Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политическая организация общества. Государство




Политика, согласно Платону и Аристотелю, - еди-
ная наука об обществе и город е-государстве (полисе).
Сейчас под политикой понимают определяемые прежде
всего экономическими интересами отношения между
классами, нациями и другими общностями людей по по-
воду государственной власти. Политика представляет со-
бой наиболее активную часть надстройки.

В центре политики находится государство - основ-
ная организация, особый аппарат власти экономически
господствующего класса для управления обществом в це-
лях осуществления своих коренных интересов и целей. В
то же время государство в качестве организации, объеди-
няющей людей в единую социальную и противоречивую
структуру, вынуждено известным образом удовлетворять и
всеобщий интерес (обеспечение стабильности и безопас-
ности, совмещение интересов различных групп и слоев
общества и др.).

Государство вместе с политическими партиями и
различными общественными организациями и учрежде-
ниями образует политическую организацию общества.

Как же возникло государство и образовалась поли-
тическая организация общества?


По вопросу происхождения и сущности государства
более всего имеется противоречивых социально-философ-
ских концепций. И это потому, что он в наибольшей сте-
пени затрагивает интересы господствующих социальных
сил. Так, если государство объявляется следствием божест-
венного, сверхъестественного творения или "общественного
договора" людей, то его причина усматривается в простом
продолжении отцовской власти в разросшейся семье или
объясняется наличием в человеческой психике особых
стремлений ("импульсов") господства и подчинения. Суть
государства при этом сводится к действиям заботящегося
обо всех "стража порядка", беспристрастного "третейского
судьи" при возникновении раздоров, "управляющего" об-
щими хозяйственными делами. Теория марксизма объяс-
няет происхождение государства расколом общества на
антагонистические классы и рассматривает его как про-
дукт и появление непримиримости классовых противоре-
чий эксплуататорского меньшинства и эксплуатируемого
трудящегося большинства общества.

Разумеется, что и до возникновения государства
первобытнообщинный, доклассовый строй имел свою
организацию. Но это была неполитическая родоплемен-
ная организация регулирования социальной жизни силой
обычаев и традиций. По сравнению с родоплеменной
организацией государство отличается, во-первых, разде-
лением населения по территориальным связям вместо
кровнородственных; во-вторых, учреждением публичной
власти, т.е. власти, не совпадающей с массой населения,
осуществляемой особыми группами людей. Для содержа-
ния противостоящей народу публичной власти и выпол-
нения необходимых общественных работ понадобились не
известные ранее взносы населения - налоги. С развитием
классового общества государственный аппарат все более
разрастается, включая особые отряды вооруженных людей
(армия, полиция и др.), бюрократические ведомства, ка-
рательно-судебные органы с тюрьмами и т.д. Отличитель-
ным признаком государства является также его связь с
правом, включая издание законов и других актов, регули-
рующих имущественные и иные отношения, закрепляю-
щих нормы поведения.

Сущность государства проявляется в выполняемых
им функциях, из которых различают внутреннюю и


внешнюю. Определяющая из них - внутренняя функция,
от нее зависит и внешнеполитическая деятельность госу-
дарства, и она наиболее полно характеризует классовую
природу государства, непосредственно реализуясь в его
внутренней политике. При этом не только различные, но
один и тот же тип государства может существовать в
многообразных формах, что объясняется расстановкой и
соотношением классовых сил, конкретно-историческими
особенностями и традициями социально-политической
жизни.

Форма государства прежде всего проявляется в форме
правления. Это - монархия, передаваемая по наследству
власть одного лица (короля, царя, императора), которая
опирается на господствующие в обществе социальные си-
лы и проводит их волю. Или республика - власть, осуще-
ствляемая выборными органами общества. Формы госу-
дарства различаются также и по методам осуществления
государственного руководства обществом, т.е. по полити-
ческому режиму. Для буржуазного государства характерны
парламентский, президентский, военно-диктаторский, фа-
шистский и другие политический режимы. Способы
господства властной элиты различны - от демократии и
социального компромисса до прямого тоталитарного
терроризма. В современных условиях политической ор-
ганизации стран смешанной рыночной экономики при-
сущ не только рост государственно-бюрократического и
милитаристско-репрессивного аппарата, но и усиление
многослойности за счет включения политических партий
и различных звеньев от кастово замкнутых союзов и
элитных клубов до расистско-клерикальных объединений
и масонских лож. Их многоликость свидетельствует о ла-
вировании и гибкости господствующих сил, их стремле-
нии при ослаблении одних звеньев обеспечивать свою
власть также посредством использования других органи-
заций, включая глубоко законспирированные.

В ряде стран Запада высшие государственные орга-
ны формируются из представителей периодически сме-
няющих друг друга двух политических партий, которые
составляют парламентское большинство. В США - это
республиканская и демократическая партия, в Англии -
консервативная и лейбористская, в ФРГ - христианско-
демократический союз и социал-демократы и др. Причем


характерно, что, как правило, взаимные "критические
стрелы" правящей и оппозиционной партий носят скорее
межпартийный и личностный характер, не затрагивая ос-
новы власти господствующего класса.

Октябрьская революция 1917 г. в России, революции
второй половины 40-х годов в ряде стран Европы и Азии
были направлены на слом буржуазно-государственной ма-
шины и установление политической власти рабочего
класса. Идеалом революционных поколений было во-
площение в жизнь принципов социалистического само-
управления, когда трудящиеся, по словам В.И. Ленина, не
знают "никакой власти, кроме власти их собственного

объединения".

Последние десятилетия XX века выявили, что соци-
ально-политические последствия (своего рода "плоды")
практического развития СССР и других стран оказались
противоречивыми, не соответствующими представлениям
об "идеальном" социально-политическом процессе жизни.
Отметим некоторые из них. Вместе с ликвидацией классов
буржуазии и помещиков имела место насильственная
коллективизация, а в СССР - террор и репрессии в отно-
шении миллионов крестьян. Расцвел бюрократизм. Во-
люнтаризм и произвол поднялись над правовыми норма-
ми, не исключая и конституционные. Это обусловило
формирование политической системы советского общест-
ва в виде административно-командной системы, ядро ко-
торой составлял аппарат КПСС. Именно аппарату пар-
тии, а точнее, - ее Генеральному (первому) секретарю ЦК
в Центре и соответствующим партийным руководителям на
местах стала фактически принадлежать ничем не ограни-
ченная власть в обществе. Были деформированы принципы
демократического централизма в функционировании самой
партии, профсоюзов, комсомола и других организаций.
Произошло на новой основе отчуждение трудящихся от
средств и продукта производства, от фактического управ-
ления государственными делами. При всей специфике
аналогичные процессы происходили и в других странах
социалистического выбора.

Постепенное осознание сложившейся ситуации и
оценка ее, что "так жить нельзя", явились импульсом к
началу реформ в КНР с 70-х годов, к обновлению соци-
ально-политической жизни в СССР со второй половины


80-х годов. Массовые движения "снизу" в Польше, Чехо-
словакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Албании приве-
ли на рубеже 80-90-х годов к разрушению прежних госу-
дарственных и других политических структур, а в ГДР - к
ее включению в состав ФРГ. В ходе этих процессов выяв-
ляются не только прогрессивные, но и разрушительные
тенденции. В суверенных государствах, возникших на
просторах бывшего Советского Союза, происходит резкое
размежевание политических сил, обостряются отношения
между исполнительной и законодательной ветвями вла-
сти, растет отчуждение правящей элиты от народа. Все
это показывает, что для утверждения гуманистической по
своей сути и способу функционирования политической
системы мало провозгласить здравие в честь демократии и
свободы.

Для построения правового государства, повышения
значимости гражданского общества принципиальное зна-
чение имеет разделение законодательной, исполнительной
и судебной власти. В принятой в ноябре 1990 г. на сове-
щании глав государств и правительств "Парижской хартии
для новой Европы" торжественно провозглашены общече-
ловеческие ценности в социально-политической сфере и
обязанность "строить, консолидировать и укреплять демо-
кратию как единственную систему правления в наших
странах", основывающуюся на воле народа, уважении че-
ловеческой личности и верховенстве закона.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 571 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2154 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.