Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава I. Об отличительных особенностях искусств




«Философия — это любовь к мудрости, а мудрость есть живо-
творящий самодостаточный ум, являющий собой единую перво-
причину всех вещей». Это определение указывает на этимологию
слова, ибо «филос» по-гречески означает любовь, а «софия» —
мудрость. Добавление, что «мудрость есть животворящий самодо-


 

 

 


 


статочный ум, являющий собой единую первопричину всех вещей»,
подразумевает, что это божественная мудрость, которая, будучи са-
модостаточной, ни в чем не нуждается, объемля одновременно все
прошлое, настоящее и будущее. Она называется животворящим
умом потому, что, порожденная божественным разумом, она не-
тленна и является первопричиной всех вещей, поскольку все они
были образованы по принципу подобия с ней. Отсюда и искусства
берут начало, ибо смысл их всех заключается в том, чтобы помочь
нам обрести божественное подобие, и чем более мы уподобляемся
природе Бога, тем мудрее мы становимся, и тогда нас начинает оза-
рять то, что присуще разуму Бога, но в нем это пребывает вечно,
а мы это обретаем на время.

Иначе философию называют «искусством искусств и наукой на-
ук»', поскольку к ней имеют отношение все искусства и науки. Ис-
кусством называются познания, состоящие в правилах и предписа-
ниях, или же искусством может быть названо то, что представляется
вероятным и предположительным. Наука же, занимающаяся теми
вещами, которые только с ее помощью могут быть познаны, пользу-
ется истинными суждениями, и это различие между искусством
и наукой было проведено Платоном и Аристотелем. Искусством на-
зывается также то, что воплощается в материи и познается благода-
ря каким-либо действиям, как, например, архитектура. Наука же со-
стоит в размышлении и познается только благодаря мыслительной
деятельности, как, например, логика.

О философии можно также сказать, что это размышление
о смерти, и такое ее определение более всего подобает христиа-
нам, которые, презрев мирскую суету, живут в общении с наука-
ми ожиданием предвечной жизни. А еще ее называют наукой, по-
стигающей истинный смысл всех божественных и человеческих
вещей. Поэтому суть всех ученых изысканий связана с философи-
ей, и она определенным образом имеет отношение ко всем вещам.

Глава II. О частях, на которые делится философия

Философия делится на теоретическую, практическую, механи-
ческую и логическую. Эти четыре ее части охватывают все позна-
ния. Теоретическая называется также созерцательной, а практи-
ческая — активной, либо этикой, или моралью, поскольку она
наставляет в добрых нравах. Механическая называется также
подражательной, ибо связана с человеческими трудами, а логиче-
ская — речевой, поскольку имеет дело со словами. Теоретическая
в свою очередь делится на теологию, математику и физику. Такое
разделение произвел Боэций, сказав, что она занимается умопо-


стегаемыми, воспринимаемыми и природными предметами; умо-
постигаемые относятся к теологии, воспринимаемые к математи-
ке, а природные к физике.

Глава III. О теологии

Умопостигаемое он определяет так: «Неизменно и всегда пре-
бывающее в собственной божественности, недоступное никаким
чувствам и постигаемое только лишь умом и мыслью»1. Это то,
чем занимается истинная философия, когда она обращается к Бо-
гу или бестелесной душе и которую греки назвали теологией, по-
скольку «теос» означает бога, а «логос» — слово или разум. Теоло-
гией, следовательно, являются наши рассуждения о невыразимой
природе Бога или его духовных творениях.

Глава IV. О математике

Математика это учение. Слово matesis, правда, без придыха-
тельного «h», означает «тщеславие», и так называют суеверие тех
людей, которые верят в предсказание человеческих судеб по звез-
дам и которых также зовут математиками. Но когда это слово пи-
шется с «h», то оно означает учение об абстрактных количествах.
Абстрактным называется количество, отделенное интеллектом от
материи или чего-либо другого, которым в виде четного или не-
четного числа мы оперируем только мысленно, в соответствии
с учением, а не природой. Предмет этого учения Боэций называет
воспринимаемым, но он включает в себя и умопостигаемые с по-
мощью размышлений вещи. К таковым относятся все небесные
творения Всевышнего, а в подлунном мире — то, что отмечено бла-
женным духом и чистой субстанцией, в том числе и человеческие
души, которые изначально были умопостигаемой субстанцией, а,,
соединившись с телами, из умопостигаемых переродились в вос-
принимаемые и стали более мыслимыми, нежели мыслящими. Од-
нако, благодаря чистоте размышлений, души, если они обращают-
ся к умопостигаемым вещам, могут стать блаженными.

Природа духов и душ, поскольку она является простой и бесте-
лесной, относится к умопостигаемой субстанции. Но под действи-
ем человеческих чувств природа души нисходит до чувственно вос-
принимаемой и благодаря воображению уподобляется чувственно
воспринимаемым вещам. И она утрачивает свою простоту, стано-
вясь подобной сложным. Как таковая она, с одной точки зрения,
является умопостигаемой, а с другой — воспринимаемой. Умопо-


' Из «Комментария к Порфирию» Боэция.

' Взято из «Этимологии» Исидора Севильского.


 

 

 


 


стираемой, поскольку является бестелесной природой, не доступ-
ной никаким чувствам. Воспринимаемой же чувствами потому,
что, не будучи чувственной, обладает подобием чувств. Умопо-
стигаемое — это то, что не воспринимается чувствами и не имеет
подобия чувственно воспринимаемого. А воспринимаемое — это
то, что постигается и интеллектом, но не только им, а поскольку
у человека есть чувства и воображение, то и они участвуют в по-
знании того, что чувственно воспринимается.

Таким образом, природа души от соединения с телом перерож-
дается; постигая с помощью чувств видимые формы тел, она благо-
даря воображению как бы принимает их на себя и настолько отсту-
пает от своей первоначальной простоты, насколько проникается
различными качествами, свойственными чувственным вещам. Од-
нако если она возвращается к чистой мысли и обретает самое себя,
то она становится блаженной благодаря сопричастности умопости-
гаемой субстанции.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 338 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.