Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Классы и классовые отношения. Классы - это большие группы людей, различающие- ся по их месту в исторически определенной системе об- щественного производства




Классы - это большие группы людей, различающие-
ся по их месту в исторически определенной системе об-
щественного производства. Исходное и главное в диалек-
тико-материалистическом понимании классов состоит в
том, что каждый класс рассматривается в связи с опреде-
ленным способом производства, и первым классообра-
зующим признаком выступает отношение к средствам
производства. Так, капиталист является капиталистом по-
тому, что он собственник основных средств производства,
а пролетарий есть пролетарий, поскольку он лишен
средств производства и вынужден продавать свою рабо-
чую силу. Именно этим обусловлены другие классообра-
зующие признаки - роль в общественной организации
труда, способ и размеры получаемого общественного до-
хода. Из различного положения таких групп людей в сис-
теме производства, обмена и распределения возникает
возможность одной из них присваивать труд другой.

Отсюда становится очевидным и то, почему классы
и их отношения - важнейшие составные социальной
структуры. Прежде всего это объясняется тем, что ни од-
на из социально-исторических общностей людей столь
непосредственно и полно не связана с материальным
производством, как классы, прежде всего основные клас-
сы общества. Кто является главной производительной си-
лой антагонистических формаций? Рабы, крестьянство,
рабочий класс. Также носителями (субъектами) господ-
ствующих типов производственных отношений выступают
рабовладельцы, феодалы, буржуазия.

Существуют и другие подходы к выделению боль-
ших социальных групп. Так, достаточно известна теория
социальной стратификации и социальной мобильности. В
соответствии с нею общество разделяется на страты
(слои), между которыми наблюдаются передвижения ин-
дивидов: вверх или вниз в системе социальных позиций


(вертикальная мобильность) и на одном и том же уровне
(горизонтальная мобильность). Дифференциация людей
по стратам проводится по многим, часто второстепенным
признакам (занятость, доходы, бытовые условия, образо-
вание, религиозные убеждения, стиль поведения и др.)· К
примеру, в стратификации по размеру доходов распреде-
лительный принцип рассматривается как единственная
доминанта. В соответствии с этим критерием общество
делится на верхний, средний и низший классы. В тех об-
ществах, где имеет место тотальное огосударствление
средств производства и продуктов труда, деформирован-
ная социальная структура включает не столько классы в
их прямом смысле, сколько "номенклатурную" касту -
корпорацию и сословия (слои) - производителей и рас-
пределителей.

Что же правомерно считать непосредственной и
главной причиной происхождения классов? История со-
циально-философской мысли показывает, что истину
нельзя получить, если искать ответ во вмешательстве
сверхъестественной (божественной) силы или в насилии;
в самой природе и характере человека. С позиций мате-
риалистического понимания истории ответ на этот вопрос
сводится к следующему. Частная собственность на средст-
ва производства обусловила раскол общества на антагони-
стические классы. В свою очередь этому предшествовало
развитие производительных сил и разделение труда, что
привело к росту производительности труда и появлению
прибавочного продукта, присвоение которого порождало
имущественное неравенство членов общины, эксплуата-
цию человека человеком.

Антагонизм коренных интересов эксплуататоров и
эксплуатируемых с неизбежностью ведет к классовой
борьбе, которая проявляется и в виде прямых столкнове-
ний классов, и в завуалированной форме, прикрываясь
сословными различиями, облачаясь в религиозные и иные
одеяния. Марксизм рассматривает классовую борьбу как
движущую силу развития антагонистических формаций.
Почему? Какие аргументы приводятся в подтверждение
данному тезису?

Во-первых, только в ходе классовой борьбы совер-
шается революционный переход от отжившего общест-
венного строя к новому, более прогрессивному типу про-


изводственных отношений. Ни один эксплуататорский
класс никогда добровольно и по своей инициативе не от-
казывался от того экономического и политического строя,
который обусловливает его господствующее положение в
обществе.

Во-вторых, даже в рамках одного и того же строя
классовая борьба трудящихся нередко вынуждает эксплуа-
таторов ради получения высоких прибылей идти на при-
менение новой техники и технологии, совершенствование
отдельных звеньев производственных отношений. Это
приводит в конечном счете к росту общественной произ-
водительности труда. Так, социальный протест крепостных
крестьян заставил феодалов пойти на замену барщины
натуральным, а затем денежным оброком.

В-третьих, выражая определенные стороны диалек-
тики производительных сил и производственных отноше-
ний, борьба основных классов антагонистических обществ
оказывает воздействие на развитие самого человека, обу-
словливает эволюцию форм зависимости индивидов и
общностей, расширяет исторический простор для их бо-
лее свободного действия.

Неправомерно отрицать значимость классовой
борьбы (на это указывали многие мыслители еще до
возникновения марксизма), но нельзя абсолютизиро-
вать ее роль. Тем более неправомерно рассматривать ее
в качестве единственной движущей силы развития. Ведь
основу общества на каждой ступени его истории состав-
ляет функционирование материального производства. И
чтобы в процессе труда получить общественно необходи-
мый продукт, требуется хотя бы определенный минимум
сотрудничества, партнерства между субъектами матери-
ально-преобразующей, экономической деятельности. Ес-
ли же в их отношениях возобладает борьба и борьба,
то не только эффективное функционирование, но и само
существование общественного производства станет не-
возможным.

В современном мире сохраняются классы и клас-
совое противостояние. Однако нельзя не видеть, что
классовые антагонизмы модифицируются, и в разреше-
нии их все чаще применяются цивилизованные средст-
ва действия. Некоторые исследователи приводят по по-
воду этих изменений примерно следующие пояснения.


Первое - острота классовых противоречий притупляет-
ся по мере роста жизненного уровня трудящихся. Вто-
рое - в экономике бывших социалистических стран при
более низком уровне жизни также усматривалось наличие
эксплуатации в виде бесконтрольного присвоения приба-
вочного труда государством, бюрократией и подпольным
бизнесом. Третье - современный работник капиталистиче-
ской фирмы выполняет высококвалифицированную работу,
обладает акциями и не чувствует себя отчужденным.

Не все в приведенных рассуждениях представляется
бесспорным. К тому же анализ реальной ситуации в стра-
нах западного мира и в постсоветских государствах поро-
ждает вопросы, требующие ответа. Вот некоторые из них.
Не ограничивается ли распространение высокого качества
и уровня жизни только кругом работников высших ква-
лификаций? Чем объяснить появление новых форм экс-
плуатации населения бывших колониальных и зависимых
стран со стороны США, Западной Европы и Японии?
Почему продолжает возрастать имущественное неравенст-
во между низшими и верхними слоями?

Поэтому необходимо отметить, что далеко не одно
и то же - наметившиеся тенденции в классовых отноше-
ниях и нынешняя реальность, тем более реальность всех
стран мира.

Первичные ячейки общества

В социальную структуру общества объективно
включена семья как первичная ячейка общества. Будучи
одной из исторических форм общности людей, семья
имеет свои особенности, и самая важная из них состоит
во взаимопереплетении в этой социальной ячейке есте-
ственных и социальных функций, причем последние яв-
ляются преобладающими. К тому же и сама природная
потребность людей в продолжении рода не просто
унаследована человечеством от животных предков, а
качественно преобразована социально-экономическими
условиями и духовным опытом человека.

Социальная сущность семьи непосредственно
проявляется в ее основных функциях. Это регулирова-
ние отношений между полами, воспроизводство и вос-
питание потомства (можно сказать, его первоначальная


социализация), ведение домашнего хозяйства и в опре-
деленной степени бытовое обслуживание членов семьи.
Возникнув в условиях первобытного строя, семья про-
шла долгую историю в русле многообразных и проти-
воречивых проявлений полигамии (многобрачия) и мо-
ногамии (единобрачия), которые представляли собой
продукт общественной системы. При всем многообра-
зии форм и проявлений семья представляет собой ма-
лую социальную группу, члены которой соединены бра-
ком (отношения между мужчиной и женщиной с их
правами и обязанностями) или кровным родством,
общностью быта и взаимной моральной ответственно-
стью.

Нации, классы, социальные группы и слои прини-
мают участие в политической жизни общества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 581 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2366 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.