Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јктуальные проблемы когнитивной ортологии




ќбоснование проблемной области когнитивной ортологии обусловлено необходимостью расширени€ исследовательского спектра анализа €зыковой нормы. ƒумаетс€, что распространение в теории €зыковой нормы представлений о ее возможном анализе в коммуникативном или стилистическом аспекте во многом подготовило обсуждение ее когнитивных функций.  огнитивный аспект €зыковой нормы теоретически обоснован и системообразующей спецификой этого типа норм, на материале исследовани€ которых в конечном счете и основываютс€ разнообразные версии функционального описани€ €зыка Ц речи. “от факт, что €зыкова€ норма Ц это прежде всего особа€ форма €зыкового мышлени€, обсто€тельно доказан и в структуральной ортологии, и функциональной стилистике и неориторике, поскольку в этих и других дисциплинах функциональной лингвистики, по сути дела, накоплены необходимые сведени€, позвол€ющие построить такую интерпретационную теорию €зыковой нормы, котора€ учитывала бы важнейшую функцию €зыка Ц быть формой мысли, моделью ее организации (выражени€) и образовани€ (порождени€).

 огнитивный подход к системе €зыка [Kубр€кова и др. 1996;  убр€кова 1994; 1997; ƒемь€нков 1994;  ибрик 1994; —тепанов 1995; ѕаршин 1996; –ахилина 1997; 2000; „енки 1997; ‘илипенко 2000 и др.] раскрывает функции €зыковых категорий как моделей мыслительной и речевой де€тельности человека. ќтсюда внимание этого направлени€ лингвистики к изоморфизму €зыковых и ментальных категорий, к проблемам репрезентации €зыковых структур в структурах сознани€, ментальном, внутреннем лексиконе, €зыковом сознании, пам€ти человека.  огнитивную лингвистику можно определить как наиболее обобщенную научную парадигму, синтезирующую весь накопленный лингвистический опыт научного познани€ мира и €зыка. “от подход новой научной парадигмы, который определен ≈.—.  убр€ковой как когнитивно-дискурсивный, означает, что исследуемые когнитивной лингвистикой процессы, происход€щие в сознании человека, рассматриваютс€ в св€зи с использованием им €зыка. » здесь когнитивна€ лингвистика уходит своими корн€ми в философские и риторическое учени€ ѕлатона и јристотел€, средневековую спекул€тивную грамматику, философские грамматики XVII-XVIII вв., синтезирующие концепции €зыка ’IX-XX вв. ѕроблематика когнитивной лингвистики пересекаетс€ и с компьютерной лингвистикой, и с лингвистической философией Ћ. ¬итгенштейна.

 ардинальное пон€тие когнитивизма Ц знание, отсюда главна€ проблема Ц €зык и представление знаний. ќсновыва€сь на сведени€х о структуре сознани€ человека, эксплицируемой при коммуникации в какой-либо €зыковой форме, когнитивна€ лингвистика объ€сн€ет семантические основани€ процесса репрезентации знаний, необходимые в процессе говорени€ и понимани€ €зыка дл€ доказательства того, почему €зык Ц наиболее адекватна€ система познани€ мира. явл€€сь по сути еще одной теорией €зыковой семантики, когнитивна€ парадигма уходит от противопоставлени€ экстралингвистических и лингвистических знаний, которые выступают дл€ нее как единое целое в интерпретации значени€. Ќо в отличие от структурно-семантических категорий, изучающих €зыковое значение как факт объективный, существующий вне структур человеческого сознани€, категории, оцениваемые когнитивной лингвистикой, св€зываютс€ с процессами понимани€ и использовани€ семантических структур, их моделированием в структурах сознани€.  огнитивное определение значени€ как концепта, подведенного под форму знака (ј.ј. ѕотебн€, ≈.—.  убр€кова, ћ.¬. Ќикитин), свидетельствует о том, что знак Ц это информационна€ структура, возникающа€ в сознании благодар€ процессу познани€ мира, мыслительной де€тельности человека и ее коммуникативным интригам. » поскольку €зык €вл€етс€ ведущей формой познани€ мира, ведущей формой мышлени€, представл€ет собой единую когнитивную инфраструктуру получени€, переработки и хранени€ информации, в €зыковом знаке отражаетс€ и поверхностный (символический) уровень познани€ мира, и ментальный уровень, уровень сознани€. »менно таким образом определ€ютс€ ключевые вопросы когнитивной теории €зыкового знака [ убр€кова 1988; 1995; 1997]:

1. ѕроблема €зыковой категоризации: большей части знани€ человека о мире свойственно €зыковое выражение. „еловек познает мир через €зык, поэтому €зык €вл€етс€ ведущей структурой хранени€ знаний. ¬ результате дл€ когнитивной парадигмы характерно представление о €зыковых категори€х как формах (репрезентаци€х) сознани€ и мышлени€.

2. ѕроблема Ђвнутреннегої функционировани€ €зыковых категорий. ¬ решении этого вопроса когнитивизм во многом исходит из достижений психолингвистики, признава€ наличие индивидуального €зыкового сознани€, описываемого через пон€тие внутреннего, ментального лексикона. ƒанна€ модель хранени€ знаний представл€ет собой систему, репрезентирующую в когнитивную инфраструктуре человека, его внутреннем мире естественных категорий, национально-культурных, €зыковых форм и правил их употреблени€.

3. ѕроблема формы единиц внутреннего лексикона: каковы формы репрезентации знаний в сознании человека и в какой мере эти ментальные формы изоморфны или асимметричны €зыковым категори€м.

4. ѕроблема речевого функционировани€ €зыкового знака. «десь когнитивна€ лингвистика описывает тот этап речепорождени€, на котором концептуальна€ структура Ђсхватываетс€ї звуковой формой.  огнитивизм исходит из актуальности правил речепорождени€, а именно Ц условий использовани€ €зыкового знака, которые составл€ют отдельную систему знаний. √лавным пон€тием, описывающим эти правила, €вл€етс€ дискурс.

»тогом накопленного говор€щим коммуникативного опыта €вл€етс€ фонд его €зыковых знаний, изучаемый в когнитивной семантике в русле проблемы внутреннего лексикона, а также вопросов соотношени€ концептуальной и €зыковой картины мира (см. [–оль человеческого фактора в €зыке 1988]). ѕоэтому €зыковые знаки, семантически отображающие знани€, оперируемые человеком в процессе своей де€тельности (концепты), есть компоненты €зыковой картины мира, сопр€женные содержательно и структурно с концептуальной, а €зык Ц семиотическа€ система, воплощающа€ концептуальное пространство мира [ убр€кова 1988].  онцепт как оперативна€ единица сознани€ во многом изоморфен центральной единице системы знаков Ц слову (а нередко приписываетс€ ему) (о различных подходах к определению термина концепт см [ убр€кова и др. 1996]). Ёта ментальна€ форма психической мотивации правил функционировани€ €зыка демонстрируют феномен сознани€ человека непосредственно в самом €зыке, то есть осознание человеком Ђспособности слова репрезентировать и замен€ть в сознании человека определенный осмысленный им фрагмент действительности, указывать на него, возбуждать в мозгу все св€занные с ним знани€ Ц как €зыковые, так и не€зыковые, Ц и в конечном счете оперировать этим фрагментом действительности в процессах мыслительной и речемыслительной де€тельностиї [ убр€кова 1997: 51]. —ледовательно, семантика знака предстает как концептуальна€ форма его структуры, а €зыковые категории Ц как обладающие такими свойствами, которые сближают эти категории с концептуальными и природными.

¬ аспекте €зыкового сознани€ €зыковые знаки определ€ютс€ с позиций их выражени€ и формировани€ мышлени€ и психологии личности. ќсновы такого подхода были заложены ¬. фон √умбольдтом и ».ј. Ѕодуэном де  уртенэ. ¬ целостном виде структура знака как феномен сознани€ была определена в учении о стихи€х слова ј.ј. ѕотебни. —овременное €зыкознание св€зывает изучение ментальных функций знака прежде всего с различными направлени€ми теории речевой де€тельности и когнитивной лингвистики.

¬ отличие от психолингвистики, зан€той преимущественно поиском индивидуальной системы €зыка и ее единиц по данным ассоциативных стратегий идентификации семиотических структур, когнитивна€ лингвистика устанавливает эту индивидуальную систему в самом €зыке. ћентальный лексикон с когнитивных позиций определ€етс€ в направлении от €зыку к сознанию, поэтому когнитивна€ лингвистика Ц это еще одно направление системоцентрического €зыкознани€, утверждающее в качестве ведущей функции единиц системы их познавательную активность. ѕоиск ментальных единиц в когнитологии ведетс€ применительно не к сознанию, а к самой системе знаков, поэтому зачастую возникает впечатление о синкретичности исследовательского объекта. ћентальный уровень как бы раствор€етс€ в €зыковом контексте, благодар€ чему каждый €зыковой знак характеризуетс€ ментальной актуальностью. Ќе случайно, выдел€емые когнитивной лингвистикой единицы в определенной мере изоморфны традиционным системообразующим единицам ономасиологии и даже структурной семантики. “ак, например, структурна€ трактовка семантических инвариантов или архисем близка когнитивному прочтению концептов, а ономасиологические модели семантики Ц когнитивным фреймам и т.п. ¬ то же врем€ значимость новой версии семантики очевидна. ќна состоит, конечно, не в новизне терминов, которые в большинстве своем когнитологи€ заимствует из логики и психологии. Ќовизна заключаетс€ в интерпретации. —емантика в когнитивной лингвистике престает осознаватьс€ в качестве структурной категории выражени€ знака, но постигаетс€ в качестве направлени€ его формировани€. ¬следствие того, что значение знака определ€етс€ как форма репрезентации знаний человека, единицы €зыка предстают как модели образовани€ мысли. ѕо сути дела, когнитивна€ семантика отстаивает ключевое определение €зыка ¬. фон √умбольдта, синтезиру€ в анализе когнитивных функций отражательную и знаковую природу €зыковых пон€тий.

¬едущей методологической стратегией когнитивной лингвистики €вл€етс€ концептуальный анализ. »сход€ из того, что концепт определ€етс€ одновременно и как оперативна€ единица сознани€, и как формирующий параметр знака, концептуальный анализ призван определить вли€ние представлений человека о мире на €зыковую способность личности. ”станавливаема€ система отражени€ знаний (€зыкова€ система) обладает свойствами хранени€, интерпретации и получени€ знаний. ƒанные характеристики св€заны прежде всего с так называемыми выводными знани€ми, которые ассоциируютс€ у индивида с семиотикой, заложены в ней и моделируют €зыковое мышление.

„еловек, отража€ свои знани€ о мире в €зыковой форме, продуциру€ виды де€тельности в знаке, осознает особую ментальную релевантность €зыковых категорий. Ёто осознание получает выражение в процессах означивани€ в системе, или категоризации. ќбобщение направлений категоризации в наивной картине мире личности достигаетс€ поиском детерминаций сознани€ и €зыка через соотнесение перцептивного опыта с семиотической способностью. —озерцание основано во многом на лингвистическом мировоспри€тии, как и в системе €зыка отражены модели познани€. ѕоэтому знание о €зыке трактуетс€ индивидом как знание о мире нередко в нерасчлененной форме. ќднако синкретичность видов ментальной де€тельности возможна только потому, что она отлита в символическую форму €зыковых категорий, подразумевающих целостность моделей отражени€ знаний. —ледовательно, концептуальный анализ знака направлен на определение того вли€ни€, которое оказывают сложившиес€ категории €зыкового сознани€ на знаковые представлени€ и пон€ти€, с одной стороны, а с другой Ц в какой мере когнитивные функции знаков обусловлены характером самих €зыковых категорий. –ешение этой второй задачи концептуального анализа раскрывает в первую очередь своеобразие динамики €зыка, т.к. порождающие знак процессы призваны показать формирование €зыковых категорий в широком семиотическом контексте познани€.

¬полне очевидно, что воспри€тие человека не может не противопоставл€ть семантические признаки, отграничивающие один концепт от другого в €зыковой форме. Ђѕоскольку кажда€ €зыкова€ единица возникает и существует дл€ того, чтобы выделить и закрепить за ней разные кусочки, разные кванты человеческого знани€ о мире и €зыке, а также дл€ того, чтобы отразить разные стороны человеческого опыта, фрагменты такого знани€ и опыта, св€зываемые с разными единицами €зыка, существенно различаютс€ї [ убр€кова 1998: 46-47]. ƒл€ такой когнитивной идентификации €зыковых знаков необходимы системные принципы организации семантических категорий, которые в состо€нии отражать многообразие знаний человека. ¬ когнитивной лингвистике вопросы системности отражаемых в €зыке концептов обобщены в рамках теории прототического значени€. Ђ—уть ее в том, что человек воспринимает любую семантическую категорию как имеющую центр и периферию и, следовательно, имеющую Ђболее прототипическихї и Ђменее прототипическихї представителей, св€занных между собой отношени€ми Ђсемейного сходстваї (family resemblance)ї [–ахилина 2000: 352]. ¬ы€вление полевой структуры семантики лежит в основе €зыковой категоризации, котора€ €вл€етс€ прототипической, так как €зыковые концепты объедин€ют признаки и свойства Ђразного весаї, устроены Ђнеравномерно, по принципу центр-перифери€ї [там же: 354]. ќтсюда определение прототипического значени€, которое ЂЕдопускает вариативность и возможность неполного удовлетворени€ заданных в прототипе критериевї и ЂЕ.позвол€ет говорить о центральном или €дерном смысле лексемы и, кроме того, если это кажетс€ необходимым, о различных неравноценных отдельных критери€х, которые используютс€ при определении прототипаї [‘иллмор 1983: 30-31]. ѕрототипическое значение выступает как своеобразна€ модель когнитивной де€тельности человека, вы€вл€юща€ основани€ категоризации и структуру €зыковых таксономий [Ћакофф 1988: 31 и след.]. “аким образом, в процессе категоризации вы€вл€етс€ некотора€ промежуточна€ ступень, Ђбазисногої, Ђпрототипногої уровн€ классификации объектов (Ё. –ош). »менно с его помощью устанавливаетс€ системность семантических категорий, определ€ющих степень близости членов категории.

ѕрототипические принципы категоризации подтверждаютс€ в характере соотношени€ существенных семантических признаков в значении €зыкового знака и его форме. ќсобое значение данные принципы играют при нормативной оценке знаковый свойств.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-07-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2942 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

1264 - | 1167 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.