Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава П. О различии интеллигибельного по роду




Но в интеллигибельном есть различие, которое есть в цветах, со-
относящихся со зрением. Ведь из-за большего преобладания и при-
меси ясного и прозрачного в ограниченных телах, мы видим, что
некие цвета в приходящем свечении делаются сверкающими и рас-
сеивающими свечение, освещая другие вещи. А иногда если окра-
шенное тело полностью прозрачно, то когда привходит свечение,


 

 


 


эти цвета окрашивают тела, находящиеся напротив, как мы видим
в случае цветного стекла, пройдя через который, свечение несет
с собой цвет стекла и бросает его на тело, на которое оно падает че-
рез стекло. Некие же [вещи] настолько превосходны в чистоте про-
зрачности, что становятся настолько лучащимися, что превосходят
гармонию глаза и не могут быть видимыми без большой трудности.
Иные же рассеивают свет и прозрачность настолько, что они едва
могут различаться зрением из-за того, что они лишены в своем со-
ставе прозрачности, собственный акт которой есть свечение.

Подобное происходит и в интеллигибельном, поскольку его
формы из-за того, что они просты и универсальны и не имеют ни-
чего от лишенности, не смешиваясь с материей, и суть для некото-
рого интеллекта, как ясные цвета для некоторого свечения. Соглас-
но же тому, что они по природе более первичны, универсальны и
просты, они наиболее интеллигибельны, и как более благородные
они предают свет интеллигибельности другим. Некоторые [интел-
лигибельные формы] своим светом превосходят наш интеллект,
связанный с пространством и временем, и суть как наиболее ясное
по природе, которое относится к нашему интеллекту, как свет солн-
ца или как самый сияющий цвет к глазам сов или летучих мышей.
Иные же не проявляются иначе, как благодаря свету другого, как
те, которые приобретают достоверность из первых и истинных [на-
чал]. Некоторые же из-за чрезмерного смешения с лишенностью не
могут схватываться интеллектом с совершенством, как, например,
движение, время и первая материя.

Из этого ясно, что предметы теологии, наиболее ясные, познают-
ся в малой степени, математические — в наибольшей, а физические
редко познаются точным и прочным знанием. Это происходит пото-
му, что божественное своим светом превосходит наш интеллект и от-
талкивает его, математическое пропорционально само по себе наше-
му интеллекту и смешено с интеллектом и свечением интеллекта,
физическое же из-за лишенности, материи и движения отпадает от
интеллекта. Поэтому говорят, что божественное — сверх интеллекта,
математическое — в интеллекте, а физическое — ниже интеллекта.
Далее от сказанного следует обратиться к тому, каким образом на-
вык, [сформированный относительно] начал, называется интеллектом,
навык заключений — наукой, а сам ход от начал к заключению — рас-
суждением (ratiocinatio): ведь начала обладают в наибольшей степени
познанием (intellectus) света и формы, из-за чего они от формы назы-
ваются «интеллектом». Заключение же обладает интеллектуальным
свечением в наименьшей степени и как бы посредством другого, из-за
чего ему выпадает другое слово, и оно называется «наука», поскольку
всегда совершается согласно научению, и никогда не причиняет свет
в другом иначе, как принимая начала. Рассуждение же именует соеди-
нение, и как бы направление светящего самого по себе на другое, и по-
этому этим именем определяется ход от начал к заключениям.


Далее, от этого обратись к тому, что иногда в некоторой вещи
затемняется интеллектуальное свечение из-за того, что между ней
[и источником света] располагается затемнение от материи и ли-
шенности, и на него падает затененное и темное свечение, как в том,
что называется только вероятным, но всецело погибает оно в том,
что является только чувственным, как указано в первой книге,
относящейся к этой науке. И от этого обратись к тому, что в веро-
ятном существуют несовершенные доказательства и выводы, за-
ключаемые с опаской, ведь вероятное не есть первое и истинное,
полное светом интеллигенции, и не приобретает достоверность из
истинных [начал], но таково, каково вообще обнаруживается извне
в вещах, в которых оно как некое составление интеллектуального
света с большой тенью, причиненной материей и лишенностью,
и поэтому универсалии в них не истинны и не относятся к неиз-
менной истине. А поскольку всякое совершенство и точность дока-
зательства происходят от универсальной и неизменной истины,
то надлежит в таковых быть и доказательствам несовершенным
и неточным, поэтому они не хорошо заключают и заключение при-
нимается с большой опаской противоречия. О мнении же, сомне-
нии и неясности мы сказали в других книгах, к тому же будет мес-
то сказать об этом в «Первой философии».

Глава III.

О различии интеллектов как самих по себе,

так и соответственно интеллигибельному,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 316 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2284 - | 1989 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.