Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Русская философия ХVIII века о познании




 

Феофан Прокопович

Феофан Прокопович (1681 — 1736 гг.) — доверенное лицо Петра Первого, организатор учебных заведений, типографий, библиотек. Организатор Академии наук. Феофан — автор многих трудов, основными из которых являются: " Правда воли монаршей " и " Духовный регламент ".

В качестве главного принципа государства Прокопович вводит поня­тие " общая польза ". Он считал, что наряду с другими задачами, государство должно заботиться об образовании, которое улучшит нравы, преодолеет суеверия и невежество, возвысит человеческое достоинство.

Прокопович понимал несостоятельность схоластики. Чтобы совмес­тить научные и религиозные взгляды, тексты Святого Писания следует понимать не в буквальном, а в аллегорическом смысле. Прокопович считал, что творение мира Богом из пустоты является бес­смыслицей.

Познание природы предполагает деятель­ность органов чувств (ощущения) и разума (основанного на логике).

Следуя классическому определению истины, Прокопович считал, что суждение, которое соответствует своему объекту, является определен­но истинным. То же суждение, которое не соответствует объекту, явля­ется определенно ошибочным.

Татищев

Василий Никитич Татищев (1686 — 1750 гг.) — крупнейший мыслитель " Ученой дружины " Петра Первого, последователь просветительских идей и сторонник теории естественного права. Основанием общественного развития считал уровень знания и степень распространения просвещения.

Татищев утверждал, что в древние времена знания о мире были скудными, умственный рост — едва заметным ("младенческое состо­яние"). С созданием письма общество вступило в "юношество", а с появ­лением христианства достигло "мужества". Наконец, " тиснение книг " стало базисом культурной зрелости человечества. Он писал, что книго­печатание "великий свет миру открыло и неписанную пользу приносит".

На Руси, отмечал Татищев в своей " Истории Российской ", после "обретения письма" и принятия христианства вследствие междоусобия и татарского ига еще долго был недостаток просвещения, а разум чело­века оставался неразвитым. Татищев положительно отмечает факт, что, ограничив церковников, государство (Петр I) положило начало быстро­му росту наук и широкому распространению просвещения. Он вооб­ще объяснял многое невежеством и рассчитывал на просвещение как на универсальное средство улучшения правления страной, нравов, хозяй­ственной практики.

Татищев много размышлял над проблемой соотношения знания и веры. Он разделял идею " двойственной истины ". Он обосновывал размежева­ние науки и вероучения различием в их предметах и способах постиже­ния истины. Наука опирается на разум, с помощью кото­рого изучает телесное в мире и в человеке: "Наука главная есть, чтоб человек мог себя познать", выяснить, что "полезно и нуж­но и что вредно и непотребно". Среди наук Татищев ведущее место от­водит философии.

Область изучения философиителесная организация. Компетенция религиидуша. При этом Татищев не разделяет концепции врожденных идей: душа новорожденного неразумна, ее разум­ные способности вырабатываются на основе деятельности телесных ор­ганов, чувств. Важнейшее средство развития разума — широкое распространение знаний, обучения.

Татищев предложил свою классификацию наук. Он выделяет науки: "нужные", "полезные", "щегольские" (или "увеселяющие"), "любопытные" (или "тщетные") и "вредительские". "Нужные" науки — это "речение" (язык), знание экономики, медицины, юриспруденции, логики и богословия. Такие науки необходимы всем людям как база для любого образования. "Полез­ные" науки — грамматика и красноречие, иностранные языки, физика, математика, ботаника, анатомия, история и география. "Увеселяющие" — поэзия, живопись, музыка, танцы, вольтижирование и т.п. "Любопытные" науки бесполезны для человека, это — астрология, алхимия, хиромантия и т.п. Бесполезны для человека и "вредительские" науки — некромания, чернокнижие.

Татищев предлагал организовать сеть начальных школ. Говорил: "Я же рад и крестьян иметь умных и ученых". Он впервые в России поставил вопрос о женском образовании на втором этапе обуче­ния — в высшей школе.

Кантемир

Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 — 1774 гг.) — родоначальник свет­ской русской литературы (В.Г.Белинский). Пропагандировал в своих са­тирах светскую культуру, защищал просвещение и науки, здравый смысл и благородные чувства, естественные человеческие отношения. Невежество и суеверия считал одними из самых тяжких пороков рус­ской жизни. Однако, крепостное право и политический режим России, как, впрочем, и Татищев, Кантемир находил вполне соответствующими разуму.

Кантемир — автор многих переводных научных терминов. Он разъяс­нил смысл главных философских понятий (в комментариях к русскому пере­воду книги Фонтенеля "Разговоры о множестве миров"). Так, материю Кантемир понимает как вещество, а идею как отражение внешнего мира. Он придерживался разделения философии на логику, этику, физику и метафизику. Логика учит " право о вещах рассуждать и известные истины другому правильно доказывать". Этика "представляет правила, по которым доставать себе добродетели и избегать злонравия". Физика — наука о вещественной природе. Метафизика имеет своим предметом свер­хъестественное — душу, духов, Бога.

Кантемир также приводит многочисленные сведения по истории науки и философии.

Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1763 гг.) — первый русский ученый мирового значения. По словам А.С.Пушкина, Ломоносов — "Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник, стихотво­рец, он все испытал и все проник... он создал первый университет (в России — СХ). Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом"

В философии Ломоносов занимался в основном проблемами онтологии. М.В.Ломоносов — деист.

Он считал, что человечество имеет две книгиприроду и Священное Писание: "Создатель дал роду человеческому две книги... Первая — видимый сей мир... Вторая книга — Священное Писание". Ломоносов разделяет компетенцию науки и религии: "Не здраво рассудителен... ма­тематик, если он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таково же богословия учитель, если он думает, что по псалтыри научиться можно астрономии или химии".

Центральный пункт мировоззрения Ломоносова — атомно-молекулярная гипотеза. Он сформулировал закон сохранения материи и движения.

Ломоносов обращает внимание на проблему первичных и вторичных качеств, выделяет такие свойства, которые "в тончайших и от чувств удаленных частицах свое основание имеют". Он считает объективными как первичные, так и вторичные качества вещей.

В записках " Элементы математической химии " Ломоносов отмечает:

«... 13. Истинный химик должен быть теоретиком и практиком.

14. Истинный химик, следовательно, должен быть также и философом (здесь и далее выделено мной — СХ).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 764 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2211 - | 2041 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.