Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Духовная жизнь и ее закономерности




Изучением духовного процесса завершается систем-
ное освещение основных процессов жизни общества и
открывается новое видение качественной определенности
социальной формы движения материи. Если прибегнуть к
метафоре и сравнить общество с многоэтажным зданием,
то на средних его этажах "разместятся" социально-клас-
совые и политические отношения. Нижние этажи здания
и его фундамент "займет" материальная жизнь общества,
его экономический базис. Верхние же этажи будут пре-
доставлены для духовной жизни общества, общественного
сознания. Разумеется, что в приведенном сравнении уп-
рощены исключительно сложные и многогранные обще-
ственные отношения и связи. Ясно только одно, что без
духовной жизни, общественного сознания человеческое
общество не может существовать так же, как и без мате-
риального производства, вне социального процесса жиз-
ни. Ведь в отличие от животной активности жизнедея-
тельность человека - сознательная.

Ныне наряду с категорией "общественное сознание"
все более широко используется понятие "духовная жизнь
общества". Представляется оправданным его применение
для обозначения духовного производства и его обуслов-
ленности материальным производством, духовных по-
требностей и их связей с материальными потребностями,
духовного общения. Отсюда очевидно, что духовная
жизнь общества есть единство идеального и материаль-
ного. Так, духовное общение - это не только эмоцио-
нально-чувственное сопереживание, но и деятельность по
обмену, распространению знаний (образование), идеалов


(воспитание), информации, по приобщению к духовным
ценностям. А средствами духовного общения выступают
речь, мимика, межличностные переживания чувств,
письменность, средства массовой информации. Что каса-
ется всех продуктов духовного производства, то их содер-
жание составляют определенные абстрактно-логические,
чувственно-эмоциональные образы, которые включаются
в те или иные духовные образования, формы обществен-
ного сознания.

Система духовного производства представляет собой
особую сферу не только формирования и распространения
духовных продуктов, но и, что принципиально важно, сфе-
ру общения, постоянного диалога людей. Институты обра-
зования, средства массовой коммуникации, театры, музеи,
издательства, киностудии и т.д. - все они объединены
единой целью: производство предмета духовного освоения
и включение его в диалоговый, сотворческий процесс.
Духовное содержание предмета обнаруживает себя в обще-
нии, в диалоге. Мы бы особенно подчеркнули ту мысль,
что духовная связь общества и личности есть постоянный
диалог, способ актуализации ценностей культуры, обнов-
ления их и создания новых духовных реальностей.

Таким образом, духовная жизнь общества синтези-
рует в себе формы общественного сознания как активно
функционирующие, культуротворческую деятельность че-
ловека и созданные им институты. Объединяя духовные
феномены самого разнообразного плана, она причудливо
переплетает возвышенное и земное, истину и заблужде-
ние, науку и оккультизм, верность традиции и авангарди-
стский поиск...

Развитие духовной жизни, общественного сознания,
как и других сфер жизнедеятельности общества на всех
его исторических ступенях, прежде всего подчиняется
действию всеобщих, существенных, необходимых, повто-
ряющихся связей и отношений, которые имеют объек-
тивный характер, т.е. общесоциологическим законам. Это
закон обусловленности способом производства материаль-
ной жизни социального, политического и духовного про-
цессов жизни, закон взаимодействия общественного бытия
и общественного сознания и др. Понятно, что зависимость
между ними не носит однопланового характера и не явля-
ется жестко детерминированной.


Действуют также социологические закономерности,
присущие непосредственно духовной жизни общества,
общественному сознанию. Это закон преемственности в
развитии духовной жизни, закон относительной самостоя-
тельности общественного сознания и др.

Многообразие материальной жизни, дифференциа-
ция материальных и духовных потребностей обусловливают
сложную структуру общественного сознания, которая, в
свою очередь, не является статичной и претерпевает из-
менения.

По глубине проникновения в действительность,
субъектам сознания, способам и масштабам распростра-
ненности общественное сознание представляет собой
диалектическое единство обыденного и теоретического
сознания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 646 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2154 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.