Сент-Экзюпери. Соединение черт реализма, романтизма и классицизма в их гармоническом единстве характерно для творчества выдающегося французского писателя-гуманиста Антуана де Сент-Экзюпери (1900— 1944). Выходец из аристократической семьи, он участвовал в Первой мировой войне, выбрал профессию летчика. Начиная с первого рассказа («Летчик», 1926), работа летчика, рассмотренная в бытовом, лирико-романтическом и философском планах, становится главной темой творчества Сент-Экзюпери (романы «Южный почтовый», 1929; «Ночной полет», 1931; «Планета людей», 1939). В 1935 г. он совершил поездку в СССР. В годы Второй мировой войны сражался с фашистами, во время вынужденной эмиграции в США написал повести «Военный летчик» (1942) и «Письмо к заложнику» (1943), ставшие частью литературы французского движения Сопротивления.
Наиболее известное произведение писателя — философская сказка «Маленький принц» (1942, опубл. 1943). В посвящении Леону Верту изложена концепция сказки, показана связь ее абстрактно-аллегорических образов с трагическим положением французского народа в условиях фашистской оккупации. Особенность творчества Сент-Экзюпери в том, что в его произведениях зани-мают равное место близкое к классицизму понимание долга, романтика, поэзия и описание новейших достижений техники.
Творчество Сент-Экзюпери дало новый импульс развитию гуманистического искусства XX в.
Литература «потерянного поколения»
После публикации в 1926 г. романа Э.Хемингуэя «И восходит солнце» («Фиеста»), где в качестве одного из эпиграфов использована фраза знаменитой американской писательницы Гертруды Стайн: «Все вы — потерянное поколение», это крылатое выражение стало термином для обозначения своеобразной разновидности реализма XX в., получившей название литература «потерянного поколения». Ее отличительные черты — выбор героев, прошедших огонь Первой мировой войны и не могущих вписаться в мирную жизнь; выражение сомнения в любых высоких словах, обесцененных войной; одиночество героев, их тяга к дружбе и любви, к веселящейся толпе; стоицизм героев, являющийся единственным выходом из трагичности их положения; незамысловатость повествовательной манеры, сюжета, диалогов; психологизм (особенно в описании внутреннего мира мужчин, прошедших через тяжелые испытания). Первые произведения литературы «потерянного поколения» были созданы вскоре после окончания Первой мировой войны: роман «Три солдата» Д.Дос Пассоса (1921), повесть «Желтый Кром» О.Хаксли (1921), роман «Великий Гэтс-би» Ф.С.Фицджеральда (1925), роман «Солдатская награда» У.Фолкнера (1926), роман «И восходит солнце» Э.Хемингуэя (1926) и др. В 1929 г. появилось три романа, составляющих вершину литературы «потерянного поколения»: «Прощай, оружие!» Э.Хемингуэя, «Смерть героя» английского писателя Р.Олдингтона (1892—1962) и «На западном фронте без перемен» немецкого писателя Э.М.Ремарка (1898—1970), образующий трилогию с последующими его романами «Возвращение» (1931) и «Три товарища» (1938). После романа Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол» (1940), где возникает тема ответственности, не характерная для этой литературы, тематика «потерянности» сходит на нет. В наши дни читатели сохраняют интерес к произведениям Хемингуэя, Ремарка, Фицджеральда, но в них привлекает не чувство «потерянности», а глубокий реалистический психологизм.
Финджеральд. Американский писатель Фрэнсис Скотт Фиц-джеральд (1896—1940) — один из наиболее глубоких и тонких выразителей психологии «потерянного поколения». В Первой мировой войне он участия не принимал, хотя отправился добровольцем в армию и даже получил назначение на фронт. Неожиданно было подписано перемирие, и война кончилась. Но Фицджеральд считает, что молодость его поколения ушла безвозвратно: «Если мы когда-нибудь и вернемся, что не очень-то меня и заботит, мы постареем в самом худшем смысле этого слова. В конце концов, в жизни мало что привлекательно кроме молодости, а в старости, как я полагаю, — любви к молодости других».
После демобилизации в 1919 г. Фицджеральд обосновывается в Нью-Йорке, работает служащим рекламного агентства и пишет первый роман «По эту сторону рая» (1920), имевший шумный успех. Роман был написан прежде всего для ровесников писателя — «потерянного поколения» во всем изверившихся людей. Это поколение, «обреченное рано или поздно по зову любви и честолюбия окунуться в грязную серую сутолку; новое поколение еще больше, чем старое, зараженное страхом перед бедностью, поклонением успеху, обнаружившее, что все боги умерли, все войны отгремели, всякая вера подорвана».
В сознании читателей сложился образ Фицджеральда как необыкновенно удачливого писателя, человека «века джаза» (название сборника его рассказов 1922 г. — «Истории века джаза»). «Он являл собой воплощение американской мечты: молодости, красоты, обеспеченности, раннего успеха, — отмечает в биографии Фицджеральд Эндрю Тернбулл, — и верил в эти атрибуты так страстно, что наделял их определенным величием».
Однако в своих лучших романах «Великий Гэтсби» (1925) и «Ночь нежна» (1934) писатель разоблачает миф об «американской мечте»: нельзя преуспевать в американском обществе, сохраняя при этом чистоту чувств. Первоначально роману «Великий Гэтсби» автор предполагал дать название «Среди мусорных куч и миллионеров». Это позволяет проникнуть в замысел писателя: он хотел противопоставить материальные богатства и духовную нищету тех, кто их добился. Образ главного героя романа Джея Гэтсби стал воплощением притягательности «американской мечты», но именно через него писатель проводит мысль о неизбежности краха этой мечты. Гэтсби, занимаясь спекуляциями на бирже, сколачивает огромное состояние, исходя из, казалось бы, самой благородной цели: завоевать право на любимую женщину. Однако деньги не могут сделать его счастливым. Место романтических чувств все больше занимает голый практицизм. Американский миф о возможности для любого американца разбогатеть, добиться успеха, подняться на самый верх общественной лестницы оборачивается трагическим ощущением утраты чего-то куда более важного и дорогого для человека, бессмысленности прожитой жизни.
Фицджеральд одним из первых в американской литературе начал создавать роман как форму лирической прозы, разрабатывать технику мощного воздействия на чувства читательской аудитории. Психологизм этого писателя обращается не столько к аналитическому восприятию, сколько к эмоциональному миру читате-Л'ей, прежде всего тех, кто по каким-то причинам воспринимает Действительность в духе представителей «потерянного поколения».
Социалистический реализм
Один из важнейших признаков новейшего этапа литературного развития — возникновение литературы социалистического реализма. Термин впервые появился в «Литературной газете» 23 мая 1'932 г. в ходе развернувшейся в прессе полемики с РАППом, навязывавшим советской литературе философский «диалектико-ма-териалистический метод», в котором исчезала эстетическая сторона литературного творчества. Термин закрепился после доклада М. Горького на Первом Всесоюзном съезде советских писателей (1934), где подчеркивалось: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и Долголетия, ради великого счастья жить на земле». К предыстории социалистического реализма относили английскую поэзию чартизма, немецкую революционную поэзию (Г. Гервег, Г. Веерт, Ф. Фрейлиграт), литературу Парижской коммуны (Э. Потье, Л. Ми-Щель, Ж.Валлес), «Интернационал» Э. Потье, ставший международным пролетарским революционным гимном. Подлинное рождение метода связывали с появлением романа М. Горького «Мать» (1906), оказавшего огромное влияние на писателей и читателей Многих стран мира. В рамках сознательного следования принципам социалистического реализма были созданы такие всемирно признанные шедевры советской литературы, как «Жизнь Клима Сам-Шна» М.Горького, «Тихий Дон», «Судьба человека» М.А.Шолохова (Нобелевская премия, 1965), «Хождение по мукам», «Петр Первый» А.Н.Толстого, «Как закалялась сталь» Н.А.Островского, поэзия В.В.Маяковского, А.Т.Твардовского, произведения Л.М.Леонова, А.А.Фадеева, Ч.Айтматова и многих других советских писателей. Следует упомянуть и о получивших высочайшее Мировое признание фильмах С.М.Эйзенштейна, А.П.Довженко, В.И.Пудовкина, С.Ф.Бондарчука, С.А.Герасимова и др.
Влияние новой эстетической программы на зарубежных писателей было огромным. Первым выдающимся образцом социалистического реализма в литературе Запада был вполне справедливо признан роман французского писателя А. Барбюса «Огонь». Во Франции социалистический реализм утверждается также в творчестве Р.Лефевра, П. Вайяна-Кутюрье, в 1930-е годы на позиции этого художественного метода переходит Р. Роллан, порывают с сюрреализмом и сближаются с социалистическим реализмом Л.Арагон и П. Элюар. В Германии на эти позиции переходит одиниз самых значительных драматургов XX в. Б. Брехт, за ним следуют И. Р. Бехер, А. Зегерс. Крупнейшие представители соцреализма в США — Д. Рид, в Чехословакии — Ю.Фучик, в Польше — Ю.Ту-вим, в Дании — М. Андерсен-Нексё, в Турции — Н.Хикмет, в Китае — Лу Синь, в Бразилии — Ж.Амаду, в Чили — П. Неруда. Новаторство социалистических реалистов, в чьих произведениях утверждается историческая перспектива, принципиально новый подход к изображению человека, общества, мира, неоценимо для развития мировой литературы.
Вместе с тем перерождение социализма в СССР в тоталитарную систему, утверждение культа личности Сталина, аналогичные процессы в странах народной демократии — сателлитах СССР приводят к тому, что социалистический реализм из живого и плодотворного явления искусства превращается в догматическую систему принципов «единственно верного художественного метода», превзошедшую по жесткости даже нормативную эстетику классицизма. Собственно, реализм и романтика из этой системы уходят, заменяясь новым подобием классицизма. Однако, если в основе классицизма лежало представление об эстетическом идеале, воплощаемом с помощью объективно прекрасных форм, в вырождавшемся социалистическом реализме восторжествовали принципы партийности и догматически понимаемой народности. На смену эстетическим принципам приходили принципы политические, и отступление от них нередко жестоко каралось (судьба И.Бродского в СССР, С.Мрожека в Польше, В.Гавела в Чехословакии и др.). Социалистический реализм оказался, как никакое предшествовавшее художественное направление, связанным с политикой. Его функционирование обеспечивалось в странах социализма целой системой государственно-партийных мер. Среди них — поддержка союзов писателей, члены которых, проверенные на лояльность, имели всевозможные льготы; присуждение Государственных премий (в том числе и за откровенно слабые, но «правильные» произведения); жесткий контроль над связями с иностранцами и выездом за границу; цензура; использование размеров тиражей и гонораров, включения в школьные программы, рецензирования, предоставления средств массовой информации для проведения культурной политики, угодной административно-командной системе.
В период «оттепели» (в 1963 г.) в СССР была опубликована книга члена Политбюро Французской коммунистической партии Роже Гароди «Реализм без берегов», где автор пытался расширить рамки реализма, отнеся к нему Ф. Кафку, Сен-Жон Перса, П. Пикассо. В сущности, это была скорее политическая, чем эстетическая акция: Гароди хотел включить крупных мастеров нереалистического искусства в «обойму» разрешенных, приемлемых авторов. Началась ожесточенная дискуссия, в результате которой Га-роди был объявлен ревизионистом: теоретики реализма не могли допустить разрушения системы, размывания ее жестких границ и готовы были пожертвовать лучше частью мировой культуры, чем чистотой выведенных ими принципов.
С началом «перестройки» (после 1985 г.) публикуется большое количество работ, где социалистический реализм был объявлен мифом, не существовавшим явлением, его достижения были обесценены и отброшены, эстетика сведена к схоластическим теориям, которые сами себя разоблачают и вызывают отторжение своим догматизмом. После разгрома социалистического реализма началась атака на реализм вообще, а затем и на само понятие художественного метода. В итоге в настоящее время литературоведы стараются не пользоваться этими скомпрометированными терминами, прибегая к фигуре умолчания. Между тем критика социалистического реализма была проведена опять-таки не столько с эстетических, сколько с политических позиций и поэтому представляется крайностью. Достижения этого направления в реалистической литературе XX в. сохраняют свое эстетическое, нравственное значение, и со временем отношение к ним будет пересмотрено, они снова будут восприниматься как актуальные. На сегодняшний же день они имеют ценность для полноты описания истории литературы XX в.
Барбюс. Французский писатель Анри Барбюс (1873— 1935) стал основоположником социалистического реализма в литературе Запада.
Барбюс вступил в литературу как поэт. В первом сборнике стихов «Плакальщицы» (1895), который носит печать символизма, преобладают мотивы разлада с действительностью, пессимизма. В романах «Просящие» (1903), «Ад» (1908), сборнике новелл «Мы» (1914) Барбюс становится на реалистический путь, хотя заметное влияние на него оказывает натурализм. Главный мотив этих произведений — человеческие страдания.
Первая мировая война, в которой Барбюс принял участие, уйдя добровольцем на фронт, обнажила социальную сущность этих страданий. В письмах с фронта к жене обнаруживается переход Барбюса на революционные позиции. На фронте и рождается замысел романа «Огонь», написанного в 1915—1916 гг.
Судьба интеллигента Симона Полена, осознавшего необходимость революционного переустройства мира, изображена в романе Барбюса «Ясность» (1919).
Барбюс приветствовал социалистическую революцию в России. В 1919 г. он создал группу «Кларте» («Ясность»), выступившую с поддержкой Советской России. В группу «Кларте» вошли А.Франс, Р.Лефевр, П.Вайян-Кутюрье, Ж.Дюамель, Ж.Ромен, Г.Брандес, Б.Ибаньес, Т.Гарди, Г.Уэллс, Э.Синклер, С.Цвейг, в ее деятельности приняли участие Б. Шоу, Р.Тагор, Г. Манн. Бабюс был автором манифеста группы — книги «Свет из бездны» (1919). С поддержкой работы группы выступили М. Горький, Р. Рол-лан.
В 1923 г. Барбюс вступает во Французскую коммунистическую партию. Из произведений писателя 1920-х годов особое значение имеет сборник новелл и очерков «Происшествия» (1928). В русском издании 1929 г. эта книга названа «Правдивые повести» — заглавие русскому переводу дал сам Барбюс. Книга возникла в результате поездки писателя на Балканы (1925) в составе Международной комиссии по расследованию фактов белого террора в период, когда мир оказался на грани войны. Обращаясь к урокам Парижской коммуны, революционных выступлений во французской армии в 1917 г. (этому эпизоду посвящен рассказ «Как мстят солдаты»), действий на фронтах Первой мировой войны, к фактам «белого террора» и «колониального гнета» (названия второго и третьего разделов сборника, следующих за разделом «Война»), Барбюс раскрывает классовую природу войны, царящей в мире капитала, жестокости и несправедливости.
Эстетические воззрения писателя изложены в книге «Золя» (1932). Барбюс неоднократно бывал в СССР, посвятил нашей стране книгу «Россия» (1930) и другие работы. Он умер в Москве во время очередного визита в СССР.
«Огонь». Воздействие творчества Барбюса на прогрессивных писателей мира связано прежде всего с романом «Огонь». Первые главы созданы в госпитале в декабре 1915 г. В 1916 г. роман печатался в газете «Творчество» с большими цензурными купюрами и искажениями, а 15 декабря того же года вышел отдельным изданием в издательстве «Фламмарион» с указанием о присуждении роману Гонкуровской премии.
Основная мысль романа — неизбежность прихода народных масс, вовлеченных империалистами в войну, к революционным идеям. Форма «дневника одного взвода» позволяет автору достигнуть предельной достоверности в описании войны. Вместе с тем Барбюс стремится придать «дневнику» романную масштабность и многоплановость. Следуя за героями произведения, читатель оказывается то недалеко от передовой, то в глубоком тылу, то в огне атаки.
Первая глава придает роману поэтический характер: возникает сопоставление с «Божественной комедией» Данте. Барбюс, далекий от какой-либо религиозности, строит произведение как нисхождение из «рая» к последнему кругу «ада», показывая, что империалистическая война страшнее любой поэтической выдумки об ужасах потустороннего мира.
Впервые мотив прозрения появляется в главе «Видение», открывающей книгу. Живущие в единственном доступном для людей этого времени «раю» — в горах Швейцарии, где нет войны, «бледные провидцы», как их называет автор, представители разных народов, уже пришли к тем выводам, к которым предстоит прийти солдатам взвода после нечеловеческих испытаний на войне. В главе «Заря», завершающей книгу, достоверно и ярко показано пробуждение сознания солдатской массы, его революциони-зация.
Сразу после публикации книга оказывается в центре всеобщего внимания, вызывает ожесточенные споры. Анетт Видаль приводит в своей работе о Барбюсе выдержки из различных документов'. Солдаты пишут с фронта: «Вы во всеуслышанье произнесли слово правды... Спасибо за то, что вы отомстили за нас, разоблачили войну...» Те, кто не воевал, обращаются к автору: «Мы увидели войну, мы почувствовали страдания солдат». Журналистка Северин восклицает: «Это торжество совести, реванш правды». Прямо противоположное мнение высказывала националистическая пресса: «Отвратительная книга... Головешка, которую забрасывает в лавку с товаром, разгулявшись, идиот, чтобы всех поразить... "Огонь" не только плохое произведение, но и низкий поступок... Ни единого красивого чувства, ничего, что бы служило интересам Франции... Барбюс никогда не понимал французской души. Книжонки Барбюса означают, что он агент врага, только и всего». Сопоставление этих высказываний и оценки романа, данной крупнейшими писателями XX в., позволяет сделать вывод о том, что первая крупная дискуссия вокруг произведения социалистического реализма на Западе была дискуссией о правде и ее отражении в искусстве. Правдивость книги Барбюса отмечали Р. Роллан, Р.Лефевр и др. М.Горький писал о романе Барбюса: «Мрачная книга его страшна своей беспощадной правдой, но всюду во мраке изображаемого им сверкают огоньки нового сознания...». Барбюс понимал, что степень правдивости романа будет главным предметом споров — отсюда поиски документальной формы («роман-дневник»), стремление в точности сохранить речь солдат (об этом шли бесконечные дискуссии между автором и боявшемся «неприличий» газетным издателем Поставом Тери) и т.д. Обвинения Барбюса в натурализме не имеют оснований, т.к. не учитывают тех задач, которые стояли перед автором.
Присуждение роману Гонкуровской премии в период разгула шовинизма и травли писателя реакционными кругами показывает, что литераторы сразу оценили выдающиеся художественные достоинства произведения. Роман получил признание народа: к июлю 1918 г. было выпущено 200 тысяч экземпляров, немедленно разошедшихся по стране (для военной Франции это невиданный тираж). Антифашистская литература
Вторая мировая война вызвала к жизни литературу Сопротивления (Л.Арагон, Э.Триоле, Веркор, П.Элюар, А.де Сент-Экзюпери, А.Камю, Э.Хемингуэй, Ю.Фучик, М.Залка, Б.Брехт, А. Зегерс и многие другие). В литературе Сопротивления усиливается реализм, она демократична по содержанию и по форме, ориентируется на самого широкого читателя.
Фучик. Юлиус Фучик (1903— 1943) — национальный чешский герой-антифашист, писатель и журналист. Книга очерков «В стране, где наше завтра является уже вчерашним днем» (1932) он рассказал о своих впечатлениях от поездки в СССР. В годы фашистской оккупации Чехословакии был членом подпольного ЦК КПЧ, руководил нелегальной печатью. В 1942 г. арестован гестапо и после пыток казнен в Берлине. Ю. Фучик был посмертно награжден Международной премией Мира (1950).
Огромной силой воздействия обладает книга Фучика «Репортаж с петлей на шее» (опубл. 1945), написанная в тюрьме. В ней документально точно воспроизведенные события сочетаются с художественной реалистической образностью.
Призыв Ю. Фучика, обращенный к читателю в конце книги: «Люди... Будьте бдительны!» — стал лозунгом в борьбе за мир и гуманизм, против фашизма.
Неореализм
Одно из самых показательных для характеристики реализма XX в. явлений — итальянский неореализм, отразившийся не только в литературе, но и в кино. Он сложился под влиянием движения Сопротивления, охватившего Италию в 1943— 1945 гг. Истоки этого течения — в веризме, заметное воздействие на него оказало советское и французское киноискусство. Его теоретик — Д. Дзавати-ни, программные произведения — фильм Р.Росселини «Рим — открытый город», роман В. Пратолини «Повесть о бедных влюбленных». Неореалисты выдвинули в центр произведения образы людей из народа, героев Сопротивления, тему человеческого достоинства перед лицом жестокого мира, отбросили усложненные формы во имя ясности и правдивости. Они использовали в литературе принципы и приемы реалистического кино. Достижения неореализма связаны с деятельностью Э. Де Филиппо, П. П. Пазолини, Д.Родари, А.Моравиа. В 1960-е годы начинается отход ведущих итальянских писателей от неореализма (В. Пратолини, С.Квазимодо, А.Моравиа, И.Кальвино), что объясняется стремлением преодолеть эмпиризм неореалистического искусства, расширить аналитические возможности литературы. Из явлений это-
Вулф. Вирджиния Вулф (1882— 1941) — английская писательница, одна из крупнейших представительниц модернизма, техники «потока сознания». Среди ее произведений — романы «Выезд» (1904), «Ночь и день» (1919), «Комната Джейкоба» (1922), «К маяку» (1927), «Волны» (1931), «Орландо» (1931) и др. Особенно известен роман «Миссис Дэллоуэй» (1925). Главная героиня, «прелестная женщина, похожая на птичку, на сойку, сине-зеленую, легонькую, живую, хоть ей уже за пятьдесят», обладает замечательным свойством чувствовать внутреннюю жизнь людей. Рядом с ней все очевидное и зримое кажется ей более зыбким. Писательница показывает множественность точек зрения, их смену для создания этого эффекта зыбкости видимого, на которое накладывает отпечаток психология любого человека. Лоуренс. Дэвид Герберт Лоуренс (1885— 1930) — английский писатель, автор романов «Белый павлин» (1911), «Сыновья и любовники» (1913), «Радуга» (1915) и др. Наиболее знаменит роман «Любовник леди Чаттерли» (1928), запрещенный в Англии до I960 г. из-за предельно откровенно описанных сексуальных сцен. Между тем этот роман интересен прежде всего глубоким постижением психологии молодой женщины Констанции, ставшей леди Чаттерли.
Блестящий, обаятельный и аристократичный муж Констанции Клиффорд вернулся с Первой мировой войны инвалидом. Констанция полна к нему нежности и сострадания, но постепенно замечает, что ни в нем, ни в его окружении, несмотря на внешний лоск, нет подлинной жизни. Она находит настоящее счастье, сойдясь с егерем Оливером Меллорсом. Узнавший об этой связи муж оскорблен не изменой жены, а тем, что она избрала предметом любви человека не его круга. Констанция насильно разлучена с Меллорсом, но она носит под сердцем его ребенка.
Голсуорси. Джон Голсуорси (1867—1933) — английский писатель-реалист, автор 20 романов, 27 пьес, 3 сборников стихов, 173 новелл, 5 сборников эссе. Широкое признание к нему пришло после выпуска в одном томе «Саги о Форсайтах» (1922) — грандиозной эпопеи-хроники о судьбах многочисленных представителей семьи крупных буржуа Форсайтов. В этот цикл вошли три романа и две новеллы-интерлюдии. Первый роман — «Собственник» (1906), написанный в традициях Диккенса и Теккерея, содержит критику буржуазного жизненного уклада. На примере Со-мса, одного из Форсайтов, особенно ярко показано разрушающее личность чувство собственности. Новелла «Последнее лето Форсайта» (1917, опубл. 1918), где автор снова вернулся к героям «Собственника», в общей композиции цикла о Форсайтах заняла место интерлюдии, за которой следуют роман «В петле» (1920), новелла-интерлюдия «Пробуждение» (1920), роман «Сдается в наем» (1921). В 1929 г. вышло однотомное издание второй трилогии о Форсайтах — «Современная комедия», включавшей роман «Белая обезьяна» (1924), интерлюдию «Идиллии» (1927), роман «Серебряная ложка» (1926), интерлюдию «Встречи» (1927), роман «Лебединая песня» (1928). В двух трилогиях дана картина жизни Англии с 1886 по 1926 г. Наряду с сатирической широко представлена лирическая линия, в которой Голсуорси развивает традиции романов И. С. Тургенева. Голсуорси — необычайно глубокий и тонкий психолог. Его эпическое, психологическое мастерство было отмечено Нобелевской премией (1932).'
Мартен дю Гар. Роже Мартен дю Гар (1881 — 1958) — французский писатель-реалист. В наиболее значительных произведениях до Первой мировой войны (романы «Становление», 1909; «Жан Баруа», 1913) Мартен дю Гар рассматривает проблемы становления человеческой личности. В центре романа «Жан Баруа» — по-литическая борьба вокруг дела Дрейфуса, имеющего, с точки зрения писателя, решающее значение для понимания своего времени.
В августе 1914 г. Р.Мартен дю Гар был призван в армию, в которой находился в течение всей Первой мировой войны.
Крупнейшее произведение Р. Мартен дю Гара — роман «Семья Тибо» (1920—1940). Первоначально повествование не выходило за рамки жанра семейной хроники («Серая тетрадь», 1922; «Исправительная колония», 1922). Однако в последних частях («Лето 1914 года», 1936; «Эпилог», 1940) пласт семейного времени вытесняется пластом исторического времени, семейная хроника перерастает в эпопею, подобно тому, как это произошло в «Очарованной душе» Р. Роллана. Роман вошел в золотой фонд мировой литературы XX в. (Нобелевская премия, 1937). Историю создания романа «Семья Тибо» писатель рассказал в «Автобиографических и литературных воспоминаниях» (опубл. 1955). Здесь же Р.Мартен дю Гар изложил свои реалистические воззрения, отметил огромное влияние творчества Л. Н. Толстого на его литературную деятельность, охарактеризовав Толстого как лучшего учителя для будущего романиста.
О'Нил. Юджин О'Нил (1888—1953) — американский драматург. Уже в семи одноактных пьесах (сб. «Жажда и другие одноактные пьесы», 1914) он бросил вызов коммерческому театральному искусству Бродвея: их действие происходило не в буржуазных салонах, а в портах, матросских кубриках, действующими лицами были простые рабочие, моряки, их диалоги сохраняли черты реальной разговорной речи. Образцом для себя драматург считал пьесы А. Стриндберга. В пьесах О'Нила, в частности в первой полнометражной драме «За горизонтом» (Пулитцеровская премия, 1920), реализм сочетается с натурализмом и экспрессионизмом. Это придает психологизму обостренный, обнаженный характер. Крупнейшим достижением О'Нила стала драма «Любовь под вязами» (1924), разрабатывающая такие темы, как супружеская неверность, кровосмешение, детоубийство. Запретность тем, которые раскрыты драматургом в подчеркнуто жестких тонах, сделала премьеру драмы скандальной. Вместе с тем было отмечено, что ОЧтйлу удалось возродить и обновить исчезающий в XX в. жанр трагедии (что было признано при вручении ему Нобелевской премии в 1936 г.).
Кафка
Жизненный и творческий путь. Франц Кафка (1883—1924) — австрийский писатель, один из «отцов» модернизма — родился в Праге, входившей в состав Австро-Венгерской империи, в еврейской семье. Отец решил, что мальчик должен быть воспитан в традициях немецкой культуры. Получив юридическое образование, Кафка большую часть жизни проработал агентом по страхованию и на других чиновничьих должностях. Тонкая, впечатлительная натура, он не нашел счастья в отношениях с женщинами. Кафка был болен туберкулезом, который рано свел его в могилу. За два года до смерти он в завещании требовал сжечь все его неопубликованные рукописи. Но душеприказчик Кафки писатель Макс Брод осмелился нарушить завещание и опубликовал рукописи. Если при жизни Кафка был малоизвестным писателем, автором нескольких сборников новелл и притч, то в течение трех лет после смерти он получил признание как крупный мастер, автор трех романов — «Пропавший без вести» (в американскомиздании — «Америка»), «Процесс», «Замок». Брод опубликовал также законченные и незаконченные новеллы, притчи, дневник, письма Кафки. К середине века он стал восприниматься как один из крупнейших писателей мира.
«Процесс». Черновая редакция романа была завершена в январе 1915 г. Он был опубликован М. Бродом через год после смерти Кафки, в 1925 г.
Главной, определяющей единство всех эпизодов текста, в «Процессе» становится тема вины.
Герой произведения, Иозеф К. почти не индивидуализирован, что обозначено автором в сокращении его фамилии до одной буквы. Столь же абстрактна и его вина: суть обвинений в адрес Йозе-фа К. намеренно скрыта.
Разбуженный в собственной спальне некими представителями закона, Иозеф К. узнает о том, что ему предъявлено некое обвинение. Не чувствуя за собой никакой вины, Йозеф К. тщетно пытается доказать свою невиновность, бродя по фантасмагорическим лабиринтам судебных инстанций. Но постепенно его уверенность исчезает, и он уже не сопротивляется, когда двое исполнителей наказания отводят его на какой-то пустырь и перерезают ему горло.
Выдающийся немецкий писатель Г. Гессе дал религиозную трактовку романа: «...Речь здесь не о том или ином отдельном прегрешении, из-за которого обвиняемый оказался перед судом, а об извечной греховности всякой жизни, что искупить невозможно. Большинство обвиняемых осуждены в этом бесконечном процессе, немногих счастливчиков полностью оправдывают, остальных же осуждают "условно", то есть в любой момент против них может быть возбуждено новое дело, может последовать новый арест. Короче, этот "процесс" — не что иное, как греховность самой жизни, а "осужденные" — в отличие от невиновных — те подавленные, полные предчувствия люди, у которых от одного взгляда на эту греховную жизнь щемит сердце. Но они могут обрести спасение, идя стезей покорности, кротко принося себя в жертву неизбежному»1.