Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия познания русских марксистов




 

 

Русские марксисты Г.В.Плеханов и В.И.Ленин после ухода Маркса и Энгельса стали двумя главными признанными теоретиками марксизма.

 

Плеханов

Георгий Валентинович Плеханов (1856 — 1918 гг.) — профессиональный революционер, основатель группы " Освобождение труда ". Автор работ: " Социализм и политическая борьба ", " Философские и социальные воззре­ния К.Маркса ", " К шестидесятой годовщине смерти Гегеля ", " Очерки по истории материализма ", " К вопросу о развитии монистического взгляда на историю ", др.

Плеханов первым в русской литературе дал систематическое изло­жение марксистской философии, включая ее гносеологический раздел, хотя и использовал при этом ряд собственных выражений, например, тер­мин " иероглиф ".

Плеханов говорит о том, что все явления духовной жизни, хотя и по-разному, зависят от экономики. Он пишет: "Право, государственный строй и нравственность всякого данного народа непосредственно и прямо обслуживаются свойственными ему экономическими отношениями. Этими же отношениями обусловливаются, — но уже косвенно и посредственно, — все создания мысли и воображения: искусство, наука и т.д.". Так, Пле­ханов обращает внимание на то, что "общество должно достигнуть извес­тной ступени благосостояния для того, чтобы выделить из себя известный слой людей, посвящающих свои силы исключительно научным и прочим по­добным занятиям". Кроме того: "Различные отношения в производстве со­здают различные взгляды в науке".

Говоря о роли личности в истории, Плеханов останавливается на ро­ли гения. Он считает, что "в области общественных идей гений опере­жает своих современников в том смысле, что он ранее их схватывает смысл новых, нарождающихся общественных отношений... В области естест­вознания гений открывает законы, действие которых, конечно, не зави­сит от общественных отношений. Но роль общественной среды в истории всякого великого открытия сказывается, во-первых, в подготовке того запаса знаний, без которого ни один гений ровно ничего не сделает, а во-вторых, в направлении внимания гения в ту или другую сторону".

Критерий истины, — писал Плеханов, — “лежит не во мне, а в отно­шениях, существующих вне меня. Истинны взгляды, правильно представляющие эти отношения; ошибочны взгляды, искажающие их. Истинна та есте­ственнонаучная теория, которая верно схватывает взаимные отношения явлений природы; истинно то историческое описание, которое верно изо­бражает общественные отношения, существовавшие в описываемую им эпо­ху”.

Касаясь вопроса об идеалах, Плеханов отмечает: "надо сказать, что теория Маркса есть самая идеалистическая теория, которая когда-либо существовала в истории человеческой мысли. И это одинаково верно как по отношению к ее чисто научным, так и по отношению к ее практическим задачам".

Плеханов прямо характеризует философию марксизма как диалектический материализм. Он отмечает: "Диалектический материализм не ограничивает, подобно субъективизму, прав человеческого разума. Он знает, что права разума необъятны и неограниченны, как и его силы. Он говорит: все, что есть разумно в человеческой голове, то есть все это, что представ­ляет собою не иллюзию, а истинное познание действительности, непре­менно перейдет в эту действительность, непременно внесет в нее свою долю разумности". Человеческий разум "может восторжествовать над слепой необходимостью, только познав ее собственные, внутренние законы, только побив ее собственной силой"; "развитие знания, развитие человеческого сознания является величайшей, благороднейшей задачей мыслящей личности".

Богданов

Александр Александрович Богданов ( настоящая фамилия Малиновский)
(1877 — 1928 гг.) —
автор концеп­ции "трудового опыта", согласно которой человеческий труд создает не только общество, но и природу, организует мир из хаоса элементов. Он автор многих работ: " Основные элементы исторического взгляда на природу ", " Познание с исторической точки зрения ", " Эмпириомонизм. Статьи по философии " (кн. 1-3), " Очерки по философии марксизма ", " Философия живого опыта ", " Из психологии общества ", " Всеобщая организационная наука " (в 2-х томах), " Краткий курс экономичес­кой науки ", др. Богданов — автор научно-фантастических романов о будущем: " Красная звезда ", " Инженер Мэнни ",

Богданов считал, что материя соотносительна общественному труду. Критерий истинности он видел в общезначимости. Истинно, согласно Богданову, то, что социально значимо для данной эпохи: "Объективно­сть физических тел, с которыми мы встречаемся в своем опыте, устанав­ливается, в конечном счете, на основе взаимной поверки и согласования высказываний различных людей".

Богданов разработал " всеобщую организационную науку " (" тектологию "). Он исходил из того, что все процессы мира имеют организаци­онный характер. Диалектику Богданов считал частным случаем органи­зационного процесса — когда процесс идет путем борьбы противоположностей. Другой путь — "сотрудничество противоположностей".

Богданов рассматривал как однородные материальную и духовную жи­знь общества: "...Общественное бытие и общественное сознание, в тес­ном смысле этих слов, тождественные". Сама идеология у него — "орга­низующая форма" общественной жизни.

Богданов отрицал философию в традиционном смысле. Он считал, что философские понятия — дух, материя, субстанция и т.п. — суть " идолы и фетиши познания ", порожденные трудовыми отношениями в определенную эпоху и не имеющие смысла за ее пределами.

Рассматривая истину в качестве " организующей формы коллективного опыта ", Богданов отмечал, что "никогда нельзя ручаться, что не наступит момент, когда истина прошлого окажется гибельным заблуждением. И потому научная философия нужна, полезна для всякого; она необхо­дима, чтобы жить сознательно, чтобы знать, что делаешь и куда идешь". Но "философская истина одного времени неизбежно отличается от фило­софской истины другого. Никакой абсолютной и вечной философской исти­ны быть не может".

Причинность Богданов считал "основным принципом, организующим на­чалом системы мышления".

Богданов писал: "Мы рассматриваем действительность или мир опыта, как человеческую коллективную практику во всем ее живом со­держании, во всей сумме усилий и сопротивлений, образующих это содержание. Задача познания состоит в том, чтобы целесообразно организо­вать опыт. Всякое организационное дело выполняется не иначе, как пу­тем сочетания определенных элементов. Следовательно, надо иметь перед собой элементы опыта; а они вовсе не "даны" готовыми, — их надо вы­делить и обособить в непрерывном потоке опыта". При этом отмечает Богданов — "с самого начала элементы опыта были по существу трудовы­ми, выделялись именно в практике людей и на основе потребностей этой практики". Так — "первое, что люди стали познавательно отличать, то есть принимать в качестве элементов опыта, это были их собственные, совместно выполняемые действия: таково было, как мы знаем, содержание первых слов-понятий, которые развивались из трудовых криков". Кроме того"первоначальные элементы опыта имели всецело активный, социально-практический характер".

"В те времена, когда мышление успело обособить только немногие трудовые действия людей, — писал Богданов, — эти действия и были единственными наличными элементами опыта. По мере того, как в мир опыта вкладывалось больше и больше труда, возрастала сумма элементов, и в настоящее время количество их громадно. Но мышление оперирует с теми или иными из них, в зависимости от технических и познавательных целей; каждый из производственных и научных методов дает особое разде­ление своего материала на элементы". "В политической экономии эле­ментами являются хозяйства, люди, их интересы, потребности; в анато­мии человека — органы и ткани, в гистологии — клетки, в физиологии — функции органов и клеток и т.п. Для материалистов, под весь опыт под­ставлявших атомы материи, его элементами и были эти атомы; для идеа­листов — элементарные идеи, для сенсуалистов — элементарные ощущения". И далее: "Трудовое понимание элементов опыта гарантирует от подобных ошибок. Для него элементы всецело соотносительны поставленной задаче, практической или познавательной. Это — кристаллы социальной активности, образуемые в потоке труда — опыта, как материал для планомерной группировки сообразно потребностям того коллектива, который является носителем или субъектом опыта".

Критикуя предшественников, Богданов отмечает: "вам никогда не выбрать затруднений и схоластических тонкостей, пока вы будете дер­жаться в рамках личного, индивидуального опыта, в рамках обособлен­ного познающего "я", неизменного героя старых теорий познания". Та же "объективность физического опыта, — считает Богданов, — есть его социальная организованность". Понятие же " действительность " совпадает у него с понятием " физического опыта ".

"Первым шагом в развитии зародышей мышления к их систематизации, — отмечает Богданов, — была основная метафора (выделено мной — СХ), которая представляла явления внешней природы по образцу человеческих дейст­вий. Это был первичный социоморфизм, открывший дорогу к бесконечному расширению поля мысли, организующей опыт... На этом универсальном социоморфизме построены все мировоззрения, от наивно-религиозных до научно-социалистических". Для познания это значит, что "методы социа­льно-практические дают основу для познавательных" методов. Но "дело не сводится к голому перенесению методов из практической области в познавательную".

По Богданову: "социоморфизм есть необходимый и всеобщий закон организации опыта. Его можно сформулировать следующим образом: мышление берет свои формы, в конечном счете, из социальной прак­тики; — или иначе: связь элементов опыта в познании своей основою имеет соотношения элементов общественной активности в трудовом процессе".

Особую роль в своей концепции Богданов отводит методу "подстанов­ки". Он так характеризует данный метод: "Начало подстановки сливается с началом речи и мышления; исходный пункт ее — связь между "высказы­ванием" и его "содержанием", то есть, прежде всего, между словом и тем действием, которое им обозначалось. Под "символы" подставляется неч­то с ними обыкновенно весьма несходное, но им "соответствующее", то есть связанное с ними строго определенным и постоянным образом. Это соотношение становится схемою для организации фактов: под одни явления подставляются другие, так что первые превращаются как бы в символ вторых, — и затем вместо первых исследуются, группируются, вообще, организуются вторые". Вот почему, думается, Богданов отчитает, что: "Источником и моделью для связи понятий в познании служит связь эле­ментов техники в производстве и экономическая связь между людьми".

Юшкевич

Павел Соломонович Юшкевич (1873 — 1945 гг.) — предложил концепцию "эмпириосимволизма". Эмпириосимволы, согласно Юшкевичу, — это все то, что дано в "чистом опыте" (ощущениях), а также то, что создано "чистым разумом". Высшие эмпириосимволы — законы природы. Познание представляет собой накопление эмпириосимволов.
Категории времени, пространства, движения и др. — "предельная система эмпириосимволов". Сознание вносит в виде эмпириосимволов порядок в хаотический поток данных опыта.

Ленин

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870 — 1924 гг.) — основатель Советского государства, автор многочисленных работ, книжного и статейного характера, изданных в 55 томах (5-е, или Полное собрание сочинений), в частности таких философских работ, как " Материализм и эмпириокритицизм ", и конспектов " Философские тетради ", др.

Ленин развивал онтологические и гносеологические принципы теории отражения. В онтологическом аспекте Ленин указывает на то, что в "фундаменте самого здания материи" лежит свойство, родственное ощуще­нию, — свойство отражения. Отражение представляет собой общее свой­ство всей материи, а ощущение связано только с высшими формами мате­рии (с органической материей). Само возникновение ощущения, сознания есть результат длительного развития, качественного преобразования свойства отражения, присущего всякой материи.

В гносеологическом аспекте Ленин, развивая теорию отражения, формулирует тригносеологических вывода, определяющих содержание диалектико-материалистической теории познания:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 472 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2348 - | 2151 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.