Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Так и соответственно способности познания 4 страница





Глава XXXIII

Отсюда обратимся к другому корню познания вещей — к рас-
пространению сил, действующих посредством отраженных линий.
Конечно же, форма (species) вещи не допускает резкого отра-
жения, поскольку не есть тело. Но когда она достигает плотного
[тела] и не может распространяться далее, она распространятся в
возможную для себя часть. И это происходит посредством возвра-
щения в ту часть, из которой он исходит, если отражение происхо-
дит под прямыми углами, или в сторону от этой части, если отраже-
ние происходит не под прямыми углами. И то и другое необходимо
включено в действие (operatio) природы, что для чувства мы на-
блюдаем в случае зрения. В самом деле, отражение формы (species),
видимой для нас, происходит с помощью зеркала, и глаз видит се-
бя посредством луча, отраженного под прямыми углами, и видит
иное посредством луча, отраженного под косыми углами. И это
отражение различно, поскольку если отражение происходит от
ровной поверхности, то один луч отражается в одну точку, а если
от сферически вогнутой, то тогда все [лучи], падающие на од-
ну окружность вокруг оси сферы, отразятся в одну точку и таким
образом соединятся, и произойдет воспламенение легковоспламе-
няющихся [вещей], так же, как посредством ранее описанного
преломления, и [даже] сильнее. Отсюда общеизвестно, что вогну-
тое зеркало, расположенное [определенным образом] относитель-
но солнца, вызывает огонь, доказательство и объяснение чего я


Глава XXXIV

Четвертый корень [знания] много более полезен в мире и удиви-
тельнее, настолько он значим для всеобщих благ, без которых люди
и мир не могут ни существовать, ни быть познанными. И это — рас-
пространение по акцидентальным линиям, которые исходят не от
действующего, но от первичных лучей, прямых, преломленных и от-
раженных. Действительно, не можем же мы всегда объяснять себя,
а равно живые существа и планеты, посредством первичных лучей
звезд или каких-либо иных вещей, поскольку так все живое погиб-
ло бы. И поэтому природа устроила свои действия посредством не-
ких акцидентальных распространений, как, например, распростра-
нение света по всему дому от первичного луча, падающего через
окно, или находящегося вовне, в воздухе. И такое распространение
делает возможным, чтобы человек, находящийся в глубоком месте,
например, в глубине шахты или в какой-нибудь глубокой яме, днем
ясно видел звезды, чего не случилось бы на повехности шахты, по-
скольку существующий выше основной (principale) свет солнца за-
тмевает свет звезд. Но глубины шахты достигает акцидентальный,
а не основной свет солнца. А в шахту нисходит основной свет звезд,
и он не может быть затмен акцидентальным светом солнца. Ведь та-

1 Бэкон, судя по всему, говорит о Петре из Марикура (Petrus de Maharan-
curia Picardus), которого он неоднократно упоминает как выдающегося экс-
периментатора. Однако неясно, действительно ли Петр изготовил такое зер-
кало, или же Бэкон слегка преувеличивает.


 

 

 


 


кой свет звезд сильнее, чем акцидентальный свет солнца, а более
сильный свет всегда скрывает от взора более слабый.

И пятым способом — по извилистым линиям — происходит рас-
пространение в нервах чувств (in nervis sensuum), минуя законы
природы, сообразно извилистости нерва, а не в соответствии с зако-
нами распространения, которые наблюдаются в телах мира. Таким
образом, форма (species) в жизненном центре, который есть влага
в чувствительном нерве, оставляет прямой путь и движется по над-
природным законам, в соответствии с чем необходимо совершают-
ся труды души. И тот, кто этого не знает, не может указать причи-
ны зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания.

Глава XXXV

Затем я расположил распространения (multiplicationes) сообраз-
но фигурам, и там обнаруживается более весомое и значительное,
нежели в предыдущем.

Основных фигур в распространении две. Первая — сфера — отно-
сится к расширению (diffusio) распространения, поскольку всякое
действующее становится центром осуществления своего распростра-
нения повсеместно по любому диаметру, что очевидно для чувст-
ва. Но фигура, которая наиболее способствует мощности распростра-
нения, — это круглая пирамида. Ведь только с ее помощью форма
(species) от всей поверхности действующего может привходить в еди-
ничные точки претерпевающего, так что получится чрезвычайное по
силе расширение (diffusio). И с этим фигурным распространением со-
пряжены многие прекрасные истины, а именно, что распространение
не может происходить в пустом пространстве, в пространстве беско-
нечном, и мгновенно, как только возникает, но во времени, относи-
тельно чего имеет место большая проблема, поскольку, как кажется,
Аристотель и многие другие авторы полагали, что [распространение]
происходит мгновенно. Но все это разрешено. И что распространение
света в среде (medium) не есть [распространение] тела, противопо-
ложное чему говорили многие, опираясь в своем мнении на Августи-
на, утверждавшего, что свет есть тело, и на Аристотеля, считавшего,
что существует три вида (species) огня: уголь, пламя и свет. И это
трудный вопрос. И что форма (species) света в среде (medium) есть
подлинная акциденция, и любая форма (species) акциденции есть ак-
циденция, а форма (species) субстанции — субстанция, что отрицает
вся масса [философствующих]; и что форма (species) универсально-
го универсальна, а единичного — единична, что никто не исследует;
и что форма (species) телесной вещи имеет телесное и материальное
бытие в среде (medium) и в ощущении, а не духовное, сколько бы все
множество [философствующих] ни утверждало обратное.


Глава XXXVI

Но наиглавнейшее рассуждение — о действии (actio) сил, и оно
важнее, чем [рассуждение] о распространении и возникновении.
Ведь действие есть цель и высшая польза сил действующих. Но сле-
дует рассмотреть, что одно действие унивокально, например, когда
свет порождает свет, и это — распространение формы (species),
а другое — эквивокально, например, когда свет порождает тепло
и жизнь, и, напротив, гниение и смерть, и все таковое, что по приро-
де отлично от света, число чего бесконечно. И я здесь говорю о дей-
ствии в первую очередь так. В самом деле, посредством действия та-
кого рода происходит возникновение и уничтожение и всякое
изменение в этом мире, как в небесных [вещах], так и во всем про-
чем. И здесь даны правила всякого действия, сильного или слабого;
и показывается посредством геометрических доказательств, что бо-
лее сильное действие [осуществляется] по прямой линии, нежели
по преломленной или отраженной; и что действие по прямой ли-
нии под равными углами сильнее, нежели под неравными углами; и
что более сильное действие [осуществляется] посредством формы
(species), преломленной, нежели отраженной; и что то преломление,
которое имеет место между прямым направлением и перпендикуля-
ром, проведенным от места преломления, более сильное; и двойное
преломление чрезвычайно сильно, и производит неукротимое дей-
ствие; и что отражение под равными углами более слабое, [чем лю-
бое преломление], поскольку относится к природе отражения, хотя,
поскольку имеет место равенство углов, и поскольку там сдваива-
ются в одном и том же месте луч падающий и отраженный, это от-
ражение более сильно, [нежели отражение при неравных углах].
Но более сильным является отражение от вогнутой поверхности,
нежели от ровной, а от овальной или округлой — наисильнейшее.
Ведь в этом особенно проявляется благость (bonitas) природы, как
говорит автор книги о зажигательных зеркалах. Также выше я уже
коснулся того, что этот род соединения может возникнуть с помо-
щью отражения и что зеркало уже изготовлено, как некий пример
и доказательство этого чуда природы, чтобы показать возможность
такого дела. Но оно сделано с большим трудом и затратами: ведь его
создатель осужден в сотне книг парижских [философов] и работал
много лет, оставив ученые и другие необходимые занятия. Однако
и за тысячу марок он не захотел бы оставить работу, во-первых, из-
за прекраснейшей возможности мудрости, которую он обрел, во-
вторых, из-за того, что он в дальнейшем может изготовить лучшее
и не столь дорогое, поскольку за счет опыта обучился тому, чего
прежде не знал. И не удивительно, что он столько работал и столь-
ко затратил на свое первое творение, поскольку никогда никто из
латинян до него не знал, как приступить к этому. А удивительно,
что смелый замысел бросил вызов сперва незнанию, а затем тяже-


 

 

 


 


лой работе. Но этот [муж] — мудрейший и ничто не составляет для
него труда, за исключением нехватки средств.

Несомненно, что если бы крестоносцы и те христиане, которые
живут за морем, имели бы такие зеркала, то они отбросили бы сара-
цин к их границам без пролития крови, и государю французскому
королю не надо было бы отправляться с войском для завоевания
этой земли. А когда он отправится, то ему скорее надо взять с собой
этого магистра и еще двоих, нежели большую часть своего войска,
а то и все войско, поскольку они могут не только изготавливать эти
зеркала, но и гораздо более значимое, с помощью чего Александр по
совету Аристотеля не силой оружия, но творениями мудрости по-
верг мир к своим ногам, чего я коснусь позже в своем месте. И я не
верю, что Аристотель знал больше, чем некоторые мудрецы, если
они соберутся вместе. Я не говорю, что он не знал многого во всех
областях [знания] сам по себе, но немногие, объединившись, созда-
ли бы большее, нежели он, если имели бы достаточные средства.

Затем добавлено о действии сообразно фигурам, и я показал, что
пирамидальная фигура — лучшая, особенно та, чье основание есть
поверхность действующего, и еще лучше — короткая; и как бы ни сви-
детельствовали о противоположном многие хорошо обоснованные
суждения, истина сильнее. В итоге я затронул задачи этой наиблаго-
роднейшей части философии, которая, однако, полностью игнориру-
ется толпой, и о ней еще не написано сочинений среди латинян, разве
что то, которое я передал Вашей Милости, ибо в первое сочинение, [то
есть в Opus Maius], я включил многое касательно этой материи. И, мо-
жет быть, помимо этого, еще особый трактат' об этом деле, созданный
с целью краткого изложения. И здесь Вы возымеете в письменном ви-
де больше, нежели может быть легко высказано. И с помощью этого
Вы сможете испытывать любого философствующего человека и над-
лежащим образом состязаться с многознающим. И благодаря этому
открывается путь познания всего, что есть в этом мире, а именно во
всяком действии, касается ли это зрения или слуха, или осязания,
или прочих чувств, или познания, или всей материи этого мира. И по-
средством этого пути познается та возвышенная наука, которая назы-
вается оптикой, и она не может быть познана как-то иначе.

< >

Глава XXXVIII

После этого я обращаюсь к материальной причине и к тому,
что из нее проистекает. И поскольку все полагают, что материя
одна по числу во всех вещах, а именно — в духовных и телесных,


и в небесных, и в элементах, и в смешанных и неодушевленных [ве-
щах], и в душе, и во всем, и поскольку это является самой печаль-
ной ошибкой, которая когда-либо имела место в философии, я вы-
ступаю против этого положения; и разрушение такого рода мнения
крайне необходимо. Но хотя мы можем устранить это заблуждение
с помощью доводов естественных и метафизических, я, однако, по-
скольку усердно стремлюсь к непрерывности убеждения, предла-
гаю только лишь некоторые геометрические доказательства, выра-
женные в линиях. Я показал также, что из этого заблуждения
следует, что материя равна Богу, и есть Бог, и этим доказатель-
ствам невозможно воспрепятствовать. Итак, это не только заблуж-
дение, но и ересь, ведущая к богохульству. Однако множество изу-
чающих теологию и философию принимают это, но не обращают
внимания на несообразности, следующие из этого, потому что [та-
кая точка зрения] уже подтверждена предводителями толпы и ут-
вердилась благодаря долгому обычаю, и прославлена мнением мно-
жества. Но даже если эта теологическая несообразность не исходит
из данного утверждения, то следует уничтожение всякой истины
тварных вещей, и невозможность никакого знания об истине воз-
никновения и уничтожения. Ведь если материя одна по числу, и
форма, как говорит Аристотель1, присваивает себе свою материю,
и правда, что определенная материя требует определенную форму,
и наоборот (ведь материя осла не может принять разумную душу,
а материя человека — душу осла), поэтому, если материя во всем
одна и та же по сущности (essentia), форма всего будет также одна
и та же, и так все будет одним и тем же, и ангел, таким образом, бу-
дет камнем, и человек — ослом, и небо — землей, и что угодно — чем
угодно.

Опять же, если то, что акцидентально вещи, различно по сущнос-
ти (in essentia) согласно числу вещей, как, например, собственное
свойство чего-либо, то есть способность смеяться у человека, кричать
по-ослиному у осла, ржать у лошади, то много больше различается то,
что существенно [вещи]. Поскольку же материя существенна вещи,
и несравнимо больше ей близка, нежели нечто акцидентальное, она
различается по сущности согласно числу составных вещей. С другой
стороны, если материя одна и та же во всем, тогда при возникновении
одной вещи из другой, например, огня из земли, не возникнет новая
материя, но только форма. Но Аристотель учит в седьмой книге «Ме-
тафизики»2, что возникает новая составная [вещь], а не только форма.

Опять же, как составная субстанция, которая есть наивысший
род, в связи с чем говорится, что таковой род есть [род] по отноше-
нию ко всему составному, каковое находится в этом предикаменте,
поскольку он сказывается обо всем [этом] и общ всему, и разделя-


1 Аристотель. Физика. 190Ь 10-191а 20. 2 Аристотель. Метафизика, ЮЗЗЬ 17.

1 Возможно, речь идет о трактате, опубликованном Джеббом (Jebb) в его
издании Opus Maius (London, 1733).


 

 

 


 


ется на это посредством своих видообразующих различий (напри-
мер, одна субстанция — духовная, другая — телесная, одна — небес-
ная, другая — не небесная, и так далее), так и первая форма, кото-
рая сказывается обо всех формах и обща им, и разделяется тем же
делением посредством духовного, телесного и так далее, вплоть до
низших видов, обладает единством наивысшего рода и едина не
числом, не видом, не подчиненным родом, но наивысшим родом;
следовательно, равным образом, поскольку материя сказывается
обо всех материях вещей, и обща им, и разделяется на материи в со-
гласии с делением составной [субстанции] и формы, следует ска-
зать, что одна материя — духовная, другая — телесная, и она рав-
номерно нисходит от наивысшего рода к низшему виду, через все
промежуточное, как и составная [субстанция], и форма; а посему
ясно, что [материя] будет обладать единством наивысшего рода.
Но на это отвечают, что такое деление материи [происходит]
не по истинному различию, но по видимости и по имени, посколь-
ку она одна по числу, и поэтому такое деление будет [иметь мес-
то] только по способу произнесения. Это опровергается так: если
мы примем это, тогда, хотя эта материя обладает формой наивыс-
шего рода, и возникает субстанция, которая является наивысшим
родом, не будет никакого дальнейшего отличия (differentia) и сте-
пени (gradus) материи, хотя степени формы добавляются вплоть
до низшего вида, как мы говорим о субстанции, теле, не-небесном,
смешанном, одушевленном, животном, осле. Итак, здесь приведе-
ны семь степеней формы: от наивысшего рода до низшего вида, а
именно, форма субстанциального, форма телесного, форма не-не-
бесного, форма смешанного, форма одушевленного, форма живот-
ного, форма вида осла. Но в отношении материи нет никакой сте-
пени или отличия, поскольку она одна по числу, неделима по своей
сущности, как они говорят, и принимает форму наивысшего рода,
например, форму субстанции. Но в таком случае я показываю, что
она не может взять из формы ничего более, и не находится в по-
тенции к другим степеням формы, и что так никогда не возникнет
осел и никакой другой низший вид. Ибо вещь наивысшего рода
неуничтожима и не может возникнуть, поскольку природа не мо-
жет ее разрушить или породить, ведь она предшествует природе
ангельской и небесной, каковые [ангелы и небесные тела] не воз-
никают и не уничтожаются. Но причина неуничтожимости ангела
и неба (и в этом согласны все) та, что форма в них осуществляет
(complere) всю потенцию материи и прекращает ее стремление
(appetitus), поскольку причина уничтожения вещей уничтожи-
мых есть потенция к новой форме и стремление, о чем все знают
и говорят. Итак, поскольку вещь наивысшего рода неуничтожима,
понятно, что ее форма осуществляет всю потенцию материи и
прекращает ее стремление. Итак, эта материя не находится в по-
тенции и не приспособлена к дальнейшим формам, а стремление


к этому в ней прекращено. Следовательно, прекратится возникно-
вение вещей, и после вещи наивысшего рода не возникнет ничего
из тех подлунных вещей.

Но поскольку у них есть кое-какие лживые увертки, должно
быть рассмотрено и иное. Ибо они говорят, что материя, если ее
рассматривать в отношении сущности (essentia), одна во всем, если
же в отношении бытия (esse), различна. Но это ложно в соответ-
ствии с приведенными аргументами, из которых следует различие
по сущности, и в отношении степени, и в отношении отличий (dif-
firentia). Кроме того, [это] доказывается и иначе: дело в том, что бы-
тие есть первое свойство (passio) вещи, как говорит Авиценна
в «Метафизике», а те, кто допускает эту ошибку, говорят, что бытие
более существенно вещи, чем [ее] неотъемлемое свойство (propria
passio), что я хочу исследовать здесь, а не где-нибудь еще, посколь-
ку это ложно. Но если [бытие] есть неотъемлемое свойство [вещи],
тогда оно исчисляется только сообразно исчислению своего субъ-
екта, как «способное смеяться» исчисляется сообразно исчислению
человека, в Сократе или Платоне. Следовательно, сообразно исчис-
лению бытия самой материи исчисляется сущность материи, кото-
рая есть субъект ее бытия. Если же [бытие] более существенно, как
они говорят, тогда с еще большей очевидностью следует, что пере-
числяется то, чему оно существенно, поэтому эта сущность исчис-
ляется необходимо.

Кроме того, говорят, что материя, если она не одна по числу,
есть тогда род или вид, или универсалия, или предикабилия.
Но это они отбрасывают, поскольку Аристотель говорит в седь-
мой книге «Метафизики»1, что материя отлична от сущности лю-
бой предикабилии. Однако из ряда высказываний явствует, что
«предикабилия» там употребляется вместо «относящегося к пре-
дикаментам» (praedicamentale); а потому он учит там, что материя
отлична по сущности от всякой предикаментной формы, напри-
мер, от субстанциальной формы, от количества, от качества, и то
же по отношению к прочим предикаментам; и поэтому «предика-
билия» не употребляется вместо «универсалия», ни вместо того,
что предназначено сказываться о многом, но вместо «относящего-
ся к предикаментам»; и эта [ошибка] — изъян плохого перевода,
как явствует из всего этого отрывка.

Равным образом на основании плохого перевода утверждают,
что только акт разделяет, каковое [высказывание] приписывают
Аристотелю в той же седьмой книге «Метафизики»2. Но форма
и акт есть одно и то же, так что добавляют: следовательно, только
форма различает и разделяет вещи. Но это не так, поскольку он не
говорит, что разделяет только акт, но «акт разделяет»; и если имеет -

1 Аристотель. Метафизика. 1029а 19.

2 Аристотель. Метафизика. 1039а 6.


 

 

 


 


ся в виду форма, то [Аристотель] говорит так потому, что наиболее
явно деление по форме, чем по материи. Различает и разделяет и то
и другое, хотя более явно деление в отношении формы, и она разде-
ляет в первую очередь, поскольку обладает в составной [субстанции]
большей силой и достоинством, нежели материя. И, кроме того, он
не употребляет там «акт» в значении «форма», но в значении «акту-
альность», каковая противоположна потенции. Ведь [слово] «акт»
используется трояко: во-первых, вместо «форма», в соответствии
с тем, что говорит Аристотель во второй книге «О душе»1, что душа
есть акт тела, то есть форма. «Акт» также употребляется вместо
«действие» (отсюда — глагол «действовать» (agere), и вследствие
этого он там же называется Аристотелем «второй акт» (actus secun-
dus). Ведь форма есть первый акт, и действие, которое есть второй
акт, происходит от нее; поэтому он говорит, что душа есть первый
акт, а не второй. В-третьих — [как] противоположность потенции, в
соответствии с чем он часто говорит, что акт и потенция суть проти-
воположности. И, таким образом, [здесь «акт»] используется вместо
«актуальности», в соответствии с чем мы говорим: вещь есть в акте
существования (in actu existendi), то есть актуально, сообразно чему
говорится, что сын рожденный существует актуально, а сын в семе-
ни—в потенции. И в этом, третьем, смысле Аристотель говорит там,
в седьмой книге [«Метафизики»], когда утверждает, что акт разделя-
ет. Ведь он указывает, что из двух актуальных не возникнет одного,
и из двух потенциальных также, но из двух, одно из которых в потен-
ции, а другое — актуально, возникает одно.

И благодаря этому опровергается их Ахиллес2, коего они ис-
пользуют вместо доказательства. Ведь они доказывают так: «По-
средством интеллекта мы извлекаем форму из звезды, камня и
прочего. Итак, поскольку форма разделяет и различает, посколь-
ку, как говорит Аристотель, разделяет акт, следует, что материя
того и другого не будет иметь того, чем различалась бы сама по се-
бе, а потому она будет одна и та же». Это [рассуждение] — беспре-
дельная глупость. Ведь, во-первых, как явствует из сказанного, оно
основывается на плохо и неверно понятом авторитете. Во-вторых,
они уподобляются ослам, когда исследуют, каким образом разли-
чается материя того и другого. Ведь тот же самый аргумент отно-
сительно формы я выражу так: мы извлекаем из формы неба
и камня материю того и другого; далее, я исследую, каким обра-
зом различаются формы — определенно, сами по себе, поскольку
они различны по природе. То же самое скажу о материи того и
другого; ведь они сами по себе различны в вещах, различных по
виду, и не благодаря формам. Ибо не только формы различны по

' Аристотель. О душе. 412а 27.

2 Судя по всему, Бэкон уподобляет аргументацию противников известно-
му софизму об Ахиллесе и черепахе.


сущности (per essentiam) в различных видах, например, в камне
и звезде, но и сами материи в видовой природе различны по отно-
шению друг к другу. Отсюда [одна] составная [субстанция] отлич-
на от [другой] благодаря форме и материи [первой], отличных от
материи и формы второй. Но форма отличается от формы сама по
себе, и материя от материи — благодаря своим собственным приро-
дам, так что различие материи не происходит от [различия] формы,
как и не наоборот. Наконец, мы можем привести в свою пользу
[слова] Аристотеля, который говорит в седьмой книге «Метафизи-
ки»1, что порождающее не порождает иначе, кроме как благодаря
материи; итак, материя есть причина отличия и не форма. Так мож-
но аргументировать против них. Но нам не нужен этот аргумент
вместо истины, поскольку эта фраза Аристотеля имеет иной смысл.

Итак, как наивысшие роды, например, субстанция, качество, ко-
личество, различны не через иное, но по своим сущностям, самим по
себе разным и отличным [друг от друга], так и материя отличается от
материи по сущности, и форма от формы. Или, если мы хотим ска-
зать более конкретно, скажем, что они различны по своим видообра-
зующим отличиям. Ибо по определению формы вещей, различных
по виду, обладают видовыми отличиями, как и сами вещи. Отсюда,
как телесная и бестелесная субстанции различаются в отношении
этих отличительных признаков, телесного и бестелесного, так и те-
лесная и бестелесная материи, каковые суть виды материи, различа-
ются посредством этих отличительных признаков, то есть телесного
и бестелесного; равно и форма — телесная и бестелесная.

До этого, однако, я говорил общепринятым языком, а если бы
[сказали], что материя и форма различных вещей не имеет видовых
отличий, я назвал бы бестелесную материю материей бестелесной
вещи, а материю телесную — материей вещи телесной, и так вклю-
чил бы в эти видообразующие различия; и [сказал бы:] так они от-
личаются сами по себе. [Точно так же], если бы я, исследуя, каким
образом отличается бестелесная субстанция, взятая одновременно
целиком, от взятой целиком телесной субстанции, наверняка сказал
бы, что они отличны сами по себе, [и добавил бы:] и так материя те-
лесная и бестелесная. Но это показывает то же самое, что и предше-
ствующее в том, что касается истины.

Так же, когда [тем, кто полагает единство материи], возражают,
что если потенция материи такова, что она может быть в двух [ве-
щах], то на том же основании — в трех, и так до бесконечности, то из
этого следует, что ее возможность бесконечна, следовательно, и ее
сущность, а потому она равна Богу, те отвечают, что нет, поскольку
она — пассивная потенция, а потенция Бога — активна. Но геомет-
рические доказательства, которые я поместил в этом месте Opus
Malus, полностью опровергают это возражение. И, кроме того, ак-

' Аристотель. Метафизика, ЮЗЗа 25.


 

 

 


 


тивная потенция превосходнее, чем потенция пассивная, следова-
тельно, если потенция материи приравнивается к бесконечной бо-
жественной потенции, то куда скорее следует [приравнять] потен-
цию формы, поскольку более превосходное лучше приравнивать
к более превосходному. И если материя может быть одна и та же во
многом и в бесконечном, то тем более — форма. И равным образом
потенция составного превосходнее [потенции] материи и формы,
поскольку составное превосходит каждую в отдельности, ведь она
имеет больше, чем форма без материи, и больше, чем материя без
формы. И это Аристотель говорит в седьмой книге «Метафизики»,
хотя большинство неверно понимает его слова. Следовательно, по-
тенция составного будет в большей степени подобна потенции бо-
жественной, так что она могла бы быть во многом и бесконечном.
[Итак, в опровержение вышеуказанного мнения] может быть приве-
дено это и многое другое, что требует более обширного обсуждения.
В самом деле, эта ошибка возникает у множества [философству-
ющих] вследствие превратного перевода текста Аристотеля и ком-
ментариев к нему, равно как и другие бесчисленные ошибки. Дей-
ствительно, в первой книге «Физики»1 он говорит, что все единое
по материи различно по форме; но это он разъясняет в пятой книге
«Метафизики»2, где указывает, что то, что различно по материи,
различно и по роду, и наоборот: то, что одно и то же по роду, одно
и то же по материи, и наоборот. Ибо на самом деле природная ма-
терия, которая под-лежит при возникновении вещей, есть сущ-
ность (essentia) некоего рода, общего двум противоположным ви-
дам; поскольку нет ничего общего видам, кроме рода, и всегда есть
два вида, различных между собой, так как возникновение одного
есть уничтожение другого. Род ведь в ближайшей возможности
[принадлежит] только к двум видам, и всегда под одним из них.
Но когда природное действующее уничтожает один, оно порожда-
ет другой. Например, нечто обще семени и живому существу,
а именно смешанное тело; природа семени уничтожается при воз-
никновении, а возникает живое существо. И поскольку все то, что
[находится] в потенции к другому и есть основание (fundamentum)
других, называется материальным началом и материей, то род на-
зывается материей, а виды и отличительные признаки — формами.
Следовательно, если мы соотнесем все с его родами, посредством
обратного присоединения отдельных равных видов к отдельным
родам, тогда все — одно по роду, и потому — материя, поскольку ма-
терия и род — одно и то же, но различно по форме, то есть по видооб-
разующему отличию, как субстанция телесная и бестелесная суть
одно и то же по своему роду, а именно наивысшему роду, посколь-
ку в субстанции, которая есть род, они суть одно, но различаются





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 315 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2300 - | 2031 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.