Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности модернизма. Лоуренс




МОДЕРНИЗМ

Модернизм XX в. выступает как новая модель художественного творчества. Модернизм — общее название разнородных направле­ний, объединенных своей противопоставленностью реалистиче­ской и романтической моделям (а также связанным с ними нату­рализму, символизму, неоромантизму), стремлением разрушить формы искусства, воспринимаемые в начале XX в. как слишком традиционные, консервативные, мертвые, и создать новый худо­жественный язык, чтобы отразить тотальную переоценку ценно­стей человечества. Его характер тесно связан с общей культурной ситуацией рубежа XIX —XX вв. — переходного периода, отмечен­ного множественностью и пестротой подходов, мозаичностью научного знания и культурных явлений в целом, разрушением старых систем, казавшихся незыблемыми, открытостью новых научных и художественных систем, позволяющей им соединяться в различных сочетаниях (от эклектизма до синтеза), переоценкой культурных ценностей, ощущением неустойчивости, призрачно­сти мира и страстным желанием найти первоначала как мирозда­ния, так и человеческого существа.

В выдвинутых в первые годы XX в. теории относительности Эйнштейна, идеях психоанализа Фрейда ясно видны попытки пересмотреть все мировые законы, заново определить первонача­ла. Эта тенденция прослеживается в самых различных областях науки и искусства: достаточно вспомнить резерфордовскую пла­нетарную модель атома (1911), додекафоническую музыку А.Ве-берна (1913), в частности, пять пьес для оркестра, одна из кото­рых длится всего 19 секунд, знаменитую картину «Черный квад­рат» К.С.Малевича (1913). Поиски первоэлементов в искусстве придают глубокий смысл театральным экспериментам Всеволода Мейерхольда, учению о монтаже Сергея Эйзенштейна.

Аналогичный процесс происходит в литературе (притчеобраз-ность Франца Кафки, «поток сознания» Марселя Пруста и Джей­мса Джойса). Модернисты на протяжении всего XX в. ищут перво­начала то в самой жизни (прежде всего — в человеке), то в искус-стве. Для экзистенциалистов важнее первоэлементы жизни (экзи­стенция), для абстракционистов — первоэлементы художествен­ного языка. В ряде случаев ведутся поиски сразу в двух направле­ниях.

Здесь кроется наиболее глубокая причина противостояния мо­дернизма и реализма XX в.: модернисты пытаются найти перво­основы, в то время как реалисты воодушевлены стремлением со­здать общую, цельную картину бытия. В модернизме часть (перво­элемент) становится больше, важнее целого, которое обычно за­мещается мифом. В реализме XX в., напротив, целое (картина дей­ствительности) значительнее любой части, которая нередко мо­жет замещаться мифом. Модернистам в области поэтики важен микроуровень, поэтому художественный язык, относящийся к этому уровню, пересматривается, в то время как макроуровень (жанр, вид) мало затрагивается. Так, Пруст пишет необычный, но роман; Кафка — нетрадиционные, но притчи и новеллы; Сартр, Камю, Ануй — трагедии и т.д., подобно тому как «Черный квад­рат» остается картиной, «Весна священная» И.Стравинского — балетом, «Войцек» А.Берга — оперой, «Андалузский пес» Л.Бу­ньюэля — художественным фильмом. Реалисты более вниматель­ны к жанрам, но ведущей для них становится тенденция выявить в избранном жанре его возможности передать целое.

Рождение и развитие модернизма в литературе XX в. подготов­лено многими факторами, среди которых особое место занимает философия и — шире — традиция философствования, а также новая психология.

Философские и психологические основы модернизма. К этим ос­новам прежде всего относятся интуитивизм А. Бергсона и Б. Кро-че, психоанализ 3. Фрейда, аналитическая психология К. Г. Юн­га, экзистенциализм М.Унамуно, Н.Бердяева, К.Ясперса, М.Хай-деггера, Ж.П.Сартра, А.Камю, феноменология К.Гуссерля и др.

Проблема мифа и мифотворчества в художественной культуре XX в. В XX столетии произошел своеобразный ренессанс мифа как фор­мы мировосприятия. Начало этому было положено еще в XIX в. музыкальными драмами Рихарда Вагнера, прежде всего его тетра­логией «Кольцо Нибелунга». Во многом вдохновленный Вагне­ром, Фридрих Ницше в своем произведении «Так говорил Заратустра» заложил основы последующего мифотворчества, т.е. со­здания новых мифов.

Мифы XX в. отличаются от древних мифов тем, что вера в них (если не идет речь о примитивном, наивном восприятии литера­туры) — это лишь игра. И по форме это имитация в соответствии с инвариантными моделями древности, что тоже соответствует игре.

«Игровая» концепция творчества. «Игровая» природа культуры — одна из ведущих тем современности. Игра как неутилитарная, не-серьезная человеческая деятельность с целью, находящейся не i вне, а в самом процессе игры, с возможностью в любое время i приостановить без ущерба, воспринимается не только как исто1 ник особого эстетического удовольствия, но и как недооцени ный прежде источник новых истин: «...Игра есть процесс, в КОТ ром человек открывает возможность преодоления своей одНОМв ности, а также и элементарности окружающих предметов, пр стоты и «линейности» взаимодействий с ними»1. Публикация 1938 г. работы голландца Йохана Хёйзинги «Ното ludens» («Чел век играющий») обозначила начало пристального интереса к ш как феномену культуры (работы Л. С. Выготского об игре в то Bp мя рассматривались только как, собственно, психологические) начиная со второй половины 1960-х гг., после выхода Тру М. М. Бахтина «Франсуа Рабле и народная культура Средне веко в и Ренессанса» и перевода его на иностранные языки ВОЗН! настоящий бум данной проблематики, своеобразный «плпг ризм» — представление любого литературного произведения к игры. Карнавализация, диалогизация, игровое начало — М0ТИ1 огромного числа литературоведческих, культурологических раб последних десятилетий.

Истоки современного понимания игрового аспекта культуры в характеристике игры как сакральной деятельности у Платона «состоянии игры» как эстетической категории у Канта. Сторонники игровой теории часто приводят замечательное высказыили Шиллера из «Писем об эстетическом воспитании человека»: «...' ловек играет только тогда, когда он в полном значении слова чем век, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».

Огромную популярность приобрели две книги американскс неофрейдиста Эрика Берна — «Игры, в которые играют люди «Что вы говорите после того, как произнесли приветствие» (опу 1972, в русском переводе — «Люди, которые играют в игры»). В i изложена сценарная концепция человеческого поведения, coi ММ которой человек в жизни играет роль в соответствии с тем 1-иным сценарием. Берн подробно разбирает сценарии, соответс I ющие сюжетам сказок Перро. Сценарная теория координирус у Берна с трансакционной концепцией: человек, в зависимо' от различных причин, в ходе коммуникации выступает то как «бенок», то как «взрослый», то как «родитель». В знаменитом ро не американского писателя Кена Кизи (р. 1935) «Полет над гн дом кукушки» (1962) описание взаимоотношений персонажен ответствует теории Берна.

В литературоведении появился термин «игровой принцип которым понимается сознательное построение литературного iста согласно определенным правилам, подобным законам различ­ных игр — от детской до театральной (например, в романах Г. Гессе, В.Набокова, А.Мёрдок, Д.Фаулза и др).

Моделирование действительности. Игровой принцип при всей его значимости выступает как частный случай более общего прин­ципа — моделирования действительности, что вообще характер­но для литературы XX в., по крайней мере, для линии, связан­ной с такими именами, как Кафка, Гессе, Набоков, Брехт, Бор­хес, Фаулз, Эко и др. Моделирование противостоит традиции, воплощенной в понятии «мимесис» (подражание). В модернизме с его тенденцией к приоритету частного более заметен игровой принцип, в реализме XX в. с его стремлением преодолеть част­ности во имя целого — принцип моделирования действительно­сти.

Поэтика. Модернизм не выработал единой поэтики и, более того, никогда не ставил перед собой подобной цели. Так, в твор­честве М. Пруста (роман «В поисках утраченного времени») обна­руживается усложнение форм повествования и психологического письма; у Д.Джойса (роман «Улисс») — сочетание мифологии с особой детализацией. Техника «потока сознания» у Пруста и Джойса различна. В прозе Ф. Кафки (романы «Пропавший без вести», «Про­цесс», «Замок», новеллы и притчи) поэтика определяется эсте­тикой сновидения и абсурда, стиль устремлен к простоте и лако­ничности, что резко отличает Кафку от Пруста и Джойса. Поэти­ку модернизма нужно характеризовать применительно к различ­ным направлениям, течениям, школам, авторам.

Авангардистские течения 1910 —1920-х гг. Слово «авангард» — французское. Avant — значит «впереди», garde — «военный отряд». Первоначальное значение слова avant-garde — военный отряд, следующий перед основными силами. В 1853 г. это слово впервые было употреблено для обозначения литературного движения, стре­мившегося к обновлению искусства. В XX в. именно это второе значение использовалось для наименования различных нереали­стических течений в разных видах искусства и стало особенно по­пулярным. Одновременно применяется и более точный термин — авангардизм. Авангардизм покрывает лишь часть явлений, опре­деляемых понятием «модернизм». Такие модернисты, как М. Пруст, А.Жид, Г.Гессе, вряд ли могут быть охарактеризованы как авангардисты. Очевидно, в авангардизме главную роль играет про­блема языка, желание разрушить традиционное языковое оформ­ление текста.

В разных странах авангардизм приобрел различные формы вы­ражения. В Швейцарии сложился дадаизм. В Германии к авангардиз­му должен быть отнесен возникший еще на рубеже XIX —XX вв. экспрессионизм. В Италии и России формируется футуризм. Во Франции возникает сюрреализм.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 991 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2507 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.