Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава XII. О возникновении логики




После того как мы рассказали о появлении теории, практики
и механики, остается рассмотреть происхождение логики, к кото-
рой я обращаюсь в последнюю очередь потому, что она была изо-
бретена позже. После появления теории, практики и механики
возникла необходимость и в логике, ибо без знания того, как пра-
вильно рассуждать, люди не могли прийти к согласию в суждени-
ях о тех или иных вещах. Как говорил Боэций, когда древние лю-
ди впервые стали заниматься природой вещей и свойствами
нравов, они неизбежно впадали в заблуждения, поскольку они не
умели различать слова и понятия, и со многими случалось то же,

' Из сочинения Марка Туллия Цицерона De mventione («Об открытии»).

2 Взято из сочинения Вергилия «Георгики».

1 Вероятно, имеется в виду Соран Эфесский (нач. II в.). {Примеч. ред.)


 

 

 


 


что с Эпикуром, который считал мир состоящим из атомов, а в на-
слаждении ошибочно видел доблесть1.

С ним и с другими такое случалось потому, что они предмет рас-
суждения принимали за понятие, соответствующее природе какой-
либо вещи. Но это большое заблуждение, ибо вещам понятия не
присущи так, как, например, числа. Если что-либо правильно сосчи-
тано, то полученное число, несомненно, присуще сосчитанным ве-
щам, и если получилась сотня, то непременно это число отвечает ста
вещам. Но рассуждения производятся не так, и то, что вытекает из
хода суждений, не обязательно присуще природе вещи. Поэтому
и впадают в ошибки те, кто, не зная науки рассуждения, изучает
природу вещей. И пока эта наука не была постигнута и не была при-
знана истинным путем рассуждений, пока не удостоилась Доверия
и почитания, невозможно было прийти к непреложной истине отно-
сительно разных вещей с помощью понятий. Следовательно, когда
древние мужи в заблуждениях своих выходили на некую ложную
и внутренне противоречивую истину и было ясно, что два противо-
речащих друг другу заключения об одной и той же вещи не могут
быть истинными, достойными доверия, то становилась понятной
необходимость прежде всего рассмотреть пока еще неизведанную
природу самого рассуждения. Познав же ее, можно путем размыш-
ления прийти к истинному пониманию вещей.

Так было положено начало науки логики, которая обеспечивает
различными способами рассуждения и помогает различать сужде-
ния: какие из них всегда ложны, а какие истинны либо какие в дан-
ный момент истинны или ложны. По времени появления эта наука
последняя, но по значению — первая, и начинающим постигать фи-
лософию в первую очередь следует заняться именно ею, ибо с ее по-
мощью они узнают природу понятий и слов, без чего не может быть
рационально понята никакая философская теория.

Логикой она названа по греческому слову «логос», которое имеет
двоякое толкование. Логосом называется или слово, или разум, и по-
этому логика бывает речевой и рациональной. Логика рациональная,
или различительная, содержит в себе диалектику и риторику, а логи-
ка речевая связана с грамматикой, диалектикой и риторикой. И эту
речевую логику мы считаем изобретенной после теории, практики
и механики. Это не значит, однако, что до ее изобретения говорить
никто не мог и люди не способны были общаться друг с другом. Нет,
были и понятные всем буквы, и слова, но их использование еще не
было упорядочение, и отсутствовали нормы правильного разговора
или спора. Ведь все познания прежде, чем стать искусствами, сущест-
вовали в употреблении. И способные люди смогли их обратить в ис-
кусства; ранее неопределенные и беспорядочные представления они
заключили в надежные рамки правил и норм, исправив ошибочное,

1 Здесь Гуго повторяет слова Боэция из «Комментария к Порфирию».


добавив недостающее и убрав лишнее, а затем предписанные каждо-
му виду познания правила вошли в обычай и составили отдельные
искусства.

Таково было происхождение всех искусств, и если каждое из
них рассмотреть, то будет понятно, что именно так они и возник-
ли. Прежде чем появилась грамматика, люди писали и говорили;
до появления диалектики они стремились путем рассуждений от-
личить истину от лжи; пока не было риторики, они все же рассуж^
дали о гражданском праве; до изобретения арифметики они уже
умели пользоваться числами; они уже пели, когда еще не было
музыки; они умели измерять поля до геометрии и по движению
звезд рассчитывать время без астрономии. Все эти познания и по-
ложили начало искусствам, благодаря которым они оказались
усовершенствованными. Здесь стоило бы рассказать о тех, кто
был создателем разных искусств, когда и где они жили и как при-
шли к созданию наук; однако я хочу, прежде всего, показать, как
философия разделяется на отдельные искусства.

Глава XIII. Заключение к сказанному выше

Следует, наконец, вкратце повторить сказанное выше, чтобы
понятней было последующее изложение..Итак, мы сказали, что
существует четыре главных вида познания, заключающих в себе
все остальные. Это теория, необходимая для постижения истины
путем размышлений; практика, наставляющая в добрых нравах;
механика, определяющая наши действия в этой жизни; и логика,
представляющая собой науку о правильной речи и ведении спора.
Поэтому можно считать, что душе присуща четверичность, и чис-
ло четыре из почтения к нему древние поминали в клятве, когда
говорили: «Во имя того, кто нашу душу наделил числом четыре».

А теперь, кратко повторив определения философии, мы пока-
жем, что эти четыре вида познания составляют философию, и рас-
смотрим, что они в себе содержат.

КНИГА ВТОРАЯ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 278 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2255 - | 2141 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.