Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Представители русского гегельянства и неокантианства о познании




 

Чичерин

Борис Николаевич Чичерин (1828 — 1904 гг.) — последователь геге­левской философии. Был московским городским головой. Автор работ: " История политических учений " (в 5 томах), " Наука и религия ", " Мис­тицизм в науке ", " Собственность и государство " (в 2 томах), " Поло­жительная философия и единство науки ", " Основания логики и метафи­зики ", " Философия права ".

Чичерин считает, что универсальная логика Гегеля — основа даль­нейшего развития философии, а потоку нужно прежде всего развиватьметафизику как систему категорий. Он согласен с положением о тождестве "законов разума и законов внешнего мира". Но законы ра­зума, познанные посредством спекуляций, дают только форму знания, содержание же постигается посредством опыта — полнота знания достигается сочетанием спекуляции и опыта.

Анализ категории причинности приводит Чичерина к идее "первой и единой причины всего сущего", которая "есть абсолютная потенциаль­ная энергия, или мощь, заключающая в себе все возможности, то есть Всемогущество". Это начало обладает также разумом. Первая причина ведет к появлению двух противоположностей — разума и материи. Затем разум и материя связываются душою. Душа оживляет материю, которая и принимает вид живых тел.

Согласно Чичерину, человек занимает в мире особое место. Он погружен в относительное бытие, но "сознанием он возвышается к абсолютному", находясь с ним в живом и сознательном взаимодействии. Взаимо­действие человека с абсолютным выражается в религии. Возвышаясь до сознания абсолютного, человек способен выйти из области относитель­ного и обрести свободу.

Введенский

Александр Иванович Введенский (1856 — 1925 гг.) — профессор Петербургского университета, один из главных представителей русского неокантианства. Автор многих работ, среди которых: " Опыт построения теории материи на принципах критической фило­софии ", " К вопросу о строении материи ", " О пределах и признаках одушевления ", " О Канте действительном и воображаемом ", " Что такое философский критицизм ". Свою интерпретацию Канта Введенский назы­вает " логицизмом ".

По Введенскому, в целом задача философии заключается в том, чтобы изучать возможности и состав достоверного знания. Он берет в качестве исходного пункта факт существования "Я", его ощущения, представления. Благодаря своим познаватель­ным способностям человек формирует и упорядочивает мир явлений, составляющий предмет изучения. Произведенный нашим сознанием мир явлений неизбежно является нам как противостоящий объект, объективируется нами. Помимо явлений существуют непознаваемые вещи в себе.

Введенский выступал за достижение более тесной связи между ло­гикой и теорией познания. "Критическая философия" должна опираться на логику, положения которой носят характер самоочевидности и имеют всеобщее значение. На одних данных чувственного опыта философию построить нельзя, так как из чувственных данных можно извлечь лишь частные суждения.

По Введенскому, оправдание общих синтетических суждений следует искать в умозаключении. Но при этом само умозаключение уже должно содержать в себе общее синтетическое суждение. Поэтому для обоснова­ния знания необходимо принять несколько общих синтетических априор­ных суждений, которые не могут быть доказаны никаким опытом.

Введенский считает, что объекты в том виде, как они нам является, познаются путем установления между ними логический связи. Логи­ческая связь, в свою очередь, базируется на законах противоречия и исключенного треть­его. Умозаключения на основе этих законов относятся к нашим предс­тавлениям: умозаключения относительно мира вещей в себе невозможны. Что касается мышления, то оно не подчинено закону противоречия: можно думать о круглом квадрате. Предмет мышления — мир вещей в себе. Здесь невозможно решить, подчиняется ли мышление закону противоречия, или нет.

Введенский различает три вида знаний: 1) априорные, 2) апостериорные и
3) основанные на вере
. Он пишет: "Существование вещей в се­бе остается проблематичным для нашего знания", такие вещи — объект веры. Наша уверенность в существовании других вещей объясняется "верой", "мистическим знанием". Имеется также возможность верить в ту или иную структуру мира вещей в себе.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 361 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2275 - | 1984 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.