Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общественно-экономическая формация




В ходе исследования реального исторического про-
цесса марксизм выработал и обосновал понятие общест-
венно-экономической формации, которое стало важней-
шим в системной теории исторического материализма.
Оно используется для обозначения определенной ступени
в развитии общества, сущность каждой из которых со-
ставляет способ производства материальной жизни, преж-
де всего, конкретно-исторический тип производственных
отношений. Соответственно в историческом материализме
сформировалось понимание первобытнообщинной, рабо-
владельческой, феодальной, капиталистической и комму-
нистической общественно-экономических формаций. По
оценке К. Маркса, буржуазной общественной формацией
завершается предыстория человеческого общества. В рабо-


тах К. Маркса и Φ. Энгельса можно встретить и другие
подходы к членению исторического процесса. Так, в ряду
прогрессивных способов производства назывались азиат-
ский, античный, феодальный и буржуазный. Выделялись
в некоторых случаях доклассовое, классовое и бесклассо-
вое (коммунистическое) общество.

Исторический процесс показывает, что все этниче-
ские общности начали свое развитие с первобытнооб-
щинного строя, но не все из них последовательно
"продвигаются" от одной формации к другой, более про-
грессивной. Конкретная история многих народов и стран
говорит о том, что в своем развитии они не знали тех или
иных формационных ступеней. Это относится, например,
к древним германцам и славянам, которые миновали ра-
бовладельческую формацию, непосредственно перешли от
первобытнообщинного строя к феодализму. Фактически в
последние столетия совершается процесс включения в
систему капиталистических общественных отношений
коренного населения Южной и Центральной Америки,
которое находилось на различных ступенях родоплемен-
ного строя. Многие народности и племена Сибири, гор-
ных районов Кавказа и Памира, Средней Азии, Монго-
лии не прошли в своем развитии стадию капитализма.

Также не является одновременным процесс после-
довательного перехода от одной к более высокой ступени
исторического развития. Историческая действительность
в каждую эпоху отличается многообразием общественных
отношений и форм у различных народов и стран. Право-
мерно считать, что сосуществование нескольких общест-
венно-экономических формаций (как и разных внутри-
формационных ступеней) в одном синхронном срезе, их
параллельное и взаимопроникающее развитие представ-
ляют собой существенную и неотъемлемую особенность
всемирной истории.

Свои сложности имеет не только исследование
истории прошлого, но и выделение критериев для оп-
ределения той исторической стадии, на которой нахо-
дится современное общество в данное историческое
время. Так, сейчас с учетом опыта развития монополи-
стического капитализма на протяжении целого столе-
тия и соответствующих прогнозов выдвинута гипотеза о
том, что не является ли, напротив, эпоха свободной


конкуренции предшественницей монополистического
капитализма, а последний - адекватной формой капи-
талистического способа производства? Безусловно, что
данное суждение представляет собой гипотезу, тре-
бующую обсуждения, а вердикт будет вынесен самой
жизнью.

Неизмеримо более сложным и трудным оказался
переходный период от капитализма к социализму. Сей-
час становится все более очевидным тот ущерб социаль-
ному прогрессу, который был причинен деформациями
общечеловеческих ценностей под видом "полной и
окончательной победы социализма", а затем субъекти-
вистскими декларациями, выдававшими под видом
"трех больших скачков к коммунизму", "развитого со-
циализма" нечто, не только не соответствующее ре-
альности, но и чуждое идеалам и принципам теории
социализма. В настоящее время в ряде государств
Восточной и Юго-Восточной Европы наблюдается
возврат (или переход) от социализма к капитализму.
История вновь доказывает нелинейность своего разви-
тия и противоречивость социальной синергии, способ-
ность общественных субъектов изменять ход прогресса.
Трансформация социализма в капитализм в данном
случае опять-таки обусловливает серьезнейшие колли-
зии в жизни людей, усиление классовой дифференциа-
ции, обострение конфликтов разного рода, возникно-
вение тягостного для индивидов и опасного для обще-
ства состояния цвишенизма.

Все это требует более глубокого изучения внутри-
формационных фаз, прогнозирование форм и способов
взаимодействия синхронно сосуществующих, но разно-
типных формаций, выяснение соотносительности с кате-
горией общественно-экономической формации понятий
"уклад", "эпоха", "цивилизация". Ведь современный мир
становится все более зависимым, и для решения глобаль-
ных проблем необходимо объединение усилий всего ми-
рового сообщества.

В чем же состоит методологическая, познаватель-
ная ценность учения об общественно-экономической
формации? Во-первых, это его направленность на выде-
ление в потоке мировой истории формационных ступе-
ней и соответствующих им форм общественной жизни.


Во-вторых, это обоснование понимания возникновения,
развития и смены общественно-экономических формаций
как реального исторического процесса. В-третьих, это
конкретно-историческое системное видение общества как
единого целого во взаимоотношениях составляющих его
реалий.

Процессы жизни общества

Проблематика жизни проходит буквально через всю
историю философии. Так, в XIX - XX вв. сложились
многочисленные философские школы, известные под
названием "философия жизни" (Ф. Ницше, В. Дильтей,
Г. Зиммель, О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гасет и др.). В со-
циальной философии А. Бергсона общество рассматрива-
ется как проявление "жизненного прорыва". Э. Гуссерль
обосновывает понятие "жизненного мира". В книге Тейя-
ра "Феномен человека" говорится о государстве, нации,
цивилизации как воплощении "жизненного порыва", объ-
является о возникновении коллективного разума, образо-
вании вокруг Земли сферы духа.

Материалистическое понимание истории придало
новый смысл понятию "жизнь" применительно к разви-
тию общества. К. Маркс употребил понятие "процесс
жизни" и для оценки в целом бытия людей как реального
процесса их жизни, и для выделения основных состав-
ляющих общества на любой ступени его развития, и для
открытия доминантной роли способа производства мате-
риальной жизни, и для характеристики самого процесса
труда, и в анализе других существенных отношений об-
щества.

Вполне очевидна семантическая содержательность
понятия "процессы жизни общества". Поясним сказанное
в форме вопросов-ответов. Что означает словосочетание
"жизнь общества"? Оно означает существование и разви-
тие общества как целостного социального организма. В
свою очередь напомним, что способом бытия общества
является человеческая деятельность в ее многообразных
формах. Какой смысл скрывается в словах "процессы
жизни общества"? Тот смысл, что совершается последова-
тельная смена состояний, стадий развития общества. От-


сюда также направленность этого понятия на выявление
динамики, источников, движущих сил развития общества
как сложной системы.

Если категория "общественно-экономическая фор-
мация" обозначает исторические ступени развития обще-
ства, то категория "процесс жизни" существенно дополня-
ет ее в том смысле, что она позволяет уяснить общество в
его синхронном срезе, выявить одновременное сосущест-
вование различных формаций, укладов, переходных форм
в материальной, социальной, политической, духовной
жизни сообществ людей.

Исследуя основные процессы общества, К. Маркс
открыл и сформулировал основной закон материалисти-
ческого понимания истории: "Способ производства мате-
риальной жизни обусловливает социальный, политиче-
ский и духовный процессы жизни" (29. Т. 13. С.7). Этот
закон раскрывает качественную интегративную опреде-
ленность общества как системы. Сказанное в определен-
ной мере применимо и к другим его общим законам.

Известно, что общество рассматривается также и в
аспекте расчленения его на сферы. Как правило, называ-
ют материальную, социальную, политическую, духовные
сферы жизни общества. Такой подход позволяет более
конкретно выявить составные части (элементы) общества
как системы в горизонтальном срезе. Однако рассматрива-
ются сферы обычно в статике, без достаточного учета
взаимосвязей, без выяснения интегративной качественной
определенности общества как системы и целенаправлен-
ности его развития. Поэтому более продуктивным являет-
ся изучение общества в аспекте основных процессов его
жизни.

В процессах жизни общества реализуется и прояв-
ляется образ жизни людей. Их субъект один и тот же - это
сообщества (этносы, классы, слои и др.), индивиды с при-
сущими им многообразными формами деятельности. Об-
раз жизни обусловлен существенными чертами как фор-
мации, так и особенностями соответствующих процессов
жизни. Образ жизни в свою очередь конкретизируется в
уровне жизни (его количественная определенность), каче-
стве жизни (качественная определенность), стиле жизни
(как объекте индивидуального выбора, индивидуальных


или групповых склонностей, вкусов). Представляют инте-
рес опубликованные ООН в 1991 г. данные об уровне
жизни в 160 странах мира по таким показателям, как эко-
номическое положение, продолжительность жизни, об-
разование. Верх таблицы выглядит следующим образом:
Япония, Канада, Исландия, Швеция, Швейцария и Нор-
вегия. Однако по "качеству жизни", а оно определялось
новыми параметрами (безопасность граждан, экология,
количество печатной продукции на душу населения и
т.д.), Исландия переместилась с третьего места на первое.
Можно сказать, что образ жизни людей является по-
казателем культуры как нормативно-ценностной структу-
ры, регулирующей индивидуальное и групповое поведение.
Образ жизни людей правомерно рассматривать также как
интегративную качественную определенность общества.

Таким образом, понятие "основные процессы жизни
общества" является наиболее соответствующим для рас-
крытия системности общества. Оно включает формаци-
онный срез развития общества (по вертикали, историче-
ские ступени), охватывает горизонтальный срез обществ
(по сферам), взаимопроникает с образом жизни людей,
указывает на направленность развития общества - рас-
крытие сущностных сил человека. Как видно, системный
анализ общества предполагает не только установление его
составных элементов, но и раскрытие взаимосвязей между
ними, включая субординационную связь. Также требуется
выяснение качественных системных определенностей в
отличие от свойств образующих систему элементов. В
итоге формируется понимание общества не как простой
совокупности, суммы основных процессов жизни, а как
целостного организма, сложнейшей системы. В этом,
кстати, ключ к разрешению сформулированного еще
Ф. Шеллингом познавательного парадокса: как познавать
целое раньше частей, если это предполагает знание час-
тей раньше целого.

Материальный, социальный, политический и ду-
ховный процессы жизни являются основными составны-
ми (элементами) общества как целостной развивающейся
системы.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 589 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2239 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.