Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Как несовершенное вегетативное и интеллигибельное проистекают от первого и совершенного интеллектуального?




Итак, исследуем, какова эта природа. Ведь поскольку первое в по-
рядке природы оказывает влияние на второе, а не наоборот, а в по-
рядке природы жизнь более первична, чем чувство, а чувство — чем
познание, возможно, кому-то покажется, что первый источник вся-
кого познания есть только живое, а не чувствующее и познающее.
В особенности [к такому заключению можно прийти,] поскольку
первичное в порядке природы существует по способу единицы, вто-
рое — по способу двоицы, в которой одно прибавлено к другому, тре-
тье — по способу троицы, следуя друг другу в порядке природы воз-
растания [чисел]. Чувствование же прибавляется к тому, что есть
жизнь, а познание — к тому, что есть чувствование, поскольку, как
мы сказали в книге «О душе», устроение (ratio) души такое же, как
[геометрической] фигуры, ведь как среди фигур треугольник суще-
ствует в четырехугольнике, так и вегетативное существует в чувст-
венном, а чувственное — в интеллектуальном. Ошибочность этого
доказывается тем, что согласно природе несовершенная причина ни-
когда не унивокальна совершенной: живое же, отделенное в своем
бытии от чувственного и интеллигибельного, наиболее несовершен-
но в роду «живого» и не обладает неким благородством жизни, бла-
годаря которому оно могло бы быть началом.

К тому же во всем унивокально причиненном дело обстоит со-
гласно природе так, что если нечто присуще причиненному сущ-
ностным образом, то причине этого причиненного оно присуще

1 Евстратий Никейский (ок. 1050-1120), автор комментариев ко «Второй
аналитике» и к «Никомаховой этике»; его комментарии к I и VI книгам были
переведены Р. Гроссетестом одновременно с самой «Этикой», в 1246-1247 гг.
В своих философских взглядах Евстратий стремился к соединению аристоте-
лианства с платонической теорией идей.


в большей степени, и благороднее, и более явно, и первичнее,
и совершеннее. Но начало познания присуще всему познающему
сущностным образом; следовательно, в большей степени и благо-
роднее, и первичнее, и совершеннее оно присуще причине позна-
ющего. Следовательно, природа, благодаря которой нечто — по-
знающее, не проистекает от чего-то только живущего, жизнь
которого была бы отделена от познания.

Кроме того, среди причиненных наиболее благородно то, что
ближе первому, которое есть причина, поскольку приближается
[к нему] благодаря многим благостям и благородствам. Но интел-
лектуальное [сущее] благодаря многим благородствам и благостям
приближается к первому и совершенному познающему, и оно есть
скорее интеллектуальное, чем только живущее или только чувст-
вующее и живущее. Итак, надлежит, чтобы источником и началом
познания у живых существ (cogitatio vitae) была некая интеллек-
туальная природа.

Кроме того, мы видим, что все совершенное в отношении зрения
имеет причиной то, что зримо благодаря себе самому и наиболее
совершенным образом; все же разнообразие цветов имеет причи-
ной свет, а различие их происходит из многообразного примешива-
ния темного и ограниченного тела к прозрачному (diaphanum1),
действие которого, самого по себе, есть свечение. Итак, сходным
образом всякое познание проистекает от наиболее совершенного
познающего, а различие познаний происходит из многообразной
затененности познавательного свечения, излучающегося на позна-
вательную [способность] в различных живых существах.

Наиболее доказательные из этих [доводов] определяют, что вся-
кое интеллигибельное и чувственное познание в живых существах
проистекает от интеллектуальной природы, познающей совершен-
но и интеллектуально. Относительно же сказанного, что первая
причина оказывает влияние в большей степени, чем вторичная, пе-
рипатетики учили, что это истинно относительно истинной при-
чины; живое же, отделенное от познающего, не является причи-
ной познающего и поэтому не оказывает влияния [на него]. Но
хотя первая причина все свои благости изливает на причиненное
и благости в ней не имеют никакого различия и иерархии, посколь-
ку сама первая [причина] обладает всем простым образом прежде
причиненного, однако то, что изливается в причиненное, изливает-
ся в некоторой иерархии и в различии. Таким образом, прежде все-
го оказывает влияние то, что согласно порядку познания есть более
общее и первичное, поскольку если устранить причинность пер-
вичного, вторичное не будет оказывать влияния, но если удалить
причинность вторичного, первое будет оказывать влияние. Сход-

' Транслитерация греч. διαφανήσ — прозрачный, светлый, раскаленный,
ясный.


 

 

 


 


ным образом в причине, которая есть источник жизни и познания,
«живое» не добавляет ничего к остальному, поскольку ее жизнь есть
ее познание, однако в причиненных, в которых «живое» имеет разли-
чие [с чувствующим и познающим], живое — как бы основание ос-
тального. В отношении же наделенности благородствами нет ничего
столь многообразного, как первая причина, однако эта множествен-
ность благородств в первой причине не устраняет никакой простоты,
поскольку первая причина обладает всеми этими благородствами
прежде причиненного, просто и едино, и поэтому Философ замеча-
тельно говорит, что первая причина превышает имена всех ее дейст-
вий и она изобильна в себе, когда ничего не дает и не дарует никако-
му из причиненных, и изобильна в других причиненных, которым
она сообщает [благородства] пропорциональным образом1.

Глава IV.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 318 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2366 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.