Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава VI. О четверичности тела




Ведь телу также приписывается четверичность. Если душе изна-
чально свойственна единичность, то телу двоичность. И тогда расчет
чисел таков: дважды два — четыре, дважды четыре — восемь, дважды
восемь — шестнадцать, дважды шестнадцать — тридцать два. Таким
образом, на четвертый раз появляется число два, с которого начато
умножение, и если продолжать умножение бесконечно, то, несо-
мненно, число два будет возникать всегда на четвертый раз. И это
свидетельствует о четверичности тела и дает понять, что все состав-
ленное из делимого и разложимого, как число два, и само является
разложимым. Теперь, полагаю, ты достаточно ясно видишь, каким
образом душа нисходит от умопостигаемого к чувственно воспри-
нимаемому, когда она от чистоты простой мысли, не затемняемой
никакими телесными образами, спускается к образам зрительно
ощущаемых вещей, и наоборот — как возвращается к блаженно-
му состоянию, когда, отвращаясь от телесного, она поднимается к ис-
токам своей природы и обретает свой истинный лик. Чтобы было
понятнее, скажу, что к умопостигаемому мы обращаемся мыслью,
а к воспринимаемому — воображением. Мысль же — это чистое и ис-
тинное познание бестелесных субстанций, начал всех вещей, как Бог
и идеи. А воображение — это сохраняющееся в душе воспоминание
о чувственно воспринимавшихся телах, которое само по себе не не-
сет никакого истинного знания о началах вещей. Чувства — это дей-
ствия души, облеченной телом и приобретшей внешние качества.


 

 

 


 


Глава VII. О квадривиуме

Поскольку математика, как выше сказано, имеет дело с абстракт-
ным количеством, то она подразделяется на различные познания
в зависимости от видов количества. Абстрактное же количество есть
не что иное, как видимая форма размера, запечатлевающаяся в душе
благодаря воображению. Такая форма бывает двоякой, одна непре-
рывная, называемая величиной, как величина дерева или камня, а
другая прерывистая, называемая множеством, как стадо или народ.
Что касается множества, то оно может быть самостоятельным, как
три, четыре или другое число, а может быть относящимся к чему-ли-
бо, как половина, треть, две трети и т. д. Величины же бывают по-
движные, как сфера мира, и неподвижные, как земля. Множествами,
которые сами по себе существуют, занимается арифметика, а соотно-
симыми с чем-либо — музыка. О неподвижных величинах дает по-
знание геометрия, а изучение подвижных берет на себя астрономия.
Таким образом, математика делится на арифметику, музыку, геоме-
трию и астрономию.

Глава VIII. Об арифметике

Это понятие происходит от греческих слов ares, которое пере-
водится как «доблесть», и rithmus, то есть «число», и, значит,
арифметика — это «доблесть чисел». Она названа так потому, что
в основе всех вещей лежит подобие числам1.

Глава IX. О музыке

Музыка происходит от слова moys, то есть «вода», поскольку
без жидкости не может возникнуть никакая эвфония, или благо-
звучие.

Глава X. О геометрии

Геометрия значит «измерение земли», и наука эта ранее всего
появилась у египтян, поскольку во время наводнений Нила осе-
давший ил скрывал межевые разметки и им приходилось с помо-
щью землемерных шестов и веревок всякий раз заново произво-

' Этимология слов «арифметика» и «музыка» неверна. Гуго, если даже
и знает их подлинное греческое происхождение, считает, однако, более важ-
ным то, что «добродетель знаний» характеризует в полном смысле слова «до-
блесть знающего». Идеал монаха-интеллектуала эпохи Боэция — далеко
в прошлом, в век Гуго это «рыцарь веры». (Примеч. ред.)


дить измерение земли, а поэтому наиболее мудрые из них изобре-
ли способы измерения, которые стали прилагать к пространству
моря и неба, и также и к любым другим телам.

Глава XI. Об астрономии

Астрономия и астрология различаются, как кажется, тем, что ас-
трономия означает «закон звезд», а астрология — это «рассуждение
о звездах». «Номос» ведь это «закон», а «логос» — «слово». Поэто-
му астрономия предполагает изучение всего того, что касается зако-
на звезд и вращения небесной сферы, а также стран света, орбит,
движения небесных тел, восхода и захода небесных светил. Астро-
логия же рассматривает звезды в их отношении к рождению и смер-
ти людей, а также в связи с любыми другими событиями, и пред-
ставление о таких связях отчасти основано на естественных
знаниях, а отчасти является суеверием. Естественными представля-
ются знания о воздействии небесных тел на земные, которое прояв-
ляется в здоровье, болезни, бесплодии, плодовитости этих послед-
них [людей], а также в хорошей и плохой погоде. Суеверием же
является представление о влиянии звезд в том, что в действительно-
сти зависит от свободы человеческой воли.

Глава XII. Об арифметике

Предметом арифметики являются числа четные и нечетные,
равные и неравные. Они бывают равно равными, неравно равны-
ми и равно неравными, а также первичными и простыми, вторич-
ными и составными и такими, что сами по себе вторичны и слож-
ны, а по отношению к другим — первичны.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 286 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2351 - | 2153 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.