Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О ложности мнения того, кто говорит, что всякая форма есть везде и всегда




Хотя этот путь наиболее разумен, однако некоторые не склонны
так говорить, но говорят, что все формы, и субстанциальные, и ак-
цидентальные, суть общие по своему бытию. И поскольку формы
в материи [существуют] только акцидентально, как мы сказали преж-
де, а материя не замыслена к бытию, но форма есть все бытие вещи,
поэтому они говорят, что всякая форма сама по себе есть везде
и всегда, ведь некое бытие не замыкается в место и не привязывает-
ся к «теперь», иначе как из-за самой материи, определенной к про-
тивоположности. То же, что вне противоположности и движения,
то сверх времени и временных различий.

[Далее], они говорят, что поскольку формальная сущность сама
по себе везде и всегда, а по акциденции — в материи, она более ис-
тинно существует везде и всегда, чем здесь и теперь, и более истин-
но там, где она существует согласно формальному бытию, чем там,
где она существует согласно материальному бытию, которое умень-
шает ее бытие и ограничивает ее способность сообщаться. И из это-
го следует, что она более истинна в интеллекте, чем в материи.

И они говорят, что если некие формы — отделенные, как, на-
пример, интеллект, то они существуют там, где действуют, и могут
быть во многих вещах одновременно.

И из первого заключают, что универсальное, которое постигает-
ся во всех душах и существует во всех ее частных вещах — одно, и,


 

 


 


 

 


таким образом, соглашаются, что есть одна по числу наука во всех
душах, но говорят, что различные последовательности (continua-
tiones) этой науки существуют в людях из-за различия воображе-
ния, от которого интеллект принимает [фантазмы], как указано в
третьей [книге] «О душе».

Из второго же заключают причину предсказаний, которые дела-
ют некроманты и авгуры, а именно один гипнотизирует другого
и препятствует действиям души в нем. И они имеют основания для
своей первой позиции: одно, наиболее сильное, о котором мы ска-
зали, и другие, которые мы изложили в книге «О душе».

Но поскольку рассмотрение их всех займет много времени, по-
видимому, следует нам высказать, без предварительного обсужде-
ния, лучшее положение, которое противодействует ложности этого
мнения: поскольку истинное и незыблемое бытие в природе есть
то, что дает форму частной материи, формальное же бытие сущест-
вует в сущности формы только согласно способности и в отделяю-
щем интеллекте только согласно акту, как мы сказали, постольку,
говоря наиболее истинным образом, сущность присуща форме вез-
де и всегда только согласно способности, а не актуально. И когда
говорится, что там, где вещь существует сама по себе, она сущест-
вует более истинно, чем там, где она существует акцидентально,
следует сказать, что это было бы истинным, если бытие везде и все-
гда подобало бы ей согласно акту, это же неверно, и поэтому не сле-
дует то, что они выводят: что бытие согласно способности есть бы-
тие в некотором отношении и потенциальное, бытие же в материи
есть бытие истинное, совершенное и актуальное. И когда говорит-
ся, что бытие акцидентально форме, следует сказать, что это акци-
дентальное не делает акцидентальным само бытие, которое есть акт
материи и составного из формы [и материи], ведь оно существует
субстанциально и истинно, а говорится «акцидентально» в том слу-
чае, если акциденция существует посредством другого, а не посред-
ством самого себя, поскольку истинно, что бытие в материи не под-
ходит форме и сущности посредством себя и из-за себя.

Глава V.
Об опровержении ошибки Платона относительно указанного

К этому же надлежит упомянуть о философии Платона, который
при всяком подлежащем разъяснению поводе такого рода различал
троякое универсальное. Первое — до вещи, которое есть формальная
причина, обладающая виртуально всем отдельным и вечным бытием
ранее существующей вещи. Ведь если оно — причина, то надлежит
ему быть прежде вещи, и если изменение, порождение и разрушение
есть только в подлежащей материи, оно будет ранее всего такого рода,
и поэтому оно непорождаемо и вечно. И поскольку оно дает материи


все бытие и является бытием индивидуального, подобно тому как
печать дает фигуру воску, фигура же будет обладать изначально
всем бытием и способностью вещи, вследствие этого он сказал, что
такое универсальное — отделенное и существует математически, со-
гласно самому себе; оно есть начало науки и формальная причина
порождения во всем порожденном и остается вне порожденного, по-
добно тому как деревянная колодка, на которой делают башмак, ос-
тается вне кожи, в то время как по ней формируются все башмаки.
И поскольку форма вечна, он сказал, что она есть начало познания,
а поскольку нематериальна, сказал, что она есть всегда и везде во
всех душах та же самая. Второе универсальное, как он сказал, только
в вещах, и оно есть форма вещей, запечатленная от первого универ-
сального, из которого возникают формы вещей, как из некоторого et-
ymagium, то есть печати. Это второе, как он говорит, подлежит движе-
нию и изменению из-за материи, в которой оно существует. Третье
же, сказал он, существует после вещи, то есть по рассмотрению вос-
принятого от вещей, и посредством его, как он сказал, познается не
некая вещь, но познается в надлежащей природе и по приложению
формы к тому, что делает ее частной и индивидуальной.

Аристотель же оспаривал это, указывая противоречивость это-
го, посредством многих оснований: ведь истинно, что начала вещей,
близкие частным вещам, суть частные, а разрушимым [вещам] —
разрушимые [начала]; однако это не имеет отношения к настояще-
му рассмотрению. Но изложенного касается то, что если бытие и
сущности вещей, вечные и неразрушимые, суть таковы, как он,
[Платон], сказал, то они суть совершенно ничто по отношению
к бытию вещей, существующих в природе, ведь вещи познаются не
иначе, как посредствам начал, которые относятся к их бытию; та-
ким образом, посредством предсуществующих универсалий, обла-
дающих бытием вещей изначально, никакая вещь не познается, и,
таким образом, они бесполезны для познания вещей1.

Кроме того, согласно этому универсальное ложно предициру-
ется многим сущим вещам, поскольку согласно принятому, оно не
подобает многому; первое [универсальное] же есть ничто относи-
тельно бытия вещей и поэтому не может предицироваться некото-
рой вещи. Из-за этого, без сомнения, философия Платона в этой
части наиболее несообразна.

Кроме того, если природные вещи отличаются от математиче-
ских тем, что они воспринимаются определяющим разумом вме-
сте с подвижной и чувственной материей, как могло бы быть, что-
бы таковые [идеи] существовали бы отделенно?

Кроме того, если они были бы отделенными, что бы принуди-
ло их соприкоснуться с материей и причинять в ней природное
бытие? Ведь etymagium, о котором он говорит, касается воска для

'Там же. 1079Ь 16.


 

 

 


отпечатывай^ только посредством чего-то движущего. Какое же
движущее такого рода имеется для отделенных форм, невозмож-
но сказать, хотя некто стремится его измыслить.

Итак, это сказано о природе и сущности интеллигибельного.

Трактат III





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 361 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2672 - | 2238 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.