Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальная революция и эволюция




Устремленность прогрессивных сил человечества
к демократии и свободе - не порождение современной
эпохи, ее истоки уходят в глубину веков. И здесь воз-
никает вопрос о том социальном действии, которое не-
обходимо, чтобы вырваться из структур отживших или
тоталитарных антидемократических режимов. Это и есть
прежде всего вопрос о соотношении революции и эво-
люции.

Под эволюцией в широком смысле понимают разви-
тие, а более конкретно и применительно к обществу -
медленные, постепенные количественные и несуществен-
ные качественные изменения. Им присуща прогрессивная
направленность, так как каждое новое состояние объекта


имеет по сравнению с предшествующим более высокий
уровень организации и дифференциации функций. Эво-
люционными изменениями в основном и заполнена ми-
ровая история. Ими создаются материальные и духовные

ценности.

Субъектом и эволюционных, и революционных из-
менений является человек (социальные общности, группы
людей, индивиды).

Социальные революции занимают относительно ко-
роткие временные интервалы мировой истории, однако в
исторической памяти они запечатлеваются надолго. На-
чальный этап социальной революции, как правило, ха-
рактеризуется насилием по отношению к людям, разру-
шением материальных и духовных ценностей, а также
существующих политических структур.

Но тогда возникает вопрос: правомерно ли совершать
революцию, жертвовать благополучием и даже жизнью сво-
его собственного поколения ради поколений грядущих?

Ответ сводится к следующему: социальная револю-
ция потому и становится неизбежной, что эволюция не
может разрешить углубившиеся в непримиримый кон-
фликт противоречия. Социальная революция, по словам
К. Маркса, есть "протест человека против обесчеловеден-
ной жизни".

Социальной революцией принято называть массовые,
целенаправленные социальные действия, в процессе ко-
торых изменяются политическая система общества, тип
государства, базисные отношения и духовная жизнь об-
щества. Если завоевание государственной власти новыми
общественными силами является исходным пунктом со-
циальной революции, то окончательная победа нового
общественного строя обеспечивается только в результате
расширения свободы и прав основной массы населения,
создания новых стимулов для достижения более высо-
кого уровня общественной производительности труда.
Социальная революция - это качественный скачок в
развитии общества, в результате которого совершается
переход к исторически более прогрессивному типу об-
щества.

Правда, имеются и другие взгляды и оценки отно-
сительно социальной революции. Так, факты революци-
онного насилия пытаются использовать для отрицания


закономерности, и необходимости социальной революции,
объявляя ее "бессмысленным бунтом", "разрушительным
хаосом", "аномалией" и "патологией" социального орга-
низма. Кстати, для этого используются и иные подходы,
когда "революциями" называются сотни и сотни произ-
вольно выхваченных из жизни общества событий, не
имеющих отношения к социальной революции ни по сво-
ему содержанию и характеру проявления, ни по своим
социально-историческим последствиям. К примеру, амери-
канский социолог А. Тоффлер в книге "Шок будущего" в
числе многих прочих революций открыл "сексуальную ре-
волюцию". Английский социолог П. Кельверт в книге
"Изучение революции" насчитал с 1901 по 1960 г.
363'"революции", объявляя ими любой военный путч,
дворцовый переворот, заговор или анархистскую авантю-
ру. Он же проговаривается относительно классового
смысла своего приема, утверждая, что чем больше упот-
ребляется понятие "революция", тем "более неясным ста-
новится ее значение".

Не будет преувеличением считать, что проблема со-
циальной революции получила наиболее развернутую
разработку в теории марксизма, которая стремится объ-
яснить как решающее значение социальных революций
в смене общественно-экономических формаций, так и
порождающие ее глубинные причины. Экономическая
основа всех социальных революций усматривается в
конфликте между новыми производительными силами и
переставшими им соответствовать отжившими производ-
ственными отношениями.

Объективные условия социальной революции также
включают совокупность социально-политических предпо-
сылок, которые складываются независимо от пожеланий
людей, политических партий. Социальная революция из
реальной возможности превращается в действительность
при единстве объективных и субъективных условий, на-
растании социально-политического кризиса общества.
Победоносной она становится, если революционные си-
лы практически окажутся способными свергнуть господ-
ство отживших социальных сил. Яркие образцы такой
борьбы проявились во Французской буржуазной рево-
люции 1789-1794 гг. и в Октябрьской социалистической
революции 1917 г.


Опыт мировой истории свидетельствует, что в ре-
зультате революционной ломки старого строя в одной или
в группе стран, ставших в авангарде прогресса, другие
страны и народы под их воздействием осуществляют поз-
же и более растянутый во времени переход к новому
строю путем реформ, качественных эволюционных пре-
образований. К примеру, таким способом вступила Рос-
сия в XIX в. на капиталистический путь развития.

Также не всегда страна, которая первой совершила
революцию и положила начало новой общественно-
экономической формации, сохраняет лидерство на про-
тяжении развития данного строя. Более того, есть немало
исторических фактов, когда в одной и той же стране после
революции наступает контрреволюция, т.е. переход к но-
вой исторической ступени развития общества не является
столбовой дорогой.

Так, в 1789 г. во Франции последовали контррево-
люционный переворот, затем захватнические войны На-
полеона, реставрация Бурбонов, и понадобились для ут-
верждения буржуазного строя еще революции 1830 и
1848 гг. Однако приоритетная ценность коренного пере-
ворота в развитии Франции и Европы остается за рево-
люцией 1789 г. Ее роль оценивается по тем действиям и
событиям, которые обусловили крушение феодально-
абсолютистского строя, расширили исторические рамки
свободы человека как гражданина и личности.

Такой подход не в меньшей степени будет справед-
лив в оценке Октябрьской революции 1917 г., которая не
только "потрясла мир", но и стала провозвестником слож-
нейшей трансформации человеческой цивилизации на гу-
манистических началах.

Октябрьская революция впервые в мировой истории
провозгласила свободу и права для трудящихся и эксплуати-
руемых масс. И не только провозгласила. Принятый Декрет
о мире открывал выход из империалистической войны; Дек-
рет о земле доказывал, что только власть рабочего класса
может удовлетворить вековые чаяния крестьянства. Дек-
ларация прав народов России отвечала жизненным требо-
ваниям угнетенных наций.

Развязанная внутренней контрреволюцией и ин-
тервенцией капиталистических стран гражданская война,
применение в мирное время неадекватных социалистиче-
скому выбору методов и форм социального действия, а


также иные факторы и процессы обусловили далеко не
полную реализацию одних и глубинную деформацию
других идей Октябрьской революции. Но и при столь
неблагоприятных обстоятельствах были осуществлены в
послеоктябрьский период материально-технические и со-
циально-экономические преобразования такого масштаба,
что это позволило СССР внести решающий вклад в спа-
сение человеческой цивилизации от фашистского варвар-
ства. Октябрьская революция и разгром агрессивных сил
империализма во второй мировой войне стимулировали
активность национально-освободительных движений, что
привело к крушению колониальную систему.

Противоречия между социальными системами, го-
сударствами, классами, нациями сохраняются и поныне.
И противоборство между ними стало терять былую кон-
фронтационность там, где революционные партии и
движения, а также и противостоящие им силы стремятся
разрешать социально-классовые противоречия цивили-
зованными средствами борьбы. Ибо насилие в эпоху
ядерного и иного оружия массового уничтожения может
стать не "повивальной бабкой" новой цивилизации, а
"могильщиком" существующей.

Не означает ли это тогда, что социальные революции
еще при сохранении классово дифференцированного об-
щества перестают быть политическими (насильственными)
революциями и превращаются в эволюционное движение?

Правомерно ли утверждать, что в современную эпоху
не только и СНГ, и КНР, и Индия, но и США, и Англия,
и Франция, и Япония вступили и переживают - все по-
своему - великое социальное преобразование, означающее
переход в качественно новое по отношению к капитализ-
му (но не анти-, а посткапиталистическое) общество, где
утвердится приоритет общечеловеческих ценностей?

На поставленные вопросы ответит история в не
очень отдаленном будущем.

Как видно, революционные и эволюционные пре-
образования социально-политических структур, будучи
обусловленными глубинными процессами материальной
жизни, есть прямой результат социальных действий наро-
дов, классов, государств. Последствия этой деятельности
весьма существенны, а нередко они приобретают доми-
нантную значимость и для материальной, и для духовной
жизнедеятельности людей, их образа жизни.

12 Зак. 83 337






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1104 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2816 - | 2385 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.