Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общественная психология и идеология




Обыденное сознание возникает и развивается как
массовое сознание в процессе повседневной практиче-
ской деятельности людей. Оно охватывает прежде всего
знания и навыки, складывающиеся в процессе трудовой
деятельности людей, наивные представления об окру-
жающей их природной среде, непосредственно житейские
нравственные нормы, обычаи, представления людей о
своих потребностях и интересах.

Так, человечество буквально по слогам, посте-
пенно училось читать книгу природы, извлекая из нее
практические выводы для рыболовства, охоты, сель-
ского хозяйства. Трудно угадать было "нрав" капризной
и переменчивой погоды, но тысячелетия противоборст-
ва со стихией научили людей быть тонкими наблюдате-
лями и следопытами. "Если листья на деревьях ветром
поворачивает верхней стороной вниз, то будет дождь",
"Чем больше бывают к осени муравьиные кучи, тем су-
ровее зима" - сотни подобных примет накоплены на-
родной метеорологией. Лишь немногие из них выдер-
живают строгую проверку практикой и преодолевают
ограниченные пространственно-временные рамки. Как
правило, обыденное сознание не отражает сущностных
процессов материальной жизни общества и не поднима-


ется до широких обобщений, до раскрытия закономерно-
стей общественного бытия.

Обыденное сознание включает также составной ча-
стью и в основном охватывает содержание общественной
психологии как отражения специфики поведения и дея-
тельности людей, обусловленной фактом их включения в
социальные группы. Непосредственное выражение психо-
логические особенности социальных групп получают в
совокупности чувств, настроений, эмоций, отражающих
их социально-экономические условия, повседневную дея-
тельность и накапливаемый опыт. Одна из особенностей
общественной психологии состоит в том, что она являет
собой сумму несистематизированных взглядов, представле-
ний, суждений. Интересы наций, классов, профессиональ-
ных и других групп, коллективов на уровне общественной
психологии еще не столько выражаются в обобщенном ви-
де, сколько переживаются в виде симпатий и антипатий,
отрицания и осуждения одних социальных действий и
солидарности с другими. На этом уровне наиболее обна-
женно проявляется комплексность человеческих склонно-
стей к добру и злу, рациональному и иррациональному,
конструктивному и деструктивному.

Общественная психология складывается как массовое
сознание людей в основном стихийно, под непосредствен-
ным влиянием условий их бытия. Однако это вовсе не
означает, что психология широких масс населения в со-
временном мире свободна от целенаправленного и органи-
зованного воздействия пропаганды. Посредством телевиде-
ния, радиовещания, кинофильмов, печати, "развлекающего
чтива" осуществляется мощное воздействие на психоло-
гию широких слоев населения в целях насаждения опре-
деленных норм, привычек и ценностей, а также создания
желаемого имиджа для тех или иных лиц. Как видно,
имеются мощные механизмы манипулирования массовым
сознанием людей и на уровне социальной психологии.

Общественная психология составляет основу, ис-
ходный пункт для теоретического сознания, представ-
ляющего собой упорядоченную и обобщенную систему
знаний, идей. В отличие от обыденного сознания оно
формируется не стихийно, а представляет собой продукт
специализированного духовного производства, результат
деятельности особых, профессионально специализиро-


ванных групп людей. Теоретическое сознание целена-
правлено в глубину, в суть явлений и процессов социаль-
ных отношений, общественного бытия, природной среды.
Основные составные теоретического, систематизирован-
ного сознания - это наука и идеология.

Идеология, как уже отмечалось, представляет собой
теоретическую систему идей, принципов, ценностных
установок, которые выражают интересы вполне опреде-
ленных общностей людей. Отсюда следуют три важные
особенности идеологии. Во-первых, в социально диффе-
ренцированном обществе нет единой идеологии; как пра-
вило, есть господствующая идеология и есть оппозицион-
ные идеологии. Во-вторых, всякая идеология возникает и
существует с целью сохранить существующий или создать
новый общественный строй с его ценностями, консоли-
дировать на этой основе как можно большее количество
граждан. В-третьих, каждая идеология, представляя инте-
ресы определенных общностей людей, пытается выдать
свою систему заинтересованного видения действительно-
сти и свои ценности за всеобщие в качестве единственно
истинных и справедливых.

Противоречивым является соотношение идеологии
с наукой. Но если отвлечься от различного рода случай-
ных и специфических воздействий, то прослеживается
определенная закономерность. Суть ее в том, что про-
грессивные общественные силы более заинтересованы в
осознании общественного бытия таковым, каким оно
есть в действительности. Поэтому и их идеологи в той
или иной степени стремятся воспользоваться достиже-
ниями научной мысли. Это, например, проявилось в
воззрениях Руссо, Вольтера, французских просветителей
XVIII в., чьи идеи произвели переворот в умах совре-
менников и явились идеологической подготовкой бур-
жуазной революции 1789 г. Однако, придя к власти,
господствующие силы проявляют все большую заинтере-
сованность в том, чтобы скрыть от общественного мне-
ния реально существующие и углубляющиеся противоре-
чия существующего строя. При таких обстоятельствах
идеология утрачивает способность более или менее верно
отражать действительность. Само собой разумеется, что
отмеченное отнюдь не означает вообще отсутствие эле-
ментов научного знания в каждой идеологии. Однако их


"удельный вес" существенно разный в исторически кон-
кретных идеологиях.

Современная эпоха с новой силой свидетельствует,
что особенно в условиях радикального обновления обще-
ства возрастает потребность в идеологии, которая, выра-
жая коренные интересы прогрессивных социальных сил,
давала бы адекватное отражение исторической действи-
тельности и выполняла оценочно-регулятивную функцию
относительно утверждения приоритета общечеловеческих
ценностей.

Если обыденное сознание человека синкретично от-
ражает в живой целостности многогранность его индиви-
дуального и социального бытия, то на теоретическом
уровне духовные явления дифференцируются в виде спе-
цифических форм общественного сознания.

Общественное сознание и его основные формы
не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее и не-
изменное: они отражают общество в его развитии. На
ранних ступенях первобытнообщинного строя прими-
тивному бытию людей соответствовало примитивное,
еще не расчлененное на отдельные формы обществен-
ное сознание. В доклассовом обществе складываются
зачатки таких форм общественного сознания, как ис-
кусство, мораль, религия. Развитие родоплеменных
общностей в народности, крупные общественные разде-
ления труда, особенно отделение умственного труда от
физического, возникновение классов и политической
организации явились объективной основой для форми-
рования политического и правового сознания, науки и
философии.

Чем же объясняется дифференциация и движение
форм общественного сознания? Прежде всего богатством
форм и процессов самого общественного бытия, качест-
венным отличием каждой новой ступени исторического
развития. Более конкретную причину следует искать в
возвышении материальных и духовных потребностей, ко-
торые являются могучей движущей силой для развития
производства и появления новых духовных образований,
включая формы общественного сознания.

Каждая из основных форм общественного сознания
имеет свои отличительные особенности. Можно выделить
некоторые общие критерии их различия по объекту,


предмету отражения (правосознание и философия и т.д.),
по форме отражения (искусство и наука и др.), по содер-
жанию (религиозное и философско-научное сознание и
т.д.), по своей социальной функции, месту и роли в жиз-
недеятельности общества.

Возникнув как особый продукт материального и ду-
ховного производства, формы общественного сознания,
отражая общественное бытие, приобретают относитель-
ную самостоятельность, что проявляется в следующем.
Прежде всего они находятся в сложных взаимосвязях и
взаимопроникновениях между собой. Каждая из форм
общественного сознания развивается, опираясь на тот ду-
ховный, мыслительный материал, который уже в этой
форме сознания был произведен ранее, стал своего рода
субъективной реальностью, т.е. здесь имеет место диалек-
тическое снятие, включающее преемственность. Об отно-
сительной самостоятельности форм сознания свидетель-
ствует их обратное активное воздействие на все процессы
жизни общества и образ жизни людей.

В формах общественного сознания в той или иной
степени наличествуют все уровни сознания - обыденного и
теоретического, общественной психологии и идеологии.
Специфическое содержание каждой из форм обществен-
ного сознания раскрывают конкретные гуманитарные дис-
циплины - политология, правоведение, этика, эстетика,
религиоведение, науковедение и др. В своей совокупности
мораль, искусство, философия и другие формы обществен-
ного сознания составляют духовную основу человеческой
культуры.

Понятие культуры

Культура - феномен удивительно сложный, много-
образный и потому является предметом внимания не
только философии, но и целого ряда других наук - куль-
турологии, социологии, истории, археологии, этнографии,
эстетики и т.д. Вследствие этого культура как многоас-
пектная проблема рассматривается в научной литературе
крайне неоднозначно.

В настоящее время эксперты ЮНЕСКО насчитыва-
ют свыше 600 определений культуры, концептуальных
подходов и описательных моделей.


Действительно, трудно найти в языке термин более
многозначный, чем "культура". Культуру понимают и как
совокупность материальных и духовных ценностей, и как
способ деятельности, и как знаково-семантическую систе-
му... Даются не только абстрактно-философские опреде-
ления, но и трактовки нравственно-эстетического плана.
Подлинный гимн культуре воспел замечательный русский
художник и мыслитель Н.К. Рерих: "Культура - есть ис-
тинное просветленное познавание и разрешение проблем
человечества. Культура есть красота во всем ее творче-
ском величии. Культура есть точное знание вне предрас-
судков и суеверий. Культура есть утверждение добра во
всей его действенности. Культура есть песнь мирного
труда в его бесконечном совершенствовании. Культура
есть переоценка ценностей для нахождения истинных со-
кровищ народа. Культура утверждается в сердце народа и
создает стремление к строительству. Культура восприни-
мает все открытия и улучшения жизни, ибо она живет во
всем мыслящем и сознательном. Культура защищает исто-
рическое достоинство народа. Всякое культуроборчество
есть невежество. Всякое против культуры сквернословие
есть признак животности. Человечность и служение чело-
вечеству воздвигнутся от культуры. Нести знамя культу-
ры - это значит сохранить ее лучшие ценности".

Понятие "культура" относится к числу тех общеис-
торических категорий, которые имеют силу для всех эпох
и народов. В то же время культура как реальность исто-
рически конкретна; но в своей конкретности она содер-
жит то общее, что присуще культуре как таковой. Это
слово латинского происхождения (cultura) и буквально
означает возделывание земли с целью ее улучшения. По
мере того как человек стал выделять себя из природы,
пришло понимание значимости им его собственной актив-
ности. Формируются первые представления о культуре;
культура осознается как порожденное человеком; она обре-
тает форму решающего условия его жизни.

"Cultura" у древних означала не только "возделы-
вание" природного мира, а затем совершенствование
человека. Она несла более глубокий философский ми-
ровоззренческий смысл: культура как выход в мир при-
родный и человеческий, как обращение к другому, как
обустройство этого мира по законам гармонии. То есть


"cultura" обладает собирательным, синтезирующим значе-
нием гармонизации человека и мира, человека и другого
человека, наконец, его внутреннего состояния.

Первоначально понятие культуры сводилось к воз-
действию человека на противостоящую ему природу и
вместе с тем к обучению, воспитанию самого человека в
процессе его созидательной деятельности.

Древние эллины воспринимали слово "культура" как
"воспитанность" и в этом видели свое основное отличие
от "некультурных варваров". У древних римлян культура
ассоциировалась с личным совершенством, доблестью. В
эпоху Возрождения под совершенством культуры понима-
ли соответствие гуманистическому идеалу человека, а в
дальнейшем - идеалу эпохи Просвещения. Французские
просветители XVIII в. (Вольтер, Тюрго, Кондорсе), т.е. в
то время, когда широко вошли в обиход сами термины
"культура" и "цивилизация", сущность культурного про-
цесса понимали как развитие человеческого разума, про-
тивопоставляя "культурность", "цивилизованность" нации
"дикости" и "варварству" первобытных народов.

Создатели немецкой классической философии сущ-
ность культуры усматривали в сфере "духа", в сфере мо-
рального (Кант), эстетического (Шиллер), философского
(Гегель) сознания, которое принималось за область под-
линно культурного существования человека.

В домарксистской философии деятельность человека
понималась преимущественно как духовная, обусловленная
сознанием активность. Поэтому не случайно культуру ог-
раничивали сферой религиозного, морального, политиче-
ского, художественного, философского сознания. Энгельс
писал, что "производство и все экономические отношения
упоминались лишь между прочим, как второстепенные
элементы "истории культуры". (29. Т.20. С.25). Для такого
противопоставления существовали объективные основания.

Характерно, что и в современной философии куль-
туры отчетливо прослеживается указанная традиция. Так
называемый "социологический подход" выделяет из об-
щественной жизни ту или иную сторону, придавая ей
общекультурный статус: культура "слагается в своем це-
лом из знания, верований, искусства, нравственности,
законов, обычаев и любых других способностей и при-
вычек, усвоенных человеком как членом общества"


(Тейлор); "культура - это язык, верования, эстетические
вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого
рода обычаи" (Радклиф-Бреди); "этикет, язык, обычаи,
... религиозные верования, исследования, изобретения,
системы знаний" (Л. Уилсон, У. Колб); "поток идей, ко-
торый идет от индивидуума к индивидууму" (К. Форд);
"система символов, разделяемых группой людей и пере-
даваемых ею следующим поколениям" (Д. Доунс); "от-
носительно постоянное нематериальное содержание, пе-
редаваемое в обществе при помощи процесса социали-
зации" (Г. Беккер).

Вряд ли приведенные подходы являются определе-
ниями в строгом смысле слова. В них закреплено значе-
ние феноменов духовной жизни, без которых практически
невозможно представить любую сферу деятельности об-
щественного человека. Они имеют и большое общециви-
лизационное значение.

Традиция, ограничивающая культуру исключи-
тельно сферой духа, оказалась чреватой односторонно-
стью, отрывающей духовное содержание не столько от
материально-вещественной предметности, сколько от
усилий по его овладению. Более того, само духовное
содержание как та или иная (т.е. характерная для оп-
ределенного типа цивилизации) идеальная реальность
внутренне неоднородно, противоречиво; оно наделяет-
ся статусом абсолютной человекотворческой субстан-
ции скорее потенциально, нежели обладает таковым
актуально.

Своеобразным отражением указанной недостаточ-
ности определения культуры стала попытка представить
ее как "совокупность материальных и духовных ценно-
стей" - некоторый компромисс, преодолевающий, каза-
лось бы, абстрактную возвышенность "духовного" призем-
ляющим его прозаизмом "материального". Сторонники
такого понимания могут оказаться в ситуации казуса,
наивно полагая, что "совокупность ценностей" сама
придет к человеку. "Совокупность" оказывается не хра-
мом добродетелей, а ателье проката: в первый приходят
по зову сердца, во второе - в силу внешней необходи-
мости.

Ограничившись беглым историко-философским экс-
курсом, обратимся к краткому анализу существующих кон-


цепций культуры. Позиции здесь сводятся к следующим
подходам.

Первый подход - функциональный, согласно кото-
рому культура рассматривается как способ функциони-
рования общества, как средство осуществления специ-
фически человеческой деятельности, взаимосвязи между
людьми и окружающей природой, как способ реализа-
ции человеческих потребностей, интересов, идей, про-
грамм и т.д.

Второй подход - качественный: культура характери-
зуется как качественное состояние общества, как уровень,
степень господства людей над природой и общественны-
ми отношениями, как мера очеловеченности природы.
Отсюда и привычные словосочетания: культура произ-
водства, культура земледелия, культура быта, общения,
чувств и т.д.

Третий подход - аксиологический, ценностный:
культура выступает как совокупность материальных и ду-
ховных ценностей. Такой подход требует разграничения
того, что относится к культуре, а что - к антикультуре. В
обществе есть такие явления, которые не относятся к
культуре: жестокость, варварство, дикость, необуздан-
ность, фашизм, национализм, шовинизм, ведущие к кро-
вопролитию. Ценность - это выражение положительной
значимости предметов или явлений в отличие от негатив-
ной их значимости.

Четвертый подход - креативный (творческий):
произведения культуры рассматриваются как следствие
творческой деятельности людей, творимой ими техни-
ки, средств общения, науки, искусства. Сюда включа-
ются не только результат человеческой деятельности,
но и сами способности людей, процесс реализации
способностей, связанный с творением предметов. В та-
ком случае к культуре относят не только профессио-
нальное научное, художественное, техническое творче-
ство, но и творчество народных масс, самодеятельное
творчество.

Пятый подход - нормативный, согласно которому
культура связана с существованием норм, правил пове-
дения людей, с их традициями, обычаями. Сюда отно-
сятся способы накопления и передачи информации с
348


помощью символов и знаковых систем, причем имеют-
ся в виду только те нормы, правила, традиции, которые
соответствуют современному, цивилизованному уровню
общества, способствуют его поступательному движе-
нию.

Наконец, шестой подход - духовно-личностный,
включающий развитие способностей людей, определен-
ный уровень их образованности, воспитанности, то, что
называется высокой культурностью, духовностью, интел-
лигентностью людей.

Как писал Гете, мера культурного мира - "триумф
чисто человеческого"... "Все значимо лишь постольку,
поскольку гуманно; интеграл культуры - человек и чело-
вечность" (К. Свасьян). Культура не есть нечто ставшее,
но - становление: "В человеке еще не весь человек",- за-
метил Поль Валери. Отсюда понятие "культура" харак-
теризует развитие человека не только как "ставшее"
(вспомним: культура - "совокупность ценностей"), но и
как самотворение ("самовозделывание") его. Чтобы поль-
зоваться ценностями культуры, подчеркивал Маркс, каж-
дый индивид должен быть культурным, образованным
человеком.

Суммируя рассмотренные подходы, можно заклю-
чить, что культура - это не просто система материаль-
ных и духовных ценностей, но и результат освоения
("очеловечения") действительности, которая создается в
ходе творчески-преобразующей деятельности людей,
выражающей степень их господства над природой (а
ныне и все более гармонии с ней) и общественными
отношениями. Культура предстает не только как соб-
ственно творческая деятельность, но и как процесс
самораскрытия человека, самообнаружения его воз-
можностей во многообразии отношения к миру. По-
этому понятие "культура" характеризует человеческое
мироотношение с особой, мы бы сказали, оригиналь-
ной в своей сокровенности стороны: это и есть пости-
жение и освоение мира с позиций представления об идеа-
ле, о совершенном, о должном, о более возвышенном и
гармоническом - о Благе.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 759 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.