Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Структура культуры и ее социальные функции




В трактовке самого содержания понятия культуры
существует тоже множество подходов. Некоторые мысли-
тели, отвергая определяющую значимость материальных
оснований культуры (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер,
А. Тойнби), считают, что понятие культуры просто-
напросто совпадает с понятием общества. По мнению же
американского социолога Питирима Сорокина, общество
составляет только часть культуры. Культура же в целом
включает в себя три компонента: идеологию как главный
стержень культуры, материальную культуру как воплоще-
ние идеологических ценностей плюс так называемый
"социальный компонент", под которым как раз и мыслится
общество. К основным культурным системам П. Сорокин
относит религию, философию, науку и искусство.

По-разному трактуют структуру культуры и отечест-
венные исследователи. Так, некоторые из них различают
три основные и взаимосвязанные части культуры - мате-
риальную, политическую и духовную.

В другом варианте в культуре выделяются такие три
слоя: материальная, духовная и художественная культуры.
При этом общим фундаментом, детерминантом культуры
признается материальная культура.

При различении культуры материальной и духов-
ной возможно и более дифференцированно представить
ее структурные элементы. Материальная культура в таком
случае рассматривается как продукт материального произ-
водства. Она охватывает всю сферу материальной деятель-
ности и ее результаты (орудия труда, техника, технология,
жилище, предметы повседневного обихода, средства транс-
порта и связи и др.). Духовная культура - сфера сознания,
духовного производства (познание, нравственность, воспи-
тание и просвещение, философия, наука, искусство, ре-
лигия и т.д.). При акцентировании здесь органического
единства всех элементов культуры (материальной и ду-
ховной) определяющей ее основой признается материаль-
ная культура. Историческая преемственность в ее разви-
тии, как тогда полагали, обусловливает преемственность в
прогрессе культуры в целом.
350


Учитывая противоречивость и неоднозначность рас-
смотренных концепций культуры, представляется необхо-
димым в интересах дальнейшего решения столь сложной
проблемы обозначить авторскую позицию, предваритель-
но сосредоточив внимание на следующих вопросах. Во-
первых, чем объясняется удивительная многозначность
определений самого термина "культура"? Во-вторых, на-
сколько правомерно традиционное деление культуры на
материальную и духовную? В-третьих, каковы подлинные
детерминанты культуры и ее структурных элементов в от-
личие от детерминантов идеологии с ее структурными
элементами?

Касаясь первого вопроса, следует признать, что в су-
ществующей литературе отсутствует четкое разграничение
между обыденным, расхожим, общепринятым поняти-
ем культуры и ее научно выведенным категориаль-
ным статусом. В обыденном словоупотреблении термин
"культура" принято воспринимать в качестве синонима со-
вершенства, достижения компетентности в любой облас-
ти человеческой деятельности. В этом смысле словом
"культура" обозначается нечто позитивное, возвышенное,
противостоящее негативному, низменному, например:
цивилизованность - дикости и варварству, воспитанность -
невоспитанности, возделывание, созидание - разруше-
нию, вандализму, образованность - невежеству и т.п.
Мыслители всех веков, как уже говорилось, не случайно
связывали с понятием культуры разумность, личное со-
вершенство, расцвет потенций и способностей человека.
Именно в этом смысле употребляется словосочетание
культура общения, предполагающая корректность при во-
дении диалога, дискуссий; научно обоснованный плюра-
лизм мнений.

В таком позитивно-обиходном смысле культура есть
нечто непреходящее, вытекающее из истинно человече-
ских потребностей труда, его духовных потенций, симво-
лизирующих стремление к совершенствованию физиче-
ского и нравственного развития, к благу и счастью. Таков
метафорический смысл понятия "культура", который рас-
шифровывается в бесконечном ряде синонимических по-
нятий. Здесь объяснение его универсальности. В таком
употреблении понятие может иметь не сотни, а тысячи
определений, и это - в порядке вещей.


В свете данной интерпретации важно уметь видеть
истинный смысл таких известных словосочетаний, как
"физическая культура", "политическая культура", "правовая
культура", необоснованно включаемых иными авторами в
число структурных элементов культуры вообще. На самом
же деле во всех этих случаях речь идет не о культуре как
таковой, а в первом случае - о спорте, во втором случае -
о политике, в третьем - о праве. Термин же "культура"
употребляется здесь в его обыденном значении как сино-
ним совершенства, достигаемого в названных видах чело-
веческой деятельности. При игнорировании этого сооб-
ражения стирается различие между политикой и правом
как компонентами идеологии и культурой, которая
включает, как увидим далее, совершенно иные структур-
ные элементы.

Выведение научного статуса культуры тесно связано с
критикой неоправданного деления культуры на материаль-
ную и духовную. Следует признать, что ближе к истине
позиция тех исследователей, которые считают, что такое
деление нельзя абсолютизировать. Вернее говорить не о
материальной культуре как таковой, а о материальных
основаниях культуры, понятии "материальная культура" в
смысле овеществления идеального в материальное. Если,
например, замысел инженера-конструктора реализуется
на практике и овеществляется в станках или вычисли-
тельных машинах, то это означает переход, овеществле-
ние духовного феномена не в материальную культуру, а в
технику, составляющую ядро материального производства
как компонента общественного бытия, но отнюдь не об-
щественного сознания. Поэтому правильнее было бы го-
ворить не о материальной культуре, а о материализован-
ной, овеществленной культуре как духовном феномене.
Культура, по справедливому замечанию Н. Бердяева,
может быть определена "как объективация человеческого

творчества".

Итак, культура и тесно связанная с ней идеология
суть духовные феномены, т.е. это - компоненты общест-
венного сознания, которое есть отражение общественного
бытия. Спрашивается, какие элементы бытия непосред-
ственно обусловливают, детерминируют культуру и идео-
логию?
352


Общеизвестно, что человека создал труд. Труд - это
процесс целесообразного изменения веществ природы.
Цель такого изменения - преобразовать природный мир,
сделать его пригодным для удовлетворения жизненных
потребностей человека в пище, жилище, одежде, т.е. та-
ких продуктах, которые в готовом виде не существуют. Но
чтобы не просто изменить мир, а целесообразно, его надо
знать, познать его как в целом, так и по составляющим
его частям. Отсюда возникла необходимость, с одной сто-
роны, в философии как системе воззрений на мир в це-
лом, с другой - в науках, изучающих мир по частям.

Далее. Человек преобразует мир не только утили-
тарно-практически, но и эстетически, всюду умеет нахо-
дить внутренне присущую предмету меру, осуществляя
творчество по законам красоты. Эта способность наибо-
лее полно воплотилась в искусстве как орудии эмоцио-
нально-образного, художественного познания и преобра-
зования действительности и самого человека.

Наконец, люди трудятся не в одиночку, а сообща.
Общество как продукт взаимодействия людей, освобо-
дившихся от зоологического индивидуализма, немыслимо
без соблюдения общепринятых норм и правил, регламен-
тирующих поведение, общение людей и фиксирующих
нравственные принципы отношения людей друг к другу,
к обществу в целом, его организациям и институтам.
Отсюда - необходимость морали.

Таким образом, выведенные из непреходящих есте-
ственных потребностей труда как вечного условия челове-
ческой жизни четыре формы общественного сознания -
философия, наука, искусство и мораль, олицетворяющие
соответственно Мудрость, Истину, Красоту и Добро, и
суть постоянные структурные элементы культуры. Сово-
купность именно этих форм общественного сознания,
возникших на почве трудовой деятельности людей и вы-
ступающих в качестве неотъемлемых духовных потенций
труда, составляет самое существенное, глубинное содер-
жание понятия культуры.

Здесь необходимо подчеркнуть, что особое место в
системе культуры принадлежит философии как всеобщей,
универсальной методологии познания, вооруженной ис-
кусством диалектического мышления.

13 Зак. 83 353


Если гуманистически ориентированная философия
"одушевляет" культуру, то ее отношение с прогрессом
науки и техники далеко не однозначно. Ф. Ницше, на-
пример, считал, что "цель науки - уничтожение мира". По
словам Н. Бердяева, техника, охватывающая всю жизнь,
действует разрушительно на культуру, обезличивает ее.
История выявила социальную противоречивость исследо-
вательского поиска. Обусловленный достижениями науки
качественный скачок в современных производительных
силах породил возможность уничтожения цивилизации и
всего живого на Земле. Вместе с тем только на основе на-
учно-технического прогресса и всемерного использования
его результатов можно обеспечить преодоление глобальных
противоречий современной человеческой цивилизации.

В сфере науки как одном из компонентов культуры
современный прогресс связан с выдающимися открытиями
середины и второй половины текущего столетия, оказав-
шими решающее влияние на создание и развитие совре-
менной техники. Эти открытия обусловлены появлением
таких наук, как кибернетика, изучающая общие признаки
и законы управления во всех динамически развивающихся
системах; теория информации, исследующая универсаль-
ные для органической и неорганической природы законо-
мерности информационных процессов; семиотика - как
наука о закономерностях, свойственных знаковым систе-
мам, обнаруженным в живой и неживой природе; бионика,
изучающая общие принципы функционирования живых
существ и техники; синергетика как теория самооргани-
зации и др.

Наука как сила знания, иначе говоря, как форма
общественного сознания и, следовательно, как компонент
культуры есть социальная (имеется в виду - духовная)
производительная сила. Наука как овеществленная сила
знания есть непосредственная (т.е. материальная) произ-
водительная сила. Во втором случае наука овеществляется
в технику как ядро производительных сил. Качественный
скачок в современной технике заключается в создании
принципиально новых автоматических комплексов ма-
шин, в частности - в создании четвертого звена в преж-
ней троичной системе элементов машины (рабочей ма-
шины, двигателя и передаточного устройства), а именно -
автоматически управляющего устройства.


Методологическое значение выведенных на базе ес-
тественных потребностей труда структурных элементов
культуры состоит в том, что такой подход позволяет четко
сформулировать социальные функции культуры. Это, во-
первых, ее познавательная функция, вытекающая из
философских и научных знаний; во-вторых, эстетиче-
ская функция, предполагающая бескорыстное наслаждение
результатами гуманистической, творчески-преобразующей
деятельности, свободную игру духовных и физических
сил, что наиболее полно воплощается в искусстве; в-
третьих, этическая функция, осуществляющая, исходя из
норм морали, задачи нравственного совершенствования
личности. Каждый из структурных элементов культуры в
отдельности, а также во всей совокупности осуществляют
также еще информационную и коммуникативную
функции.

Если культура в своих истоках основывается на не-
преходящих потребностях труда и самотворения человека,
то идеология как теоретическое групповое сознание вы-
водится из исторически преходящих факторов, и прежде
всего - из отчуждения труда, в основе которого, по словам
Маркса, лежит движение частной собственности. При этом
поскольку созданный непосредственным производителем
продукт присваивается собственником условий производст-
ва, постольку происходит порабощение труда, а всякое по-
рабощение труда неизбежно вызывает необходимость его
освобождения. На этой противоречивой эмпирической ос-
нове возникают, с одной стороны, консервативная идео-
логия порабощения, с другой - революционная идеология
освобождения. Первая детерминируется господствующими
производственно-экономическими отношениями собствен-
ности, вторая - производственно конфликтными отноше-
ниями, т.е. отношениями экономического конфликта ме-
жду новыми производительными силами и старыми про-
изводственными отношениями. Главными структурными
элементами идеологии являются: политическое сознание
как совокупность идей об устройстве государственной
власти и право как воля господствующих социально-
политических сил, возведенная в закон.

Особое место в системе форм общественного созна-
ния занимает религия. Поскольку она построена не на
знании, а на вере, постольку в религии имеются моменты


идеологии. Поскольку же религия широко использует
достижения искусства, нормы морали, постольку же она в
значительной части своего содержания смыкается с куль-
турой и может рассматриваться как ее органическая часть.

В условиях происходящих в стране событий резко
меняется отношение между культурой и религией, пре-
одолевается их былое противостояние. Конечно, история
религии знает и массовые жертвы крестовых походов, и
ужасы инквизиции, и аутодафе - сожжение живьем так
называемых еретиков в лице выдающихся мыслителей.
Вместе с тем религия во многом способствовала развитию
культуры, заимствуя из последней ее общечеловеческое
содержание и внедряя его в сознание людей. Известные
всем библейские заповеди (не укради, не убий, не прелю-
бодействуй) представляют собой не что иное, как общече-
ловеческие принципы нравственности. Для эстетического
воздействия на людей религией широко используется ис-
кусство. И в этом отношении церковь весьма преуспела,
поставив себе на службу совокупность многообразных ви-
дов и форм художественного творчества: архитектуру, ко-
торая подавляет воображение верующих необычностью,
величественностью своих форм; живопись и скульптуру,
переводящих абстрактные положения вероучений в план
зримой, конкретно-чувственной образности; поэзию, соз-
дающую легенды и мифы о сотворении мира и житии
Христа. Музыкальное сопровождение богослужений соз-
давали величайшие мастера, сочинявшие по заказу церкви
хоралы, мессы и реквиемы. Могучее звучание органа, уси-
ливаемое прекрасной акустикой костела, или теплое хоро-
вое пение в православной церкви создают особый, эмо-
ционально приподнятый звуковой фон для нравственных
проповедей и молитв, связывают воедино многочисленные
элементы церковной службы, помогают выстроить ее
"драматургию". Сама церковная служба с утвердившимся в
веках ритуалом (молебен, заупокойная служба, крестный
ход), с контрастным чередованием "сцен" и "актов", осно-
ванном на прекрасном знании законов человеческой пси-
хики, многое заимствовала у искусства театра - сценарий,
декорации, костюмы, реквизит.

Сила коммуникативного воздействия искусства
необычайно увеличивает воздействие религии, воспри-
нимается верующими как собственно религиозная сила,


божественная магия. Однако образный смысл фресок
Андрея Рублева и Феофана Грека, Леонардо да Винчи
и Рафаэля, глубинное содержание скульптурных ком-
позиций Микеланджело, эмоциональный строй музы-
ки Генделя и Баха, не говоря уже о реквиемах и все-
нощных, сочиняемых композиторами более позднего
времени - от Моцарта и Верди до Чайковского и Рах-
манинова, - определяется, быть может, не столько ре-
лигиозным содержанием, сколько высокохудожествен-
ным осмыслением в традиционно религиозных формах
человеческого содержания, вечно волнующих проблем
бытия.

Подобным образом можно было бы рассмотреть
взаимодействие всех компонентов культуры, взятых в от-
дельности, со всеми компонентами идеологии.

Выделение всеобщих элементов и форм культуры
дает возможность выявить ее конкретные типы. Послед-
ние могут быть классифицированы по признаку субъекта
(культура личности, социальной группы, общности, обще-
ства); социально-пространственному (культура локальная,
региональная, субрегиональная, ойкумена); социально-
временному (исторические типы, выделяемые по форма-
ционным, цивилизационным и другим критериям). Тем
не менее во всех классификациях будет присутствовать
нечто общее: все типы существуют в определенных все-
общих формах - универсалиях культуры. Одна из них,
важнейшая, - язык; это поистине "дом бытия" человека
(М. Хайдеггер).

Культура несет в себе пафос постоянного обновления
и совершенствования человека. Она задает ему всякий раз
определенный в своей содержательности идеал возвыше-
ния над обыденным, себе равным существованием.

Культура и цивилизация

Изучение культуры тесно связано не только с поня-
тием идеологии, но и с понятием цивилизации. Эта про-
блема, сравнительно недавно приобретшая злободневный
интерес, как и проблема культуры, многоаспектна, и по-
тому в существующей литературе также находит неодно-
значное решение.


Термин "цивилизация" означает гражданский, государ-
ственный. Французские философы-просветители называли
цивилизованным такое общество, которое основано на
принципах разума и справедливости. В XIX в. в ходу было
употребление этого слова для обозначения высокого
уровня культуры народов Западной Европы и даже в ка-
честве характеристики капитализма как общественной
формации.

Оригинальный взгляд на соотношение культуры и
цивилизации высказал русский ученый Н.Я. Данилевский.
Он рассматривал цивилизацию как специфический куль-
турно-исторический тип. Соответственно им различаются
среди других цивилизации: еврейская (с всепроницающим
началом религиозной деятельности), греческая (с ее куль-
турной деятельностью "в тесном значении этого слова",
теоретической - научной, эстетической - художественной,
технической - промышленной), римская (где была разви-
та и осуществлена с успехом, по мнению Данилевского,
одна лишь политическая сторона человеческой деятель-
ности), германо-романская, или европейская (с преиму-
щественно научным и промышленным характером куль-
туры) и славянская (в своей самобытности воплощающая
единство всех составляющих культурной деятельности -
религиозной, научной, художественной, промышленной,
политической, общественно-экономической). Данилевский
считал, что нет единой всемирной истории, а есть лишь
история отдельных цивилизаций, имеющих замкнутый
характер.

Различны интерпретации цивилизации и в XX ст.
Распространена, в частности, теория так называемых ло-
кальных, замкнутых цивилизаций, которые присущи тому
или иному региону, той или иной стране, тому или иному
народу (восточная, африканская, западноевропейская ци-
вилизация или цивилизация индийская, китайская, ис-
ламская и т.д.). Их множество, они самобытны, неповто-
римы и несопоставимы, определяются географическими,
этническими, религиозными и другими особенностями
(например, концепция множественности цивилизаций
А. Тойнби).

Существует и негативное отношение к цивилиза-
ции. О. Шпенглер, например, определяет цивилизацию
как заключительную стадию развития любой культуры,


свидетельство ее деградации вследствие урбанизации мира
и машинизации человека (умирая, культура перерождает-
ся в цивилизацию). В первом случае понятие цивилиза-
ции употребляется опять-таки как синоним культуры, во
втором - как определенный этап в ее развитии.

Важно подчеркнуть: цивилизация формируется в
связи с переходом от "собирательного" способа жизнедея-
тельности человека, для которого характерно присвоение
продуктов природы в чистом виде, к производящей эко-
номике, стимулирующей активно-творческое, целена-
правленно-преобразующее отношение человека к миру и
самому себе. Переход к новым способам жизнедеятельно-
сти сопровождался общественным разделением труда
(отделение ремесла от земледелия, умственного труда от
физического), дальнейшей дифференциацией деятельно-
сти человека. Формируются, как пишет английский уче-
ный В.Г. Чайльд, отличительные признаки цивилизации:
крупные оседлые поселения типа городов; монументаль-
ные общественные сооружения; наличие системы налогов
или регулярного взимания дани с централизованным на-
коплением средств; определенное развитие экономики,
включая торговый обмен; отделение ремесленников-
специалистов; письменность, некоторое развитие зачатков
наук (арифметики, геометрии, астрономии); развитое ис-
кусство; существование привилегированных классов; го-
сударство.

Различаются, таким образом, два основных подхода:
первый рассматривает цивилизацию как синоним культуры,
второй (социальный подход) - как определенный этап все-
мирной истории человечества. В стадиальном аспекте ци-
вилизация обычно определяется как такой исторический
период в развитии человечества, который характеризуется
интенсивным и разносторонним развитием промышлен-
ности, техники, науки, искусства, средств связи, город-
ского строительства, предметов быта и других культурных
ценностей и проявлением соответствующих этому про-
цессу общих черт поведения и внешнего облика человека.

Согласно предлагаемой авторской концепции связь
культуры с цивилизацией следует рассматривать в трех
аспектах. В первом аспекте понятия культуры и цивили-
зации в соответствии с традиционным подходом тракту-
ются как синонимы, поскольку выражают одно и то же


качество: совершенство, компетентность, профессиона-
лизм. Во втором аспекте, когда понятие "культура" со
всеми своими компонентами - философией, наукой, ис-
кусством, религией и моралью мыслится как духовный
феномен, оно не совпадает с понятием "цивилизация",
которую должно рассматривать как овеществление куль-
туры, т.е. как феномен материальный. В этом аспекте
проблема взаимосвязи культуры и цивилизации рассмат-
ривается прежде всего как проблема соотношения науки
и техники, науки и современного научно-технического
прогресса со всеми его противоречиями.

Наконец, в третьем аспекте цивилизация в широком
смысле рассматривается как историческая ступень разви-
тия человечества, наступившая вслед за варварством.
"Цивилизация, - писал Энгельс, - является той ступенью,
на которой разделение труда, вытекающий из него обмен
между отдельными лицами и объединяющее оба эти про-
цесса товарное производство достигает полного расцвета
и производит переворот во всем прежнем обществе" (29.
Т.21. С.173).

Основываясь на данном положении, попытаемся ус-
тановить взаимосвязь цивилизации и культуры. Выше по-
нятие культуры выводилось из естественных потребностей
труда. От первоначальных истоков процесса труда необ-
ходимо, видимо, исходить и в генезисе цивилизации. Ес-
ли в эпоху дикости и варварства господствовала соби-
рательная производственная технология, то цивилизация
возникла на почве преобразующей технологии, вызванной
неолитической революцией. Возникновение цивилизации
связывается с разделением труда и вытекающим из этого
появлением товарно-денежных отношений как регулятора
производства и распределения продуктов труда на базе
естественно возникших законов стоимости, а в конечном
итоге и появления собственности как политико-экономи-
ческого отношения.

По Гегелю, собственность в сущности своей есть все-
гда и везде частная. Поэтому словоупотребление "частная
собственность" равносильно тавтологии "собственная собст-
венность", т.е. нонсенс. Альтернативой так называемой
частной собственности является не общественная собст-
венность, а отсутствие собственности.


На естественные факторы природы - воду, воздух,
свет и т.п., без чего немыслима жизнь любых существ, а
не только человека, - собственность всегда отсутствовала
и пока продолжает отсутствовать. Собственность возникла
на почве дефицита продуктов человеческого труда в пе-
риод преобразующей технологии, легшей в основу циви-
лизации. В известном смысле можно прийти к выводу:
если труд породил человека, то собственность сыграла
решающую роль в переходе человека от дикости и варвар-
ства к цивилизации.

Нынешние споры о том, вводить или не вводить ча-
стную собственность, в свете рассмотренного положения
лишаются смысла. Все дело в том, как практически реа-
лизовывать (например, в сельскохозяйственном производ-
стве) присущие собственности компоненты (в том числе
право на распоряжение), можно или нет производить
продажу или покупку земли и т.д. Земля же как таковая,
точно так же, как и вода, и воздух, и солнечный свет - т.е.
все то, без чего человек вообще не может существовать, -
ничья, "божья", как метко еще исстари говорили сами
крестьяне. Собственность как политико-экономическая
категория исторически возникла на базе нехватки, де-
фицита продуктов труда, производимых, используя терми-
нологию Маркса, "эксплуататорской цивилизацией".

Таким образом, если труд породил человека, то соб-
ственность сыграла решающую роль в переходе человече-
ства от дикости и варварства к цивилизации. Условием
создания качественно новой цивилизации является все-
стороннее развитие духовной культуры как творческой
потенции труда. Материализация культуры и всех ее ком-
понентов на практике и есть цивилизация.

В цивилизованной реальности складывается тот или
иной тип культуры со специфическим содержанием позна-
вательной, коммуникативной, преобразующей, ценностно-
ориентационной и т.д. деятельности; с особыми предметны-
ми формами, способами их производства, распространения
и хранения; со своим ценностным сознанием. Формиру-
ется культурная среда - целостность с динамически из-
меняющимися контекстами. В цивилизационной истории
всегда создаются условия, более или менее благоприятные,
для перевода уникального во всеобще-универсальное. Из-
начально единичные культурные образцы унифицируются,


формируя новую культурно-цивилизационную реальность.
Это превращение дает повод для афористичной формулы:
культура - уникальна, цивилизация - универсальна.

Духовные отношения в условиях цивилизации стан-
дартизируются, подвергаются овеществлению и омассовле-
нию. Из них уходит человеческое тепло добросердечности,
искренности, внимания к ближнему и сострадания, ощу-
щение уникальности присутствия человека в мире. Не о
таком ли состоянии писал Т.С. Элиот:

"О жизнь, растраченная в существовании...

О мудрость, утраченная в познании...

О знание, потерянное в информации..."

Таким образом, понятие "цивилизация" используется
как: а) синоним культуры; б) ступень исторического разви-
тия; в) социокультурная организация жизни этноса; г) то
общее, в котором выражается качественное состояние че-
ловечества (всемирная цивилизация). Цивилизация - это
общество во всей целостности и взаимосвязи его сторон,
включая и взаимодействие с природой, находящееся на
конкретной ступени своего развития.

Всемирная история человечества подразделяется
Марксом на предысторию и подлинно человеческую ис-
торию. Предыстория включает в себя такие этапы, как:
1) дикость и варварство, основанные на собирательной
технологии; 2) цивилизация, функционирующая на прин-
ципах качественного преобразования веществ природы на
основе отношений собственности. Отсюда - рабовладель-
ческая, феодально-крепостническая, капиталистическая и
социалистическая общественно-экономические формации
в рамках эксплуататорской цивилизации. Цивилизацию
"эксплуататорскую" Маркс рассматривает как предысторию
человечества, а переход к грядущему высокоорганизован-
ному обществу, именуемому им коммунистическим, - как
образование принципиально новой цивилизации, т.е. под-
линной истории, в условиях которой "социализированный
человек, ассоциированные производители рационально
регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят
его под свой общий контроль".

Необходимой составляющей трудового процесса как
материальной основы прогресса человеческой цивилиза-
ции является техника.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 671 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2483 - | 2177 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.046 с.