Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Существуют вещи независимо от нашего сознания, от наших ощущений




Мир познаваем. В нем нет принципиально непознаваемых вещей, а есть лишь вещи, еще не познанные. Причем решительно никакой принципиальной разницы между вещами познанными и вещами еще не познанными не существует.

К процессу познания надо подходить диалектически, т.е. не предполагать наши знания данными в готовом виде, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточ­ное знание становится более полным, более точным.

Отражение действительности в сознании человека есть сложный, противоречивый процесс, совершающийся в чувственной и логической фор­мах. Ленин дает всестороннюю характеристику прежде всего ощущений. Ленин указывает, что ощущения есть "одно из свойств движущейся материи", "функция определенным образом организованной материи". Он по­нимает ощущение как "непосредственную связь сознания с внешним миром" как "превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания". Ленин также рассматривает ощущение как первичную, элементарную форму отражения предмета в сознании, считая ощущение "единственным источ­ником нашего знания".

Ленин понимает ощущение еще и как "образ внешнего мира", своеобразную копию действительности. Представляя собой образ, снимок явлений материальной действительности, ощущение по своему содержанию объективно. При этом он обращает внимание на то, что отражение пред­мета в ощущении — это не мертвое, не зеркальное отражение. В отличие от зеркала — это отражение — субъективный образ объективной действи­тельности. Субъективность этого образа состоит в том, что степень правильности, точности отражения предмета зависит не от объекта, а от субъекта. Внутреннее субъективное состояние человека, его личные особенности, его жизненный опыт накладывают свой отпечаток на чувст­венный образ.

Исходя из своей теории познания как теории отражения, Ленин критикует т.н. теорию символов (Мюллер, Гельмгольц, др.) Ленин не согла­сен с положениями этой теории о том, что ощущения человека представ­ляют собой условные знаки, символы, " иероглифы ", не имеющие никакого сходства с тем, что они обозначают; с тем, что ощущения порождаются будто бы специфической энергией, присущей каждому органу чувств. Он пишет: "Бесспорно, что изображение никогда не может всецело сравнить­ся с моделью, но одно дело изображение, а другое дело символ, услов­ный знак... "Условный знак", символ, иероглиф суть понятия, вносящие совершенно ненужный элемент агностицизма".

Большое внимание Ленин уделяет проблеме истины. В ней он разли­чает два вопроса: 1) Может ли в человеческих знаниях быть такое со­держание, которое не зависит ни от человека, ни от человечества? — Это вопрос об объективности истины. 2) Могут ли человеческие предс­тавления, содержащие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, относительно? — Это вопрос о соотношении абсолютного и относительного в истине.

Первый вопрос Ленин связывает с признанием того, что наши знания представляют собой отражение объективной действительности, и поэтому в них имеется такое содержание, которое не зависит от людей, отдель­ных или всех вместе взятых, а определяется самой объективной действи­тельностью, ее собственным содержанием. Это — объективная истина, или объективно истинностная сторона наших знания.

По вопросу о соотношении абсолютности и относительности в истине Ленин указывает на то, что наше познание складывается из суммы относительных истин, т.е. знаний правильных, но не совсем полных и точных, из знаний, которые затем углубляются и уточняются дальнейшим разви­тием науки и практики. Но каждая относительная истина, согласно Ле­нину, содержит в себе крупицу абсолютно точного, абсолютно верного знания. Элементы абсолютной истины присутствуют в истинах относитель­ных, и из суммы относительных истин (крупиц абсолютной истины) складывается полная — абсолютная — истина. Но процесс этот бесконечен.

Исходным пунктом познания, подчеркивает Ленин, его движущей си­лой является практика. Он пишет: " Точка зрения жизни, практики долж­на быть первой и основной точкой зрения теории познания ". При этом Ленин отмечает, что практика как критерий истины сама содержит в себе своеобразное противоречие. Критерий практики одновременно и определенен, и неопределенен. Он неопределенен потому, что практика человека постоянно развивается, изменяется: "Критерий практики нико­гда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полно­стью какого бы то ни было человеческого представления". Эта "неопре­деленность" критерия практики не позволяет человеческим знаниям прев­ратиться в неизменную совокупность догм. С другой стороны — критерий практики "настолько определенен, чтобы вести борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма". Ленин считает, что тот, кто признает критерием истины практику, фактически, становится на позиции материализма.

Ленин дает "гносеологическое" определение центральной категории материализма — материи. Он обращает внимание на то, что более широко­го понятия, чем материя, не существует, а поэтому его определение может состоять лишь в том, чтобы охарактеризовать отношение материи к сознанию: "Материя есть объективная реальность, данная нам в ощу­щении". При этом он добавляет, критикуя последователей Э.Маха (махистов): "совершенно непозволительно смешивать, как это делают махисты, учение о том или ином строении материи с гносеологической категорией, — смешивать вопрос о новых свойствах новых видов материи (например, электронов) со старым вопросом теории познания, вопросом об источниках нашего знания, о существовании объективной истины и т.п."

Свой общефилософский подход к познанию Ленин переносит и на познание общества. Здесь он следует Маркс у, который настаивал на том, чтобы "согласовать науку об обществе с материалистическим основанием и перестроить ее соответственно этому основанию".

Ленин активно выступал за соединение диалектики, примененной к познанию, логике и самой теории познания. Он пишет: "Если Маркс не оста­вил "Логики" (с большой буквы), то он оставил логику "Капитала". В "Капитале" применена к одной науке логика, диалектика и теория познания (не надо 3-х слов: это одно и то же) материализма, взявшего все ценное у Гегеля и двинувшего сие ценное вперед". О Гегеле при этом Ленин говорит; "Гегель действительно доказал, что логичес­кие формы и законы не пустая оболочка, а отражение объективного мира. Вернее, не доказал, а гениально угадал".

Ленин подходил к познанию диалектически, что следует из приведен­ных выше
3-х гносеологических выводов. Именно это привело его к выводу о том, что: "Законы логики суть отражения объективного в субъективном сознании человека", а не только законы предметов действительного мира. О логике Ленин также пишет: "Логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития "всех материальных, природных и духовных вещей", т.е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т.е. итог, сумма, вывод истории познания мира". Поэто­му Ленин ставил перед философами-марксистами задачу глубоко изучать историю познания: "Продолжение дела Гегеля и Маркса должно состоять в диалектической обработке истории человеческой мысли, науки и техни­ки". "В логике история мысли должна в общем и целом, совпадать с законами мышления". В отношении общественной науки это выглядит у Лени­на так: "Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы... не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений, — самое важное, — чтобы подойти к... вопросу с точки зрения научной, это — не забывать основной историчес­кой связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как извест­ное явление в истории возникло какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь".

Ленин указывал на то, что категории философии имеют методологическое значение, служат способом отыскания новых результатов: "Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т.е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею". Сами категории, считает Ленин, возникают в определенном порядке. Так, он отмечает: "Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, — потом развиваются понятия качества... (определения вещи или явления) и количества. Затем изучение и размышление направляет мысль к познанию тождества — различия — основы — сущности... — причинности...". При этом, утверж­дал Ленин, "категории надо вывести (а не произвольно или механически взять) (не "рассказывая", не "уверяя", а доказывая...)"

Сопоставляя диалектику и формальную логику, Ленин дает немало интересных характеристик той и другой. Так, он отмечает: формальная логике "берет формальные определения, руководствуясь тем, что наиболее обычно или чаще всего бросается в глаза, и ограничивается этим". Говоря об истоках формальной логики, Ленин пишет: "У Аристо­теля везде объективная логика смешивается с субъективной и так притом, что везде видна объективная. Нет сомнения в объективности познания. Наивная вера в силу разума, в силу, мощь, объективную истинность познания".

Развивая идею диалектической логики, Ленин так сформулировал ее требования: "Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, в се связи и "опосредствования". Мы никогда не до­стигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения. Это во-1-х. Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, "самодвижении"... изменении... В-3-х, вся человеческая практика должна войти в пол­ное "определение" предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В-4-х, диалек­тическая логика учит, что "абстрактной истины нет, истина всегда кон­кретна"". И далее: "Совокупность всех сторон явления, действитель­ности и их взаимоотношения — вот из чего складывается истина. От­ношения (=переходы=противоречия) понятий — главное содержание логики, причем эти понятия (и их отношения, переходы, противоречия) показаны как отражения объективного мира. Диалектика вещей создает диалектику идей, а не наоборот".

Конкретизируя свое представление о соотношении объективного и субъективного в познании, Ленин отмечает: "Сознание человека не то­лько отражает объективный мир, но и творит его". Это творчество мо­жет порой проявляться и так: "... знаки или символы, — пишет Ленин, — вполне возможны по отношению к мнимым предметам, и всякий знает примеры таких знаков и символов". Он обращает внимание на то, что "если рассматривать отношение субъекта к объекту в логике, то надо взять во внимание и общие посылки бытия конкретного субъекта (жизнь чело­века) в объективной обстановке".

Признавая необходимость абстракций в познании, Ленин обращает внимание на их ограниченность: "Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, огрубив, не разделив, не омертвив живого. Изображение движения мыс­лью есть всегда огрубление, омертвление, — и не только мыслью, но и ощущением, и не только движения...". И далее: "Логические понятия субъективны, пока остаются "абстрактными", в своей абстрактной форме, но в то же время выражают и вещи в себе. Природа и конкретна и абстракт­на, и явление и суть, и мгновение и отношение. Человеческие понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности, но объективны в це­лом, в процессе, в итоге, в тенденции, в источнике". "... Человечес­кие понятия не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни. Анализ понятий, изучение их, "искусство оперировать с ними" (Энгельс) требует всегда изучения движения понятий, их связи, их взаимоперехо­дов". И еще: "Всесторонняя, универсальная гибкость понятий, гиб­кость, доходящая до тождества противоположностей, — вот в чем суть. Эта гибкость, примененная субъективно, = эклектике и софистике. Гиб­кость, примененная объективно, т.е. отражающая всесторонность ма­териального процесса и единство его, есть диалектика, есть правиль­ное отражение вечного развития мира".

Ленин показывает, откуда берутся различные фигуры логики, ее за­коны. Он пишет: "... практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логичес­ких фигур, дабы эти фигуры могли получить значение аксиом".

Ленин высоко оценивает роль фантазии в человеческом познании: Фантазия, отмечал Ленин, "чрезвычайно ценна. Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчисле­ний невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности".

Имея в виду необходимость практической проверки теоретических положений, что очень важно также для экспериментального подхода, Ле­нин писал: "Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но их непосредственной действи­тельности". И далее: "... человеческое понятие... объективную истину познания "окончательно" ухватывает, уловляет, овладевает ею лишь когда понятие становится "для себя бытием" в смысле практики".

В.И.Ленин был крупнейшим организатором отечественной науки, системы образования, системы распространения и популяризации научных знаний. Он стоял у начала реализации многих научно-технических, на­учно-производственных и иных программ, связанных с практическим во­площением знаний в самых разных областях общественной жизни страны. Ленин прямо призывал молодежь овладевать всеми видами научных зна­ний, которые только накопило человечество. Он был активным сторонником приглашения зарубежных ученых и специалистов, посылки многих и многих молодых граждан нового государства для получения штучной подготовки за рубежом.

Почин Плеханова и Ленина в области распространения философии марксизма, его теории познания, подходов к познанию, знанию, обуче­нию и т.п. подхватили многие и многие отечественные ученые, философы Советского времени. В течение нескольких десятков лет развития фило­софии диалектического материализма в советский период были написаны сотни и тысячи книг по проблематике познания. На наш взгляд, наи­более последовательно и полно проблематика познания развивалась в 70-е - 80-е годы XX века. Работы этого периода еще только ждут своего всестороннего анализа и осмысления. Некоторое представление о результатах исследования познания этого периода можно получить, знакомясь с учебниками и разделами учебников по философии, посвящен­ными познанию, ориентированными на традиции диалектического материа­лизма. Как пример подобного рода исследований рассмотрим кратко трактовку различных вопросов познания известным советским философом Э.Ильенковым.

Ильенков

Эвальд Васильевич Ильенков (1924 — 1979 гг.) — учился в МГУ, окон­чил артиллерийское училище, был на фронте. Лауреат премии им.
Н.Г. Чернышевского за цикл работ по теории диалектики. Кандидатская дис­сертация Ильенкова — " Некоторые вопросы материалистической диалектики в работе К.Маркса "К критике политической экономии" ". Ильенков — автор известной статьи в " Философской энциклопедии " — “ Идеальное ”.

Ильенков стремился развернуть критический анализ современного ему мышления с позиций целостной теории познания. Согласно Ильенко­ву, идеальное — это субъективный образ объективной реальности, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. Идеальное у него есть не индивидуально-психиче­ский, тем более — не физиологический феномен, а феномен общественно-исторический, продукт и форма духовного производства.

По Ильенкову, идеальное — это то, чего нет, и вместе с тем оно есть. Это то, что не существует в виде внешней, чувственно воспри­нимаемой вещи, и вместе с тем существует как деятельная способность человека. Это бытие, которое, однако, равно небытию, или наличное бытие внешней вещи в фазе ее становления в деятельности субъекта в виде его внутреннего образа, потребности, побуждения и цели. Этим идеальное бытие вещи отличается от ее реального бытия.

Ильенков много занимался теоретическими и методологическими проблемами формирования высших психических способностей человека. Вопрос развития теоретических способностей человека Ильенков связывал с выработкой умения двигаться по форме противоречия, а также умения самостоятельно его разрешать. Разрешать путем действительного, конкретного исследования соответствующих фактов, а не словесными манипуляциями. В ходе такого исследования происходит "взвешивание на­едине с собой" всех "за" и "против", т.е. самокритичность мышле­ния, которая является признаком его самостоятельности, " высшей — диалектической — культуры ума ".

По Ильенкову, " ум " — это не " естественный дар", а результат соци­ально-исторического развития человека, общественно-исторический дар, дар общества индивиду. Поэтому, "важно предельно точно очертить те условия, которые приводят к образованию ума, отграничив их от усло­вий, которые образованию ума мешают и тормозят его развитие". Илье­нков уверен, что "каждый человек может — чуть легче и быстрее, чуть труднее и медленнее — усвоить все "способности", развитые историей культуры". И далее: "все те способности (умения), которые формирова­лись в истории рода долгие тысячелетия, ребенок XX века усваивает играя (шутя) за какие-нибудь годы и даже месяцы, ибо он движется по уже проторенной дороге...".

Ильенков выступает за новые формы преподавания детям основ современной науки, современных знаний. Он отмечает: "Мы не даем им (детям — СХ) заглянуть в "кухню науки", не помогаем им рассмотреть тот процесс, в ходе которого сырой, еще непереваренный и не переже­ванный материал жизни постепенно превращается в систему "чистых" теоретических абстракций, дефиниций, правил, законов и алгоритмов". В результате получается, "что человек, объевшийся с детства "жареными рябчиками абсолютной науки" (это — ироничное выражение молодого Маркса в адрес подобной "педагогики"), уже не видит — и не умеет ви­деть — живых птиц, летающих в небе над его головой". Появляется "педант-догматик, который интересуется лишь тем, что о каждой вещи сказали и написали другие люди, и при этом нисколько уже не интере­суется самой вещью". В то время как "вся человеческая наука (все знания, вся культура человечества) есть не что иное, как с трудом обретенный, нащупанный, часто лишь угаданный — и, может быть, не во всем верно и точно — ответ на вопросы. На вопросы, перед которыми жизнь (история) когда-то поставила людей, заставив их над собой задуматься". Такие вопросы "можно решить с помощью простого здравого смысла, т.е. с помощью довольно простого способа мышления". Но некоторые из этих вопросов "требуют способа (метода) мышления более развитого — научно-теоретического". Наука, — пишет Ильенков, — “вообще и возникает там, где перед людьми встают вопросы, не разрешимые донаучными средствами и способами мышления, с помощью простого здравого смысла”.

"Наука, — согласно Ильенкову, — и в ее реальном историческом раз­витии, и в ходе ее индивидуального усвоения — всегда начинается с вопроса, обращенного к природе или к людям. Поэтому-то учиться (и учить) мыслить нужно начинать с умения грамотно задавать вопросы, или, что то же самое, — с умения задаваться серьезным, действительным, а не надуманным вопросом". И далее: "Но всякий серьезный вопрос всегда вырастает перед сознанием в виде противоречия в составе наличного, уже имеющегося в голове знания. В виде формального противоречия в составе этого знания, неразрешимого с помощью уже отработанных, усвоенных понятий, с помощью известных схем решения". Только ум, “приучен­ный с детства к действиям по штампу... не любит "противоречий"”. Такой ум "в конце концов срывается в истерику". "Вообще, — считает Ильенков, — отношение к противоречию является самым точным критери­ем культуры ума, умения мыслить " (выделено мной — СХ)".

“Для подлинно культурного в логическом отношении ума, — убежден Ильенков, — появление "противоречия" — это сигнал появления пробле­мы, неразрешимой с помощью уже известных, уже заштампованных интеллектуальных действий, сигнал для включения мышления в собственном смысле этого слова как самостоятельного исследования ("осмысливания") предмета, в выражении которого это противоречие возникло”. Только малыш с его мышлением "совершенно нечувствителен к "противоречию"".

Ильенков много размышляет о природе научного спора. Он пишет: “Культура спора, культура дискуссии, имевшая своей целью выяснение объективной, каж­дый раз конкретной истины (а другой истины ведь и не бывает), — это очень трудноусваиваемая культура. Она предполагает умение взглянуть на вещи с противоположной точки зрения, привычку опрашивать себя: "А что, если предположить обратное?". Нужно уметь спорить грамотно с другими. Но это лишь подход, начало, основание еще более ценного умения — умения спорить с самим собой”. "Умение постоянно полемизировать с самим собой —... является признаком высшей —диалектической — культуры ума".

Ильенков особо останавливается на коварстве т.н. "абстрактных истин", "абсолютных истин" и т.п. Он пишет: "чем "абсолютнее", чем "безусловнее" и "самоочевиднее" та или другая "абстрактная истина", тем более серьезного подвоха надо ждать с ее стороны...". И далее: "только полностью — конкретно — распутав этот клубок переплетающихся между собой противоречий, вы имеете право сказать, что осмыслили его научно, на уровне современной культуры научного мышления, — поняли его". При этом нужно учитывать, считает Ильенков, что заблуждение "может таиться совсем не в формуле, а в вашем лишь к ней отно­шении, в вашем способе ее применения к конкретному случаю".

Ильенков обращает внимание и на тот факт, что "догматизм всег­да — рано или поздно — перерождается в бесплодный скепсис, то есть в полное неверие в силу науки, в ее способность познать законы миро­здания, и что скептик — это бывший, разочаровавшийся во всем дог­матик". В глазах скептика "вообще стирается разница между правдой и ложью, между красотой и безобразием, между истиной и ее ловкой ими­тацией". "В философии эта позиция называется релятивизмом, а человек, ее исповедующий, и есть скептик".

Ильенков формулирует совет: " приучайте и себя и других каждую общую истину постигать в процессе ее рождения, то есть постигать ее как содержательный ответ на вопрос, вставший и встающий перед лю­дьми из брожения противоречивой живой жизни, как способ умного раз­решения этих противоречий ".


 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

 

 

1. Антология мировой философии: Возрождение. — Мн.: Харвест; М.: ООО "Издательство АСТ", 2001. — 928 с.

2. Гулыга А.В. Немецкая классическая Философия. — М.: Мысль, 1986. —
334 с.

3. История диалектики. Немецкая классическая Философия. Руководитель авт. коллектива Т.И.Ойзерман. Редколлегия: А.С.Богомолов и др. — М.: Мысль, 1978. — 363с. (АН СССР. Ин-т философии).

4. История марксистской диалектики. От возникновения марксизма до ленинского этапа. Отв. ред. М.М.Розенталь. — М.: Мысль, 1971. —535 с.

5. История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. — 1376 с. — (Мир энциклопедий).

6. Копнин П.В. Философские идеи В.И.Ленина и логика. — М.: Издательство "Наука", 1969. — 483 с.

7. Мир Философии: Книга для чтения. В 2-х ч. 4.1. Исходные Философские проблемы, понятия и принципы. — М.: Политиздат, 1941. — 672 с.

8. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. 4.2. Человек. Общест­во. Культура. — М.: Политиздат, 1991. — 624 с.

9. Реале Дж., Антисери Д.Западная Философия от истоков до наших дней.
Том 2. Средневековье. — СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1994. — 368 с.

10. Реале Дж., Антисери Д. Западная. Философия от истоков до наших дней.
Том 3. Новое время. - СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1996. — 736 с.

11. Реале Дж., Антисери Д. Западная Философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. — СПб.: ТОО ТК "Пет­рополис", 1997. — 880 с.

12. Русская Философия: Имена. Учения. Тексты: Сб. /Сост. Солнцев Н.В. — М.: Издательский дом "ИНФРА-М", Издательство "Весь мир", 2001.— 496 с. — (Высшее образование).

13. Соколов В.В. Европейская Философия ХV-ХVII веков: Учеб. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 1996.— 400 с.

14. Философский энциклопедический словарь /Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев и др. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.

15. Хрестоматия по Философии: Учебное пособие. (Составители: Алексеев П.В., Панин А.В.). — М.: ТЕИС, 1996. — 416 с.

16. Чанышев А.Н. Философия древнего мира: Учеб. для вузов. — М.: Высш. шк., 2001. — 703 с.

17. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов. — М.: Высш. шк., 1991. — 512 с.

 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 669 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2219 - | 2151 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.