Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Жизнедеятельности общества




Материальный процесс.жизни связывает общество с
природой, которая является постоянным условием и пред-
посылкой самого бытия человеческого рода.

Само собой разумеется, что общество взаимодейст-
вует не со всей природой как универсумом (Миром, все-
ленной), а с определенной ее частью, расширяющейся по
мере социального прогресса человечества, в первую оче-
редь, - развития его производительных сил. Обращаю-
щаяся вокруг Солнца планета Земля - колыбель, дом, по-
ле деятельности человечества. Мы все, как образно сказал
Сент-Экзюпери, уносимся вдаль на одной и той же пла-
нете - мы экипаж одного корабля. Земное природное ок-
ружение человеческого общества, ту часть географиче-
ской, или ландшафтной оболочки (поверхность Земли,
гидросфера, а также прилегающие слои атмосферы и зем-
ной коры), с которой общество связано в своей жизни и
производительной деятельности, называют географической
средой.
Слово "среда" подчеркивает, что это среда жизне-
деятельности человечества, а слово "географическая" ука-
зывает на пространственную ограниченность данной сре-
ды географической оболочкой.

Ныне не все еще в географической оболочке стало
средой человеческого общества, и освоение ее явлений не
завершено, продолжается процесс включения их (по объе-
му и содержанию) в среду непосредственного взаимодейст-
вия общества с природой. В то же время уже сейчас начато
практическое использование космического пространства.
Первый космический полет Ю.А. Гагарина положил нача-
ло эпохе непосредственного проникновения человека в
космос. Вывод в космос искусственных спутников Земли,
пилотируемых космических кораблей, автоматических
межпланетных аппаратов, орбитальных станций становит-
ся систематическим. Средства космонавтики используют-
ся для прогнозирования погоды и создания уникальных


систем связи, для геологической разведки и картографиче-
ских съемок, для экспериментов по космической техноло-
гии. Будущее человеческой цивилизации будет все более
тесно увязано с освоением космического пространства,
организацией орбитальных заводов, энергофабрик и око-
лопланетных поселений. А это показывает, что человечест-
во, осваивая космос, в своем взаимодействии с природой
выходит за пределы географической оболочки. Отмечен-
ное является одним из аргументов в пользу понятия
"природная среда" для обозначения сферы непосредствен-
ного взаимодействия общества с природой. Уже на совре-
менном этапе развития общества его природная среда по
объему и содержанию полностью включает географиче-
скую среду, а также некоторые стороны освоения около-
солнечного пространства и проникновения в глубинные
слои земной коры.

Что касается практической стороны взаимодействия
системы "человечество - природная среда", то суть ее се-
годня и на перспективу состоит в преодолении эколо-
гического кризиса, порождаемого катастрофическим по
своим последствиям вторжением человека в биосферу. А
оно сопровождается загрязнением атмосферы, почвы,
водных бассейнов отходами производства и функциони-
рования военно-промышленного комплекса. Масштабы
загрязнения таковы: современное производство, взяв от
природы 100 единиц вещества, использует 3-4, а 96 единиц
выбрасывает в окружающую среду в виде отравляющих ве-
ществ и других вредоносных для природы отходов. Траге-
дия Чернобыля с особой силой высветила необходимость
неотложных мер по сохранению природной среды.

Исходя из рассмотренного, правомерно считать, что
народонаселение и его воспроизводство непосредственно
включаются в материальный процесс жизни общества, а
природная среда является его условием, предпосылкой.
Суть же материальной жизни общества состоит в функ-
ционировании материального производства (способа про-
изводства).

Производительные силы

Производительные силы составляют содержание
способа производства материальной жизни, являются его


определяющей и ведущей стороной. В самом общем виде
производительные силы - это те силы общества, которые
воплощены в воздействии человека как совокупного ра-
ботника производства с помощью и посредством средств
труда на предмет труда в целях получения необходимого
продукта.

При рассмотрении структуры производительных сил
прежде всего выделяются предметно-вещественный и че-
ловеческий факторы.

Важным элементом производительных сил являются
созданные обществом средства производства, которые под-
разделяются на средства труда и предметы труда. В свою
очередь, выделяется составная часть средств труда - это
орудия производства (машины, инструменты, приборы,
оборудование). К средствам труда относятся также, так на-
зываемая, сосудистая система производства (всевозможные
емкости, трубопроводы и т.д.), производственные здания
и коммуникации. Совокупность орудий производства и
других средств труда, изготовленных, совершенствуемых и
применяемых в сфере материального производства (а
также в других областях человеческой деятельности),
нередко называют техникой. Диалектика технических
средств в том, что, будучи, с одной стороны, веществом
природы, с другой - они призваны быть продолжением
естественных работающих органов человека. При этом
определяющим во внутренних закономерностях самодви-
жения техники, обусловленных ее взаимоотношением с
человеком и природой, является соотносительность тех-
ники с работающими органами человека.

Предметы труда - это то, на что направлен труд в
процессе производства. Потенциально всеобщим предме-
том труда является вся природная среда, а в действитель-
ности - непосредственно та часть ее вещества, которая
вовлечена в производственный процесс. Человек не огра-
ничивается "готовым" предметом труда. С каждой новой
ступенью развития производительных сил возрастает
удельный вес таких предметов труда, в которых на преды-
дущих фазах производства уже был вложен человеческий
труд. Это не только сырье (например, хлопок, зерно, ру-
ды), но и полуфабрикаты, ткани в швейной промышленно-
сти, сталь и цветные металлы в прокатном производстве,
пластмассы и т.д.


Однако сами по себе сложнейшие машины и драго-
ценнейшие предметы труда не являются производитель-
ными силами общества. Только посредством производст-
венной деятельности человека предмет труда и средства
труда становятся таковыми - средствами производства,
получают свое социальное бытие в системе производи-
тельных сил.

Производительные силы - это отношения общества
к природе, отношения исходные, жизненно важные для
общества. Прежде всего это функциональные связи чело-
века и технических средств труда, между человеком и
предметом труда. Их нередко называют технологическими
отношениями. В самом общем плане технология пред-
ставляет собой совокупность производственных операций,
осуществляемых определенным способом и в определен-
ной последовательности, из которых складывается про-
цесс обработки материала, изделия. На всех исторических
этапах и способах соединения человека и техники в тех-
нологическом процессе - ручной труд, механизированный
труд, автоматизированный труд - человек был, есть и ос-
танется системообразующим фактором технологических
отношений и их непосредственным или опосредованным
(через организационные, информационно-управленческие
связи) субъектом. Поэтому технологические отношения
являются по своей сути общественными отношениями,
они выражают структурно-функциональную определен-
ность производительных сил как целостной системы.
Производительные силы - основная форма проявления
технологических отношений, без них нет и не может быть
производительных сил как отношений общества к природе.

Люди труда не только своей деятельностью соеди-
няют в производственном процессе средства труда и
предметы труда, но и совершенствуют орудия производст-
ва. В процессе производства углубляется производствен-
ный опыт и повышается профессиональная компетент-
ность людей, что в конечном счете определяет потенции
(возможности, мощь) производства.

Главная производительная сила современного обще-
ства - это сами люди как участники общественного произ-
водства: инженерно-технические работники, менеджеры,
рабочие, крестьяне, фермеры, предприниматели, связанные
с производством ученые, все трудящиеся. На каждой исто-


рической ступени развития люди были и остаются главной
производительной силой. Их трудом созданы все чудеса
цивилизации, начиная от оросительных систем Востока и
кончая современными заводами-автоматами, сверхзвуко-
выми самолетами, промышленными роботами, средства-
ми информатики. Деятельность людей труда необычайно
расширила освоенную культурную территорию земного
шара, создала по существу новую среду обитания, совре-
менную цивилизацию.

Что же тогда составляет содержание и структуру со-
временных производительных сил общества?

Во-первых, они включают не только созданные, но и
потребляемые обществом средства производства, что по-
зволяет определить ценность таких объектов, как земля,
энергетические и другие ресурсы в структуре веществен-
ных элементов производительных сил. В ряде случаев
здесь орудие и предмет труда сливаются. Боязнь включе-
ния такого рода объектов в производительные силы пред-
ставляется необоснованной, ибо все они применяются в
процессе труда, хотя многие из них и не созданы общест-
вом.

Во-вторых, современные производительные силы
органически взаимосвязаны с наукой. К. Маркс еще в
середине XIX века говорил о процессе превращения ее в
непосредственную производительную силу. Актуальность
такого подхода более чем очевидна сейчас, в эпоху непо-
средственного осуществления научно-технической рево-
люции, когда наука идет впереди технического прогресса,
возглавляет его.

В-третьих, на информационной стадии развития
НТР и общества все большую ценность в качестве необ-
ходимого продукта функционирования производства при-
обретает информация. Преимущества и специфика ин-
формации как знания нового типа усматриваются в том,
что она не исчезает при потреблении (оставаясь в инфор-
мационной системе и у пользователя), сохраняется при
обмене, качество ее повышается с добавлением новой
информации.

На основании рассмотренного будем считать, что
современные производительные силы - это потребляемые
обществом для созидания необходимого продукта средст-
ва производства, прежде всего орудия труда, а главное -


это сами люди, которые создают и приводят их в целесо-
образное управляемое действие своим трудом, все более
базирующимся на достижениях науки. Тем самым в со-
временных производительных силах особую значимость
приобретают такие социальные качества людей, как тех-
нологический менталитет, информационные ресурсы,
разумная целеориентация и научная обоснованность ин-
новационной деятельности, ноу-хау.

Вместе с изменениями в человеке как главной про-
изводительной силе происходят и существенные трансфор-
мации в таком их имманентном компоненте, как техника.

Философия техники

Техника - совокупность материальных средств прак-
тической деятельности, которые создаются человеком для
осуществления процессов производства или обслуживания
непроизводственных потребностей общества. Это понятие
включает машины, инструменты, строения, транспортные
средства, системы и средства управления, добычи, хране-
ния, переработки вещества, энергии, информации и т.д.
Техника составляет важнейший элемент производитель-
ных сил, которые в конечном итоге определяют характер
и содержание всех социальных процессов человеческой
жизни.

Деятельность человека по созданию технических
объектов и управлению процессами их изготовления на-
зывается технической. Техническая деятельность с при-
менением научных знаний называется инженерной.

Изобретая и изготовляя технические приспособле-
ния, создавая условия их функционирования, человек
целенаправленно, в соответствии со своими знаниями,
потребностями, интересами и целями видоизменяет приро-
ду. Одновременно развивается и сам человек, совершенст-
вуется его ум, обогащаются знания, умения и навыки дея-
тельности. Это означает, что техника служит не только
преобразованию предметной среды, но и раскрытию сущ-
ностных сил человека.

Техника - этот новый, искусственный мир, "вторая
природа" - как бы вырастает из "первой природы", поэто-
му продолжает "жить" по ее законам, хотя приобретает
свои специфические черты и формы. Более того, мир


техники имеет свои собственные законы развития. Их
содержание определяется главным предназначением тех-
ники - служить для достижения целей с возможно мень-
шими затратами. Таков, в частности, закон симметрии
технических объектов. В соответствии с ним всякий тех-
нический объект имеет определенный тип симметрии,
обусловленный комбинацией и характеристиками освоен-
ных человеком потоков вещества, энергии и информации.
Можно назвать также закон корреляции параметров техни-
ческого объекта, закон соответствия между его функцией и
структурой и др. Благодаря действию общих и частных за-
конов всякое новое техническое завоевание становится
средством, ступенью дальнейшего прогресса производства.

Техника есть материализованное естественнонауч-
ное знание человека. Оно выступает фундаментом чело-
веческой мысли. Техническое творчество, рассогласован-
ное с этим знанием, не только бесплодно, но и вредно;
чревато опасностями для жизни и здоровья людей. Разви-
тие техники, инженерная деятельность являются испы-
танным критерием истинности не только технических, но
и физических, химических и прочих знаний.

Однако было бы ошибкой считать, что современная
техника - лишь сумма прикладных разделов математики,
физики, химии, кибернетики, а содержание технических
знаний исчерпывается естественнонаучными теориями.
Важнейшим стимулом развития техники выступают об-
щественные потребности и цели. Общественные отно-
шения могут как содействовать этому развитию, так и
быть препятствием на его пути. Например, нас поража-
ют достижения древних греков. Но они вряд ли были
бы возможны без прогресса в области товарного про-
изводства и связанного с ним развития торговли и
мореплавания. Экономика Древнего Рима, основанная
на дешевом труде рабов, не вызывала интереса к тех-
ническим новшествам, вследствие чего технический
прогресс резко затормозился, а многие достижения
прежних эпох были прочно забыты. Очевидно сдержи-
вающее воздействие социальных факторов на развитие
техники в последние десятилетия нашей отечественной
истории. Отсюда ясно, почему ни одна естественнона-
учная или техническая дисциплина, опираясь лишь на
внутренние ресурсы и возможности, не в состоянии


объяснить существующие разнообразия в технике, а
гем более "увидеть" ее завтрашний день, обосновать
необходимость изготовления тех или иных технических
устройств.

Таким образом, уровень развития техники есть про-
дукт взаимодействия трех составляющих: сложившихся
инженерных представлений и уже освоенных новаций,
естественнонаучных знаний, социального заказа. Этот же
триединый комплекс составляет фундамент современной
технологии - системы научно обоснованных знаний об
организации и управлении производством, его техниче-
ских и социально-экономических последствиях.

Технический прогресс служит основой социального
прогресса: Вместе с тем, он принес человечеству не толь-
ко блага. Его побочным продуктом являются загрязнение
окружающей среды, истощение природных богатств на-
шей планеты, ядерная опасность. Выработанные в тече-
ние многих столетий установки на потребительство и рас-
транжиривание природного потенциала, разрешение меж-
государственных, национальных конфликтов силовыми
методами чреваты последствиями, связанными с самим
существованием человечества.

Совокупность проблем, касающихся обсуждения мес-
та и роли техники в человеческом обществе, составляет
предмет интенсивно развивающейся в наши дни так назы-
ваемой философии техники. В ее разработку внесли серь-
езный вклад Д. Белл, Н. Бердяев, М. Бунге, Ф. Дессауэр,
Э. Каппа, К. Маркс, Ф. Рапп, X. Сколимовски, М. Хайдег-
гер, М. Шелер, К. Ясперс и другие мыслители. Внимание
ученых к исследованию феномена техники обусловлива-
ется тем, что она, выражаясь словами немецкого филосо-
фа М. Хайдеггера, "превратилась в часть Бытия человека".
Неудивительно, что в воззрениях на технику специфиче-
ским образом выявляются извечные философские вопросы.

Первый из них в приведенной ранее формулировке
И. Канта: Что я могу знать? Применительно к технике
ответ гласит: "Понимать - значит изготовлять". На самом
деле, большая часть человеческих знаний о мире заклю-
чена в технической деятельности. Значит, вопрос о том,
что я могу знать, в общем находит свой.ответ в том, что я
могу делать. Само понятие техники при таком подходе
приобретает существенное человеческое измерение. Техни-


ка предстает - если воспользоваться формулой К. Ясперса -
"как совокупность действий знающего человека, направ-
ленных на господство над природой; цель их - придать
жизни человека такой облик, который позволил бы ему
снять с себя бремя нужды и обрести нужную ему форму
окружающей среды". А раз так, то встает новый вопрос:
Что я должен делать? Ведь современная техника (в ши-
роком смысле в нее входит и технология как инструмен-
тальный способ рационального действия) неизмеримо
расширяет социальное пространство свободы человеческих
действий.

Инженер как субъект технической деятельности
оказывается необходимо включенным в моральную ситуа-
цию личной и социальной ответственности, конструируя,
например, оружие уничтожения глобального масштаба
или мощные радиоэлектронные системы, позволяющие
политикам во имя групповых корыстных целей манипу-
лировать массовым сознанием и поведением людей. Не
все, что я могу, я должен делать.
Перед конструктором
всегда возникает проблема нравственного выбора. Ныне
неприемлем идеал инженера с чисто "инструментальным
разумом" как действующего субъекта безотносительно к
духовным ценностям и подчиняющего все только интере-
сам техники и производства.

Отсюда и следующий вопрос: На что я могу наде-
яться
? Здесь возможны прямо противоположные выводы.
Многие представители философии техники убеждены, что
безграничное развитие производительных сил - подлин-
ное благо человечества и условие возрастания его свобо-
ды, фундамент счастливого будущего. Для других техни-
ка - угроза дегуманизации общества и демон уничтожения
цивилизации. Каждая из этих интерпретаций воздействия
техники на социум по-своему справедлива. И значит, фи-
лософия техники вынуждена обратиться к обсуждению
последнего и самого, пожалуй, определяющего вопроса
Канта: Что такое человек?

Становление человека связано с применением ору-
дий. С самого начала именно технику развили и использо-
вали люди в своей борьбе за существование, отстаивая себя
трудом перед природой. Homo faber (человек умелый) -
условие возможности Homo sapiens (человек разумный).
Приведенное выше определение техники К. Ясперсом тем


самым может быть существенно уточнено с акцентирова-
нием самого характера действий "знающего человека".
Испанский философ Ортега-и-Гасет верно в данной связи
заключает, что техника является системой действий, по-
средством которых человек стремится достичь осуществ-
ления внеприродной программы, т.е. осуществления са-
мого себя.

Абсолютизация возрастающей роли техники в жизни
современного общества обусловила возникновение и до-
вольно широкое распространение особой идеологии, по-
лучившей название технократизма. Технократизм - со-
временная разновидность метафизики. Подобно тому как
в XVII-XVIII вв. метафизическое мышление "вырывало"
рассматриваемый объект из его общей связи с другими
объектами, игнорировало ее, технократическое мышление
учитывает лишь одну единственную связь - контакт тех-
ники с подвергаемым воздействию объектом. Возможно-
сти техники в этом воздействии - единственный ориентир
и предпосылка деятельности технократа.

Идеология технократизма зародилась в недрах
раннего буржуазного общества. Ее родоначальником
следует считать, видимо, Ф. Бэкона. Он сформулировал
принцип господства над природой - "все служит человеку,
он же извлекает и получает пользу из каждой окружающей
его вещи". Несомненно, принцип Бэкона был бы невоз-
можен, если бы не стало явным значение техники как
универсального средства этого господства, средства, убе-
дительно продемонстрировавшего отсутствие преград,
способных устоять перед ее мощью. Убеждение - "техника
решает все" - стержень идеологии технократизма.

Очевидна генетическая связь технократизма с
механицизмом. Например, Ламетри и Лаплас - технократы
XVIII в. Первый из них рассматривал человеческий орга-
низм как самостоятельно заводящуюся машину, второй
сделал попытку истолковать в понятиях механики весь ок-
ружающий мир. Технократизм унаследовал одну из глав-
ных методологических установок механицизма - классиче-
ский детерминизм, в котором взаимодействие причины и
следствия описывалось динамическими законами механи-
ки, а сама причинность отождествлялась с необходимостью
и отрицался существенный характер случайности.


В дальнейшем технократизм нашел благотворную
питательную почву за пределами механики. Его идеология
проникает даже в общественные науки. Творцы амери-
канской конституции 1787 г. стремились создать государ-
ственное устройство, все звенья которого должны были
работать с безотказностью и точностью часового меха-
низма. Меттерних в своей дипломатической деятельности
сверял свои планы с идеями, почерпнутыми из сочинений
Лапласа. А разве не технократические регулятивы направ-
ляли многие десятилетия умы деятелей из Госплана, пы-
тавшихся до мельчайших подробностей расписать и рег-
ламентировать функционирование народного хозяйства
всего бывшего Советского Союза?

Порок тоталитарного технократического мышления
заключается в том, что принятие социально-политических
и экономических решений видится лишь в отборе наиболее
продуктивных с практической точки зрения методов пре-
одоления проблем, определяемых властвующей элитой. От-
дельный человек с его нуждами и потребностями самовы-
ражения, нюансами ценностного сознания и культуры в
таком случае совершенно игнорируется. Люди рассматрива-
ются только в их функциональных отношениях как винтики
единого социального организма, как пассивный объект
идеологического манипулирования. Известные негативные
последствия многих в недавнем прошлом реализованных у
нас планов и программ (создание искусственных водохра-
нилищ на крупных реках, мелиорация, химизация сель-
ского хозяйства и др.) - продукт их технократической при-
роды. Творцы подобных проектов игнорировали тот факт,
что решаемые проблемы носят не чисто технический, но и
социальный характер. Они требуют поэтому также обстоя-
тельного экономического, политического, нравственно-гу-
манистического, экологического и прочего анализа.

В наши дни все более осознается ограниченность и
социальная опасность идеологии всеобщего технологиче-
ского детерминизма, акцентирующей возможность регу-
лирования жизни общества исключительно принципами
научно-технической рациональности. Наблюдается суще-
ственная эволюция установок технократизма. Возникают
новые варианты технократического видения социума. В
них происходит уже отказ от воззрений на общество и
человека в духе классического механицизма и тотального


жесткого технологизма. Американский ученый Д. Белл
выдвинул теорию, что каждая из трех основных сфер об-
щественной жизни имеет свою специфическую ось, и
технократические принципы в полной мере применимы
лишь к социальной структуре, включающей экономику,
технологию, систему занятости. Именно здесь обознача-
ется собственное пространство технократии как высокой
технической функциональности всех решений, прини-
маемых компетентными лицами (учеными и инженерами)
на рациональной основе с необходимым учетом человече-
ского измерения техногенной цивилизации.

В настоящее время тотальное технократическое
мышление вступило в острый конфликт с социальной
практикой. Овладение диалектикой, применение ее как
метода познания и практического действия - главный
путь преодоления технократизма.

При всей своей социальной значимости техника -
лишь один из элементов производственной деятельности
людей. Содержание "внеприродной программы", о чем
говорилось выше, обусловливается специфической сущ-
ностью человека как совокупности всех общественных
отношений. Среди них детерминирующую функцию вы-
полняют производственные отношения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 438 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.