Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Представители неославянофильства о познании




 

 

Видными представителями неославянофильства являются А.Григорьев, Н.Я.Данилевский, Ф.М.Достоевский, К.Н.Леонтьев. Близок к ним был Л.Н.Толстой.

Аполлон Григорьев

Аполлон Александрович Григорьев (1822 — 1864 гг.) — поэт, литера­турный критик, публицист.

В качестве исходной идеи Григорьев берет положение о том, что мир есть единый живой организм. Человеческое общество — часть единого мира. В мире царят гармония и вечная красота. Высшая форма познания — искусство, имеющее своим объектом высшие начала бытия, прекрасно-гармоничные по своей сущности. Если философия — это интел­лектуальное познание истины, то искусство как эстетическое созерца­ние достигает цельного знания. Именно искусство удовлетворяет познавательную потребность цельного человека.

В искусстве есть и логическая сторона, отражающая внешнюю жи­знь, и бессознательная, идейно-внутренняя, выявляющая скрытые жиз­ненные силы явлений мира и самого художника-творца. Искусство"цельный, непосредственный и сжатый синтез но­вых отношений мысли и жизни, который дается таинственным откровением великой художественной силы".

Народ Григорьев понимает как на единый организм, внутренне связанный духовной общностью. Истинный поэт является выразителем народного духа.

Данилевский

Николай Яковлевич Данилевский (1822 — 1885 гг.) — естествоиспыта­тель, публицист, социолог, представитель панславизма. В своей книге " Россия и Европа " развивает концепцию "ку­льтурно-исторических типов", разрабатывавшуюся ранее Рюкертом, а позд­нее — Шпенглером. Критерий культурно-исторического типа — участие народов в творении культуры, которая складывается из четырех раз­делов:
1) религиозного, 2) собственно культурного (наука, искусст­во, промышленность),
3) политического и 4) социально-экономичес­кого. Данилевский считал, что славянский тип культуры одновременно основывается на религиозной, научной, творческой в искусстве и технике, политической, экономической общинной базе.

Идея славянства, по Данилевскому, должна быть высшей иде­ей — выше свободы, выше науки, просвещения, выше всякого земного блага, "ибо ни одно из них недостижимо без ее осуществления".

Достоевский

Федор Михайлович Достоевский (1821 — 1881 гг.) — великий русский писатель. Ставил и осмысливал философские проблемы в специфически-практической, ориентированной на жизнь форме.

Достоевский подчеркивал необходимость слияния интеллигенции с народом. В " Дневнике писателя " отмечал: "Мы должны прекло­няться перед народом и ждать от него всего, и мысли, и образа, пре­клониться перед правдой народной". Первый шаг на пути сближения интеллигенции с народом Достоевс­кий видел в грамотности и образовании народа.

Религию Достоевский считал миро­созерцанием народа. Выступал против атеизма. Утратой веры в Бога объяснял многие социальные пороки. Тема критики нигилизма и атеизма, столкновение мировоззрений, противопоставления веры и разума про­ходит в романе " Братья Карамазовы ".

Достоевский считает, что все политические системы создаются на убеждении в разумности человека, на возможности рационального регулирования человеческого поведения. Но он не рассматривает рассудок в качестве единственного регулятора личности: "хотение есть проявление всей жизни". Он ставит акцент на волевом начале в поведении человека.

Основная тема произведений Достоевского — человек, понимаемый как микрокосм, центр бытия. В человеке происходит столкновение рационализма и иррационализма, науки и веры, утилитаризма и свобо­ды. Достоевский ставит вопрос о том, достигает ли наука тех сущностей, которые определяют индивидуальное существование че­ловека. Так, Иван Карамазов в романе " Братья Карамазовы "говорит, что для того, чтобы правильно жить, надо знать законы жизни, а они недоступны. Законы природы и законы человеческого существования не совпадают.

Достоевский был убежден, что у человека есть неискоренимая потребность в иррациональности, в безумной свободе. Свобода — это отнюдь не господство разума. Она иррациональна и да­же безумна. Человек достигает истинной свободы, когда освобождается от низших стихий, от власти страстей, перестает быть рабом самого себя и окружающего мира. Свободным человека делает Истина. Но он должен добровольно принять Истину, а не насильственно быть к ней при­веден.

Доказательством бытия Бога Достоевский считал существование... зла: без зла Бог был бы просто не нужен.

Леонтьев

Константин Николаевич Леонтьев (1831 — 1891 гг.) — последняя круп­ная фигура неославянофильства. Ранний Леонтьев идеализировал прос­той народ, сельскую общину. Защищал безграмотность народа, его "варварство" как источник национального своеобразия. Позднее он разочаровывается в идеале русской самобытной культуры: "Оригинален наш русский психический строй, между прочим, и тем, что до сих пор, кажется, в истории не было еще народа менее творческого, чем мы".

Продолжая линию Данилевского, Леонтьев предлагает свою концепцию трех стадий развития народа: 1) первичной простоты, 2) цветущей сложности,
3) вторичного смесительного упрощения. О прогрессе он говорит: "Правильная вера в прогресс должна быть пессимистическая, а не благодушная, все ожидающая какой-то весны". "Смешно служить такому идеалу, несообразному ни с опытом истории, ни даже со всеми законами и примерами естествознания". "Нелепо, оставаясь реалистом в геологии, физике, ботанике, внезапно перерождаться на пороге социологии в утилитарного мечтателя".

Леонтьев везде проводит идею неравенства — биологического, социального, эстетического, морального, религиозного. Он писал: "Для развития великих и сильных характеров необходимы великие обществен­ные несправедливости". "Миллионы русских людей должны были прожить под давлением тех атмосфер — чиновничьей, помещичьей и церковной, хотя бы для того, чтобы Пушкин мог написать "Онегина" и "Годунова" чтобы построить Кремль и его соборы, чтобы Суворов и Куту­зов могли одержать свои национальные победы".

Толстой

Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910 гг.) — гениальный русский писа­тель, создатель религиозно-этического учения о мире, человеке, об­щественном переустройстве, о смысле жизни (толстовство). Отрицал церковное христианство, официальное богословие. Для него Христос — обыкновенный человек, религиозный проповедник. Он считал, что христианская догматика была для церкви только предлогом, в действи­тельности же она всегда преследовала свою выгоду.

Все религии, согласно Толстому, заключают в себе две части: 1) этическую (учение о жизни людей) и 2) метафизическую (учение о Боге и его атрибутах, о происхождении мира и людей, об их отношении к Богу). Метафизическая сторона разных религий неодинакова, а этическая совпадает, следовательно, этическая часть религии и составляет подлинный смысл любой религии.

Рассматриваемый в моральном плане Бог"неограниченное сущест­во", которое сознается каждым человеком в самом себе. "Бог есть лю­бовь", "совершенное благо". Всеобщий разум, или Бог, является выс­шим законом нравственности, и познание его составляет главную зада­чу человечества, ибо от этого находятся в прямой зависимости пони­мание смысла жизни и способы ее правильного устройства.

В существующем знании Толстой искал ответов на вопросы о смысле своей жизни, деятельности, и не находил. Он фактически приходит к заключению о том, что наука бессильна, а философия (в лице Сократа, Шопенгауэра, Соломона, Будды) приходит к выводу — "все суета". Из такой ситуации Толстой видит четыре возможных выхода:
1) "неведе­ние", 2) "эпикурейство", 3) самоубийство и 4) выход слабости — "пони­мая зло и бессмысленность жизни, продолжать тянуть ее, зная вперед, что ничего из нее выйти не может" (ср. экзистенциализм). Толстой считает, что искать смысл жизни нужно у народа, который жил и живет нормальной жизнью, не мучаясь подобными вопросами. Здесь Толстой нашел, как он пишет, истину и "принял ее".

У людей помимо знания есть вера, и в ней нужно искать ответ на вопрос о смысле жизни: "Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает, а живет". Толстой считает, что то, чем занимаются светские люди, интеллигенция — искусст­во, наука и т.д. — "все это одно баловство... искать смысла в этом нельзя".

В духе своего принципа " непротивления злу насилием " Толстой говорил о том, что для того, чтобы нейтрализовать насилие государственной власти, нужно:
"не участвовать в этом строе, в том, что поддерживает его: в военщине, в судах, ложном учении и т.д."

Толстой с сомнением высказывался о прогрессе общества. Ему свойственен своеобразный нигилизм в отношении культуры. По Толстому, все изобретения и научные открытия вредны, потому что помогают богатым укреплять свое положение и еще успешнее угнетать народ.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 573 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2416 - | 2126 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.