Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Так и соответственно способности познания 5 страница




' Ссылка не обнаружена. J.S. Brewer предлагает следующее: Phys., I, 2, 4.
2 Аристотель. Метафизика, 1024Ь 10.


видообразующими отличиями, каковые суть телесное и бестелес-
ное. И небо, и элементарное тело суть одно в теле, но различны ви-
дообразующими отличиями, каковые суть небесное и не-небесное.
И так обо всех равных видах, соотносимых со своим родом. И по-
добным образом, если все соотносится с наивысшим родом, все од-
но в нем, и он есть материя, которая в потенции ко всему. И если
мы говорим только о природных вещах, тогда все есть одно по при-
родной материи, которая является третьим родом, а именно, суб-
станцией телесной, не-небесной, поскольку это обще всему природ-
ному, и в потенции ко всему, и разделяется на все; и именно это
хотел сказать Аристотель. И в этих случаях материя толкуется не
так, как при указанной ошибке. Ведь там материя рассматривается
как вторая часть составной [вещи], простая субстанция, отличная
по сущности (in essentia) от формы; но здесь материя рассматрива-
ется как некое незавершенное составное, которое есть сущность
(essentia) некоего рода, в потенции к следующим видам. И таким
образом материя всегда рассматривается всей естественной фило-
софией и тогда, когда мы говорим о субъекте возникновения, кото-
рый есть материя. Метафизик же рассуждает по преимуществу
о той простой материи, так как в отношении нее истинно то, что
[сказано] в седьмой книге «Метафизики», что материя отлична от
сущности всего, относящегося к предикаментам, и многое другое.

Что же касается того, что Аристотель говорит в четвертой книге
«Физики»1, и часто [повторяет] в других местах, что материя проти-
воположных [вещей], например, теплого и холодного, плотного
и разреженного, огня и земли и т. д., одна и та же по числу, и того,
что говорит комментатор Аверроэс в одиннадцатой книге «Метафи-
зики», что материя одна по числу, должно пониматься по отноше-
нию к материи, как ныне сказано, поскольку здесь назван материей
род. И как род один по числу, и не множественен, и является субъ-
ектом для двух противоположных [видов], так определенно одна
материя, которая, понятно, есть сущность (essentia) этого рода, [пре-
бывает] в потенции к различным видам, называемым формами.
Но когда я говорю, что род один по числу, это не потому, что он —
нечто единичное, так что действительно один по числу, как Сократ
или Платон, но [потому, что] есть одна сущность рода, а не много.

' Аристотель. Метафизика, 1033 а 25.

<...>


Бонавентура Bonaventura

(1217-1274)

Св. Бонавентура, по отцу Джованни Фиданца, родился в Ита-
лии, в маленьком городке Банъореджио, входившем в состав Папско-
го государства. Его отец, также Джованни, согласно преданию, был
врачом и происходил из знатного рода Фиданца ди Кастело, мать
его звали Ритела.

С раннего детства Бонавентура был мистически связан со свя-
тым Франциском Ассизским. Существует легенда, что, будучи
еще ребенком, он опасно заболел, и, когда врачи отчаялись в его вы-
здоровлении, мать обратилась с молитвой к св. Франциску Ассиз-
скому, благодаря чему мальчик выздоровел. После выздоровления
маленький Джованни получил второе имя — Виопа Ventura (дитя
счастья). Таким образом, с самого детства он был под благословени-
ем св. Франциска и, когда решался вопрос об обучении, выбор был
предопределен этим событием. Сначала он обучался во францискан-
ском монастыре вредном городе. В возрасте девятнадцати-двад-
цати лет он приехал в Париж и поступил на факультет искусств.
После окончания в 1242 г. Бонавентура вступил во францисканский


орден и далее как монах-францисканец продолжил обучение на фа-
культете теологии под руководством Александра из Гэлъса, который
стал для него учителем и другом. В 1248 г. Бонавентура заканчивает
обучение и начинает преподавать сам. К тому времени в Парижском
университете были уже утверждены две кафедры преподавателей
теологии для доминиканцев и францисканцев. В 1248-1250 гг. он биб-
лейский бакалавр, что означает ведение занятий по изучению Библии
под руководтвом профессора. С 1250 по 1253 г. он уже сентенциаль-
ный бакалавр, читает по «Сентенциям» Петра Ломбардского, пропо-
ведует и ведет диспуты. В этот же период он пишет «Комментарии
к Сентенциям Петра Ломбардского», где подвергает критике взгля-
ды Аверроэса и его латинских последователей. Эту работу Бонавен-
туры можно назвать богословским шедевром, так как почти все на-
писанное им поззднее так или иначе базируется на этой работе.

В 1254 г. после защиты диссертации «Спорные вопросы о Христо-
вой науке» он получает титул доктора теологии и начинает препода-
вать во францисканской школе в Париже. Будучи членом ордена фран-
цисканцев, Бонавентура не мог получить официального зачисления на
факультет теологии Парижского университета из-за оппозиции пре-
подавательского состава этого университета, состоявшего из так
называемого «белого» духовенства, к монашеским орденам, то есть
«черному» духовенству. Только через четыре года Бонавентура был
утвержден в качестве ординарного профессора на факультете теоло-
гии Парижского университета, где он преподавал вместе с Фомой Ак-
винским. Но вскоре Бонавентура оставляет преподавательскую дея-
тельность, так как 2 февраля 1258 г. его избирают генералом ордена
францисканцев, и с этого времени вся его жизнь посвящена и духовно-
му служению францисканскому братству. К этому времени, сущест-
вующий уже более полувека орден францисканцев, имел достаточно
развитую монашескую структуру со своими монастырями, школами
и громами. Но с развитием ордена начали возникать и различные про-
блемы организации жизни братьев, обозначились два течения, по-раз-
ному понимавшие заветы Франциска, его отношение к бедности
и строгости соблюдения Устава. Эти проблемы во многом были разре-
шены св. Бонавентурой. Будучи седьмым приемником Св. Францис-
ка — Св. Бонавентура по праву стал вторым основателем Ордена.

В октябре 1259 г. Бонавентура, находясь на горе Алъверне, на
склонах которой св. Франциску было видение шестикрылого серафи-
ма, пишет свой знаменитый «Путеводитель души к Богу» (Itinerar-
гит mentis ad Deum), а в 1260 г. ~ житие св. Франциска, в связи
с тем, что распространилось большое число различных, подчас про-
тиворечащих друг другу версий жизни основателя ордена. Биогра-
фия (legenda) св. Франциска1, написанная Бонавентурой, была при-

' См. в русском переводе: Большая Легенда, составленная святым
Бонавентурой из Баньореджо // Истоки францисканства. Assisi. 1996.
С. 521-704.


 

 

 


 


знака единственно точной, а все прежние запрещены. В 1260 г. в Нар-
бонне св. Бонавентура провел свой первый генеральский капитул, где
были приняты важные для жизни ордена решения. Особое внимание
Бонавентура уделял необходимости обучения монахов и организа-
ции школ и кафедр в университетах, одновременно осуждая чрез-
мерное увлечение бедностью как единственной формой добродете-
ли. Будучи учеником первого знаменитого францисканского теолога
и философа Александра из Гэлъса, Бонавентура разделяя августи-
анские взгляды своего учителя, превратил теологию и философию
Бл. Августина в научную доктрину Ордена. Помимо этого Бонавен-
тура по-прежнему не оставляет своей полемики с латинскими авер-
роистами и продолжает выступать с христианскими толкования-
ми Аристотеля против аверроистов в проповедях.

3 июня 1273 г. папа Григорий X рукоположил Бонавентуру в
епископа Алъбанского и возвел в кардиналы. После чего его напра-
вили на Лионский собор, созванный папой Григорием X с целью вос-
становить общение с греческой церковью. Бонавентура принял ак-
тивное участие в работе собора, поражая всех убежденностью
и красотой своих речей в пользу воссоединения церквей.

Вскоре, между первой и второй сессиями собора св. Бонавенту-
ра заболел и 15 июля 1274 г. умер. Похоронен он был во францискан-
ском монастыре в Лионе. Собратья по ордену почитали его святым,
но только спустя двести лет, 14 апреля 1482 г., в соборе св. Петра
состоялась канонизация св. Бонавентуры, а спустя еще одно столе-
тие, в 1587 г., папа Сикст V буллой «Торжествующий Иерусалим»
(Tnumphantis Hienisalem) причислил его к Учителям Церкви. После-
дующими поколениями богословов св. Бонавентура именовался «се-
рафическим доктором»· (doctor seraphicus) наравне с Фомой Аквина-
том (doctor angelicus).

В творчестве Бонавентуры схоластическая философия и мисти-
ческая теология того времени нашли свое уникальное и благодатное
соединение. Именно в мистическом богословии Бонавентура, проник-
нутый духом Франциска Ассизского и вдохновленный опытом бо-
гопознания Августина, достиг высшего совершенства в осмыслении
цели товарного мира и сути человеческого сознания в мистической
перспективе высшей благодати, гармонии и любви. Бонавентура ос-
тавался верным аскетическому идеалу и духу Франциска Ассизско-
го, будчи теологом. Его идеал духовной жизни — это путь медита-
тивного восхождения к горнему, проходящий через испытание
совести, размышление о страданиях и смерти Христа, приводящий
к соединению с Богом через любовь и осознание божественной красо-
ты в созерцании Троицы. Поэтому богословие для Бонавентуры как
размышление есть следствие актов общения с Самим Богом, кото-
рые не уступают по силе чувства и мысли экстатическому пережи-
ванию присутствия Бога в его творениях, пережитых св. Францис-
ком. Именно богословие как результат действия благодати, как дар


Божий, есть сама суть христианской мистики. По мнению известно-
го исследователя средневековой философии Э. Жильсона, именно со-
здание такой метафизики — конечная цель, к которой всегда стреми-
лась мысль Бонавентуры'.

Метафизика христианской мистики для Бонавентуры — истины
Божественного Откровения, которые принимаются волевым актом
веры, а не постигаются разумом, ибо разум человеческий поврежден
грехом. Разум же, освещенный светом веры, помогает возлюбившим
Божественную мудрость соединить свой конечный дух с бесконеч-
ным объектом познания — Богом — в акте интеллектуального виде-
ния (videre intellecta), в котором вера и разум совпадают. Это весь-
ма существенный момент для учения Бонавентуры, подчеркивает
Э. Жилъсон, поскольку метафизика мистики была бы невозможна,
если не признать законности акта познания, в котором совпадают
несоединимые свет веры и свет разума2. Всякое богословие для Бона-
вентуры — результат деятельности благодати, а философия, со-
трудничая с верой, может быть промежуточным этапом в долгом
пути, которым душа идет к Богу.

Человек, идущий к Богу, движется и к совершенной мудрости
и на этом пути проходит как бы три ступени: первая ступень

воспринимаемый чувствами мир, то есть природа, являющаяся
следом Бога; вторая ступень — душа человека, сотворенная по об-
разу Бога; и третья — возвышение над всем телесным и душевным,
духовное созерцание, мистическая радость познания Бога и служе-
ния Ему. Но каждый из этих трех этапов удваивается: «... ведь
можно рассматривать Бога и как альфу, и как омегу, то есть воз-
можно видеть Бога... как через духовное зеркало, так и в духовном
зеркале»3. Воздвигается лестница из шести ступеней, имеющая
мистическое соответствие шести дням творения, шести сту-
пеням трона Соломона и шести крыльям серафимов. Следуя за Ав-
густином Бонавентура объясняет наличие необходимых истин в
человеческой мысли прямым и непосредственным воздействием бо-
жественного света (предвечных начал) на наш разум. На вопрос
«Как может человеческий разум достичь абсолютно достоверно-
го разумения?» Бонавентура отвечает так: «Достоверное позна-
ние имеет место лишь при неизменности со стороны познаваемо-
го и непогрешимости со стороны познающего»*. Свет этот, будучи
неизменным и интеллигибельным, озаряет человеческий разум в по-
знании предметов. Свет этот невидимый, ибо он — Сам Бог, созер-
цание которого нам недоступно из нашего тварного мира; он воздей-

1 Gilson E. La philosophic de Saint Bonaventure.P.; Vrin, 1943.

2 Там же.

3 Бонавентура. Путеводитель души к Богу. / Пер. и коммент. В. Л. Задвор-
ного. М., 1993. С. 53.

'Bonaventura 5. De scientia Chriisti, Quaracchi, 1882-1902. IV, Concl.
T.V. P. 23.


ствует на человеческий разум непосредственным касанием, благо-
даря этому мы видим не только то, что есть, но и что должно быть;
и разум наш оказывается, таким образом, способным к суждению.
Все истинное познание духовной сферы разум человека получает
при содействии присутствующего в нас луча Божественного света,
конечно же ослабленного, ибо предвечные начала не даны нам непосред-
ственно, так как они существуют в Боге, а только в виде их смутного
отражения — того, что может увидеть тварь своим тварным разу-
мом. В этом мире мы имеем достоверное и ясное знание лишь о прин-
ципах тварного мира, поскольку Бог впечатлел их в наш разум. Но это
ясное и достоверное знание неполно: «Если бы было сказано, что в этой
жизни ничто не может быть познано полностью, это не было бы не-
верным^. Узреть и постичь истины нашего спасения можно через
свет Священного Писания, который «называется также высшим, ибо
ведет нас вверх к обнаружению высших реальностей, которые превос-
ходят наш разум, а через Откровение нисходит от „Отца
светлое У.
Бога узреть может лишь душа, преображенная особой благодатью
и получившая дар экстатического созерцания. Благодать же есть бо-
гоподобие, обретаемое и душой и ее способностями. Но это уже выхо-
дит за пределы философии и, как говорит сам Бонавентура, перо и бу-
мага мало помогут там, где действуют лишь благодать и Дух Святой.
Представленный ниже трактат Бонавентуры
«О возвращении
наук к теологии» (De reductione artium ad theologiam in) является
образцом метафизики христианской мистики, где мысль, остава-
ясь по форме философичной, несет в себе высокий дух богословия.

Л. В. Бурлака

'Bonaventura 5. De scientia Christi. Quaracchi, 1882-1902, IV, ad. 22,
T.V. P. 26

2 См. ниже стр. 131.


О возвращении наук к теологии1

1. «Всякое деяние доброе и всякий дар совершенный нисходят
свыше, от Отца светов», — пишет Апостол Иаков в первой главе
своего послания (Иак. I, 17). В этом послании Апостол касается
происхождения всякого озарения. Он склонен считать, что первич-
ный свет — источник, из которого свободно истекает множество све-
тов. Поскольку же всякое озарение нашего познания является вну-
тренним, то будет разумным ввести следующее различение: свет
внешний, то есть свет технических умений, низший свет, то есть
свет чувственного познания, внутренний свет, то есть свет фило-
софского познания, и высший свет, то есть свет благодати и Свя-
щенного Писания. Первый свет озаряет формы рукотворные, вто-
рой — природные формы, третий — интеллектуальные истины,
четвертый и последний — истины спасения.

2. Итак, первый свет, который озаряет рукотворные формы,
внешние человеку и придуманные им для преодоления недостатков
собственного тела, называется светом технических умений, служа-
щих человеку, он по достоинству своему ниже философского позна-
ния, которое также будет правильно назвать внешним. Умения эти
реализуются в семи свободных искусствах, перечисленных Гуго в его
«Дидаскалионе»2. Это ткачество, оружейное дело, земледелие, охота,

© А. Вашестов, перевод, примечания, 1996

1 Печатается по изданию: Знание за пределами науки: мистицизм, герме-
тизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV вв. /
Сост. и общ. ред. И. Т. Касавина. М., 1996. С. 315-323. Перевод с латинского
выполнен по: Bonaventura. Opera omnia. V. Quaracci, 1891. P. 319-325. Paris,
1971 / Редактор перевода E. В. Антонова.

2 Didascalion (Didascalicon) Eruditionis didascalicae libri VII. Шесть первых
книг представляют собой введение в тривиум (квадривиум) (I-III) и теологию
(IV-VI) в виде компиляции сочинений Августина, Боэция, Кассиодора и Иси-
дора Севильского. Седьмая книга — собственный трактат Гуго Сен-Викторско-
го о медитации. (В нашей антологии в 1 томе представлены первые три книги
Дидаскаликона. См. т. 1, с. 298-341 наст, изд.)


 

 

 


 


навигация, медицина, театральное искусство. Обратим внимание на
полноту классификации. Каждое техническое умение служит или об-
легчению, или удобству, направлено оно либо на избавление от печа-
лей и нужды, либо на пользу и услаждение. По словам Горация:

Или стремится поэт к услажденью, или же к пользе,

а также

Всех соберет голоса, кто смешает приятное с пользой1.

Что до облегчения и услаждения, то этому служит театральное
искусство, или искусство игр, включающее игры разного рода: пе-
ние, игру на музыкальных инструментах, сочинительство, панто-
миму. Что до удобства или улучшения внешних условий жизни,
то оно состоит в том, чтобы насколько возможно одеть или накор-
мить человека или чем-нибудь помочь ему. Одеть наилучшим об-
разом означает одеть в материю из шерсти, мягкую и нежную, тут
потребно искусство ткача: если же нужна крепкая и защищающая
одежда, этому служит оружейное или кузнечное искусство, за-
ключающееся в изготовлении разного вида доспехов из железа и
иного металла, камня или дерева.

Что же касается действительно хорошей пищи, то она бывает
двух видов: ведь мы употребляем пищу растительную и животную.
Растительная пища — объект земледелия, животная — охоты. Или
иначе: относительно действительно хорошей пищи нужно различать
ее производство и умножение, называемое земледелием, и заготовле-
ние любого рода — охоту, состоящую в заготовлении пищи, напитков
и лакомств, чем занимаются охотники, пекари, повара и трактирщи-
ки. Называются же они в некотором отношении одинаково, вследст-
вие определенного преимущества и благородства своего дела. Если
же обратиться к помощи чем-либо, то станет ясно, что и она бывает
двоякой: или это восполнение убывшего, то есть навигация, охваты-
вающая всякого рода торговлю одеждой или пищей, или удаление
мешающего и вредного — медицина, состоящая из производства ле-
карств в виде микстур и мазей, излечивания ран и совершения ампу-
таций, что называется хирургией. Театральное искусство является
единым. Представляется, что сказанного достаточно.

3. Второй свет, который озаряет нам природные формы, — это
свет чувственного познания; его правильно называть низшим,
ведь чувственное познание начинается с низшего и осуществляет-
ся благодаря телесному свету. Подразделяется оно на пять частей,
соответственно числу наших органов чувств.

Здесь достаточно будет привести мнение Августина из третьей
книги его комментариев на Книгу Бытия относительно природы

1 Гораций. Наука поэзии; 333 и 343 (в пер. М. Л. Гаспарова).


света в элементах: если свет, или сияние, позволяет различать те-
лесные вещи в их существенных особенностях и в некой чистоте,
то это чувство зрения; если он смешан с воздухом, то это чувство
слуха; если же он смешан с испарениями, то это обоняние: с жид-
костями — вкус, если же свет смешан с грубой землей, то осяза-
ние1. То, что чувствительность обладает световой природой, вид-
но по нервам, имеющим природу ясную и светопроводящую.
В этих пяти чувствах свет различается в зависимости от большей
или меньшей чистоты. А так как в мире существуют пять простых
тел, а именно четыре элемента2 и пятая сущность3, то человеку
для восприятия всех телесных форм дано пять соответствующих
чувств: ведь никакое постижение невозможно, если орган воспри-
ятия и его объект не несут в себе ничего подобного и соответст-
венного, благодаря чему чувство обладает строго определенной
природой4. Есть и другой способ подсчета числа чувств, но этот
одобрен Августином и представляется разумным, ибо количество
это соответствует числу связей между органом, средой3 и объек-
том чувства.

4. Третий свет, озаряющий нас для того, чтобы мы погрузились
в истины умопостигаемые, есть свет философского познания: он
также называется внутренним, ибо исследует причины внутренние
и скрытые, используя начала наук и врожденные человеку истины.
Состоит он из трех частей: рациональной, натуральной и мораль-
ной. Достаточность такого членения доказывается следующим об-
разом. Имеются истины высказывания, истины вещей и истины
нравов. Рациональная часть рассматривает истины высказывания,
натуральная — истины вещей, моральная — истины нравов. Или по-
другому. Как в Боге разум усматривает причины действующую,
формальную, или служащую образцом, и целевую, ибо он есть при-
чина существования, основание познания и правило жизни, так
и при философском озарении то, что озаряет, или делает познавае-

' Augustinus. De Genesi ad litteram III, 4-5, 6-7; рус. перев.: Творения.
Ч. VIII. Киев, 1912. С. 83-87.

2 Согласно средневековой физике, все тела состоят из смеси четырех ос-
новных элементов: огня, воздуха, воды и земли.

3 Формы пятой сущности, эфира (квинтэссенции), являются причинами
рождения и разрушения тел, расположенных в подлунном мире и сформиро-
ванных из смешения четырех элементов.

4 По мнению Августина, душа пользуется стихией огня как орудием для
воздействия на более грубые элементы в их нисходящем порядке по степени
плотности (см.: Попов И. В. Личность и учение Блаженного Августина. Сер-
гиев Посад, 1917. Т. 1. Ч. 2. С. 27-28).

5 Бонавентура отводил большую роль в чувственном познании среде, ко-
торая доносит образ воспринимаемого чувствами объекта до органа чувства.
Из п. 8 следует, что его беспокоила проблема соответствия объекта и среды,
так как она для передачи образа должна быть прозрачной или, по крайней ме-
ре, светопроводной.


5 Зак Я lift

 


 

 

 


 


мым причины существующего, называется физикой, основания по-
знания — логикой, а правила жизни — моралью или практикой. Тре-
тье основание подобного членения таково: свет философского по-
знания озаряет саму нашу интеллектуальную способность, и она
предстает тройственной: когда она управляет мотивами, то осуще-
ствляет моральную функцию, когда управляет собой — натураль-
ную, а когда руководит истолкованием, то функцию высказывания:
так что человек получает озарение истин жизни, истин науки и ис-
тин учения1.

Возможны три способа отразить в высказывании то, что нали-
чествует. Ведь очевидно, что постигаемое умом познается для
большего побуждения к вере, любви или ненависти. И соответст-
венно философия высказывания, или рациональная философия,
состоит из трех частей: грамматики, логики и риторики; первая из
них занимается выражением, вторая научением, третья побужде-
нием. Первая учит разум постигать, вторая — судить, третья —
побуждать; Поскольку же разум приходит к пониманию через ис-
правления в высказываниях, судит благодаря истинам, побужда-
ется красноречием, то эта тройственная наука обращает свои час-
ти на изучение высказывания. В свою очередь, наш разум должен
судить, руководствуясь формальными основаниями, которые так-
же могут быть рассмотрены тройственным образом: по отноше-
нию к материи они называются формальными основаниями, по
отношению к душе — основаниями разумными, а по отношению
к божественной мудрости — идеальными основаниями. Тем са-
мым и натуральная философия подразделяется на три части:
на физику в собственном смысле слова, математику и метафизи-
ку; в то время как физика изучает вещи, подверженные зарожде-
нию и разрушению, соответственно их природным свойствам2
и причинам развития3, математика рассматривает абстрактные
формы в соответствии с интеллигибельными основаниями, а ме-


тафизика занимается познанием всего сущего, сводя его к едино-
му первому началу, от которого они исходят согласно идеальным
причинам, то есть от Бога как начала, цепи и образца, хотя среди
метафизиков по поводу этих идеальных причин ведутся споры1.

Наконец, тройственным образом должны быть изучены побуж-
дающие начала жизни частной (личной), семейной и обществен-
ной; в соответствии с этим и моральная философия разделяется на
три части: индивидуальную, хозяйственную и политическую, а то,
что подразделение идет вышеуказанным тройственным образом,
следует из их наименований2.

5. Четвертый свет, озаряющий истины нашего спасения, —
свет Священного Писания, называется также высшим, ибо ведет
нас вверх к обнаружению высших реальностей, которые превосхо-
дят наш разум; этот свет не открывается нашим разумом, а через
Откровение нисходит от «Отца светов». Хотя свет этот в букваль-
ном смысле един, толкуемый же в мистическом и духовном смыс-
ле, он выступает тройственным. Во всех книгах Священного Писа-
ния, помимо буквального значения слов, звучащих в речи, имеется
тройственный духовный смысл, а именно аллегорический, кото-
рый нас учит тому, во что следует верить относительно Божест-
венного и человеческого; моральный, научающий нас, как должно
жить; и анагогический, указующий, как приблизиться к Богу. Ос-
новываясь на этом, Священное Писание учит об этих трех, а имен-
но о вечном рождении и воплощении Христа, о правилах жизни
и о соединении души с Богом. Первое относится к вере, второе —
к нравам, третье — к цели того и другого. На первое должны быть
ориентированы занятия богословов, на второе — проповедников,
на третье — созерцателей. О первом лучше всех учил Августин,
о втором — Григорий, о третьем истинно учил Дионисий; после
Августина следует Ансельм, после Григория — Бернард, после Ди-
онисия — Рихард, ибо Ансельм — учитель искусства рассуждения,


1 Подробнее эту идею Бонавентура развивает в трактате «Путеводитель ду-
ши к Богу», основываясь на идее троичности. Отцу соответствует философия
природы, Сыну — рациональная, а Св. Духу — моральная философия. В фило-
софии природы Отцу соответствует метафизика, Сыну — математика, Св. Ду-
ху — физика. В моральной философии индивидуальная мораль относится
к Отцу, хозяйственная (семейная) — к Сыну, политическая — к Св. Духу.

2 Природные свойства — это активные начала, принадлежащие самой при-
роде вещей, благодаря которым они совершают свои действия в соответствии
с мировой гармонией. Свойства эти сокрыты в вещах, и сама их природа ос-
тается неизвестной. Можно, полагает Бонавентура, только констатировать
эти действия как имеющие место, например, огонь согревает, магнит притя-
гивает железо, тяжелые тела тянут вниз.

3 Учение о причинах развития (rationes seminales) в средневековую схоласти-
ку перешло через Августина, который заимствовал в свою очередь его у стоиков,
учивших о сперматических (семенных) логосах как причинах зарождения.
В средние века термин rationes seminales получил повсеместное признание после


введения его в текст «Сентенций» Петра Ломбардского. В XVIII части кн. 2
«О создании женщины», в § 6, он пишет: «...как утверждает Августин, в сотво-
ренных вещах не присутствуют сразу все причины, но Бог ввел в вещи причи-
ны развития (rationes seminales), в соответствии с которыми иное происходит
из иного, как это семя от того зерна, от этого дерева тот плод и тому подобное»
(Petri Lombardi Sententiarum Libri Quatuor. Parisiis, 1841. P. 178). Иными сло-
вами, как зарождение, рост и развитие дерева — результат скрытой способно-
сти в зерне, так и производство вещи — реализация скрытых в материи воз-
можностей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 384 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2282 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.