Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Русская философия познания




 

 

Русская предфилософия о познании

 

Русская предфилософия тесно связана с богословскими идеями. Сам термин " философия " в ней употреблялся для обозначения всех форм знания, как мудрости вообще, или как " любомудрие ". Это было во многом художественно-образное философствование. В русской предфилософии было немало элементов, касающихся позна­ния.

 

Климент Смолятич

Климент Смолятич (XII в.) — второй митрополит из русских. Автор сочинения " Послание, написано Климентом метрополитом русскым Фоме Презвитеру, истолковано Афанасием мнихом ".

Климент призывал не догматически следовать Писанию, а толко­вать заложенную в нем символику. Различал два метода позна­ния сущности мира:
1) тайный, доступный " святым " и 2) обычный, доступный всем людям. Второй путь осуществляется через наблюдение вещей и мотивируется у него практической деятельностью людей. В це­лом, по Клименту, познание идет от следствий к причинам. Так сни­мается противопоставление между знанием избранных и всех остальных.

Никифор

Никифор (XII в.) — митрополит. Утверждал, что человек сложен, в нем разумное начало борется с невоздержанностью страстей. Люди — "словесны и бессловесны, духовны и телесны". Духов­ное есть "чудное нечто", сопричастное божественному. Между духов­ным и телесным происходит " брань многая ".

Никифор использует античную идею о трех частях души: "та душа от трии части есть, рекше силы иметь: словесное, яростное и желан­ное". Словесноеозначает ум, разум, логос, высшее начало в человеке. Яростное — чувства, страсть, эмоции. Желанное — волю, ст­ремление, целенаправленность действия. Желанное связывает рациональное, "словесное", с иррациональным, или "яростным", подчиняя эмоции разуму.

Разумная часть души, разум-князь управляют пятью слугами — пятью органами чувств.

Кирилл Туровский

Кирилл Туровский (XII в.) — епископ, автор " Притчи о человечес­кой души и о телеси ", др. Он говорит о душе как о слепце и о теле как о хромце, которые объединившись вместе совершают преступление — посягают на " Вертоград ", символ благоустроенности и нравственной жизни, за что и наказываются Творцом,

По Кириллу, жизнь человека состоит в деянии духовном и плотс­ком. Знание духовное невозможно без знания телесного. Тело у него, фактически, первично по отношению к душе. В мире сначала познается строение дивных божественных созданий, затем их сущность, Бог. Разум опирается на показания " человеческих уд ": слуха, зрения, обоняния, вкушения, осязания, эмоций.

Кирилл связывает познание с нравственностью. Лишь высоконравственный человек может быть носителем глубокого и истинного знания. Мудрость у него — дитя смирения.

 

В " Молении Даниила 3аточника " (XIII в.) разум и мудрость рассматриваются как высшие человеческие добродетели. Ученость и справедливость противопоставляются богатству боярства и лицемерию духовенства.

Здесь содержатся многие афористические высказывания, в частности высказывание: " Очи бо мудрых желают благых, а безумного — дому пира ".

Нил Сорский

Нил Сорский (1433 — 1508 гг.) — первый выдвинул требование, чтобы монахи жили своим трудом и имели главным своим занятием духовное самосовершенствование, стремление к моральной чистоте, познание тайн человеческой психики с целью управления ею. Важнейшей частью духовной жизни Нил считал нравственное совершенствование.

Нил Сорский скептически относился к чудесам. Библия у него —"писанная книга, но не вся божественная суть". Священные книги Нил Сорский требовал подвергать испытанию разума.

Истина существует изначально, вне мира и ума и достигается она разумным путем, дабы избежать ошибок. Сорский анализирует ошибки разума. Среди ошибок разума он различает ошибки, связанные с ограниченностью обыденного, эмпирического мышления, с самоуверенностью ума, страстями, которые способны деформировать ум.

Нил Сорский различал пять стадий формирования страстей: 1)" прилог ", или первоначальное впечатление, 2) " съчетание ", или возник­новение заинтересованности,
3) " сложение " — начало стремления, 4) " пленение " — подчинение внедрившемуся в сознание образу, и 5) " страсть ". Средством противоборства против страстей Сорский считал: "держати дыхание", "молчати", "воздыхати", "утомляти" тело "постом и бдением и деланием трудным".

Максим Грек

Максим Грек (1470 — 1556 гг.) — греческий монах, приглашенный в Россию. Хорошо знал богословие и античную философию.

Философииотводил роль служанки богословия: "уче­ние древних мужей следует приобретать, если оно содействует славе Божией". Выступал в защиту рационального знания и про­свещения.

Согласно Греку, человек предназначен прежде всего к возвышенной ду­ховной деятельности. Ум человека "самовластен", но он должен нау­читься искусству управления душой и телом. Только тот, считал Грек, кто научится управлять собой, может повелевать другим.

Иосиф Волоцкий

Иосиф Волоцкий (1440 — 1515 гг.) — основатель Успенского монасты­ря около Волоколамска. Монахи монастыря должны были вести просветительскую и культурную деятельность, собирать, переписывать книги, поддерживать искусство живописи и т.п.

Иосиф — автор около сорока сочинений, в частности, работы " Просветитель ". Он не отрицает противоречий в Священном Писании, но объясняет это тем, что человеческому разуму недоступно полное зна­ние о Боге. К тому же сам Бог многолик.

Иосиф писал о двух способах познания истины: духовном и естественном. Мирское знание (" внешние науки " и философия) не подвергается сомнению. Для понимания Бога важную роль играет понимание его творений.

Ереси, считал Иосиф и его последователи (иосифляне), возникают из-за " невегласия " — неведения и замкнутости.

Курбский

Андрей Михайлович Курбский (1528 — 1583 гг.) — князь, состоял в переписке с Иваном Грозным. Испытал влияние иосифлян.

Курбский примыкает к точке зрения о разделении ума на созерцательную и активную части: "Ум человеческий мудрые разделяют на две части, одну из них называют зри­тельной (созерцательной)... А другую часть... называют делательной; эта часть ума рассуждает и управляет (человеком)". Практичес­кая деятельность, по Курбскому, управляется естественным разумом, возникающим из чувств. Первый же вид разума — созерцательный — направлен на познание Бога.

Курбский вносит в русскую философию теорию двух истин. Подмена одной истины другой или отрицание одного из двух видов знания ведут к ересям.

Симеон Полоцкий

Симеон Полоцкий (1629 — 1680 гг.) — автор трактата " Жезл правле­ния ", в котором выступает идеологом государственной централизации.

В сочинении " Вертоград многоцветный " обсуждает проблему знания как соотношения "внешних" наук, мирской философии и богословия.

Симеон выводит возможность единой истины из "разумного" пони­мания Священного Писания.

Крижанич

Юрий Крижанич (1617 — 1683 гг.) — хорват, приехавший в Москву. Представлял систему знаний в виде духовного и мирского. Мирское, по Крижаничу, составляют философия, математика и механика. Филосо­фия включает логику, физику и этику. Этика, в свою очередь, состоит из нравоучения, экономики, политики и юриспруденции.

 

В конце XVIII столетия осуществляются первые шаги к обособлению философии от религии. С большим опозданием, но все более настойчиво пробуждается интерес к науке.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 494 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2440 - | 2241 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.