещи вне [интеллекта]?




«Существует ли универсальное только в нагих и чистых интел-
лектах или же и в вещи» — это, по словам Порфирия1, великое
дело, требующее большого исследования. И хотя этот вопрос от-
носится к метафизике, однако здесь об этом надлежит сделать упо-
минание, дабы облегчить наше учение. Поскольку все, что есть в
вещах, только едино и свойственно, может показаться, что универ-
сальное, каковое существует во многом и относительно многого,
не существует в каких-либо вещах, прежде всего поскольку Арис-
тотель учит в первой философии, что бытие универсального и ча-
стного — одно и то же, и начала всякой вещи, каковые суть начала
существования, суть частные, а не универсальные, как о том гово-
рит Платон.

Кроме того, универсальное просто, чисто от материи и отделе-
но от материальных придатков, а будучи таковым, оно не воспри-
емлет материю. Следовательно, поскольку ему необходимо сущест-
вовать в некотором бытии, так как оно — простая форма, надлежит,
чтобы оно, согласно этому бытию, существовало в душе, и, таким
образом, универсальное, как универсальное, существует только
в душе.

Кроме того, если бы универсальное было в вещи, то надлежало
бы, чтобы оно было тем же самым, что и вещи, в которых оно нахо-
дится, поскольку иначе предицирование было бы ложным, когда го-
ворили бы «Сократ есть человек», «Сократ есть живое существо».
Итак, «человек» или «живое существо», предицируемые Сократу, —
то же самое, что и Сократ. На том же основании предицируемое
Платону есть то же самое, что и Платон. Но то, что то же самое для
того же самого, само одно и то же. Из этого последовало бы, что Со-
крат и Платон — тождественны, или же надо сказать, что «человек»
и «живое существо», предицируемыми Сократу и Платону, — раз-


1 Аристотель. О душе, 430а 1.

' Порфирий. Введение к «Категориям» Аристотеля //Аристотель. Кате-
гории. М., 1939. С. 53.


 

 

 


 


личные универсалии, что ложно, поскольку Порфирий говорит, что
многие люди, на основании причастности виду — один человек1,
и Аристотель сказал, что равноугольный и равносторонний [тре-
угольники] суть разные треугольники и одна фигура. Из всего тако-
го рода неподходящим образом выводится, что универсальное не
в вещи, но в разуме. Из-за этого и Иоанн Дамаскин говорит, что
«в таковых общее следует рассматривать в разуме, а не в вещи».

Кроме того, форма индивидуируется благодаря материи, ин-
дивидуированная же форма дает бытие индивидуальной [вещи].
Таким образом, и форма, и материя становятся свойственными.
Следовательно, ничего от формы и материи, которые есть в одном
индивидуальном, не воспринимается во многих вещах одновре-
менно. Следовательно, универсальное в вещи — ничто, берется ли
оно согласно форме или согласно материи; оно воспринимается
одновременно [лишь] в возможных вещах. В этом согласны почти
все перипатетики, а именно Авиценна, и Аль-Газали, и Аверроэс,
и Абубацер, и многие другие.

Но некие из мужей немалого авторитета, среди латинян, кото-
рые с этим положением не соглашались, признавали универсаль-
ное в вещах согласно некоему бытию. Ведь если бы универсально-
го в вещах не было, то его нельзя было бы истинно предицировать
вещи, прежде всего поскольку природа универсального — быть
полностью в каждой из своих частей.

Кроме того, любая вещь познается благодаря своей истинной
форме. Следовательно, поскольку универсальное есть то, что по-
знается, надлежит, чтобы оно было истинной формой вещи, и, та-
ким образом, оно есть нечто в вещах.

Далее, нет ничего более истинного в вещах, чем то, что полно-
стью едино во многом и относительно многого, ведь оно не утра-
чивает смысл «существования в вещах» из-за того, что оно во
многом; из-за того же, что оно — относительно многого, оно полу-
чает то, что составляет в них истинную сущность, существующую
субстанциально или акцидентально. Следовательно, универсаль-
ному надлежит истинным образом быть в вещах, в то время как
оно едино во многом и относительно многого.

Мы же, следуя в этом затруднении средним путем, говорим,
что сущность какой-либо вещи следует рассматривать двояко.
А именно, во-первых, коль скоро она есть природа, отличная от
природы материи, или от природы того, в чем бы она ни находи-
лась. И во-вторых, как она в материи, или в том, в чем она инди-
видуирована посредством нахождения в нем. К тому же первое
рассматривается двояко. Во-первых, коль скоро она есть некая аб-
солютная сущность сама по себе, и в этом случае она зовется «сущ-
ностью», есть единая, существующая сама по себе, имеет бытие

1 Там же. С. 59.


только такой сущности и в этом случае она только одна. Во-вторых,
так, что ей, соответственно способности, подобает сообщаемость,
подобающая ей оттого, что она есть сущность, способная давать бы-
тие многому, даже если бы и не давала бы ничему, и в таком случае,
она надлежащим образом зовется «универсальное»; ведь всякая
сущность, сообщаемая многому, есть универсальное, даже если ак-
туально дает бытие только одному, как например, Солнце, Луна,
Юпитер и тому подобное; ведь субстанциальные формы таковых
вещей — сообщаемы, а то, что они не сообщаются актуально, проис-
ходит оттого, что вся материя, которой эта форма может сообщить-
ся, уже подлежит форме, как установлено в «О небе и земле». Итак,
универсальное существует, соответственно способности, в вещах,
внешних [душе], но соответственно акту существования — только
в интеллекте, и поэтому перипатетики сказали, что универсальное
существует только в интеллекте, относя это к универсальному, ко-
торое есть во многом и относительно многого согласно акту суще-
ствования, а не согласно только способности.

Но относительно сущности, причастной тому, в чем она есть,
имеется двоякое рассмотрение. Первое же, коль скоро она есть
цель возникновения или составления несовершенной (desiderata)
субстанции из материи или из того, в чем она есть, и чему она да-
ет бытие и совершенство, и в таком случае она называется «акту-
альность» и существует как частная и определенная. Вторым же
способом — коль скоро она есть все бытие вещи, и в таком случае
называется «чтойность» и опять-таки существует как определен-
ная, частная и свойственная.

И не следует полагать несообразным, что форма называется
«всем бытием вещи», поскольку материя есть ничто от бытия ве-
щи и не входит в намерение природы, ведь если могла бы сущест-
вовать деятельная форма без материи, то она никогда бы не вво-
дилась в материю, но поскольку этого быть не может, то остается,
что материя не ради бытия, но ради определения бытия формы.
Следовательно, скажем о последнем, что форма предицируется
вещи, формой которой она является, и, таким образом, отделен-
ная интеллектом, она есть универсальное в интеллекте, и поэтому
способность ее сообщаемости сводится к акту в интеллекте, отде-
ляющем ее от индивидуирующих [условий].

Глава III.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 373 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.