Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Откуда происходит различие родов души, а именно вегетативной, чувственной и интеллектуальной?




Вслед за сказанным мы определим способ схождения душ. Ведь
поскольку первая причина, освещающая души своим светом, есть
единая, только интеллектуальная природа, может показаться уди-
вительным, каким образом существуют многие роды душ, а именно
вегетативная, чувственная и интеллектуальная? Ведь не может это
произойти от средних движителей, поскольку философы учили,
что все они интеллектуальные. И не истинно сказанное Пифаго-
ром, что все души — интеллектуальные и все тела — одушевленные,
движение же чувства или интеллекта, говорит он, не может осуще-
ствляться душой в некоторых телах из-за тяжести материи. Ведь
камень, как он говорит, одушевлен, но душа в нем подавлена из-за
землистости, и он не выказывает вегетативного, интеллектуально-
го или чувственного движения. В растениях же из-за меньшей зем-


 

 

 


 


листости выказывается и действует вегетативная душа, но не чув-
ственная. У менее землистых животных действует одно, или два,
или все чувства, но не познание. В человеческом же теле, которое
землисто менее всех и в наибольшей степени приходящее к просто-
те из-за превосходства над противоположностями, душа обладает
всеми действиями совершенным образом.

Этого не может быть, поскольку природа никогда не испытыва-
ет недостаток в необходимом. Если в камне или растении была бы
совершенная чувствующая или интеллектуальная душа, то приро-
да наделила бы камень и растение органами, благодаря которым
чувствующие [вещи] могли бы обнаружить действия чувственной
и интеллектуальной души.

Кроме того, все различие материи существует по причине раз-
личия формы, как ранее неоднократно было обосновано в написан-
ных книгах. Следовательно, как может быть сказано, что во всех те-
лах, которые весьма различны по фигуре, величине и природе,
существует тот же род души?

Несообразен и довод Платона, говорящего, что формы втекают
в соответствии с важностью материи, поскольку согласно этому ма-
териальное различие было бы причиной различия форм, хотя это не
верно, поскольку различие материй есть не причина, но знак разли-
чия форм. Ведь если бы сказали, что материя — причина, то надлежа-
ло бы, чтобы она была бы ранее формы и по природе, и по смыслу,
была бы причиной формы, что всецело абсурдно, как несомненно яс-
но всякому [человеку], хорошо обученному тому, что обосновано
в книгах о физике.

Следовательно, остается вопрос — откуда происходит разли-
чие родов души вегетативной, чувственной и интеллигибельной?
Ведь обстоящее одним и тем же образом не может быть иным, как
одним и тем же, согласно тому, чему сообща учили все философы.
Но этот вопрос разрешится быстро, если внимательно иссле-
довать, каким образом происходят щедрости природ от первой
причины. Ведь все формы одариваются причиной всего универсу-
ма; которые же удаляются от нее в большей степени, те в большей
степени лишаются своих благородств и благостей, а которые от-
ходят менее, более благородны и имеют многие способности и си-
лы благости. И как мы сказали в «Физике», те [формы], которые
в первой причине не определены, произойдя из нее, отличаются
и по бытию, и по сущности, и по различным видам, подобно тому,
как лучи, исходящие из солнца в воздух, в прозрачное стекло
и в цветное стекло, принимают различное бытие и различные ви-
ды. И таким образом происходит различие, поскольку одно про-
истекает от единого через различное, разворачивающего его орга-
ническим образом, и в различное, оформленное им, как отчасти
определено в восьмой [книге] «Физики». И в этом нисхождении
существуют степени несходства, поскольку нисходящее начало


жизни, каковое есть душа, сохраняет благородные действия, бо-
жественные, интеллектуальные и душевные, вплоть до органиче-
ского тела, составленного из противоположного, состав которого
пропорционален небесному равенству, ведь душа есть то, что дает
форму или порождает то, что дает форму, ведь ничего не порож-
дает другое, иначе как благодаря божественности, существующей
в нем, — интеллектуальное же, поскольку действует, не используя
тело, душевное, поскольку использует органическое тело, однако
ее интеллектуальная [способность] затеняется тем, что она есть
разыскивающая, а не достоверная, как интеллектуальная [способ-
ность] небесных интеллектов, не затемненных волнениями тел.

Нисходящее же далее в сферу несходства затеняется более, так
что утрачивает интеллектуальную [способность] вообще, удержи-
вая только чувственное познание. Отстоящее еще далее удержива-
ет только низшую способность души — растительную и подобные
ей. Пример тому — свечение, исходящее от светлого солнца в про-
зрачный воздух, тонкие облака и тела белого, черного или красно-
го цвета, который постепенно замыкается и все более утрачивает
силу своей способности, пока не дойдет до лишенности. Во всех
[телах], через которые он проходит, он имеет различное бытие
и вид и является одним только по происхождению от одного перво-
го источника света. Поскольку же это происхождение форм из пер-
вой причины есть одинаково для всех [форм], Платон сказал, что
первая форма — едина и только ею сотворены все [вещи]. Но и Де-
мокрит и Левкипп говорили, что все [вещи] суть одно и то же и ста-
ли различными из-за соотношения и составленности.

Но обе стороны заблуждаются, поскольку то, что едино благо-
даря исхождению от одного простого и многообразно согласно
бытию и фигуре, остается единым по отношению к первой единой
действующей причине, и если природы душ и форм рассматрива-
ются согласно этому различному бытию, то они суть собственные
природы душ и форм и различие материи существует благодаря
им, а не наоборот, и они дают бытие материям. Такое рассмотре-
ние их является надлежащим, и так они определяются и познают-
ся согласно тому, что Исаак говорит в «Книге определений»1,
а именно, что разумная душа производится в тени интеллектуаль-
ной, а душа чувственная — в тени разумной, а душа вегетативная
в тени чувственной, а природа неба в тени вегетативной, посколь-
ку сущность, дающая бытие, происходит от первой причины.
И таким образом, если отошедшее [от первой причины] принима-
ется благодаря уподоблению, оно будет наиболее простым в бы-

1 Исаак Израэли (845-940), иудейский врач и философ, живший в Египте,
автор весьма распространенных философских книг — «Книга определений»,
«Книга начал», «Книга о духе и душе» (переведеных Герардом из Кремоны) —
и ряда медицинских трактатов (переведены Констанцием Африканским).


 

 

 


 


тии, и могущественным, и благороднейшим, и наиболее универ-
сальной природой согласно абстракции. Но согласно тому, что мы
сказали, что наиболее универсальное есть причина и исток для
многообразного, то эта сущность есть вегетативная, интеллекту-
альная, причинная, движущая и обладающая многими другими
способностями блага, и относительно этого все дается первым
причиненным, которое есть интеллектуальное сущее, причиняю-
щее движение орбит. Эта же сущность, нисходя, все более лиша-
ется простоты и способности, как мы говорим, вплоть до крайне-
го сущего, которое в наименьшей степени принимает различие и
способность сущего, и эта лишенность названа философами зате-
ненностью. Из этого ясно истинное понимание того, что все про-
исходит из самой единой идеи, и того, каким образом идея в пер-
вой причине едина и не имеет множественности, иначе как из-за
нисхождения и близости к причиненному. Ведь не истинно то,
что жизнь в первой причине отделена от бытия, но она есть эма-
нация простой сущности из первого простого бытия. И как первое
единое бытие есть и познающее, и движущее, такова и сущность,
эманирующая с теми же способностями, если она не затеняется
из-за дистанции несходства.

Из этого три короллария. Во-первых, там, где есть интеллекту-
альное, чувственное, вегетативное и движущее бытие, там единая
сущность и простая субстанция, но многообразная в способности,
обладающая и тем и другим [простотой и многообразностью] из-
за близости своего схождения к первой [причине], от которой она
изошла. Во-вторых, если некая субстанциальная форма движет
свой субъект относительно места, она обладает этим, согласуясь
с первым [движителем], который движет относительно места, ос-
таваясь неподвижным, а не от того, что она составная, как некие
из латинян утверждали. В-третьих, если она не отходит по необ-
ходимости далеко от первой [причины], лишаясь благородства,
то, как интеллектуальная, она остается отделенной и вечной, ис-
ходя же далее, перемешивается [с материей] и делается смертной
и телесной.

Из этого ясно, почему живые существа движут себя, а про-
чие — нет, и то, каким образом интеллектуальная душа не есть акт
тела и не разрушается при разрушении тела, как ложно говорил
Александр1.

' Александр Афродисийский (нач. II в. н. э.), комментатор Аристотеля,
давший трактование его учения о душе, согласно которому только деятель-
ный ум, единый и отделенный, является неуничтожимым, в то время как ин-
дивидуальная человеческая душа является смертной. Во времена Альберта
эти идеи вновь стали актуальными в связи с учением парижских аверроистов,
против которых Альберт написал книгу «О единстве интеллекта, против
Аверроэса».


Глава VI.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 340 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2474 - | 2394 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.