Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава I. О том, что ничто не познается помимо универсального




После этого, по-видимому, следует сказать об интеллигибель-
ном. Ведь есть мнение почти всех [философов], что только уни-
версальное интеллигибельно, поскольку и Аристотель, и Боэций,
и Аверроэс утверждали, что универсальное познается, частное
же — ощущается. Они привели наиболее сильный довод в пользу
этого, хорошо известный всем, — что интеллект воспринимает
оголенное и ободранное (nudatum et spolatum) от материи и от


материальных придатков. Следовательно, поскольку материаль-
ные придатки суть то, что индивидуирует форму, [воспринимаемое
интеллектом] обнажено от индивидуирующего, и, таким образом,
остается [заключить], что объект интеллекта есть универсальное, и,
таким образом, все согласно учат, что универсальное есть объект
интеллекта.

Далее, универсальное есть или в вещах, или в чувстве, или в ин-
теллекте, или же совершенное ничто. Но установлено, что оно не
в чувстве. Поскольку же в вещах нет ничего, помимо частного и
свойственного единичной вещи, установлено, что универсальное
не в вещах. Итак, надлежит ему быть в интеллекте.

Далее, Аристотель учил, что универсальное есть везде и всегда
и что оно есть одно во многом и относительно многого. Но ника-
кая вещь не есть везде и всегда (я говорю о вещах природных или
искусственных, находящихся вне души), таким образом, надле-
жит тому, что есть везде и всегда, существовать в душе, а не в ве-
щах.

Далее, собственное действие действующего интеллекта — абст-
рагирование, но не только от материи, а универсальным образом
от того частного, интенция которого сохраняется в чувственной
душе. Это же абстрагирование есть не что иное, как восприятие
универсального из частного, потому и Аристотель учит, что при
восприятии многих опытов получится одно универсальное -вос-
приятие, которое есть основание искусств и наук. Следовательно,
остается [заключить], что собственный объект интеллекта — уни-
версальное.

Но некоторые не желают согласиться с этим, утверждая, что
есть нечто, в чем обнаруживаются простота и нематериальность,
которое не может абстрагироваться от материи и не имеет матери-
альных придатков: так интеллект познает сам себя и другие интел-
лектуальные природы, которые, однако, не суть универсальные,
следовательно, говорят они, интеллект тем самым воспринимает
частное.

Далее, только природное и математическое само -по себе в ма-
терии и в движении, божественное же всецело без движения и ма-
терии, однако в божественном не все универсально, но есть уни-
версальное и частное. Итак, говорят они, поскольку божественное
воспринимается только интеллектом, надлежит, чтобы в интел-
лекте воспринималось нечто частное. К этому же они приводят,
сказанное в книге «Физика», что мы истинно познаем и знаем не-
кую вещь только когда мы познаем ее причины, начала и элемен-
ты1. Причины же, начала и элементы вещей составляют вещи ча-
стным образом и суть нечто частное. Следовательно, кажется, что
интеллект истиннее относится к частному, чем к универсальному.


'Аристотель. Физика, 184а 11.

1 Боэций. Каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества // Бо-
эций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990. С. 148.


 

 

 


 


Иные же, которые отрицают, что только универсальное — интел-
лигибельно, говорят нечто подобное.

Нам же, по-видимому, следует согласиться с первым мнением,
а именно, что интеллигибельно только универсальное, и никакое
не частное, поскольку так согласно учит вся школа перипатетиков.
Существует ли универсальное только в интеллекте, а не в вещах
вне [интеллекта], надлежит исследовать позднее в этой же книге,
но теперь скажем: ничто не познается чистым интеллектом, поми-
мо универсального, и как учат [перипатетики]; причина этого в
том, что интеллект, будучи простым и чистым, ничего не имеет об-
щего с частным и отделен от него. Надлежит же ему обладать объек-
том, пропорциональным себе, поскольку знать и понимать приличе-
ствует ему только согласно его способности и соответственно ей,
ведь страсть присуща чему-либо страдающему, объекты же не при-
чиняют никаких иных страстей, кроме тех, что свойственны страда-
ющему. Поэтому если бы нечто частное причиняло страдание интел-
лекту, то надлежало бы, чтобы он соответствовал этому частному по
роду, и тогда бы он испытывал страдание от вещей, которые принад-
лежали бы к тому роду, к которому относится это частное, чего не
может быть, как часто мы говорили, и поэтому объект, вносящий
свойственное претерпевание в возможностный интеллект, обнажен
от материи и материальных придатков.

И неверно то, что говорит оппонент, будто в частных вещах про-
стота находится следующим образом: во всякой вещи универсаль-
ное — из части сообщаемой формы, а частное из части субстанции
этой формы, которая несообщаема и подходит только одному, и по-
скольку начало сообщаемости обнаруживается во всех совершен-
ных природных вещах иначе, чем в первой причине, Боэций гово-
рит, что «всякая вещь обладает чем-то, что есть, и чем-то, что есть
это, и всякая вещь есть это и то». Но мы часто говорили, что абст-
ракция, совершающаяся в интеллекте, есть [абстракция] от частно-
го, а не всегда от материи, согласно тому, что «материя» берется
строго, как субъект изменения и движения: так, например, абстра-
гируется «полено [вообще]» от «этого полена» и «интеллект» от
«этого интеллекта». Когда же я говорю «небо», я называю универ-
сальную форму, а когда я говорю «это небо», я называю форму,
ставшую частной и закрепленной в этой материи. Эта же абстрак-
ция существует по отношению ко всему, и интеллект познает себя
так, как и другое интеллигибельное, как установлено в третьей
[книге] «О душе»1.

Из этого ясно, что не только материальное и математическое
отделимо, но и все божественное, или что некоторое отделимо
в том смысле, в каком интеллект отделяет универсальное от част-
ного. Относительно сказанного, что мы познаем и знаем всякую


вещь, когда мы познаем причины и начала, каковые, однако, как ка-
жется, суть частные, следует, по-видимому, рассмотреть то, что на-
чала бытия, познания и знания вещи одни и те же согласно истине
вещей, но причины знания и вещи, существующей в природе, вос-
принимаются не одним и тем же образом, поскольку воспринятые
универсальным образом они причиняют знание, а присвоенные не-
которой вещью и ставшие частными в ней они суть начала вещей
в природе. Что это так, будет ясно из последующего.

Глава II.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 374 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.