Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Гуго Сен-Викторский Hugo de Sancto Victore




(Ок.1096-1141)

В XII β. заинтересованный наблюдатель увидит непростой пе-
реходный период, который подводит итог раннему Средневековью,
формируя при этом установки и горизонты для эпохи позднего
Средневековья. Именно поэтому жизнь духовных лидеров этого
времени особенно напряженна и даже драматична — ведь в своих
творениях они стремятся соединить прошлое с будущим, найти
в ставшем уже традиционным взгляде на мир новые перспективы,
показать органичную близость схоластических понятий и мисти-
ческих откровений, трудно уживающихся вместе и зачастую да-
же просто несовместимых.

Может быть, наиболее ярко эта проблемная ситуация отра-
жена в сен-викторской школе
и особенно в произведениях Гуго Сен-
Викторского, ставшего в 1138 г. главой этой школы после смерти
ее основателя, Гильома из Шампо. К этому времени схоластика
в традиционной классической форме уже подошла к пику своего
принципиального содержательного развития, поэтому вставала
проблема открытия новых горизонтов и путей мышления. И Гуго


был одним из первых, кто пытался, не отбрасывая схоластичес-
кую модель исследования Бога, мира, человека и бытия в целом,
выйти к новым, жизненно важным богословским формам. Но про-
явилось это не в создании какого-то революционного трактата
(в конце концов, недаром юноша из знатного фламандского рода по-
лучил классическое по тем временам образование в Хаммерслебенском
монастыре, продолжив его в Париже — центре схоластического
философско-теологического образования), а в осуществленной энцик-
лопедической систематизации схоластической структуры знания.
Энциклопедический принцип Гуго гласил:
«Учмсъ всему, и ты потом
увидишь, что ничто не бесполезно».

Произведение «Дидаскалион, или Семь книг назидательного обу-
чения» (Eruditionis didascalicae libn septem), написанное в 1120-х гг.,
было предназначено научить последовательному овладению са-
мыми разными науками, цельность которых была связана с тем,
что все они вытекали из философии и воплощали, каждая по-свое-
му, всю полноту гармоничной системы мироздания. Это была уже
более подробная систематизация наук по сравнению с привычным
делением знания на тривиум (грамматика, диалектика, риторика)
и квадривиум (арифметика, музыка, геометрия, астрономия).
Но, помимо этих, бесспорно, важных частей, Гуго, и в этом одна из
его принципиальных отличительных черт, уделяет большое внима-
ние механике (включавший в себя такие эмпирические науки, как
сукноделие, медицина, агрикультура и др.) и практике, разделяе-
мой им на индивидуальную, частную и общественную. Таким обра-
зом, в этом произведении, очень популярном в XII -XIII вв. (об этом
свидетельствует хотя бы тот факт, что до нас дошло более 1300
его латинских списков), мы обнаруживаем выверенную дидактиче-
скую модель схоластического образования, использующую, конечно,
философскую концепцию, но не столько для новых фундаменталь-
ных исследований и размышлений, сколько для систематизации
уже закрепившихся установок и подходов в схоластической мето-
дологии знания.

Однако сам Гуго стремился создать гармоничный союз мистиче-
ской и схоластической теологии. Наряду с мистическими вдохнове-
ниями, он был в значительной степени подвержен и традиционно
схоластическим веяниям: отдавая предпочтение переживанию экс-
татического восхищения Божественным откровением, он при этом
увлеченно доказывал бытие Бога методами силлогистики и рассу-
дочной схоластики, развивая на их основе теодицею. Такое соедине-
ние мистики и схоластики нашло свое яркое выражение в трактате
«О соединении тела и духа» (De unione corporis et animae).

Гуго Сен-Викторский не ограничивался в своем творчестве схо-
ластической дидактикой и схоластическим способом мышления.
Влияние Аристотеля на ход его построений было существенным,
но, пожалуй, более определяющей являлась связь с мистической


 

 

 


 


традицией Дионисия Ареопагита и Августина. Комментарии Гуго
на «Небесную иерархию» Дионисия Ареопагита (Commentana in
Hierarchiam coelestem S. Dionysii Areopagitae) поражают своей глу-
биной, а подробнейшее исследование учения Августина, позволив-
шее ему осуществить фундаментальный богословский синтез —
прежде всего в диалоге
«О таинствах закона естественного и за-
кона писанного» (De sacramentis legis naturalis et scnptae), — сказы-
вается практически во всех его работах, включая такие основопо-
лагающие, как «О таинствах христианской веры»· (De sacramentis
Chnstianae fidei),
«0 призрачности мира» (De vanitate mundi),
«О плодоношении души и тела» (De fructibus carnis et spiritus). He
случайно Гуго называли Новым Августином (Alter Augustinus). Мис-
тическая теология Гуго основывается на том, что даже несмотря
на первородный грех, человек сохраняет память о Боге, и эта па-
мять есть источник его спасения, его возвращения к Богу. На пути
же этого спасительного для человека припоминания духовная жизнь
включает в себя теоретическую и практическую составляющую,
т. е. предполагает знание и добродетель. Целью же такого при-
поминания является достижение опыта, непосредственного мис-
тического единения с Богом и обретение божественного созерцания.
И хотя теоретические и практические пласты неотъемлемы друг
от друга на пути к этой цели, но они имеют свои особенности. Так,
теоретико-спекулятивный уровень духовной жизни состоит из
трех ступеней: первая — символическое знание, вторая —рассудоч-
ное знание, третья — мистическое знание. Практический же уро-
вень включает в себя чтение, размышление и главное — молитву, ко-
торая в конечном счете и приводит к мистическому созерцанию
в любви (или scientia amorosa). Сам Гуго понимает такое созерцание
как преображение разума человека Божественным светом любви,
что позволяет ему в ясном и радостном видении усматривать глу-
бину единства бытия. Конечно же, такое созерцание есть дар бес-
конечной любви Бога, и в этом смысле оно есть то высшее, к чему
может стремиться и о чем только может мечтать человек; но при
этом Гуго считает, что определенный, менее совершенный, вид со-
зерцания достижим и благодаря истинам науки и философии.

Многочисленные аспекты мистика-богословского значения созер-
цания разъясняются Гуго в трактате
«О созерцании и его видах»
(De contemplatione et ejus speciebus), который не вошел в собрание его
сочинений, опубликованное в Патрологии Миня (PL). Он был впервые
издан Б. Ορο в 1859 г. Причем Ορο, опираясь скорее на впечатление,
чем на доказательство, приписал трактат именно Гуго Сен-Вик-
торскому, хотя β этом можно было и сомневаться. В 1958 г. Р. Барон
выпустил в свет критическое издание этого трактата. Обширное
введение к нему содержит аргументацию в пользу его аутентичнос-
ти. Отсутствие ряда характерных для позднего Гуго понятийных
схем, например триады
«о/со плоти, око рассудка, око созерцания»,


объясняется Бароном тем, что трактат был написан раньше основ-
ных трудов: «О таинствах христианской веры» и «Комментария
к „Небесной иерархии"». Хотя не исключена возможность того, что
это произведение могло быть доработано одним из последователей
Гуго. Несомненно, что оно дает довольно полное представление о мис-
тицизме сен-викторской школы вообще и о мистицизме Гуго Сен-Вик-
торского β частности. Автор «О созерцании и его видах» выделяет че-
тыре вида созерцания: размышление, монолог, «осмотрительность»
и восхождение. По его мнению, восхождение происходит в сферах
практики, эмоциональной жизни и разумения, причем интеллектуаль-
ное восхождение увенчивается восхождением к Богу и познанием Его.
О последнем и идет речь в публикуемом в настоящем издании разделе
«О пяти способах познания Бога» — заключительной части тракта-
та. Эта часть имеет относительно самостоятельное значение и,
по существу, является сводом основных представлений спекулятивно-
мистической теологии сен-викторской школы.

Гуго Сен-Викторский был мистиком, а мистический опыт не зна-
ет границ. Начавшийся в XII в. мистический подъем был вызван ус-
тойчивым в это время представлением о том, что человеческая ис-
тория, которая началась на Востоке, найдет свое скорое завершение
на Западе, переместив тем самым центр мироздания. Вот как об
этом писал Гуго: «Божественное провидение распорядилось таким
образом, что всеобщее правление (миром), которое вначале находи-
лось на Востоке, по мере того как время подходит к своему концу, пе-
ремещается на Запад, чтобы уведомить нас о том, что близится ко-
нец света, ибо ход событий уже достиг края Вселенной».

Д. Ю. Дорофеев


Семь книг назидательного обучения,
или Дидаскалион1





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 963 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2307 - | 2155 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.