Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества




Понятие социальной структуры общества

Общество на любой ступени своего развития не явля-
ется однородной совокупностью индивидов, а представляет
собой отношения взаимосвязанных социально-исторических
общностей с присущими каждой из них определенными
качественными особенностями. Под социальной структурой
понимают строение общества как целостной системы, со-
стоящей из элементов и связей между ними. Понятие
"социальный" здесь и в последующем изложении употреб-
ляется не как синоним слову "общественный", что приме-
нимо при сопоставлении общества и природы, а в смысле
обозначения особого вида общественных отношений ме-

1! Зак. 83 321


жду этносами (нациями), классами, профессиональными
группами, коллективами, семьями.

Специфика социальных отношений проявляется в
том, что они непосредственно связаны и с материальными,
и с идеологическими отношениями, как бы "синтезируя"
их определенные стороны. Носителями (субъектами) со-
циальной структуры являются социально-исторические
общности людей (этносы, классы, социальные группы,
слои внутри классов и групп) и социальные ячейки об-
щества (семья, а также в некоторых отношениях тру-
довые коллективы, целевые группы, территориальные
общности).

Многообразные внутренние социальные связи, от-
ношения соединяют людей в определенные устойчивые
объединения - социальные общности и социальные ячей-
ки. В свою очередь социальные общности, социальные
ячейки вступают в различные перекрестные связи между
собой, поскольку их реальное бытие совершается в одно и
то же время и нередко имеет место на одном геопро-
странстве. В социальных связях получают воплощение
отношения равенства и неравенства по положению общ-
ностей, групп и ячеек в обществе.

Этнические общности

Этносы как исторически сложившиеся устойчивые
группы людей существуют на протяжении всей истории
человечества. Об этническом разнообразии населения со-
временного мира свидетельствует тот факт, что ныне, по
оценкам исследователей, насчитывается 3-4 тысячи наро-
дов, а из них более трехсот имеют численность свыше
одного миллиона человек.

Род и племя явились первыми в истории человече-
ства формами этнической общности. С переходом к клас-
совому строю кровнородственные объединения уступают
место народности. Это более многочисленная, но все еще
относительно неустойчивая форма общности людей ха-
рактеризуется длительным совместным проживанием на
одной территории, единым языком, элементами общей
культуры и психического склада.

Основой генезиса наций из народностей явились
ликвидация феодальной раздробленности, упрочение


капиталистических экономических связей и возникно-
вение единого внутреннего рынка. Нации присущи те
же признаки, что и народности, но они характеризу-
ются большей степенью интенсивности, развитости и
целостности. Важным условием консолидации нации
являются формирование и развитие национального са-
мосознания.

Бытие наций в современном мире неоднозначно.
Так, большинство наций Западной и Центральной Евро-
пы реализовали стремление к созданию своих националь-
ных государств. Ныне интенсивно нарастают интеграци-
онные процессы, особенно в экономике. Одновременно
усиливается стремление европейских народов к сохране-
нию своего языка, национальной культуры, самобытно-
сти. В США процесс этнической консолидации еще не
завершен. Здесь, помимо основной, англосакской группы,
существуют до сих пор значительные этнические группы
других европейских народов, а также негров, индейцев,
китайцев. Функционирует единое государство, а государст-
венным языком является английский. Расовые этнические
конфликты в США нередко становились первостепенны-
ми среди социальных противоречий.

История царской России была известна своими ост-
рыми национальными антагонизмами. Октябрьская рево-
люция 1917 г. открыла путь к устранению национального
неравноправия, к сотрудничеству между народами. Одна-
ко последовавшие затем акты депортации целых народов,
экономический и политический диктат Центра, практиче-
ские действия по унификации языков и культур, массо-
вые миграционные потоки из центрального в западные и
южные регионы страны способствовали оживлению сепа-
ратистских тенденций, обострению межнациональных от-
ношений, распаду СССР.

Где же выход? Иногда предлагают действовать "по-
американски" и вести жесткую линию на унитарное го-
сударство и один государственный язык. Но при этом
забывают, что в Северную Америку люди уезжали, созна-
тельно отрывая себя от своей родной земли и соотечест-
венников. В такой ситуации они воспринимали как само
собой разумеющееся господствующее положение того эт-
носа и языка, который уже утвердился на "новых землях"
в качестве такового. А в СССР входили нации, живущие


веками на исконных землях, в своем "собственном до-
ме", обустраивая который, они стремились и стремятся
сохранить его самобытность, свой родной язык, культу-
ру, традиции.

Опыт народов Европы и других показывает, что на-
ция раскрывает все свои потенции только создав нацио-
нальное государство. Так же поучителен и опыт распада в
XX веке многонациональных государств: Австро-Венгрии,
Британской империи, Югославии, СССР. Европейский
тип интеграции возможен между демократическими на-
циональными государствами, а не между ассимилируемы-
ми безликими массами населения и территориями.

Нации являются творцами и носителями языка, ос-
новного средства социальной коммуникации. Националь-
ный язык выполняет системообразующую функцию в от-
ношении сплочения всех социальных групп и слоев в ареа-
ле своего функционирования. Многообразие национальных
языков составляет духовное богатство человека. Никакой
единый язык не в состоянии воплотить в себе все много-
образное богатство национальных языков и их возможно-
сти в многомерном отражении действительности. Ника-
кой единый язык не способен унифицированно передать
новым поколениям разнообразие культурного наследия
человечества как результата духовной деятельности и
уникального исторического опыта каждого из народов.

Как видно, роль наций в историческом процессе
наиболее полно проявляется в национальных движениях
по созданию национальных государств, в результативно-
сти их деятельности, в развитии национальной культуры
и национального языка как составных духовного богатст-
ва человечества.

Новые реалии современной эпохи не должны по-
служить поводом для забвения тех событий истории, ко-
гда массовые движения, перемещения этносов приводили
к коренным изменениям общественной жизни отнюдь не
в региональных масштабах. К примеру, назовем вторже-
ние варварских племен на периферии Римской империи,
татаро-монгольское нашествие в XIII в., массовую мигра-
цию в последние столетия в Северную и Южную Амери-
ку. Не будем забывать и о войнах XX в., развязывая кото-
рые, агрессор, как правило, ссылался на необходимость
"защиты интересов нации".


Эволюция этносов, их генезис, развитие и распад,
взаимодействие с другими общностями людей занимает
вместе с классами и классовыми отношениями доми-
нирующее положение в социальном процессе жизни
общества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 419 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.