Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава IX. О порядке чтения




Один порядок существует между разными дисциплинами:
грамматика предшествует диалектике, а арифметика — музыке.
Другой порядок — между книгами. Так, например, «Заговор Ка-
тилины» предшествует «Югуртинской войне»1. Есть также поря-
док при изложении, заключающийся в последовательности мате-
риала, и порядок расположения материала.

Порядок между разными дисциплинами зависит от их приро-
ды; порядок между книгами — от их авторов либо от излагаемого
материала. Порядок изложения определяется последовательнос-
тью материала, которая бывает двоякой: естественной, когда собы-
тия излагаются в том порядке, в каком они происходили, и искус-
ственной, когда о произошедшем позже рассказывается раньше,
а о более раннем — позже.

При экспозиции же материала учитывается порядок рассмот-
рения, в котором последовательно выделяются словесное выра-
жение, содержание и смысл. Словесное выражение представляет
собой упорядоченное соединение высказываний, которое мы так-
же называем конструкцией. Содержание — это первичное и явное
значение выражения, а смысл — более глубокое значение, которое
постигается лишь благодаря толкованию. Правильная экспозиция
в том и состоит, что сначала рассматривается словесное выраже-
ние, затем содержание и, наконец, смысл.

Глава X. О способе чтения


Глава XI. О размышлении

Размышление — это рассуждение человека, который с помо-
щью советов благоразумно исследует причины и начала, образ су-
ществования и пользу какой-либо вещи. Начало размышлению
кладет чтение, но оно не должно сковываться какими-либо прави-
лами и предписаниями. Ведь размышление должно приносить на-
слаждение, когда свободная мысль, озирая некоторое пространст-
во, созерцает истину и проникает в причины то одних, то других
вещей, погружаясь в их глубинную сущность и не оставляя ниче-
го сомнительного и неясного. Начинают учение с чтения, а завер-
шают его размышлением. И тот, кто научится любить науку и бу-
дет ей почаще предаваться, сделает радостной жизнь, а в тяготах
обретет высшее утешение. А высшим утешением является такое,
которое уводит душу от суеты земных дел и позволяет ей уже в
этой жизни вкусить сладость небесного покоя. И если человек на-
учится через сотворенные вещи размышлять и понимать творца,
душа его равным образом и наукой будет просвещена, и радост-
ным покоем обеспечена, поэтому высшее наслаждение обретается
размышлением.

Есть три вида размышления. В одном случае изучаются нравы,
во втором — различные заповеди, в третьем — божественные дея-
ния. В нравах различаются пороки и добродетели. Божественные
заповеди бывают предписывающими, запрещающими и разреша-
ющими. Божественные деяния созидают потенции, эти деяния
направляются мудростью, и им сопричастна благодать. Всем этим
человек тем сильнее способен восхищаться, чем лучше он это по-
знал и научился размышлять об удивительных деяниях Бога.


Читать нужно, разделяя изучаемые вещи, начиная от конеч-
ных, постепенно переходить к бесконечным. Ведь всякое конеч-
ное явление более понятно и легче постижимо, поэтому обучение

1 Сочинения Саллюстия, посвященные событиям заговора Катилины
(63 до н. э.) и войны с Нумидией (115-105 до н. э.).


Глава XII. О памяти

Полагаю, что здесь обязательно нужно сказать и о памяти, ибо
если благодаря способностям человек путем различения находит
что-либо и изучает, то благодаря памяти он собирает и сохраняет


 

 

 


 


изученное. Изучая, надлежит разделять и собирать познанное, пре-
поручая его своей памяти. Собирать же знания, особенно такие,
о которых много писали и рассуждали, значит, сводить их к некое-
му краткому и удобному своду, который древними назывался эпи-
логом, то есть сжатым изложением. Ведь всякое ученое рассужде-
ние имеет некую основу, содержащую всю истину и суть его, и на
эту основу опирается все остальное; собирая знания, именно эту ос-
нову нужно определить и понять. Она подобна источнику, в кото-
ром берут начало многие речки, и если ты проследишь их течение,
то доберешься до этого единого источника и все поймешь. Я гово-
рю это потому, что память человека несовершенна и она любит
краткость, и если ее загружать многими вещами, она слабо будет
удерживать каждую из них. Следовательно, мы должны из всякого
учения выбирать нечто краткое и надежное, способное сохранить-
ся в памяти так, чтобы позднее, когда понадобится, можно было из
памяти это извлечь. Но все это необходимо почаще извлекать из за-
лежей памяти на уста, дабы из-за долгого перерыва не забылось.
Поэтому прошу тебя, читатель, не перегружай память, если будешь
много читать, лучше побольше размышляй, и тогда и мыслить на-
учишься, и сможешь многое запомнить. Иначе бесполезно будет
и читать, и размышлять. Итак, как я уже, помнится, говорил, всем,
кто занимается науками, необходимы способности и память.

Глава XIII. О благонравии

Однажды мудрец, когда его спросили о том, что требуется для
овладения наукой, ответил: «Смиренный ум, усердие, безмятеж-
ная жизнь, свободная от земных забот, безмолвные занятия и бед-
ность»1. Полагаю, что он согласился бы со словами «добрые нра-
вы украшают науку», и поэтому к правилам чтения прибавляются
и правила доброй жизни, и читателю следует знать и цель заня-
тий, и необходимый образ жизни. Мало похвальна наука, запят-
нанная порочной жизнью. Так что тому, кто занимается наукой,
следует особенно заботиться о добрых нравах.

Глава XIV. О смирении

Основой добрых нравов является смирение, которое, как видно
из многих примеров, должно проявляться в постигающем науку
трояким образом. Во-первых, ему не следует выражать презрение
к какой-либо науке или книге; во-вторых, ни от кого не нужно сты-
диться получать познания; а в-третьих, овладев наукой, не стоит





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 468 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2280 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.