Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Занимающиеся одною практикою — не истинные химики




16. Но и те, которые услаждают себя одними умозаключениями, не могут считаться истинными химиками.

17. Все изменения тел происходят посредством движения...

20. Это движение по большей части нечувствительно, и причина его никак не может быть воспринята чувствами; поэтому нужно исследовать ее путем умозаключения...

26.... В самом деле, если математики из сопоставления немногих линий выводят очень многие истины, то и для химиков я не вижу ника­кой причины, вследствие которой они не могли бы вывести больше за­кономерностей из такого обилия имеющихся опытов, кроме незнания ма­тематики...

40.... Ясное... представление должно приобретать путем перечис­ления признаков, т.е. путем познания частей целого; поэтому необхо­димо познавать части смешанного тела...»

В других своих заметках —по физике и корпускулярной философии он отмечал:

«... 75. У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхожде­ния вещей, либо... отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, кото­рые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя...

198.... если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыс­лицей (как чтение без знания букв — СХ)...

Если бы даже весь мир сомневался в том, что дважды два четыре, все-таки дважды два у всех сомневающихся дадут четыре".

Ломоносов различал виды бесконечности. Он писал: " Мы совершенно не касаемся воображаемой делимости материи до бесконечности, так как считаем возможным, не опасаясь ошибок, обходиться без нее в физи­ке".

Сковорода

Григорий Саввич Сковорода (1722 — 1794 гг.) — родился в Малороссии (Украине), вел жизнь странствующего философа, " старчины ". Он был своеобразным Сократом на русской почве.

Сковорода — моралист. По словам Г.Г.Шпета (см. ниже) — "Не на­ука и не философия как таковая владеют его помыслами, а лишь искания для себя и указание другим пути, ведущего к счастью и блаженс­тву".

Главное место у Сковороды принадлежит идее о "трех мирах":
1) макрокосме, или Вселенной, 2) микрокосме, или человеке, и 3) о мире символов, т.е. Библии. Сковорода считает составляющими всех трех миров материю и форму. Но только одно "зеркало" безу­пречно — сам Бог. Бог все воспринимает как есть, потому что он есть "зеркало" "ни для чего существующего не другое, а то самое, что есть во всем, что есть".

Согласно Сковороде, познание возможно только через микрокосм — т.е. человека, инструмент познания — человеческое сердце. Человек должен найти основания познания и жизни в своем сердце, которое является последним критерием истины.

Символический мирБиблия объект особого внимания Сковороды. Он считает, что символы Библии открывают в нашем грубом практическом разуме второй разум, созерцательный, окрыленный гладящим чистым и светлым оком голубицы. В сокровенный смысл Библии мы проникаем через познание себя, а через познание Библии мы глубже проникаем в себя. Библия — средство прямого узрения вечного в нас и во всем мире.

Каждый из миров Сковороды состоит из " двух натур ": видимой иневидимой (Бог). В обнаружении невидимой натуры (Бога) через видимую состоит основная проблема человеческого существования. В обнаружении "внутреннего", "сердечного", "едино­го" заключается подвиг самопознания.

Сковорода считал, что воля и разумв их божественной глубине суть одно и то же. Воля могуча, однако слепа, а ра­зум ясен, однако бессилен, человек должен посредством разума уясни­ть, а посредством воли приблизиться к познанию истины.

Козельский

Яков Павлович Козельский (ок. 1728 — 1794 гг.) — самый крупный представитель русского Просвещения 60-80-х годов ХVIII в. Ему принадлежат работы: " Арифметические предложения ", " Философические предложения ", " Механические предложения ", " Рассуждения двух индейцев Калана и Ибрагима о человеческом познании ".

Козельский выступал за разграничение философии и теологии. О теологических интересах философов он писал: "Философы рассуждают о свойствах и делах Божиих, а мне думается, что это они предпринима­ют излишнее и не сходное с силами их разума дело". Козельский считал объектами науч­ного познания природу и человека. Науки им подразделяются на естественные и общественные. Естественные науки — это: 1) химия, анатомия, медицина, статика, механика и др., изу­чающие твердые тела;
2) гидростатика и гидравлика, изучающие жидкие тела; 3) "аэрометрия", изучающая газообразные тела; 4) оптика, хи­мия и др., изучающие состояние огня и света. К общественным наукам относятся история, право, политика, этика, некоторые др.

В классификации наук Козельский видел основание для правильного и организованного обучения.

Козельский различал три вида познания: 1) историческое, опираю­щееся на наблюдение и констатацию фактов, 2) философическое, нацеленное на выяснение истины, 3) математическое, связанное с позна­нием количества. Философия должна вскрывать и объяснять причины явлений в природе и в обществе. Философии, в от­личие от других наук, считает Козельский, "оставлены одни только генеральные познания о вещах и делах человеческих".

Философия подразделяется на теоретическую и практическую. Теоретическая включает логику и метафизику. Метафизика, в свою оче­редь, состоит из онтологии и психологии. Практическая, или "нравоу­чительная" философия состоит из юриспруденции и политики. Этическая проблематика рассматривается в науке о праве. Психо­логия, по Козельскому, представляет собой "науку о духе, или душе". Он пишет: "Философия нраво­учительная есть наука искания благополучия". "Политика есть наука производить праведные намерения самыми способнейшими и притом самыми праведными средствами в действо".

В онтологии, согласно Козельскому, рассматривается, прежде всего, проблема основы мира. Козельский подвергает сомнению атомистику ввиду неосязаемости атомов.

Он говорит: под "духом", или "душой" "разумеем мы такое существо, которое одарено волею и разумам". "Конечный дух — человеческая душа, а бесконечный — Бог". Он, далее, рассматривает вопрос "о трех силах человеческой души, то есть о чувствии, рассуждении и умствовании". Источник знаниячувства: "Все познания человека начинаются от чувств". Чувства — это "окна" и "двери", через которые впечатления от "наружных" вещей проникают в душу. Человек не может вообразить ничего, что не чувство­вал прежде. Чувственность есть и у животных. Чувственность, согласно Козельскому, — "нижняя" ступень, приводящая к познанию единичных вещей. Высшей ступенью познанияявля­ется логическое мышление, которое есть только у человека. Разум, опира­ясь на чувства, дает знание общего.

Нельзя, считает Козельский, преувеличивать значение дедуктивного метода, математики, в частности. Наблюдение и умствование следует применять в единстве.

Козельский принимает идею математическое обоснование естественных наук, но он отвергает "математику, налагающую натуре свои законы" — "натура никогда не училась математике, а, напротив, математика — у натуры".

Козельский различает три вида истины — натуральную, нравоучительную и логическую: 1) "Истина натуральная есть та, когда каждая вещь имеет в себе все то, что к существу ее требуется". 2) “Ежели мы говорим то, что думаем, то это будет нраво­учительная истина”. 3) Логическая истина имеет место тогда, "когда мы какую вещь так себе в мыслях представляем, какова она есть в своей натуре". "Во всех случаях противное истине есть ложь". "Истина логическая есть не что иное, как сходство мыслей наших с самой вещию. А ложь, напротив того, есть несходство мыслей наших с самой вещию".

Познание имеет свои границы, считает Козельский: "Человеческий разум внутренней натуры материи испытать не может". Поэтому, кстати, он отказывается от суждений о Боге.

Новиков

Николай Иванович Новиков (1744 — 1818 гг.) — переводчик и организа­тор опубликования сочинений Бэкона, Локка, Вольтера, Монтескье, Ди­дро, Руссо, Паскаля, а также Шекспира, Мольера, Сервантеса Лессинга и мн. других.

Новиков считает, что " причиной всех заблуждений человеческих есть невежество, а совершенства — знание ".

Новиков боролся с пороками, разного рода рабством. Он писал: "В рабском состоянии добродетель и знание навлекают на себя подозре­ние".

Новиков не признавал учения о бессмертии души, ее потустороннем существовании. Сохраниться в веках, считал он, может только имя чело­века, прославившего себя служением обществу.

Новиков предложил свою систему физического, нравственного, а также умственного воспитания.

Он писал: "Полезно знать нравы, обычаи и обряды древних чужеземных народов, но гораздо полезнее иметь сведение о своих прародителях; похвально любить и отдавать справедливость до­стоинствам иностранных; но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче и гнушаться оными".

Через аналогию Новиков характеризует соотношение разума и страс­тей: "Страсти суть ветры, с помощью коих плавает корабль наш, который своим кормчим имеет рассудок, правящий разумом. Когда же нет ветру, то корабль плыть не может; а когда кормчий неискусен, то корабль погибает".

Знаменателен афоризм Новикова: "Говорить много и хорошо означает свойство высокого разума; а говорить мало и хорошо есть качество благоразумия; говорить же много и дурно свойственно глупцу".

Радищев

Александр Иванович Радищев (1749 — 1802 гг.) — учился в Лейпцигском университете. Автор знаменитой книги " Путешествие из Петербурга в Москву ". Основной философский труд Радищева — " О человеке, его смертности и бессмертии " (написан в ссылке).

Согласно Радищеву, чисто умозрительный способ рассуждений не мо­жет дать достоверного знания.

Относительно становления умственных сил человека Радищев указы­вал, что оно связано с возмужанием всего организма. Сознание возникает и развивается на основе телесного органа — мозга, нервной системы и чувственных каналов. Материя в своих высших формах способна мыслить, счи­тал Радищев. Однако содержание мышления в конечном счете определяется внешним материальным миром.

Радищев говорит также о том, что имеются " общественные причины " определяющие развитие мышления целых народов — климат, другие природные условия, различные жизненные потребности.

Радищев отрицает существование души без тела: "Если мозг и гла­ва нужны для мышления, нервы для чувствования, то как столь безрассудно мечтать, что без них душа действовать может? Как может она быть, когда она их произведение, а они к разрушению осуждены?". Он анализирует многочисленные факты, якобы говорящие о незави­симости души от тела: творческие способности, обратное влияние пси­хики на телесные состояния, внимание, сон и сновидения, бред, речь человека и его самосознание. Но все это, утверждает Радищев, не может быть убеди­тельным доказательством независимости и самостоятельности души от тела. Он, однако, считает возможным верить в бессмертие, хотя это и относится к гадательной области.

Радищев прямо заявляет: "Бытие вещей независимо от силы позна­ния о них и существует по себе". Он стоит на позиции сенсуализма. Познание начинается чувствами и переходит к мышлению. Душа младен­ца — "чистая доска", готовая к восприятию впечатлений. Впечатле­ния выступают материалом для суждений и понятий. Мышление находит связи, отношения вещей, их законы и причины. Оно не тождест­венно ощущениям и направлено на познание таких отношений, которые не могут непосред­ственно восприниматься органами чувств. Мышление основывается на чувственных данных, а разум делает чувства человека изощреннее и тоньше.

Радищев выступал за воспитание, которое облагораживает и смяг­чает страсти. Он призывал: "Трудитеся разумом, упражняяся в чтении, размышлении, разыскании истины и разум управлять будет вашею волею и страстями".

Радищев разработал свою концепцию заблуждения. Он писал: "Ско­лько есть способов познавать вещи, толика же путей и к заблужде­нию". Отмечал, что если отношение "вещей между собою есть непре­менно", то "ложность существует в познании нашем". Новиков разли­чает заблуждения, связанные с чувственным восприятием, и заблужде­ния, возникающие из рассуждений. Он предупреждал: заблуждения "нигде столь часты, как на стезе рассуждения. Ибо, сверх того, что и чувственность обмануть нас может и что худо познать можем союзы вещей или их отношение, ничего легче нет, как ложно извлекаемое из посылок заключение и рассуждение превратное". Однако, без заблужде­ний познания не бывает: "заблуждение стоит воскрай истине, и как возможно, чтобы человек не заблуждал!" Делать нечего — "воздохнем о заблуждениях человеческих, но почерпнем из того высшее стремление к познанию истины и ограждению рассудка от превратности".





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 458 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2295 - | 1982 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.