Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава II. О происхождении искусств и духовном совершенстве




Самой желанной для человека является мудрость, в коей за-
ключена форма совершенного блага. Мудрость просветляет чело-
века, и благодаря ей он начинает познавать себя после того, как,
подобный прочим тварям, он не понимал, что сотворен превыше
их. Ведь бессмертный дух, озаренный мудростью, прозревает свои
истоки и сознает, сколь низменным он был, когда искал что-то вне
себя, тогда как ему достаточно было бы постигнуть, что он сам
есть. И написано на треножнике Аполлона: «Познай самого себя»',
ибо, несомненно, что если человек помнит о своем происхожде-
нии, то он понимает ничтожество всего того, что переменчиво. Фи-
лософы утверждают: «Душу следует признать составленной из
всех природных начал». И в платоновском «Тимее» сказано: «Это
делимая и неделимая смешанная субстанция; она та же самая
и различная, обладающая двоякой природой, называемой энтеле-
хией»2.

Она способна, следовательно, и свое происхождение постичь, по-
скольку благодаря рассудку понимает невидимые причины вещей,
а благодаря чувственному восприятию познает видимые формы
действительности; она как бы совершает двоякое круговое движе-
ние, когда либо с помощью чувств обращается к чувственно воспри-
нимаемому, либо с помощью рассудка восходит к невидимому и, по-
стигая подобие вещей, возвращается к самой себе. И дело в том, что
ум, объемлющий Вселенную, соразмерно составлен из всех субстан-
ций и природ по принципу подобия. Ведь пифагоровское правило
гласит: «Подобное подобным постигается», а значит, если бы разум-
ная душа не состояла бы из всего, то никоим образом не могла бы
всего понимать. И сказал некто: «Землю постигаем с помощью зем-
ного, эфир с помощью огня, воду с помощью влажности, а воздух
с помощью дыхания»3.

Нам, однако, следует оценить этих, многоопытных во всякой
природе вещей, мужей не за то, что они поняли, как приумножа-
ются возможности души за счет составляющих ее частей, ибо это

' Сведения об этой надписи, очень популярной в Средние века, восходят
к Ксенофонту и известны были благодаря сочинению Макробия «Коммента-
рий на „Сон Сципиона"».

'' «Тимея» в Средние века знали по неполному его переводу на латинский
Халкидием.

·' Слова эти взяты у Халкидия, который приписал их Эмпедоклу.


 

 

 


 


свойственно и простым сущностям, а за то, что они ясно указали на
ее чудесные потенции, говоря о том, что она состоит из всех природ
и важно не само их сочетание, а принцип сочетания. Не следует ду-
мать, что это подобие всем вещам пришло к душе откуда-то извне;
скорее всего она его обретает сама в себе, благодаря собственной
способности, как порожденное ею же с помощью некой потенции.
Ведь сказал же Варрон в «Перифизионе»': «Не всякая причина из-
менения вещи бывает внешней, и для ее изменения необходимо,
чтобы она либо что-то утратила из того, что имела, либо получила
извне что-нибудь, чем до этого не обладала. Мы видим, как под воз-
действием внешней формы что-либо может получить подобие ка-
кого-нибудь образа: так мастер может выбить какое-нибудь изобра-
жение на металле, но сам металл при этом не по внешней причине,
а благодаря собственному свойству и естественной способности
приобретает какой-либо образ». Так, несомненно, и ум, отмечен-
ный подобием всех вещей, способен все охватить и все понять,
но способность эта не самоочевидна, а содержится в потенции. И в
этом главное достоинство нашей натуры, каковым все люди в рав-
ной мере обладают, но не все это сознают. Ибо дух, усыпляемый
плотскими страстями и отвлекаемый от самого себя чувственными
формами, забывает о том, чем он был, и ничего иного о себе не по-
мнит и ни во что иное не верит, как только в ощущаемое. Однако
истинное учение способно исправить дух, и тогда мы познаем нашу
природу, если понимаем, что искать истину нужно не вне себя,
а в нас самих. И высшим утешением в жизни становится постиже-
ние мудрости, и тот, кто вкусил ее, обретает счастье, а кто овладел
ею, достигает блаженства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 317 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2456 - | 2138 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.